Файл: 1. Выбор методов для диагностики умственной отсталости в Волгоградской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Выбор методов для диагностики умственной отсталости в Волгоградской области

Особенности результатов, полученных при исследовании личности больных эпилепсией.

Особенности интерпретации результатов исследования личности при алкоголизме. Типы изменений личности.

Общая характеристика методов диагностики мышления при шизофрении.

Особенности результатов, полученных при исследовании личности больных шизофренией в Волгоградской области.

Особенности интерпретации результатов исследования личности при МДП.

Общая характеристика проективных методов диагностики личности при пограничных состояниях в Волгоградской области

Особенности составления плана исследования при церебральном атеросклерозе.

Особенности результатов, полученных при исследовании личности больных церебральным атеросклерозом в Волгоградской области

У больных относительно высокая речевая активность в начальный период старческого слабоумия. Больные постоянно стремятся к общению с окружающими, говорливы.

В первой стадии болезни Альцгеймера на передний план выступают прогрессирующие расстройства памяти. В ряде случаев отмечаются и умеренно выраженные, не очень стойкие конфабуляции.

Слабоумие при болезни Пика обнаруживается очень рано и неуклонно прогрессирует.

Болезнь Альцгеймера

Болезнь Пика

Отыскивание чисел

Счет по Крепелину

Отсчитывание

Для проведения опыта необходимо иметь колоду из 70 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа.

Анализ и оценка тех или иных действий и высказываний не может производиться безотносительно к этапу выполнения задания.

Если на 2 этапе работы больной продолжает устанавливать конкретные ситуационные группы, то это свидетельствует о склонности больного к конкретному мышлению.

Больные шизофренией сравнивают объекты, пользуясь очень разнообразными, необычными признаками, в то время как здоровые люди производят сравнения по банальным, «стандартным» признакам.

Исключение предметов

Противоположности.

Тематический апперцепционный тест (ТАТ)

Главное внимание и оценке результатов опыта уделяется тому, вызывает ли данное изображение какой-либо эмоциональный отклик у больного и какой именно.

Выбор ценностей

Исследование самооценки

Анализ экспериментальных данных проводится не столько по расположению отметок на линии, сколько по обсуждению этих отметок.

При различных психических заболеваниях отметки самооценки обнаруживают тенденцию к крайним местам линии.

Тест Люшера. Актуальное состояние и желаемое.

Выбор ценностей. 25 карточек ценностей.

Методика Выготского – Сахарова или метод двойной стимуляции.

Использование психометрических методов исследования интеллекта в условиях психиатрической клиники (тесты Векслера, Равена).


1. Выбор методов для диагностики умственной отсталости в Волгоградской области

2. Особенности интерпретации результатов исследования мышления при олигофрении.

3. Особенности интерпретации результатов исследования личности при олигофрении.

4. Диагностика памяти и внимания при олигофрении в Волгоградской области

5. Особенности составления плана исследования при эпилепсии.

6. Общая характеристика методов диагностики мышления, памяти, внимания при эпилепсии.

7. Особенности результатов, полученных при исследовании личности больных эпилепсией.

8. Выбор методов для диагностики при алкоголизме. Диагностические мишени.

9. Особенности интерпретации результатов исследования мышления, памяти, внимания при алкоголизме в Волгоградской области

10. Особенности интерпретации результатов исследования личности при алкоголизме. Типы изменений личности.

11. Особенности составления плана исследования при шизофрении.

12. Общая характеристика методов диагностики мышления при шизофрении.

13. Особенности результатов, полученных при исследовании личности больных шизофренией в Волгоградской области

14. Выбор методов для дифференциальной диагностики между МДП и другими нозологическими формами.

15. Особенности интерпретации результатов исследования личности при МДП.

16. Особенности составления плана исследования при неврозах

17. Общая характеристика проективных методов диагностики личности при пограничных состояниях в Волгоградской области

18. Особенности результатов, полученных при исследовании личности при пограничных расстройствах.

19. Особенности составления плана исследования при церебральном атеросклерозе.

20. Особенности результатов исследования мышления, памяти, внимания при церебральном атеросклерозе.

21. Особенности результатов, полученных при исследовании личности больных церебральным атеросклерозом в Волгоградской области


22. Особенности составления плана исследования при сенильной деменции.

23. Особенности результатов исследования познавательной сферы при сенильной деменции.

24. Особенности результатов исследования личности больных сенильной деменцией.

25. Особенности составления плана исследования при болезнях Альцгеймера и Пика.

26. Особенности результатов исследования познавательной сферы при болезнях Альцгеймера и Пика.

27. Особенности результатов исследования личности больных при болезнях Альцгеймера и Пика.

28. Технология проведения психологического исследования с помощью MMPI.

29. Основные психологические методики изучения памяти, интерпретация результатов их использования.

30. Основные психологические методики изучения внимания и умственной работоспособности, интерпретация результатов их использования в Волгоградской области

31. Основные психологические методики изучения мышления, интерпретация результатов их использования.

32. Основные психологические методики изучения самооценки и уровня притязаний, интерпретация результатов их использования.

33. Основные психологические методики изучения памяти, интерпретация результатов их использования.

34. Основные психологические методики изучения ассоциаций, интерпретация результатов их использования.

35. Основные психологические методики изучения эмоциональноволевой сферы, интерпретация результатов их использования.

36. Основные психологические методики выявления психологических защитных механизмов, интерпретация результатов их использования.

37. Основные психологические методики изучения особенностей взаимоотношений с окружающими, интерпретация результатов их использования.

38. Вклад Л.С. Выготского в становление патопсихологического подхода в изучении умственной отсталости. Метод «обучающего» эксперимента в патопсихологии. Методика Выготского – Сахарова.

39. Особенности использования проективных методов в патопсихологическом исследовании (ТАТ, Проективный рисунок человека, Рисунок дерева, Рисунок несуществующего животного, тест Розенцвейга, метод незаконченных предложений Сакса-Леви).



40. Использование психометрических методов исследования интеллекта в условиях психиатрической клиники (тесты Векслера, Равена).

41. Составление заключений по данным экспериментальнопсихологического исследования.

42. Организационные вопросы использования методик экспериментальной психологии.
  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Выбор методов для диагностики умственной отсталости в Волгоградской области


К лицам с нарушениями умственного развития (умственно отсталым) относят детей, подростков, взрослых со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Специфической особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций − отражения и регуляции поведения и деятельности, что выражается в деформации познавательных процессов, при которой страдают эмоциональ-новолевая сфера, моторика, личность в целом. Все это приводит к нарушению социальной адаптации умственно отсталых людей в обществе.

  • Для достоверного диагноза должен устанавливаться пониженный уровень интеллектуального функционирования, приводящий к недостаточной способности адаптироваться к повседневным запросам нормального социального окружения.

  • Выбранная диагностическая категория должна основываться на общей оценке способностей.

  • Коэффициенты умственного развития должны использоваться с учетом проблем кросскультуральной адекватности, определяться по стандартизированным методикам, для которых установлены местные культуральные нормы.

  • Выбранные методики должны быть адекватными уровню функционирования и дополнительным специфическим неблагоприятным для функционирования условиям, в которых находится индивидуум, например, должны учитываться нарушения экспрессивной речи, нарушения слуха, соматические факторы.

  • Обязательно должны использоваться шкалы социальной зрелости и адаптации; для этого могут быть использованы сведения, полученные при расспросе родителей или лиц, обеспечивающих уход за больным, знающих способности индивидуума в повседневной жизни.

  • При невыполнении стандартизированных процедур обследования диагноз должен устанавливаться лишь как временный.

Обычно объектом патопсихологического исследования оказываются больные с легкой УО. Больные с глубокой УО специальным патопсихологическим исследованиям, как правило, не подвергаются. В последние годы, в связи с созданием классов для обучения больных умеренной УО, они стали подвергаться активным патопсихологическим исследованиям. При обследовании важно не только установить факт интеллектуального недоразвития, но и определить глубину его. Особенно часто этого требуют вопросы судебно-психиатрической и военной экспертизы.


Мышление олигофренов характеризуется недостаточностью уровня процессов обобщения и отвлечения. Суждения больных при решении экспериментальных заданий носят конкретно- ситуационный характер. Они не могут отвлечься от конкретных, частных признаков и выделить существенные признаки, то есть недостаточным оказывается абстрагирование, возможность образования новых понятий.

  1. Особенности интерпретации результатов исследования мышления при олигофрении.



Классификация: в одну группу объединяются предметы, которые в представлении больного связаны с определенной, конкретной ситуацией. Крайне трудно для дебилов образование групп по более абстрактным признакам. Еще более трудным представляется следующий этап классификации, требующий объединения ряда групп в более крупные, собирательные, когда приходится объединить отдельно живые существа, отдельно — растения, отдельно — неживые предметы. Обследуемые в этих случаях считают невозможным объединение в одну группу мебели, транспорта и инструментов, не понимают, как можно объединить вместе животных и людей.

Пословицы и поговорки: конкретные и поверхностные суждения.

Исключение: решения заданий носят конкретный характер, опираются на выделение часто второстепенных, ситуационных связей. Некоторые задания вообще представляются обследуемым невыполнимыми.

Сравнение понятий: различие между понятиями обследуемому удается установить, общее между ними они выделить не могут.

Образование аналогий: ошибки у дебилов обусловлены инертностью психических процессов: последующее задание больной пытается решить по принципу предыдущей аналогии.

Пиктограммы: образование пиктограмм оказывается возможным лишь при конкретном характере называемого для запоминания слова. Крайне трудными для опосредования являются абстрактные понятия (счастье, дружба, обман).

Понимание смысла рассказов и сюжетных рисунков: при глубокой дебильности больные вовсе не понимают их смысла, при легкой степени — поверхностно пересказывают рассказ или описываемый рисунок, не проникая в заключенный в нем смысл. Плохо понимают мимику, медленно обозревают картинку в целом.