Файл: 1. Выбор методов для диагностики умственной отсталости в Волгоградской области.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 350
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Выбор методов для диагностики умственной отсталости в Волгоградской области
Особенности результатов, полученных при исследовании личности больных эпилепсией.
Общая характеристика методов диагностики мышления при шизофрении.
Особенности интерпретации результатов исследования личности при МДП.
Особенности составления плана исследования при церебральном атеросклерозе.
Слабоумие при болезни Пика обнаруживается очень рано и неуклонно прогрессирует.
Тематический апперцепционный тест (ТАТ)
Тест Люшера. Актуальное состояние и желаемое.
Выбор ценностей. 25 карточек ценностей.
Методика Выготского – Сахарова или метод двойной стимуляции.
Если на 2 этапе работы больной продолжает устанавливать конкретные ситуационные группы, то это свидетельствует о склонности больного к конкретному мышлению.
Методика «Сравнение понятий». В предлагаемой методике, составленной из 22 пар сравниваемых понятий, испытуемый должен сам установить наличие общего семантического поля. Испытуемые получают бланк с 22 парами сравниваемых понятий, где 15 пар относятся к одному семантическому полю признаков, а 7- к разным. Инструкция для испытуемых состоит в том, чтобы указать общие существенные признаки для сравниваемых пар понятий. При оценке ответов больных следует учитывать, удается ли им выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделить признаки сходства, а также существенные признаки различия свидетельствует о слабости обобщений больного, о склонности его к конкретному мышлению.Больные шизофренией сравнивают объекты, пользуясь очень разнообразными, необычными признаками, в то время как здоровые люди производят сравнения по банальным, «стандартным» признакам.
Стоит обратить внимание на то, выдерживает ли больной заданный ему план сравнения или мысль его «соскальзывает» куда-то в сторону и суждения его оказываются лишенными логической последовательности.Исключение предметов
Методика предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельности больных, их умения строить обобщения.
Для проведения опытов необходимы наборы карточек, на каждой из которых нарисовано по четыре предмета.
Существенные признаки
Методика выявляет логичность суждений больного, а также его умение сохранять направленность и устойчивость способа рассуждения при решении длинного ряда однотипных задач.
В большинстве задач этой методики содержатся слова, которые провоцируют легкомысленные, бездумные ответы. Многие больные не только при самостоятельной работе, но даже при контрольных вопросах и поправках со стороны экспериментатора в каждой следующей задаче сбиваются на путь таких, случайных, привычных ассоциаций и отвечают бездумно. Методика выявляет некритичность и ненаправленность мышления больных, методика выявляет резонерские, путаные рассуждения больных — аморфность и расплывчатость.
-
Основные психологические методики изучения самооценки и уровня притязаний, интерпретация результатов их использования.
Исследование уровня притязаний и уровня самооценки по методике Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн. Данное исследование основано на прямом оценивании ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемому предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у себя этих качеств (показатель самооценки) и уровня развития этих же качеств, который бы удовлетворял данного испытуемого (показатель уровня притязаний).
Обработка результатов проводится по шести шкалам (первая тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемого получают количественную характеристику (например, 54 мм =54 баллам).
По каждой из шести шкал определяется:
-
уровень притязаний -
высота самооценки -
величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой
Определяется средняя величина каждого показателя по всем шести шкалам.
Методика «оценка уровня притязаний» Ф.Хоппа
Испытуемым предлагается ряд заданий, отличающихся по степени трудности. Все задания нанесены на карточки, которые расположены перед испытуемыми в порядке возрастания их номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки.
После успеха или неудачи происходит сдвиг или в сторону повышения уровня притязаний, или в сторону его уменьшения.
Выбор ценностей.
-
Основные психологические методики изучения памяти, интерпретация результатов их использования.
-
Основные психологические методики изучения ассоциаций, интерпретация результатов их использования.
Тест «Название 60 слов»
Методика выявляет характер и продуктивность ассоциаций испытуемого, а также его словарный запас.
Экспериментатор говорит испытуемому: «Давайте проверим, насколько быстро вы можете говорить. Назовите, пожалуйста, 60 каких угодно слов ‑ все равно каких, только как можно скорее. Старайтесь не называть того, что видите перед собой. Начинайте!».
Все слова, которые называет испытуемый, экспериментатор должен постараться записать. По секундомеру регистрируется время, затраченное на произнесение слов.
Опыт продолжается 2 минуты, иногда и меньше, если больной не в состоянии называть слова.
Слова называются обычно «гнездами», по 4‑7 слов из какой-либо области смежных представлений, а затем происходит понятный переход к следующему «гнезду». Очень большие «гнезда», т. е. перечисление 10 ‑ 12 предметов одного и того же ряда, а иногда и больше, свидетельствуют о чрезмерной обстоятельности, инертности мышления больных.
Особого внимания заслуживают быстрые, внезапные переходы от одного содержания представлений к другому. Такого типа ассоциации встречаются у больных шизофренией.
Методика «Ответные ассоциации»
Методика предназначена для оценки мышления, для выявления «аффективных комплексов», подвижности или инертности нервных процессов и т. д.
До начала эксперимента следует приготовить слова ‑ отдельные имена существительные, не имеющие между собой никакой связи. Произнеся слово, экспериментатор ритмично ставит точки. Если испытуемый медлит с ответом, точек будет поставлено много; если он отвечает немедленно, не будет поставлено ни одной точки.
Задаваемые слова пишутся столбиком, а против оставляется место для ответа.
Противоположности.
-
Основные психологические методики изучения эмоционально-волевой сферы, интерпретация результатов их использования.
Тематический апперцепционный тест (ТАТ)
Вместо обычных сюжетных картин больным показывают серию картин с неопределенным, неясно выраженным сюжетом. По каждой из этих картин больному предлагают составить рассказ, т.е. рассказать, какова ситуация на данной картине, какие события привели к такому положению и каков будет исход, т. е. что из этого выйдет. Рассказ записывается дословно.Главное внимание и оценке результатов опыта уделяется тому, вызывает ли данное изображение какой-либо эмоциональный отклик у больного и какой именно.
У больных шизофренией с притуплением эмоций отсутствовала направленность на содержание картины. Описывая картину, больные ограничивались формальной интерпретацией отдельных элементов картины. Исследованные той же методикой больные эпилепсией, помимо общеизвестной склонности к обстоятельному детальному описанию, обнаружили склонность к оценке относительно правильности или неправильности действий изображенных лиц.Выбор ценностей
Методика предложена для выявления степени общительности, контактности больного, т. е. его готовности раскрыть сферу своих стремлений, интересов и вкусов или, напротив, отгороженности, замкнутости. Психически здоровые люди при выполнении этого задания ведут себя различно. В большинстве случаев исследуемые охотно вступают в беседу, обсуждая с экспериментатором преимущества того или иного жизненного блага, обозначенного на карточке, высказывая соображения о том, что ему лично нужнее. Чрезмерную эгоцентричность и экстравертированность при исследовании с помощью данной методики обнаружили больные эпилепсией. Процент интравертированных, формальных выполнений этого задания был очень высоким среди дефектных шизофреников.Исследование самооценки
Анализ экспериментальных данных проводится не столько по расположению отметок на линии, сколько по обсуждению этих отметок.
При различных психических заболеваниях отметки самооценки обнаруживают тенденцию к крайним местам линии.
Методика «Шкала депрессии» Э. Бека направлена на определение степени выраженности депрессии. Структура опросника включает 20 шкал, в каждом по четыре варианта проявления. Задача испытуемого выбрать тот вариант, которой соответствует его актуальному состоянию.
Тест Люшера. Актуальное состояние и желаемое.
-
Основные психологические методики выявления психологических защитных механизмов, интерпретация результатов их использования.
Индекс жизненного стиля. Тест-опросник для измерения степени использования индивидом (группой) различных механизмов психологической защиты был разработан Р.Плутчиком. Позволяет выявить ведущие механизмы психологической защиты и оценить степень напряженности каждой из них.
Инструкция к тесту: «Вам будут предъявляться утверждения, касающиеся состояния вашего здоровья и вашего характера. Читайте каждое утверждение и решайте, верно ли оно по отношению к вам. Не тратьте времени на раздумье. Наиболее естественна та реакция, которая первой приходит в голову. Если вы решили, что утверждение верно, поставьте любой знак в столбце «Да» рядом с номером вопроса; если утверждение по отношению к вам неверно, поставьте любой знак в столбце «Нет» рядом с номером вопроса. При сомнениях помните, что всякое утверждение, которое вы не можете расценить по отношению к себе как верное, следует считать неверным».
Опросник предназначен для диагностики механизмов психологической защиты «Я» и включает 97 утверждения, требующих ответа по типу «верно – неверно». Измеряются восемь видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, интеллектуализация (рационализация) и регрессия. Каждому из этих защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции человека, возникающие в различных ситуациях. На основе ответов строится профиль защитной структуры обследуемого. Сырые баллы переводят в процентили.