Файл: 1. Выбор методов для диагностики умственной отсталости в Волгоградской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Выбор методов для диагностики умственной отсталости в Волгоградской области

Особенности результатов, полученных при исследовании личности больных эпилепсией.

Особенности интерпретации результатов исследования личности при алкоголизме. Типы изменений личности.

Общая характеристика методов диагностики мышления при шизофрении.

Особенности результатов, полученных при исследовании личности больных шизофренией в Волгоградской области.

Особенности интерпретации результатов исследования личности при МДП.

Общая характеристика проективных методов диагностики личности при пограничных состояниях в Волгоградской области

Особенности составления плана исследования при церебральном атеросклерозе.

Особенности результатов, полученных при исследовании личности больных церебральным атеросклерозом в Волгоградской области

У больных относительно высокая речевая активность в начальный период старческого слабоумия. Больные постоянно стремятся к общению с окружающими, говорливы.

В первой стадии болезни Альцгеймера на передний план выступают прогрессирующие расстройства памяти. В ряде случаев отмечаются и умеренно выраженные, не очень стойкие конфабуляции.

Слабоумие при болезни Пика обнаруживается очень рано и неуклонно прогрессирует.

Болезнь Альцгеймера

Болезнь Пика

Отыскивание чисел

Счет по Крепелину

Отсчитывание

Для проведения опыта необходимо иметь колоду из 70 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа.

Анализ и оценка тех или иных действий и высказываний не может производиться безотносительно к этапу выполнения задания.

Если на 2 этапе работы больной продолжает устанавливать конкретные ситуационные группы, то это свидетельствует о склонности больного к конкретному мышлению.

Больные шизофренией сравнивают объекты, пользуясь очень разнообразными, необычными признаками, в то время как здоровые люди производят сравнения по банальным, «стандартным» признакам.

Исключение предметов

Противоположности.

Тематический апперцепционный тест (ТАТ)

Главное внимание и оценке результатов опыта уделяется тому, вызывает ли данное изображение какой-либо эмоциональный отклик у больного и какой именно.

Выбор ценностей

Исследование самооценки

Анализ экспериментальных данных проводится не столько по расположению отметок на линии, сколько по обсуждению этих отметок.

При различных психических заболеваниях отметки самооценки обнаруживают тенденцию к крайним местам линии.

Тест Люшера. Актуальное состояние и желаемое.

Выбор ценностей. 25 карточек ценностей.

Методика Выготского – Сахарова или метод двойной стимуляции.

Использование психометрических методов исследования интеллекта в условиях психиатрической клиники (тесты Векслера, Равена).

затруднения в установлении более сложных, опосредованных связей, больному недоступен процесс опосредования; когда ему в конце опыта показывают карточку и спрашивают о том, что он должен был по ней запомнить, больной просто называет карточку.

Для некоторых больных характерна резко выраженная непродуктивность ассоциаций. Больная шизофренией в дефектном состоянии не могла ни к одному слову найти подходящей карточки. К слову «собрание» она с большим трудом выбирает собаку и объясняет это тем, что на букву «с» — оба слова. Наряду с выхолощенностью наблюдаются иногда ассоциации по случайным элементам формы рисунка. Так, например, для слова «дождь» больной выбирает расческу, так как у нее такие же ровные полоски, какие образуются при падении дождя.

Пиктограммы

Больному говорят, что будет проверяться его зрительная память, спрашивают о том, замечал ли он, как ему легче запоминать — «на слух или с помощью зрения». Затем ему дают лист бумаги и карандаш. Если больной плохо заучивает 10 слов, но гораздо лучше вспоминает слова в пиктограмме, это свидетельствует об органической слабости памяти.

Если же больной легко усваивает 10 слов, но не может припомнить слова в пиктограмме, это свидетельствует о том, что опосредованные связи только мешают ему припоминать. Такое соотношение наблюдается у больных шизофренией с расстройством мышления и сохранностью формальных способностей усвоения нового.

Воспроизведение рассказов.


  1. Основные психологические методики изучения внимания и умственной работоспособности, интерпретация результатов их использования в Волгоградской области



Корректурная проба

Методика выявляет колебания внимания больных по отношению к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной перегрузки зрительного анализатора. 

Позволяет выявить утомляемость больных, врабатываемость, колебания того или иного показателя.

  • Чрезвычайно быстрый темп работы (сопро­вождающийся неточностью) наблюдается при маниакальных и паралитических синдромах, а чрезвычайно медленный — при депрессии.

  • Показатель точности в основном отражает состояние общей психической работоспособности боль­ного, степень устойчивости и утомляемости его внимания. Психи­чески здоровые молодые люди при десятиминутной работе допус­кали от одной до 10—15 ошибок, а больные с сосудистыми и иными органическими поражениями мозга за то же время допускали 40— 60 ошибок.

  • Следует обращать внимание на распределение ошибок по минутам. При общем снижении работоспособности число ошибок равномерное или нарастает к концу работы по мере утомления. При некоторых функциональных расстройствах психической деятельности наблюдается неравномерное распределение ошибок.


Отыскивание чисел


Методика предназначена для выявления скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания (к зрительным раздражителям).

  • У больных с выраженными клиническими проявлениями атеросклероза головного мозга на одну таблицу уходит до 2—3 минут. Больные склерозом отыскивают числа так же быстро, как и здоровые люди, но удлинение общего вре­мени обусловлено отдельными «случайными» задержками. Такие паузы объясняются кратковременным состоянием охранительного торможения в корковых клетках зрительного анализатора больных.

  • Равномерная замедленность темпа отыскивания чисел наблю­дается при эпилепсии.

  • При заболеваниях, вызывающих нарушения моторики глазодвигательных нервов, также наблюдаются затруднения в отыски­вании чисел и общее увеличение времени отыскивания чисел на одну таблицу.

  • Заметное увеличение времени отыскивания чисел на последних (4-й и 5-й) таблицах свидетельствует об утомляемости больного, а ускорение — о медленном «врабатывании».

Счет по Крепелину


Методика была предназначена для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости больных.

Резкие колебания продуктивности могут быть связаны с невротическим состоянием.

Постепенное повышением продуктивности, снижением числа ошибок на протяжении эксперимента свидетельствует о медленной врабатываемости испытуемого.

Отсчитывание


Методика предназначена в психиатрической клинике для выявления сохранности навыка счета, устойчивости внимания, а также степени затрудненности интеллектуальных процессов больных.

  • Затруднения и большое замедление темпа при отсчитывании с переходом через десяток при общей равномерности отсчета свидельствуют о затрудненности умственной деятельности.

  • Замедление темпа к концу отсчета — показатель утомляемости больного;

  • Ошибки с пропуском десятков свидетельствуют об ослаблении внимания;

  • Больные со снижением критики отсчитывают иногда от 100 по 7 следующим образом: 100,93, 86,76,66,56.

  • Иногда ошибки больных свидетельствуют о грубых колебаниях внимания, граничащих с обнубиляциями сознания. Так, например, больной отсчитывает от 30 по 3 следующим образом: 27,24,11,14,17,21,18.15,12,9.


  1. Основные психологические методики изучения мышления, интерпретация результатов их использования.


  • Классификация предметов

  • Исключение предметов

  • Методика Выготского—Сахарова

  • Существенные признаки

  • Простые аналогии

  • Сложные аналогии

  • Сравнение понятий

  • Соотношение пословиц, метафор и фраз

  • Заполнение пропущенных в тексте слов

  • Объяснение сюжетных картин

  • Установление последовательности событий

  • Исследование ассоциаций

  • Название 60 слов

  • Ответные ассоциации

  • Противоположности

  • Обучающий эксперимент

  • Классификация фигур

  • «Клипец»


Метод предметной классификации является одним из основных, применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования, но дает также возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий больных, особенностей памяти, объема и устойчивости их внимания, личностных реакций больных на свои достижения и неудачи.

Для проведения опыта необходимо иметь колоду из 70 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа.

Анализ и оценка тех или иных действий и высказываний не может производиться безотносительно к этапу выполнения задания.

После второй инструкции интеллектуально полноценный человек без труда обычно устанавливает группы домашних животных, зверей, мебели, посуды, одежды, фруктов, овощей и т. д. Даже олигофрены справляются обычно с такой группировкой, испытывая, правда, некоторые затруднения при объединении более сложных групп (транспорта, людей). Наибольшую трудность на 2 этапе представляет объединение группы измерительных приборов. Если больной самостоятельно объединил эту группу и назвал ее, такой экспериментальный факт свидетельствует о том, что ему доступны сложные обобщения. Этого не встречается при олигофрении.