Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1113

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


8) вести переписку (неограниченную) и пользоваться письменными принадлежностями;

9) получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях;

10) на 8-часовой сон в ночное время (ночное время, согласно УПК РФ, определяется с 22.00 до 6.00 местного времени), в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ (например, допрос арестованного может быть проведен и после 22.00, если промедление в получении и проверке показаний может привести к утрате доказательств, помешать задержанию соучастников, отысканию похищенного, пресечению новых преступлений);

11) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее 1 часа;

12) пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка;

13) пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми;

14) отправлять религиозные обряды в помещениях места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа - при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других подозреваемых и обвиняемых;

15) заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой;

16) получать посылки, передачи;

17) на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей;

18) участвовать в гражданско-правовых сделках.

Посредническая функция специалиста в регулировании взаимоотношений между осужденными и руководством пенитенциарного учреждения.

В целях более эффективного решения, поставленных задач группа взаимодействует с другими отделами, структурными подразделениями и руководством исправительного учреждения. Старший специалист по социальной работе имеет право:

- запрашивать и получать необходимую для своей профессиональной деятельности информацию о личности осужденного, а также о группах и коллективах осужденных;

- принимать участие в работе распределительной комиссии по распределению осужденных по отрядам и бригадам;


- участвовать в принятии решений по вопросам представления осужденных, являющихся клиентами социальной работы, к условно-досрочному освобождению;

- вносить предложения руководству исправительного учреждения о применении к осужденным мер поощрения и взыскания.

Особенности социальной работы с заключенными и людьми, освободившимися из пенитенциарных учреждений.


Специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы:

1. Проводится внутри социальных организмов с высокой степенью закрытости и изолированности

2. Объектом является лицо с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью

3. Социальная работа неразрывно связана с исполнением уголовного наказания, имея по сути своей, те же конечные цели, что и этот социальный правовой институт

4. Социальная работа в условиях пенитенциарной системы не должна прекращаться с окончанием исполнения наказания, т.к. бывший заключенный нуждается в ресоциализации.

5. В отличии от других работников социальный работник вынужден занимать особое место, являясь посредником между властью и гражданином, а также, между философией наказания и враждебной философией преступного мира.

Особенности социальной реабилитации лиц, освобожденных от отбывания наказания:

- данный процесс начинается с момента освобождения, и завершается достижением соответствия между ожиданиями – требованиями общества и поведением ранее судимого человека;

- задачей социальной реабилитации является приобщение бывших осужденных к жизни без правоограничений, предполагающей их свободное и добровольное принятие нормативных требований данной среды, соблюдение уголовно-правовых норм;

- социальная реабилитация зависит от адаптационных навыков и способностей, как присущих индивиду изначально, так и сформировавшихся в условиях исполнения наказания;

- успех социальной реабилитации в значительной степени зависит от соотношения системы личностных установок освобожденного и требований, предъявляемых средой;

- социальная реабилитация может быть обеспечена лишь при наличии положительной взаимообусловленной социальной направленности микросреды и личности судимого.

Этапы социальной реабилитации освобожденных:

1) ознакомительный этап – следование к месту предстоящего жительства, явка в органы внутренних дел, трудоустройство, установление личных контактов с ближайшим социальным окружением (около одного месяца); нередко на этом этапе происходит вхождение бывшего заключенного в дома ночного пребывания или реабилитационные центры для бездомных, взаимодействие с которыми сохраняется и на последующем этапе реабилитации – восстановительном;


2) восстановительный этап - восстановление или установление социально полезных отношений, решение бытовых и иных жизненных проблем (продолжительность зависит от конкретных условий);

3) завершающий этап (1-3 года) - закрепление новых отношений, расширение межличностных связей; человек занимает соответствующее место в обществе – получает постоянную работу, устраивает свой быт.

Диагностика проблем заключенных: виды, возможности и ограничения.

Методы изучения личности и среды заключенных:

1) Наблюдение (включенное, невключенное, скрытое, открытое, полевое, лабораторное). Карта наблюдения, цель – изучить степень адаптации в группе (включенное, скрытое, полевое)

Этапы наблюдения: подгот. – составление программы исследования; сбор данных; заключительный – анализ, отчет.

2) Беседа

Преимущества в УИС: информация от первого лица (эмоции, внутреннее состояние)

Недостатки: не идут на контакт, страх разгласить инф., страх экспертизы (страх того, что могут перенаправить в псих. больницу)

3) Анкетирование

Преимущества: быстро, массово, анонимно (повышение уровня откарытости заключенных)

Недостатки: многие заключенные неграмотные (специалисту лучше заполнять самому)

3) Метод сочинения – полный и развернутый ответ на один вопрос

Преимущество: размышление

Недостатки: не стоит давать каждому, не каждый способен

4) Анализ продуктов деятельности – метод изучения личности, позволяющей опосредованно изучить ее психологические особенности по практическим результатам деятельности

Обращается внимание на: качество, количество; затраченное время; предназначение предмета (индивидуальное или общественное); мотивы, которыми человек руководствовался при создании

5) Анализ документов/личного дела

Недостатки: необходимо проверить достоверность; высокий уровень формализма; подделка документов; документы быстро устаревают

6) Метод социометрии – используется для изучения положения личности в группе, а также системы изучения сложившихся взаимоотношений

Каждому предлагается письменно ответить на ряд вопросов, типа: «Укажите в порядке предпочтительности 3х человек, с которыми вы бы хотели работать на одном предприятии».


На основе периодической диагностики актуальных проблем социальные работники разрабатывают и регулярно обновляют впоследствии социальный паспорт ИУ.

Методика социальной работы с людьми, отбывающими и отбывшими наказание.

Методы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере строятся по принципу последовательного устранения всех объективных негативных явлений социально-экономического, социально-психологического характера, искоренение негативных обстоятельств в организации жизни, деятельности, быта и досуга конкретных людей.

Метод расширения позитивных общественных связей и отношений субъекта. Расширение позитивных связей осуществляется с помощью: 1. Приобщения осуждённого на художественную литературу, музыке, искусству, спорту, художественной самодеятельности. 2. Ознакомления его с положительными традициями деятельности других людей. 3. Предоставления ему возможности овладеть соответствующей специальностью. 4. Привлечения осуждённого на общественную деятельность.

Метод прогрессивного исполнения наказания. Он заключается в совокупности юридических, организационных и воспитательных средств, обеспечивающих поэтапное смягчение наказания осужденному по мере повышения степени его исправления. Целью данного метода является стимулирование правопослушного поведения осужденных. Социальный работник здесь только руководит, корректирует и направляет осужденного, а также даёт рекомендации по облегчению дальнейшей исправительной практики осужденного.

Метод психологической коррекции личности осужденного. Психокоррекция видит основной своей целью устойчивое изменение определенных психологических свойств личности, определяющих содержательные стороны социального поведения осужденного. В целом пенитенциарная психологическая деятельность социального работника возможна по таким направлениям как: 1. Оказание психологической помощи в традиционном смысле: диагностическое консультирование и профилактические мероприятия. 2. Улучшение психологического состояния осужденных в целях деструктивных конфликтов и негативного восприятия исправительных воздействий 3. Проведение исправительной психологической коррекции осужденного – это процесс психологического воздействия на определённую совокупность психологических свойств личности преступника, определяющих его социально-правовое поведение с целью устранения или понижения степени его криминогенности.