Файл: 1. Выбор методов для диагностики умственной отсталости в Волгоградской области.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 334
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Выбор методов для диагностики умственной отсталости в Волгоградской области
Особенности результатов, полученных при исследовании личности больных эпилепсией.
Общая характеристика методов диагностики мышления при шизофрении.
Особенности интерпретации результатов исследования личности при МДП.
Особенности составления плана исследования при церебральном атеросклерозе.
Слабоумие при болезни Пика обнаруживается очень рано и неуклонно прогрессирует.
Тематический апперцепционный тест (ТАТ)
Тест Люшера. Актуальное состояние и желаемое.
Выбор ценностей. 25 карточек ценностей.
Методика Выготского – Сахарова или метод двойной стимуляции.
Использование психометрических методов исследования интеллекта в условиях психиатрической клиники (тесты Векслера, Равена).
Существует ряд психологических методик для исследования интеллекта, отличающихся своей измерительной, психометрической направленностью (например, тесты Бине — Симона, Векслера, Равена и др.). Их основная задача — дать количественную характеристику изменений интеллектуальной деятельности. Этим определяется возможность применения тестов интеллекта. Показанием к их применению служит необходимость точного ранжирования уровня протекания интеллектуальной деятельности больного в сравнении с группой больных той же нозологической принадлежности. Критика психометрических тестов интеллекта в первую очередь направлена против так называемого интеллектуального показателя (IQ), рассматриваемого большинством современных психологов как сугубо эмпирический, выражающий оценку выполнения некоторых заданий и лишь косвенно свидетельствующий о состоянии функции интеллекта.
Психометрические тесты интеллекта четко регламентируют деятельность больного. Пользуясь ими, психолог лишен возможности менять тактику исследования в зависимости от получаемых результатов. Ни один из этих тестов не может претендовать на универсальную валидность.
Таким образом, психометрические тесты имеют относительно узкую сферу применения: установление степени интеллектуального снижения и прослеживание его уровня в динамике заболевания. Они малоинформативны в целях индивидуальной нозологической диагностики и уточнения структуры расстройств мышления.
Экспериментально-психологическое исследование интеллекта позволяет уточнить характер и тяжесть снижения интеллекта. Интеллект оценивается опосредованно при исследовании мышления, понимания переносного смысла пословиц и поговорок, общей осведомленности, составляющих основу теста Векслера. Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.
Тест прогрессирующих матриц Равенна состоит из 60 заданий, распределенных на 5 серий.
Выделяются 5 степеней развития интеллекта по тесту Равенна
I степень – более 57 правильных ответов
II степень – 45-57 баллов – интеллект выше среднего.
III степень – 15-45 баллов – интеллект средний.
IV степень – 3-15 баллов –интеллект ниже среднего.
V степень – менее 3 баллов – интеллектуальный дефект.
Считается, что уровень 30 баллов является для взрослого человека условной границей между оценкой его интеллекта в рамках нормы и при умственной отсталости.
В клинической практике при обследовании и детей, и взрослых широкое распространение получил тест Векслера, позволяющий оценивать интеллект человека с помощью количественного показателя - коэффициента интеллектуального развития. Преимуществом теста Векслера является то, что он позволяет получить представление не только об общем уровне интеллекта, но и об особенностях его структуры благодаря объединению в нем субтестов, направленных на исследование различных вербальных и невербальных (в детском варианте - 12) интеллектуальных характеристик, степень выраженности которых вычисляется по единой 20-балльной шкале. Это дает возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы хуже всего, за счет каких может происходить компенсация, сравнить его достижения со средними нормами и результатами обследования других людей.
Тест «Прогрессивные матрицы Равена» был предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. В ходе работы испытуемый должен был выявлять отношения между абстрактными фигурами. Распространены два варианта теста - черно-белый и цветной; черно-белый предназначен для обследования испытуемых 8-14 и 20-65 лет, цветной - 5-11 лет. В черно-белом варианте испытуемый последовательно работает с 60 узорами или композициями, в которых отсутствует часть узора или один из элементов; необходимо из предложенных вариантов отобрать отсутствующую деталь. Эти 60 заданий сгруппированы по 5 серий. В первой нужно найти недостающую часть изображения, в следующей аналогии между парами фигур, в третьей - уловить принцип развития, изменения фигур, в четвертой - понять принцип перестановки фигур, в пятой - закономерности взаимоотношений и взаимодействий между фигурами по горизонтали и вертикали. Внутри каждой серии сложность заданий возрастает. Более легкий цветной вариант содержит 3 серии заданий.
-
Составление заключений по данным экспериментально- психологического исследования.
Каждое заключение составляется обычно как ответ на поставленный клиникой вопрос. Оно не может быть понято и не должно рассматриваться вне этого клинического вопроса, вне истории болезни и задачи исследования.
После того как применение нескольких экспериментальных приемов позволяет ответить на поставленный вопрос, т.е. после анализа полученных экспериментальных данных, составляется заключение. Может быть дана некоторая внешняя форма или схема таких заключений, но основная часть содержания заключений не поддается никакой унификации, она всегда пишется как ответ на конкретный вопрос.
Вначале в одной или двух фразах описываются жалобы больного на состояние умственной работоспособности, памяти, внимания, утомляемости.
Следующая часть заключения представляет собой описательную характеристику того, как больной работал, т. е. как он выполнял задания — старательно или неохотно, проявлял ли заинтересованность в достижении правильных решений, мог ли критически оценить свои успехи. Об этом психолог судит по тому, старался ли больной исправлять свои ошибки, если замечал их, огорчался ли, замечая свои неудачи, выражал ли желание довести начатую работу до конца или предпочитал от нее отказаться, принимал ли незаслуженную похвалу. Все эти данные, характеризующие отношение больного к факту обследования его умственных способностей и к качеству своих действий, могут быть выражены в одной - двух фразах, но они составляют важную часть заключения, так как дают материал для суждения о личности больного.
Третья, наиболее содержательная часть заключений должна ответить на конкретный вопрос клиники. Она пишется в виде отдельных положений, иллюстрируемых экспериментальными данными, полученными с помощью разных методик.
В конце заключения резюмируются наиболее важные данные, полученные при исследовании.
-
Организационные вопросы использования методик экспериментальной психологии.
В каждом психоневрологическом учреждении использование методик экспериментальной патопсихологии вызывает некоторые организационные и методические затруднения.
Первым возникает обычно вопрос о специализации и подготовке кадров, которым может быть поручена эта работа. Если в каком-либо научном или научно-практическом исследовании врач собирается на очень узком участке своей работы применить одну или две экспериментально-психологические методики, то ему нужно лишь проконсультировать со специалистами - патопсихологами выбор этих методик, ознакомиться с литературой, изучить технику проведения эксперимента, — и он может заняться этой работой сам.
Совсем иначе обстоит дело в тех случаях, когда в учреждении собираются открыть кабинет экспериментальной патопсихологии, который наряду с другими, вспомогательными диагностическими лабораториями и кабинетами должен способствовать углублению клинического изучения больных.
Наиболее соответствующими кадрами для работы в этих кабинетах являются патопсихологи.
Иногда возникает вопрос о том, могут ли в кабинетах экспериментальной патопсихологии работать врачи-психиатры или невропатологи. Могут, если они получат основательную переподготовку по психологии и сделают ее своей профессией. Патопсихолог должен обязательно ознакомиться с историей болезни больного, провести с ним очень краткую беседу для выявления самооценки больного и установления контакта с ним. Экспериментальное исследование не должно продолжаться более полутора часов, и оно обязательно должно быть двукратным, т. е. проводиться в два разных дня.
Второй вопрос, возникающий в начале патопсихологической работы, — это вопрос об оборудовании кабинетов. Первое и основное условие—это наличие как можно более тихого, т. е. изолированного от шума помещения. Патопсихологические исследования можно начинать без сложной дорогой аппаратуры.
Не только создание новых, но и видоизменение старых методик требует тщательной методической апробации. Эта апробация должна быть проведена на группе здоровых с целью получения некоторых нормативов и на разных группах больных с целью выявления типичных способов решений, типичных ошибок и т. д. Лучше копировать методики, проверенные в старых лабораториях, и не заниматься необоснованным новаторством. Не следует произвольно, без должного основания менять методики ни в части изготовления материального оборудования, ни в части инструкций и порядка проведения эксперимента.