Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1326

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Фокусированное интервью и фокус-группа.

Фокусированное интервью— это интервью, сконцентрированное на исследовании определенных аспектов некоего особого события или ситуации, пережитой респондентом. Цель — извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. Таким образом изучается реакция человека на отдельные компоненты информации – СМИ, лекции. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрошенных, какие – на периферии и что вовсе не осталось в памяти.

Критерии эффективности фокусированного интервью

  • Полнота. Дает возможность респондентам наиболее полно освещать различные стороны стимульной ситуации и свои реакции на нее.

  • Специфичность. Обеспечивает точные сообщения об аспектах стимульной ситуации, которые вызвали определенные реакции интервьюируемых.

  • Глубина. Помогает интервьюируемым описать эмоциональный, когнитивный и ценностный смысл ситуации и степень своей включенности в нее.

  • Личностный контекст. Выявляет характерные черты и предшествующий опыт интервьюируемых, которые наполняют ситуацию конкретным смыслом.

Фокус-группа - вид эмпирического исследования в социологии, представляющий из себя дискуссию, протекающую в группе, в ходе которой определяется отношение членов группы к какому-либо продукту, виду деятельности и т.д.
ДашаБ

78. Методы анализа документов

Понятие документа в социальных науках. Виды документальных источников информации в области социальной работы. Понятие и виды анализа документов. Особенности реализации традиционного и формализованного анализа документов. Примеры исследовательских проектов, которые можно реализовать с применением методов анализа документов.

Понятие документа в социальных науках.

Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации

Использование документальных источников информации в научном исследовании позволяет: быстро и при минимальных затратах получить сведения об объективных фактах, явлениях, событиях, связанных с темой исследования; узнать о субъективных взглядах, точке зрения, позиции авторов документов.

Документы: истории болезней, статистическая отчетность, личные дела (официальные); личные письма, дневники (неофициальные); видеоматериалы, картины, фото (визуальные); аудиозаписи (фонетические).


Недостатки: необходимо проврать достоверность, формализм, подделка документов, документы быстро устаревают

Виды документальных источников информации в области социальной работы.

По общей значимости (по статусу) документы бывают:

официальные (законы, указы, директивы, распоряжения, декларации, приказы и т.д.). Как правило, эти документы отражают общественные связи, составляются и утверждаются государственными или общественными органами и учреждениями. Они могут выступать в качестве юридического доказательства;

неофициальные (личные заявления, дневники, мемуары, семейные архивы, альбомы, личные документы). Позволяют выяснить механизмы формирования ценностных ориентаций человека, мотивы поведения.

По форме изложения выделяют документы:

статистические (статистические отчеты, сборники статистических материалов, динамика рождаемости, смертности, материального благосостояния населения, его образовательного уровня и др.);

вербальные – те, в которых информация воплощена в словесно выраженной форме (письма, пресса, книги и т.д.).

По способу фиксации информации:

письменные – информация изложена в форме буквенного изображения (книги, рукописи, сообщения прессы, различного рода документальные свидетельства – о рождении, о служебной должности, удостоверения личности и т.д.);

иконографические – документы, воспринимаемые визуально (иконы, картины, кино- и фотодокументы, видеозаписи);

фонетические – ориентированные на слуховое восприятие (грампластинки, магнитофонные записи, диски и т.п.

По критерию авторства:

индивидуальные – созданные одним автором (письмо, заявление, жалоба);

коллективные – созданные несколькими авторами или группой людей (обращение).

По подаче информации:

первичная – описаны конкретные ситуации, деятельность конкретного лица, органа;

вторичная – более обобщенный характер, аналитический, здесь отражаются более глубокие связи.

Особая группа документов – те, которые специально созданы для исследовательских целей: анкеты, опросные листы, бланки интервью, тесты, протоколы наблюдений, данные контент-анализа, выраженные в форме отчета.


Понятие и виды анализа документов. Особенности реализации традиционного и формализованного анализа документов.

Анализ документов — это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.

Виды анализа документов: традиционный (исследователь раскрывает содержание документа => высока вероятность субъективной оценки); контент-анализ (формализованный) (исследователь выясняет частоту употребления определенных терминов в большом количестве документов)

Традиционный анализ– это совокупность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала. Зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов.

Таким образом, суть традиционного анализа заключается в углубленном логическом исследовании содержания документов, в прослеживании той позиции, которую занимал (-ет) автор документа, в обнаружении возможных «умолчаний», в оценке своеобразия авторского языка и стиля изложения.

Особое значение данный метод приобретает при изучении уникальных документов. Их всегда немного и нет необходимости в количественной обработке информации.

Эффективность традиционного анализа зависит от:

1) содержания, направленности самого документа;

2) условий, целей и задач проводимого исследования;

3) опыта исследователя (чем опытнее исследователь, тем больше информации он может извлечь из документа).

Отсюда мы можем определить недостатки традиционного анализа. Он неотделим от личности исследователя. Поэтому несет в себе элемент субъективной оценки и интерпретации изучаемого документа.

Формализованный (контент-) анализ – его еще называют качественно-количественным изучением документов. Метод ориентирован на извлечение информации из большого количества документов, трудно поддающихся или вовсе не поддающихся традиционному анализу.

В основе контент-анализа находится выявление определенной совокупности количественных, статистических характеристик текстов (или сообщений). При этом имеется в виду, что во всех этих текстах есть нечто общее, что и подвергается анализу.

Контент-анализ – это метод анализа и оценки информации (содержащейся в документах, видеозаписи, радиопередачах, интервью и др.) путем выделения в формализованном виде смысловых единиц информации и замера частоты, объема упоминания этих единиц в выборочной совокупности.


В исследовании используются два вида контент-анализа. Они различаются в зависимости от характера представления содержания текста: качественный и количественный.

Качественный контент-анализ –основан на использовании нечастотной модели содержания текста. Позволяет выявить типы качественных характеристик содержания текста вне зависимости от частоты (т.е. количества) встречаемости каждого из этих типов.

Количественный контент-анализ – основан на использовании количественных методов. Его задача – получить количественную характеристику содержания изучаемого текста.

Примеры исследовательских проектов, которые можно реализовать с применением методов анализа документов.

Где еще можно реализовать: при исследовании коммуникации (можем анализировать прессу, рекламные материалы), изучение влияния СМИ на формирования представления у населения о мигрантах/какой-то проблеме и т.д. (оценивается эффект воздействия), исследование судебных разбирательств (как часто встречались случаи разбирательств по гендерному, расовому признаку…)

ДашаБ

79. Применение метода наблюдения в сфере социальной работы

Понятие наблюдения в социальных науках. Преимущества и недостатки метода наблюдения.

Наблюдение в социологии – это метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. Наблюдение как метод сбора научной информации – всегда непосредственное переживание и фиксирование значимых социальных явлений.

По степени формализации выделяют следующие виды наблюдения:


§ структурированное (контролируемое) — исследователь заранее определяет элементы наблюдения и сосредоточивает на них внимание;

§ неструктурированное (неконтролируемое) — наблюдатель определяет и фиксирует объекты в процессе наблюдения.

По положению наблюдателя выделяют:

§ включенное наблюдение — предполагает непосредственное участие исследователя в изучаемых процессах;

§ невключенное наблюдение — исследователь находится вне изучаемого объекта, т.е. является сторонним наблюдателем.

Включенное наблюдение делится на:

§ открытое — наблюдение проводится с согласия наблюдаемых;

§ скрытое (инкогнито) — участникам группы неизвестно, что за их поведением наблюдают.

По условиям организации наблюдения подразделяются на:

§ полевое — проводится в естественной обстановке, в реальной жизни;

§ лабораторное — в закрытых искусственно созданных для наблюдаемой группы условиях.

По регулярности проведения наблюдение делится на:

§ систематическое — проводится по строго определенному графику;

§ случайное — фиксируются случайные, интересные, по мнению исследователя, факты.

Преимущества метода: можно охватить сразу несколько параметров объекта; можно осуществить метод независимо от готовности исследуемых; совмещается с др. методами; прямой контакт между с исследуемым объектом (это может стать недостатком); можно зафиксировать мимику, жесты, интонацию (чего нельзя сделать при анкетировании).

Недостатки метода: субъективный фактор; невозможность воспроизвести подобную наблюдаемую ситуацию; нет гарантии репрезентативности данных (если проведено только одно наблюдение); фальсификация поведения наблюдаемых людей (при условии, что они знают о проведении исследования).

Разновидности методов социологического наблюдения. Особенности реализации включенного наблюдения: роль наблюдателя, его влияние на изучаемую группу.

Включенное наблюдение имеет ряд достоинств. Объект исследования находится под наблюдением в естественной обстановке, исследователь получает возможность узнать скрытые от стороннего взгляда черты членов изучаемой группы Требует определенного периода адаптации наблюдателя и коллектива. Опыт использования этого метода показывает, что срок адаптации длится от 4—5 дней до 2—3 недель и зависит от личных качеств наблюдателя, его пола и возраста. Это обуславливает ключевой недостаток включенного наблюдения — при длительном участии исследователь мыслит категориями испытуемых, теряет свежесть восприятия