Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1361

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принимались меры по устройству беспризорных детей-сирот и находящихся в детских учреждениях в другие семьи. 6 февраля 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «О передаче воспитанников детских домов в крестьянские семьи», а 28 мая 1928 г. — «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящихся в городах и рабочих поселках».

Уделялось внимание обеспечению подростков и молодежи работой в условиях роста безработицы. В феврале 1927 г. СНК РСФСР издал постановление «О мероприятиях, обеспечивающих доступность получения работы молодежью и подростками», согласно которому все государственные, кооперативные, общественные, частные учреждения и предприятия были обязаны обеспечить рабочие места подростка.

Управление социальным обеспечением. Функции наркомтруда, наркомсобеса, наркомпросвещения: их разграничение.

НАРКОМТРУД — орган государственного управления, осуществлявший регулирование условий труда на территории Союза Советских Социалистических Республик с 1923 по 1933 годы. Задачи:

а) учета трудоспособного и трудообязанного населения и технических сил и потребности рабочей силы;

б) проведение трудмобилизации и трудповинности;

в) распределение и перераспределение рабочей силы, организация иммиграции рабочей силы из-за границы и реэмиграции ее и т. д.

Мы видим, что в этот комиссариат вошли задачи более или менее технические по отношению к труду, в том числе и прежние биржи труда.

Структура: нарком, коллегия при наркоме, общее управление, отделы рынка труда, охраны труда, тарифно-конфликтный и статистический, а также центральное управление социального страхования.

НАРКОМСОБЕС

Первоначальное его название было Нар. Ком. Социального Призрения, и лишь декретом от 30/17 апр. 1918 года он был переименован в Нар. Ком. Соц. Обеспечения. Его задача была первоначально принять на себя все ведомства призрения гражданского и военного характера, и только с изданием положения о соц. обеспечении (31 окт. 1918 г.) он получил те широкие полномочия, которые ему подчинили заботы о трудящихся , внеспособности их к труду (по малолетству, болезни, увечью, старости и т. д.). Задачи:

а) обеспечение инвалидов и семейств инвалидов, а равно и семейств призванных в красную армию и лиц комсостава;

б) организация государственной и общественной помощи при стихийных социальных бедствиях;


в) содействие созданию органов социальной взаимопомощи среди сельского населения, ремесленников, кустарей и т. д., а равно руководство и контроль за деятельностью этих органов;

г) организация использования труда инвалидов и т. д.:

д) защита правовых интересов обеспечиваемых.

НАРКОМПРОСВЕЩЕНИЕ

Народный Комиссариат по просвещению ведает всей научной, художественной и учебной деятельностью как общего, так и профессионального характера.

23 февраля 1918 г. было принято постановление о том, что все начальные, средние, высшие, открытые и закрытые, общеобразовательные и специальные учебные заведения, казенные, общественные и частные, числящиеся в различных ведомствах, переводятся в ведение Наркомпроса со всеми помещениями, имуществом и капиталами, находящимися в их пользовании, а также ассигновками и кредитами.

Создание системы социального страхования для работающих, пенсионного обеспечения, бесплатной медицинской помощи, осуществление программ социального обеспечения.

В 1912 году был принят пакет законов, заложивших фундамент российского социального страхования: «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об обеспечении рабочих на случай болезни≫, ≪О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве».

1918-1933 годы. В соответствии с декретами 1918 года «О введении полного социального страхования» и «Положения о социальном обеспечении трудящихся» социальное страхование было заменено социальным обеспечением — «бесплатным» "социальным страхованием трудящихся. Средства предполагалось взымать с предприятий и предпринимателей и из государственного бюджета.

1921 год — во время НЭПа возникла необходимость вернуться к практике социального страхования — обеспечение выплат за счёт государства было заменено выплатами из фондов, сформированных за счёт взносов. С отказом от политики НЭПа система учета социальных рисков и соц страхования была вновь максимально упрощена

  • · Разработка законодательства о пенсионном обеспечении по старости как самостоятельном виде социального обеспечения стала проводиться в 1928-1932 гг. Первые пенсии по старости были установлены для рабочих текстильной промышленности постановлением Наркомтруда СССР от 5 января 1928 г. «О предоставлении пенсионного обеспечения престарелым рабочим предприятий текстильной промышленности».

  • · 15 мая 1929 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости», в соответствии с которым пенсионное обеспечение было введено и для рабочих таких ведущих отраслей промышленности, как горная, металлургическая, электропромышленность, железнодорожный и водный транспорт


1933-1990 годы. С 1933 года соцстрах переходит в ведение профсоюзов. К 1938 году складывается модель социального страхования, в основе которой лежит централизация денежных средств, которые собираются и тратятся по единым правилам. Средства поступали из выплат предприятий и/или из госбюджета. Медицинское обслуживание было выведено из системы социального страхования и получало финансирование только из бюджета

Особенности социальной политики в СССР в 30-40-е годы. Функции НКСО в 30-е годы.

В 30-е гг. происходит переориентация в деятельности социального обеспечения, где наряду с декларированием полного государственного обеспечения трудящихся, выдвигается тезис о «борьбе со всякого рода паразитизмом и тунеядством» . Основная задача социального обеспечения в эти годы — работа по трудоустройству и обучению инвалидов.

В 1937 г. круг основных задач НКСО расширяется и охватывает такие сферы, как государственное обеспечение инвалидов труда и других категорий; организация материально-бытового, культурного, лечебно-оздоровительного и санитарно-курортного обслуживания; руководство деятельностью учреждений социального обеспечения, «делом трудового производства инвалидов»; работа врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭК); руководство работой протезных учреждений, сетью касс общественной взаимопомощи; подготовка кадров работников по социальному обеспечению, составление планов развития социального обеспечения в РСФСР; утверждение законов по социальному обеспечению.

Социальная помощь населению в годы Великой Отечественной войны.


Направления социальной помощи в ВОВ:

  • · С конца июня 1941 г. выпускается целый ряд указов, послуживших основой для социального обеспечения семей фронтовиков. Постановление СНК СССР «О льготах для семей военнослужащих, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны», пособия

  • · Реабилитация раненых. Государственным комитетом обороны организованы дома для инвалидов Великой Отечественной войны, (впоследствии преобразованные в трудовые интернаты).

  • · Проблемы охраны детства и попечения сирот. Эвакуация вглубь страны. В постановлении СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» предусматривались создание дополнительной сети детских домов, а также участие граждан в воспитании детей в форме опеки и патронажа.

Опыт государственного социального обеспечения в 50-80-е годы в Советском Союзе.

в 1949 г. вместо НКСО образовывается Министерство социального обеспечения, деятельность которого разворачивается в последующие десятилетия.

Новый этап - 14 июля 1956 г. принимается Закон о государственных пенсиях, по которому не только расширяется круг лиц, которым предоставляются пенсии, но и в самостоятельную отрасль выделяется законодательство о социальном обеспечении. Практически положено начало всеобщему государственному пенсионному обеспечению трудящихся. Но это только для городских. Через 8 лет принимается Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов.

В январе 1961 г. на Министерство возлагались следующие функции: выплата пенсий; организация врачебно-трудовой экспертизы; трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов; материально-бытовое обслуживание пенсионеров, многодетных и одиноких матерей; предоставление протезно-ортопедической помощи.

Важнейшим направлением деятельности социального обслуживания населения являлось материальное обеспечение, которое шло по трем основным направлениям: государственное социальное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обеспечение колхозников.

  • Финансирование государственного социального обеспечения осуществлялось за счет государственных, республиканских и местных бюджетов (оно распространялось на военнослужащих, учащихся и другие категории граждан).

  • Финансирование государственного социального страхования обеспечивалось за счет страховых взносов предприятий, организаций и дотаций государства (оно распространилось на рабочих и служащих).

  • Социальное обеспечение колхозного крестьянства осуществлялось за счет средств колхозов и дотаций государственного бюджета. На всех граждан СССР распространялось бесплатное медицинское обслуживание.


В начале 80-х гг. к системе социального обеспечения добавляются такие функции: выполнение заданий государственного плана и обеспечение строгого соблюдения государственной дисциплины; рациональное использование капитальных вложений и повышение их эффективности, снижение себестоимости и сокращение сроков строительства, своевременный ввод производственных мощностей. Основным направлением деятельности стало социальное обеспечение нетрудоспособного населения.

Социально-экономические реформы в конце 80-х гг. существенно изменяют ситуацию в стране. На определенном этапе становления советского государства практически Россия лишается гражданского общества, и, как следствие этого, в системе помощи и защиты начинает доминировать государство; общественные организации, существующие лишь номинально, не принимают участия в данной деятельности. Такой подход не мог не отразиться и на том, что общественное призрение, охватывающее различные сферы человеческой деятельности, практически сводится в данный период только к проблемам социального обеспечения. Мы можем констатировать, что происходит сужение парадигмы помощи, многие виды социального патронажа, оформившиеся эволюционным путем, в общественной практике утрачиваются.

Положение о выплате пенсий, пособия по беременности и родам и т.д.

Кроме обязательной и гарантированной пенсии по выслуги лет в СССР применялись и другие формы социальной помощи. Среди из наиболее распространенных можно выделить выплата пособий по инвалидности, беременности и родов, больничное и санаторно-курортное лечение; снабжение протезными изделиями; профессиональное обучение и переобучение; направление на работу в соответствии с заключением ВТЭК; предоставление места престарелых и инвалидов; содержание детей в летних лагерях отдыха и т.д.


  1. Этапы становления и развития социальной помощи и поддержки населения за рубежом (Аня)

Древнейшие формы помощи и поддержки в Древней Греции и Древнем Риме. Роль монашеских Орденов в Средневековой Европе в оказании первой помощи нуждающимся. Рост роли и влияния христианской церкви. Значение церкви и государства в борьбе с голодом и эпидемиями. Борьба с добровольным нищенством. Развитие законодательства по социальным вопросам, строительство работных домов