Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1406
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По мнению В.В. Бойко, синдром «эмоционального выгорания» представляет собой выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Согласно определению ВОЗ, синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это состояние, возникающее в результате хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен.
Стадии и симптомы СЭВ
СТАДИИ:
1) Эмоциональное истощение;
2) Деперсонализация: деформируются межличностные отношения, повышается раздражительность, появляется цинизм, стремление обидеть окружающих;
3) Редукция личностных достижений. Резкое падение самооценки, снижение мотивации, ощущение «черной полосы».
Динамическая модель Б. Перлман и Е. А. Хартман представляет четыре стадии эмоционального выгорания.
1. Первая стадия – напряженность, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Такую напряженность вызывают: навыки и умения работника недостаточны, чтобы соответствовать статусно-ролевым и профессиональным требованиям; работа может не соответствовать его ожиданиям, потребностям или ценностям.
2. Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Движение от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных.
3. Третья стадия сопровождается реакциями основных трех классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях.
4. Четвертая стадия представляет собой эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического психологического стресса. Переживание выгорания проявляется как физическое, эмоциональное истощение, как переживание субъективного неблагополучия – определенного физического или психологического дискомфорта. Четвертая стадия образно сопоставима с «затуханием горения» при отсутствии необходимого топлива.
СИМПТОМЫ:
1. Физические: усталость, физическое утомление, проблемы со сном, паника.
2. Эмоциональные: недостаток эмоций, пессимизм, цинизм, безразличие, тревога, агрессия, раздражительность, истерики, проблемы с концентрацией внимания.
3. Поведенческие: импульсивность, неуравновешенность, увеличение продолжительности рабочего времени («добивание» себя).
4. Интеллектуальные: предпочтение шаблонным рутинным действиям, напрочь отсутствует творческий подход.
5. Социальные: низкая соц.активность и отсутствие интереса к ней.
Основные симптомы синдрома эмоционального «выгорания»:
– ухудшение отношений с коллегами и родственниками;нарастающий негативизм по отношению к клиентам (коллегам);
– злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;утрата чувства юмора, постоянное ощущение неудачи и вины;повышенная раздраженность и на работе, и дома; рассеянность;упорное желание переменить род занятий;обостренная восприимчивость к инфекционным и простудным заболеваниям;нарушение сна;повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня.
Факторы СЭВ:
Внешние – специфика работы
Внутренние – образ жизни, неверный выбор профессии, качества интроверта, постоянное общение с людьми.
Диагностика СЭВ: задачи и методики.
Методики:
1) Опросник эмоционального выгорания В.В. Бойко (выявляет степень и фазы эмоционального выгорания: «напряжение», «резистенция» и «истощение»)
2) Опросник на «выгорание» MBI. Авторами данной методики (опросника) являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек». Позволяет выявить эмоц.истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Адаптирован Н.Е. Водопьяновой.
3) Методика многофакторного исследования личности Р.Кеттелла.
4) Методика смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.
5) Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
Задачи:
1. Выяснение причин и факторов возникновения синдрома. Разработка стратегии действий по коррекции;
2. Позволяет выявить необходимость проведения профилактических работ среди специалистов;
3. Своевременное обнаружение симптомов, принятие экстренных мер;
4. Изучение социально-психологических проблем личности специалиста, мешающих эффективной деятельности (исследования морально-психологического климата коллектива, мотивационного ядра группы, удовлетворенности работника своей деятельностью в организации);
5. выяснение причин негативного воздействия стресса на работника в плане развития у него синдрома выгорания;
6. Информирование коллектива о СЭВ – формирование активной позиции по отношению к организационным и профессиональным стрессам с помощью повышения личной и социальной значимости преодоления стресса.
Группы риска работников, подверженных СЭВ.
1) Люди, которые много общаются с людьми по долгу профессиональной деятельности.
2) Люди, испытывающие внутриличностный конфликт, связанный с работой. Чрезмерная конкуренция.
3) Острая нестабильность и хронический страх потери работы. Состояние встревоженности.
4) Ситуация, связанная с непривичной обстановкой и необходимостью выдать максимальный результат.
5) Жители крупных городов, сталкивающиеся с навязанным общением. Высокая плотность населения.
6) Лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе (ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью).
7) Работники, особенно оказывающие психиатрическую, ургентную или паллиативную помощь (онкологи, врачи хосписов), работающие с тяжелыми, агрессивными или суицидальными больными, пациентами с наркотической или алкогольной зависимостью.
Формирование СЭВ в профессиональной деятельности социального работника может быть связано с такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса; ситуации риска; ситуации с экстремальными условиями, неопределенные ситуации. Характерными для данных ситуаций являются перегрузки - слишком много клиентов, много требований, избыток информации. При увеличении перегрузок социальные работники начинают неосознанно стремиться к уменьшению контакта - меньше личностно вовлекаются во взаимодействие, чаще прибегают к формальным правилам и ритуалам, используют более безличные формы работы. Риск возникновения СЭВ у специалистов по социальной работе может увеличиваться в следующих ситуациях: вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания, работа с "немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им; нехватка условий для самовыражения на работе; напряженность и конфликтность в профессиональной среде; неудовлетворенность профессией, которая основана на осознании неправильности ее выбора.
В социальной работе у молодых специалистов выше риск развития СЭВ. Этот факт объясняется тем, что у специалиста в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, определены конкретные профессиональные цели, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального самосохранения.
Факторы развития СЭВ у соц. работников.
* Постоянная эмпатия и сопереживание клиенту со стороны социального работника. Он принимает на себя проблемы партнера по деловому общению, что является небезопасным для его психического здоровья.
* Работа в ситуации тяжелых болезней, потерь близких людей, насилия, нищеты, лишений и страданий.
* Уровень эмоциональной нагрузки на социального работника возрастает, когда (ввиду недостатка внешних и внутренних ресурсов) он часто представляет собой единственный ресурс, от которого зависит помощь клиенту.
* Синдром развивается при работе специалистов с трудными клиентами, в общении с которыми социальные работники не получают позитивной обратной связи и, следовательно, ощущения профессиональной эффективности своих действий.
* Особенности соц.работы в РФ: Размытость границ профессиональной компетенции, отсутствие достаточного количества технологий решения профессиональных задач, неопределенность критериев оценки.
* Невысокий престиж этой профессии в обществе, трудности жизни самого специалиста приводят к изменениям в мотивационной сфере, разочарованию в профессии и общей деформации личности специалиста.
На синдром выгорания оказывает воздействия ряд факторов:
- личностные;
- организационные;
- ролевые.
► Личностному фактору соответствуют неудовлетворенность профессиональным ростом, установка на благожелательность.
Среди личностных факторов выделяется:
* Пол (женщины более чувствительны и склонны к сопереживанию чужого горя, поэтому они чаще оказываются в зоне профессионального риска).
* Возраст (начинающий специалист ценит свою работу, активно вступает в личностный контакт с клиентами, возлагает большие надежды на будущее и, наоборот, в зрелом возрасте специалист часто ощущает конфронтацию с реальностью и неудовлетворенность в профессиональной деятельности).
* Семейное положение (поддержка крепкой семьи необходима специалисту, распад семьи усугубляет стрессовую ситуацию, ускоряет процесс эмоционального выгорания).
* Образовательный уровень (наличие специального образования по социальной работе повышает стрессоустойчивость специалиста, вооружает его знаниями работы с клиентами).
► Ролевой фактор проявляется в профессиональных ситуациях в коллективе, где общие действия слабо согласованы, нет интеграции усилий, присутствует жесткая конкуренция, нет слаженности и скоординированности действий.
► Влияние организационного фактора на синдром «выгорания» выражается в том, что сложная работа бывает недостаточно организованной, не оцениваемой должным образом, и ее содержанию не соответствует характер руководства. Слабо разработанная законодательная база не защищает социального работника.
Последствия развития СЭВ у соц.работников.
1) Снижение продуктивности деятельности ввиду отсутствия интереса к работе. Негативно сказывается на эффективности учреждения в целом;
2) Риск нанесения ущерба клиенту соц.службы (неверное информирование, ошибки в работе, невнимательность);
3) Риск нанесения вреда собственному здоровью;
4) Проявление девиаций: алкоголизм, суицид и т.д.
5) Отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (отношения с семьей, друзьями);
6) Угроза психических нарушений;
7) Проявления СЭВ могут негативно сказаться на работе специалиста: ухудшение отношений с коллегами, начальством, вплоть до увольнения соц.работника;
8) Пропадает желание заниматься профессиональным ростом, интересоваться чем-то новым, что-то улучшить, чего-то добиться ещё.
Для коллектива и руководителя эмоциональное выгорание сотрудника отражается на снижении производительности его труда. Человек работает спустя рукава, не стремится к эффективному выполнению своих профессиональных обязанностей. Окружающим приходится переделывать или доделывать работу за своего «выгоревшего» коллегу, а иногда вообще брать его работу на себя.
Еще большую опасность представляет собой высокая скорость распространения «выгорания». Подверженные «выгоранию» становятся циничными, пессимистичными людьми. Взаимодействуя с другими людьми на работе они действуют своим стрессом на них и могут целый коллектив превратить в собрание «выгорающих» жертв «неинтересной» работы, «скверной» компании, «плохого» начальства и т. д.