Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1097

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Причины увеличения лиц с ОВЗ в России и в мире:

a) войны и последствия войн; и другие формы насильственного разрушения, нищеты, голода, эпидемий и больших перемещений населения;

b) высокая доля семей, испытывающих трудности и живущих в нищете; жизнь в тесных и антисанитарных жилищах;

c) высокая доля неграмотного населения, имеющего слабое представление о процедурах получения социальных услуг, медицинского обслуживания и образования;

d) отсутствие точных знаний о проблемах инвалидности, ее причинах, предупреждении и лечении инвалидности; к ним относятся клеймо ущербности, дискриминация и неправильное представление об инвалидности;

e) недостаточно разработанные программы первичной медико-санитарной помощи и обслуживания;

f) сдерживающие факторы, включая отсутствие ресурсов, географическую отдаленность, физические и социальные барьеры, которые не позволяют многим лицам пользоваться имеющимися услугами;

g) направление средств на предоставление узкоспециализированных услуг, не связанных с потребностями большинства населения, которому требуется помощь;

h) отсутствие или слабость инфраструктуры соответствующих служб в области социальной помощи, здравоохранения, образования, профессионально-технической подготовки и трудоустройства;

i) уделение второстепенного значения в социальном и экономическом развитии деятельности, связанной с созданием равных возможностей, предупреждением инвалидности и восстановлением трудоспособности;

j) несчастные случаи на производстве, при выполнении сельскохозяйственных работ и дорожно-транспортные происшествия;

k) стихийные бедствия и землетрясения;

l) загрязнение физической среды;



Инвалиды как специфическая группа социальной реабилитации.

Проблемы, связанные с инвалидностью, условно можно разделить на пять составляющих:

1.Обеспечение создания доступной среды для свободного передвижения инвалидов и беспрепятственной коммуникации.

2. Получение достойного образования в рамках интегрированных форм обучения.

3. Возможность трудовой деятельности без дискриминации в процессе трудоустройства и дальнейшей работы.

4. Расформирование стационарных учреждений для содержания инвалидов, и перевод финансирования на создание вспомогательных служб, позволяющих людям с инвалидностью жить без отрыва от

«социума».

5. Обеспечение возможности беспрепятственного получения реабилитационных услуг и технических средств реабилитации.
Услуги по социальной реабилитации инвалидов представляют собой комплекс мер, направленных на устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалида, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций его организма, обеспечение ему оптимального режима общественной и семейно-бытовой деятельности в конкретных социально- средовых условиях.

Характер и специфика причин инвалидности (болезнь, травма, ранение) обуславливают возникновение у инвалида различных ограничений жизнедеятельности, которые вызывают следующие виды социальной недостаточности: нарушение способности самообслуживания, передвижения, способности к трудовой деятельности, ориентации, общению, контролю своего поведения.

Основная цель социальной реабилитации - восстановление способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности.

Услуги по социальной реабилитации инвалидов включают в себя:

- услуги по социально-средовой реабилитации;

- услуги по социально-педагогической реабилитации;

- услуги по социально-психологической реабилитации;

- услуги по социокультурной и физической реабилитации;

- услуги по социально-бытовой адаптации;

- социально-оздоровительные мероприятия, спорт.

В зависимости социальных или личностных проблем людей, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:

Социально-медицинская — это восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства, также включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию.



Социально-психологическая — это восстановление психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.

Социально-педагогическая — это организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования, определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.

Профессиональная и трудовая — формирование новых или восстановление утраченные человеком трудовых и профессиональных навыков и в последствии его трудоустройство.

Социально-средовая — восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды.

Методы и средства социальной реабилитации:

Социально-бытовая адаптация: Информирование и консультирование по вопросам социально- бытовой реабилитации пациента и членов его семьи. Обучение клиента самообслуживанию. Адаптационное обучение семьи пациента. Обучение пользованию техническими средствами реабилитации. Организация жизни клиента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида). Обеспечение техническими средствами реабилитации (в программе указываются необходимые мероприятия для создания бытовой независимости пациента). Технические средства реабилитации.

Социально-средовая реабилитация: Проведение социально-психологической и психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование). Осуществление психологической помощи семье (обучение жизненным навыкам, персональной безопасности, социальному общению, социальной независимости). Содействие в решении личных проблем. Консультирование по правовым вопросам. Обучение навыкам проведения досуга и отдыха.

Трудовая (профессиональная) реабилитация - подготовка к конкретной трудовой деятельности с учетом его способностей и возможностей:

1. Адаптация на прежнем рабочем месте;

2. Реадаптация – работа на новом рабочем месте с изменением условий труда, но на том же предприятии;

3. Работа с пониженной физической нагрузкой в связи с приобретением новой квалификации, близкой к прежней специальности;

4. Переквалификация на том же предприятии;

5. Переквалификация в реабилитационном центре с последующим подбором работы на новой специальности.


Раннее вмешательство как базовый компонент социальной реабилитации инвалидов.

Раннее вмешательство – система различных мероприятий, направленных на развитие детей раннего возраста (от рождения до трех лет) с нарушениями развития или риском появления таких нарушений, и мероприятий, ориентированных на поддержку родителей таких детей.

Реализация технологии раннего вмешательства способствует:

-минимизации отклонений в состоянии здоровья детей, профилактике инвалидизации детей раннего возраста; -организации комплексной помощи детям раннего возраста; повышению социально- психолого-педагогических компетенций родителей; -улучшению психоэмоционального здоровья родителей и повышению их активности в процессе реабилитационной работы; -созданию благоприятного психологического климата в семье.


Павлова

68. Типичные проблемы людей с ОВЗ и семей, воспитывающих детей-инвалидов

Личностные проблемы инвалидов. Барьеры в сфере трудоустройства. Психологическое и физическое развитие детей, имеющих тяжелые нарушения здоровья. Проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ – тенденции распространения. Экономические проблемы. Проблемы в сфере образования. Педагогическое развитие детей с ТНЗ. Трудности саморазвития и самореализации людей с ТНЗ. Организация досуга. Роль социальные сетей и Интернет в возможностях решения проблем инвалидов.

В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем.

1. Проблемы социально-медицинского и амбулаторного обслуживания.

2. Материально - бытовые и жилищные проблемы.

3. Финансовые проблемы.

4. Психолого-педагогические проблемы.

5. Проблемы психологического климата в семье и взаимоотношений.

6. Проблема профессиональной подготовки детей-инвалидов.

7. Проблема организации безбарьерной среды.

8. Проблема достаточного правового обеспечения.

9. Проблема информационного обеспечения социальной поддержки семей с детьми-инвалидами.

10. Проблема оказания комплексной социальной поддержки семьям с детьми-инвалидами.

Личностные проблемы: изоляция, фрустрация, депривация, «комплекс неполноценности».

Эмоциональная сфера: эмоциональная сенситивность и лабильность с элементами тревоги и депрессированности, часто принимающих латентный характер со склонностью к хронизации; переживание скуки, внутреннего конфликта между стремлением к самостоятельности и социальной зависимостью; переживание одиночества, ностальгия по друзьям, ограничение чувственного круга восприятия окружающего мира и, как результат, нарастание подозрительности и паранойяльной настроенности.


Когнитивная сфера: характерная ригидность суждений; монологизация мышления; склонность к сверхценным образованиям, порой доходящим до бредовой настроенности; смещение хронотипа переживаний в прошлое и тревожно-ожидательная направленность их в будущее (болезнь, ущемление прав, смерть); переживание "культурного конфликта" между ранее усвоенными ценностями и образом жизни.

Поведенческая сфера: возрастает готовность к конфликтам; переживание собственной беспомощности; качественное изменении межличностных контактов; возможны суицидальные тенденции в поведении, которые могут носить характер скрытый и на первый взгляд представляться

Психологические особенности детей с ОВЗ.

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.