Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1119

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во время интервью соц работник не только ставит ?, но и готов предоставить необходимую информацию

Клиент должен чувствовать, что его слушают, помогут

Соотношение открытых и закрытых вопросов, в зависимости от времени ( если min времени – закрытые, если много – открытые; но открытые дают качественный результат)

Преодолеть барьеры общения (когда клиент не доверяет). Барьеры могут возникнуть, если соц работник воспринимает клиента в соответствии с его соц статусом (любой человек должен восприниматься как личность, а не как его соц статус – субъект-субъектные отношения)

Специалист не должен выносить категорических осуждений, оценок в отношении клиента

Помнить о следующих закономерностях собеседования: кого-то надо остановить, кому-то помочь начать говорить. Если клиент остановился и задумался – «+» (он размышляет, рефлексия).

Нельзя прерывать. Человек проговорил проблему => поднялся над ситуацией=>видит направление, в котором надо двигаться дальше.

Правильно задавать вопросы:

Интонация – нейтральная

Не следует задавать большое кол-во вопросов (выглядит как допрос, чел вынужден оправдываться)/малое к-во – можете упустить что-то важное, не получить качественню информацию.

Нельзя задавать вопросы только со слова «почему?

Итак, при проведении интервью специалист по соц работе должен помнить перечисленные требования для того, чтобы его проф деятельность была боле успешной, продуктивной. Более того, ему необходимо уметь использовать вопросы, чтобы заставить клиента отступить от обычной схемы поведения, увидеть новые возможности, пути поведения.

Схема интервью с клиентом, характеристика основных этапов.

Перед интервью – цель, задачи, сбор информации.

Начало - соц работник представляется, говорит о том, чем может помочь, намечает план интервью (помнить, что базируемся на одной проблеме, если несколько проблем – несколько интервью); представляется клиент, обозначаем время, продолжительность И.

Середина – соц работник задает основные вопросы. СР направляет, контролирует процесс. СР должен дать возможность не только изложить историю, но и выразить свое отношение
, мысли, чувства

Конец – обсуждение след встречи, подвести итоги, что необходимо сделать клиенту?

Методика проведения собеседования (интервью) с клиентом.

Под методикой понимается совокупность методов и приемов для систематического, последовательного, целенаправленного проведения какого-либо действия (в данном случае – для проведения интервью).

Павлова

24. Предоставление услуг, посредничество и консультирование как основные виды деятельности социального работника в процессе оказания помощи клиенту
Виды услуг, предоставляемых клиенту. Инновационные подходы в организации и предоставлении услуг клиенту. Переговоры и представительство как формы посреднической деятельности. Посредничество в учреждениях межведомственного взаимодействия. Консультативные услуги. Навыки и умения социального работника при проведении социально-бытовых и социально-правовых консультаций.
Ст. 20 федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" определяет исчерпывающий перечень видов социальных услуг, которые предоставляются получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей, а также определяет основное содержание каждого из видов социальных услуг. Общее понятие "социальная услуга" определено в п. 2 ст. 3 как действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в т.ч. срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Закреплены следующие виды социальных услуг:

1) социально-бытовые услуги. В качестве целей таких услуг при этом названо поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские услуги. Как определено при этом, такие услуги имеют своими целями поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг;

3) социально-психологические услуги. Оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде;



4) социально-педагогические услуги. При этом определено, что такие услуги направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных;

5) социально-трудовые услуги. В качестве целей таких услуг при этом названо оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые услуги. Как определено при этом, такие услуги имеют своими целями оказание помощи в получении юридических услуг, в т.ч. бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) социальные услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в т.ч. детей-инвалидов.

8) срочные социальные услуги.

Социальные услуги предоставляют на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, которые принимают по данному обращению решение о предоставлении запрашиваемых услуг.

При получении социальных услуг граждане должны иметь право на:

1. выбор учреждения и формы обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

2. информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

3. уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

4. конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;

5. защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;

6. отказ от социальных услуг.
Инновации. В качестве инновации в сфере услуг выступает результат деятельности (сервисный продукт, технология или ее отдельные элементы, новая организация сервисной деятельности и т. д.), который способен более эффективно удовлетворять потребности потребителей. Современный подход к инновациям в сфере услуг все в большей степени базируется на рассмотрении инноваций как некоторого процесса. Основной акцент делается на процесс обновления и постоянного улучшения. Инновации в области процессов – необходимый элемент развития компании, работающей в сфере услуг. Изменения обычно касаются внутренних процессов или процессов, связанных с доставкой продуктов и услуг до конечного пользователя. Также одним из главных показателем развития сферы услуг является конкурентоспособность услуг, которая непосредственно связана с уровнем инновационной деятельности на каждом сервисном предприятии.


Посредничество. Посредничество – процесс, при котором беспристрастная третья сторона помогает конфликтующим сторонам выработать взаимно удовлетворяющее решение (соглашение). Посре́дничество — это оказание субъектом (субъектами) услуг двум или более сторонам, при этом субъект (субъекты) выполняет роль третьей стороны. Субъектом может быть как юридическое (в общем случае организация) так и физическое лицо. Посредничество как примирительная процедура — способ урегулирования спорной ситуации с участием третьей нейтральной стороны.

Представительство – совершение одним лицом (представителем) в пределах имеющихся у него полномочий сделок и иных юридических действий от имени и в интересах другого лица (представляемого).
Межведомственное взаимодействие при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения осуществляется на принципах: ответственности, обязательности, сотрудничества, комплексности, системности и согласованности действий.Задачей межведомственного взаимодействия является повышение эффективности и скоординированности действий участников в целях обеспечения своевременного и качественного предоставления социальных услуг и социального сопровождения граждан, проживающих в районе.
Навыки соц. работника:

Социальный работник должен овладеть двумя видами навыков общения.

В первую группу навыков общения входит умение познакомиться с клиентом и расположить его к себе, умение выслушать его, навыки основной эмпатии, а также умение проверить на практике запланированное при беседе.

Вторая группа навыков общения направлена на то, чтобы помочь клиенту мобилизовать свои силы. Именно эти навыки позволяют социальному работнику помочь клиенту разобраться в том, что же является причиной его проблем, прояснить все непонятные места в его жизни и раскрыть перед ним новые перспективы, призывающие его к конкретным действиям.
Консультирование – вид с/р в ходе которого специалист с/р помогает клиенту изучить и понять существование проблемы и предложить различные варианты, которые могли быть использованы для ее решения.

Консультирование как технологический способ решения социальных задач — это процедура, часто используемая в социальной работе, в медицинской, юридической практике специалистами разных направлений с целью ориентации граждан, отдельных лиц, семей, групп, общин путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией.


В практике социальной работы встречаются и широко используются несколько типов консультирования, а именно:

  1. общее консультирование клиентов специалистами социальной работы.

  2. специальное консультирование клиентов по направлению социальных работников специалистами социальных служб или учреждений.

  3. обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций работниками вышестоящих организаций и учреждений. Оно включает работу с персоналом, разъяснение содержания законов, социальной политики, программ, процедур, направленных на улучшение социального обслуживания населения.

договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным

организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам.

По форме различают групповое и индивидуальное консультирование, по содержанию — конкретное и программное.

Конкретное консультирование осуществляется в тех случаях, когда речь идет об узкоспециальной проблеме индивида, группы, семьи и т. д. При этом, как правило, происходит не только передача дополнительной информации, которая помогает консультируемому по-новому увидеть волнующую его проблему, но и осуществить поддержку клиенту.

Программное консультирование: акцент в такого рода консультации делается на способах обеспечения реальности мероприятий в планах, на способах развития и оказании действенных социальных услуг, а не на личностной проблеме отдельно взятого клиента, отдельной персоны. Другая разновидность программной консультации предполагает сосредоточение основного внимания на организационных вопросах. Таковы, например, случаи трудностей морально-психологического характера типа напряженности в отношениях между сотрудниками, пагубно влияющей на результаты работы коллектива, чреватые возникновением конфликтов.
Консультирование не является одномоментной акцией, это — процесс. Оно имеет протяженность во времени,

поэтому в этом процессе можно выделить несколько этапов. Основные из них:

— выявление причин, побудивших клиента к обращению за консультацией;

— анализ, оценка и диагностика проблемы;

— формулировка проблемы и определение целей консультации;

— установление стратегии и плана действий;