Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1355

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Индивидуальная программа реабилитации или абилитации разрабатываются и выдаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации и их филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Карта ИПРА подразделяется на несколько частей. Начинается она с основных персональных сведений о человеке с инвалидностью. Этот раздел помимо анкетных данных включает в себя сведения: об образовательном уровне (общем и профессиональном); о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была); о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности и жизнедеятельности в принципе.. Также указывается срок, на который оформлена ИПРА. На основании объективных данных делается экспертное заключение и формируется реабилитационная программа. Карта ИПРА включает следующие разделы:+

Мероприятия медицинской реабилитации или абилитации;

Мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации;

Мероприятия социальной реабилитации или абилитации;

Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом (выделен отдельно от социальной реабилитации);

ТСР, предоставляемые человеку с инвалидностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и др. источников;

Виды помощи, оказываемые человеку с инвалидностью в преодолении барьеров.

В ИПРА для детей с инвалидностью добавлен раздел “Психолого-педагогическая реабилитация”. Медицинская реабилитация людей с инвалидностью осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека.

Разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) состоит из следующих этапов:

а) проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики;

б) оценка реабилитационного потенциала;

в) определение реабилитационного прогноза и мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих человеку с инвалидностью восстановить (сформировать) или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний, социальным статусом и реальными возможностями социально-средовой инфраструктуры.


ИПРА составляется в двух экземплярах: один выдается человеку с инвалидностью или его законному, уполномоченному представителю на руки, о чем делается запись в журнале выдачи ИПРА, второй – приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.

Медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина Правовые ресурсы Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 29.03.2018) "О порядке и условиях признания лица инвалидом"

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства, в главном бюро, в Федеральном бюро, может проводиться на дому, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья. Также медико-социальная экспертиза может проводиться заочно в случае отсутствия положительных результатов проведенных в отношении инвалида реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина в соответствии с указанными в нем одной или несколькими целями.

Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

Целями проведения медико-социальной экспертизы могут являться:



а) установление группы инвалидности;

б) установление категории "ребенок-инвалид";

в) установление причин инвалидности;

г) установление времени наступления инвалидности;

д) установление срока инвалидности;

е) определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;

ж) определение стойкой утраты трудоспособности сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации;

з) определение нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

и) определение причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы;

к) разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида);

л) разработка программы реабилитации лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

м) выдача дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;

н) выдача новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина;

о) иные цели, установленные законодательством Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.

Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному или уполномоченному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.


По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.

Акт медико-социальной экспертизы гражданина, протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина, индивидуальная программа реабилитации или абилитации гражданина формируются в дело медико-социальной экспертизы гражданина.

Гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54738-2021 «Реабилитация инвалидов»https://sosbs.ru/upload/medialibrary/9b0/fqaj81q3t974z2afx3b0l5ao3kqc42ws/ГОСТ%20Р%2054738-2021.%20Реабилитация%20инвалидов.%20Услуги%20по%20социальной%20реабилитации%20инвалидов.pdf

Профессиональную компетентность специалиста социальной работы можно представить как качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний, в том числе специальных знаний по конкретной специальности, профессиональных умений и навыков, опыта, наличие профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность выполнения профессиональных обязанностей, определенного уровня устойчивой потребности в том, чтобы быть компетентным, интереса к профессиональной деятельности. Необходимы знания в следующих областях: нормативно-правовая, психолого-педагогическая, медико-биологическая, социально-реабилитационная.
Павлова

67. Инвалиды как специфическая группа социальной реабилитации

Развитие моделей понимания инвалидности: медицинская и социальная модель. Понятие «тяжелые нарушения здоровья» и «ограниченные возможности». Современные тенденции инвалидности. Основные проблемы инвалидов. Причины увеличения числа людей с ограниченными возможностями в мире и в России. Инвалиды как специфическая группа социальной реабилитации. Целевые установки социальной реабилитации инвалидов. Виды социальной реабилитации инвалидов: по направленности (социально-трудовая, социально-бытовая, социально-средовая и социально-культурная); по уровням (первоначальная, элементарная, полная реабилитация); по технологиям (медицинская, техническая, психологическая и педагогическая реабилитация). Основные методы и средства социальной реабилитации.

Медицинская модель инвалидности связана с бурным развитием медицины в Новое время. Данная модель рассматривает физическое и психическое различие людей в рамках таких терминов, как «патология», «отклонение» или «дефект».
Как считают представители данной модели, человек с инвалидностью должен исполнять роль больного или социального аутсайдера по концепции Т. Парсонса. Социальный статус человека с инвалидностью по медицинской модели может быть повышен только тогда, когда он сможет излечиться от своих устойчивых заболеваний. Данная позиция приводила к тому, что роль больного закреплялась за человеком с инвалидностью навсегда. Таким образом, инвалидность в медицинской модели рассматривается как дефект, не позволяющий ему участвовать в традиционной социальной жизни общества. Именно поэтому должна существовать специальная сеть интернатов, изолирующих людей с инвалидностью. Также медицинская модель инвалидности рассматривает людей с инвалидностью как объект, а не субъект социальной политики государства в области инвалидности. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что медицинская модель инвалидности рассматривает инвалидность в контексте болезни или тяжёлых увечий у людей с инвалидностью.
В социальной модели инвалидности данный феномен понимается как социальная проблема, так как считается, что ограничение возможности человека – это не проблема организма человека и не его вина, а проблема окружающий среды. Социальная модель инвалидности возникла благодаря деятельности самих людей с ограниченными возможностями. Первоначальные идеи социальной модели инвалидности можно проследить в эссе, которое было написано человеком с инвалидностью Полом Хантом. Это эссе называлось «Критическое условие "Critical Condition Пол Хант полагал, что люди с дефектами являются вызовом для западного общества, поскольку они воспринимаются как люди с низким социальным статусом. В 1976 году организация под названием «Союз людей с дефектами в изоляции» на основе идей, высказанных Полом Хантом, выдвинула собственное определение инвалидности. По мнению представителей данной организации, инвалидность – это препятствие или ограничение деятельности, которые обусловлены современным социальным устройством, при котором уделяется незначительное внимания людям с инвалидностью.

ОВЗ - недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.