Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1327

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чем выше ценность потребности и ниже свобода деятельности, тем выше вероятность фрустрации (т.е. неудовлетворения) потребности. Более обобщенная формула прогноза поведения человека по Роттеру: Потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности;

Локус контроля — это качество личности, характеризующее ее склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам (экстернальный локус контроля), либо собственному поведению и своим усилиям (интернальный локус контроля). Интерналы больше заботятся о своем здоровье, у них меньше возникает психологических проблем в жизни, реже встречается депрессия и другие психические расстройства, выше самоуважение и уровень адаптированности, они более устойчивы к внешним воздействиям и независимы от окружающих.

Таким образом, Дж. Роттер показал значение таких внутренних переменных, влияющих на поведение человека, как: локус контроля, ожидание вероятности удовлетворения потребности, степень выраженности потребности, субъективная значимость ценности подкрепления.

Когнитивно-поведенческая терапевтическая теория

Когнитивно-поведенческая терапевтическая теория – представляет собой сфокусированную на навыках терапию, направленную на изменение неадаптивных эмоциональных реакций при помощи изменения мыслей и изменения поведения клиента. То есть в этой теории в равной степени делается акцент и на особенностях мышления, и на поведении.

Согласно теории, внешние стимулы и физиологические реакции вызывают определенные мысли (когниции как результат познавательной, сознательной оценки контекста, в котором эти стимулы проявляются). Любое физиологическое состояние подвергается сознательной интерпретации, вызывает какие-то мысли у человека. Именно эти мысли-интерпретации вызывают, в свою очередь, адекватные их содержанию эмоциональные реакции, которые выражаются в определенной модели поведения, соответствующей когнитивной оценке ситуации.

Поведенческая психология и терапия в теоретической парадигме социальной работы

Человек в поведенческих подходах, рассматривается как индивид, имеющий проблемы с поведением. Индивид расширяет свой репертуар поведения, через процессы социального обучения, познавая свои ошибки. В процессе социальной работы создаются условия для изучения механизмов индивидуального поведения, формируется опыт продуктивного поведения для реальной окружающей среды.


При работе с клиентом нужно провести опрос, направленный на оценку поведенческих особенностей:

  • · в чем видится проблема;

  • · на что жалуется клиент;

  • · в чем поведенческая проблема;

  • · когда возникла проблема с поведением;

  • · является ли проблема с поведением типичной для клиента;

  • · кто бы мог быть посредником;

  • · хочет ли клиент измениться;

  • · имеет ли клиент мотивацию к изменению.

В поведенческой социальной работе окружающая среда – это прежде всего другие люди, роль которых в терапевтическом процессе определяется как источник, подкрепляющий поведенческие стимулы. Контракт рассматривается как конкретная помощь, направленная на модификацию поведения, с четко прописанной программой и результатами изменения.

Главное усилие социальных работников направлено на формирование систем подкрепления в окружающей среде и социальных систем поддержки для определенных адаптивных моделей поведения. В поведенческой модели социальный работник выступает как эксперт, учитель, гид


  1. Экзистенциально-гуманистическая парадигма социальной работы. (Аня) Психологические и философские основания экзистенциально-гуманистической теории социальной работы. Гуманистические подходы А. Маслоу. К. Роджерса. Экзистенциальный подход в практике терапии. Концепция В. Франкла. Концепция Р. Мэя. Символический интеракционизм и феменология (Дж.Г.Мид, Г.Блумер, Э.Гоффман). Жизненный мир (Э.Гуссерль). Концепты социального функционирования в теории социальной работы. Типология личности по К. Роджерсу. Основные потребности личности. Ресурсная модель как основа осмысления механизма равновесия социальных систем. Основные императивы равновесия социальной системы. Критика функционализма К.Гемпелем. Экзистенциально-гуманистическая теория социальной работы (Д.Крилл. С.Олтедал). Источники основных проблем клиента.


Психологические и философские основания

экзистенциально-гуманистической теории социальной работы

Экзистенциально-гуманистическая парадигма теории социальной работы базируется на теоретических концепциях психологии. Немалую роль в ее оформлении сыграли феноменология и символический интеракционизм. Такое многообразие концепций дало основание исследователям рассматривать данную парадигму терапии как

интеракциональную, где основной акцент делается на межличностном взаимодействии. Поэтому считается, что работы А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, Р. Мэя, Дж. Мида, Э. Гуссерля заложили теорию и практику данного метода не только в классической терапии, но и в технологиях практики социальной работы.

Символический интеракционизм - направление в социологии, преимущественно в американской, а также культурологии и социальной психологии, изучающее «символические связи» как один из аспектов социального взаимодействия, то есть общение и взаимодействие, осуществляемое при помощи символов: языка, телодвижений, жестов, культурных символов.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – учение о феноменах; направление в философии 20 в., основанное Э.Гуссерлем; беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.

Гуманистические подходы А. Маслоу, К. Роджерса

Гуманистические темы в данной модели представлены психологическими концепциями Абрахама Маслоу и Карла Роджерса.

Концепция А. Маслоу. Этот американский психолог развивал подходы в психологии, которые исследовали "Я-концепцию" и проблемы самоактуализации личности. Понятие самоактуализации – центральное в его концепции гуманистической психологии. Под самоактуализацией ученый понимал наиболее полное раскрытие способностей и реализацию потенциала человека. Изучив биографии выдающихся личностей истории и современности, он выделил характеристики самоактуализирующихся людей:

1) более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней;

2) принятие (себя, других, природы);

3) спонтанность, простота, естественность;

4) центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе);

5) некоторая "отъединенность" и потребность в уединении;

6) автономность, независимость от культуры и среды;

7) постоянная свежесть в оценке;

8) мистичность и опыт высших состояний;

9) чувство сопричастности и единения с другими;

10) более глубокие межличностные отношения;

11) демократическая структура характера;

12) различие средств и целей, добра и зла;

13) философское, невраждебное чувство юмора;

14) самоактуализирующееся творчество;

15) сопротивление аккультурации, "трансцендирование любой частной культуре".


Самоактуализацию Маслоу рассматривал как процесс, состоящий из определенных поведенческих актов, наиболее важные из которых связаны с переживанием, решением задач в пользу личностного роста, обретением реальности, принятием ответственности за свои действия и т. д.

Маслоу выдвинул концепцию о фундаментальных потребностях человека, которые делятся на нижележащий и вышележащий уровни. Эти потребности находятся в определенной иерархии, а их неудовлетворение ведет к неврозам и психологической неприспособленности личности. Теоретические подходы А. Маслоу нашли отражение в сфере образования, психиатрии, социальной работы.


Концепция К. Роджерса. В подходах к теории личности Роджерс разворачивал определенную систему понятий о самопредставлении индивида в процессе жизненного развития, формируя на этой основе концепцию о полноценно функционирующем человеке. По мнению Роджерса, человек находится в постоянной тревоге из-за несоответствия, которое выражается в его стремлении быть самим собой и в то же время смертельного страха быть таковым, в стремлении познать свой реальный жизненный опыт и в то же время боязни сделать это. Стремлению человека быть самим собой мешают определенные тенденции, осложняющие жизненное функционирование индивида. К ним Роджерс относит подчинение человека тому образу, "кем он должен быть", и страх "двигаться прочь от “Я”, которым он на самом деле не является". Человек, находящийся под таким контролем, не может самоактуализироваться, развиваться на основе самодостаточности, жизненного опыта, не может полностью функционировать. Полноценно функционирующий человек при осознании им своего опыта – индивидуального, не конформного, социализированного – демонстрирует конструктивное поведение, которое соответствует реальности и обогащает не только его личность, но и личности окружающих людей.

Большое внимание в своей теории Роджерс уделял личностному опыту человека, который приобретается в процессе жизни, – феноменальному полю. В связи с этим он выдвигает понятие конгруэнтности, под которой понимает степень соответствия между сообщением (то, что вы выражаете), опытом (то, что происходит в вашем "поле") и осознанием (то, что вы замечаете). И напротив, неконгруэнтность есть степень несоответствия между сообщением, опытом, осознаванием.

Как и Маслоу, Роджерс рассматривал самоактуализацию в качестве важнейшего феномена человеческой жизни. Стремление к самоактуализации он считал наивысшим психическим уровнем развития человека. Клиенто-центрированная терапия Роджерса оказала большое влияние на развитие психологии и практики социальной работы, а его концепт социального функционирования стал базовым в теории и практике социальной работы.

Экзистенциальный подход в практике терапии

Экзистенциальный подход в психологии и практике терапии развивали такие ученые