Файл: 1. Выбор методов для диагностики умственной отсталости в Волгоградской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 325

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Выбор методов для диагностики умственной отсталости в Волгоградской области

Особенности результатов, полученных при исследовании личности больных эпилепсией.

Особенности интерпретации результатов исследования личности при алкоголизме. Типы изменений личности.

Общая характеристика методов диагностики мышления при шизофрении.

Особенности результатов, полученных при исследовании личности больных шизофренией в Волгоградской области.

Особенности интерпретации результатов исследования личности при МДП.

Общая характеристика проективных методов диагностики личности при пограничных состояниях в Волгоградской области

Особенности составления плана исследования при церебральном атеросклерозе.

Особенности результатов, полученных при исследовании личности больных церебральным атеросклерозом в Волгоградской области

У больных относительно высокая речевая активность в начальный период старческого слабоумия. Больные постоянно стремятся к общению с окружающими, говорливы.

В первой стадии болезни Альцгеймера на передний план выступают прогрессирующие расстройства памяти. В ряде случаев отмечаются и умеренно выраженные, не очень стойкие конфабуляции.

Слабоумие при болезни Пика обнаруживается очень рано и неуклонно прогрессирует.

Болезнь Альцгеймера

Болезнь Пика

Отыскивание чисел

Счет по Крепелину

Отсчитывание

Для проведения опыта необходимо иметь колоду из 70 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа.

Анализ и оценка тех или иных действий и высказываний не может производиться безотносительно к этапу выполнения задания.

Если на 2 этапе работы больной продолжает устанавливать конкретные ситуационные группы, то это свидетельствует о склонности больного к конкретному мышлению.

Больные шизофренией сравнивают объекты, пользуясь очень разнообразными, необычными признаками, в то время как здоровые люди производят сравнения по банальным, «стандартным» признакам.

Исключение предметов

Противоположности.

Тематический апперцепционный тест (ТАТ)

Главное внимание и оценке результатов опыта уделяется тому, вызывает ли данное изображение какой-либо эмоциональный отклик у больного и какой именно.

Выбор ценностей

Исследование самооценки

Анализ экспериментальных данных проводится не столько по расположению отметок на линии, сколько по обсуждению этих отметок.

При различных психических заболеваниях отметки самооценки обнаруживают тенденцию к крайним местам линии.

Тест Люшера. Актуальное состояние и желаемое.

Выбор ценностей. 25 карточек ценностей.

Методика Выготского – Сахарова или метод двойной стимуляции.

Использование психометрических методов исследования интеллекта в условиях психиатрической клиники (тесты Векслера, Равена).

  1. Основные психологические методики изучения особенностей взаимоотношений с окружающими, интерпретация результатов их использования.

Выбор ценностей. 25 карточек ценностей.


Методика диагностики межличностных отношений Лири. Предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: «доминирование-подчинение» и «дружелюбие-агрессивность (враждебность)». Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. В зависимости от соответствующих показателей выделяются ряд ориентаций - типов отношения к окружающим. Делаются выводы о выраженности типа, о степени адаптированности поведения - степени соответствия (несоответствия) между целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Очень большая неадаптивность поведения может свидетельствовать о невротических отклонениях, дисгармониях в сфере принятия решений или являться результатом каких-либо экстремальных ситуаций. Суммируя результаты такого тестирования разных членов группы (например, трудового коллектива ) можно составить обобщенный «представленческий» портрет какого-либо ее члена, например, лидера. И делать выводы об отношении к нему других членов группы. Содержит 128 убеждений. Испытуемому нужно согласиться или не согласиться с тем, соответствуют ли предложенные убеждения его представлениям о себе. Авторитарный. Эгоистичный. Агрессивный. Подозрительный. Подчиняемый. Зависимый. Дружелюбный. Альтруистический:

Тест фрустрационных реакций Розенцвейга. Материал теста состоит из серии 24 рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрации другого индивида или его собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в который должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать идентификации этих черт. Каждый ответ оценивается с двух точек зрения: направленность реакции; тип реакции. Испытуемый более или менее сознательно идентифицирует себя с фрустрированным персонажем каждой ситуации методики. На основе этого положения полученный профиль ответов считают характерным для самого субъекта.


Незаконченные предложения: методика включает 60 незаконченных предложений, которые разделяются на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. "+2" — максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении;

"+1" — положительное отношение;

"0" — нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций;

"-1" — отрицательное отношение;

"-2" — максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении".


  1. Вклад Л.С. Выготского в становление патопсихологического подхода в изучении умственной отсталости. Метод «обучающего» эксперимента в патопсихологии. Методика Выготского – Сахарова.



Формальным началом работы Л.С. Выготского в области специальной психологии и специальной педагогики является его назначение в 1924 г. заведующим подотделом воспитания физически дефективных и умственно отсталых детей.

Вклад: 1) формирование основ специальной психологии; 2) выделение общих закономерностей психического развития при различных дефектах; 3) диагностика недостатков развития.

Важным условием становления специальной психологии Л.С. Выготский считает создание адекватных методик исследования.

Выготский выделяет некоторые общие закономерности аномального развития психики: нарушение взаимодействия с окружающим миром и, в том числе и прежде всего, с окружающими людьми выделяется как важнейшая общая закономерность аномального развития.

Другая общая закономерность содержится в сформулированных Л.С. Выготским представлениях о первичных и вторичных недостатках психического развития. Таким образом, были выделены некоторые общие закономерности психического развития детей с различными недостатками.

Для Л.С. Выготского была очевидной недостаточность для целей дефектологии применявшихся в то время стандартизованных тестов. Он считал необходимым заменить их качественными методиками.

Важнейшую роль в разработке таких диагностических методик должны сыграть и представления Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Он сам дает модель методики, которая может быть для этого использована. Это методика экспериментального формирования понятий – прототип обучающего диагностического эксперимента. Именно построение диагностических методик в форме обучающего эксперимента позволяет выявить различия в объеме зоны ближайшего развития, которая имеется у всех детей. Но если у нормально развивающегося ребенка она может быть очень значительной, то у умственно отсталого объем ее сравнительно невелик.

Применение идей Л.С. Выготского о специфических закономерностях психического развития, своеобразии структур нарушенного развития и зоне ближайшего развития в разработке психодиагностических методик должно привести к созданию наборов дифференциально-диагностических методик, т. е. наборов методик, дающих возможность осуществить подлинную качественную диагностику.

Методика Выготского – Сахарова или метод двойной стимуляции.

Назначение этого метода – исследование мышления, способности самостоятельно формировать понятия. Однако в процессе наблюдения за испытуемым, выполняющим задание, выявляются также особенности его эмоциональных реакций.
Для проведения исследования нужен набор разнообразных деревянных фигурок (разной формы и разного цвета) с надписанными на них словами «бик», «цев», «гур», «лаг». Методика относится к числу очень трудных, пользоваться ею целесообразно при исследовании людей со среднем или высшим образованием.

Перед испытуемым на столе беспорядочно раскладываются все фигурки надписями книзу, так, чтобы ни одна надпись не была видна. Экспериментатор говорит: «Все эти фигурки различны, но среди них можно найти фигурки одного типа или сорта. Я открою Вам одну фигурку (экспериментатор переворачивает и выкладывает вперед синий треугольник с надписью «цев»). Видите, здесь есть надпись «цев»? Это слово ничего не обозначает, это просто название, имя одного сорта фигурок. Вы должны узнать, какие еще фигурки относятся к сорту «цев», и поставить их сюда, рядом с этой фигуркой «цев». Таких фигурок должно быть несколько: 5–6, одной ограничиваться нельзя. Это трудная задача, сразу догадаться о том, какие фигурки называются «цев», вы не сможете. Нужно будет высказывать предположения, учитывать свои ошибки, рассуждать, и постепенно Вы сможете найти правильное решение. Переворачивать фигурки Вы не должны, так как там будет написано их название; переворачивать их могу только я. Вы высказываете какое-либо предположение и выкладываете сюда все те фигурки, которые, может быть, называются «цев».

Если испытуемый молча выкладывает фигурки, экспериментатор спрашивает у него, почему он думает, что они относятся к сорту «цев», и зарисовывает, какие фигурки он поставил. Чаще всего, испытуемый высказывает свои теории вслух, например: «Может быть, все синие?» или «Может быть, все треугольники?» – и нуждается в поощрении, чтобы начать выкладывать. В таком случае экспериментатор говорит: «Попробуйте». Важно следить за тем, чтобы в соответствии с гипотезой были выложены вперед все фигурки с заданным признаком. Если испытуемый пытается положить только одну фигурку рядом с открытой (часто это бывает желтый треугольник «цев»), экспериментатор говорит, что таких фигурок должно быть несколько: 5 или 6, одной нельзя ограничиться. После того как испытуемый выложил фигурки, экспериментатор открывает одну из них (из сорта «гур» или «лаг», смотря по обстоятельствам) и переворачивает, а все
остальные фигурки ставит на место, не переворачивая. При этом экспериментатор говорит, что эта фигурка тоже синего цвета (если он открыл синюю), но не «цев», или тоже треугольной формы (если он открыл треугольную), но не «цев», а имеет другое название. «Среди тех, которые я убрал обратно, – говорит экспериментатор, – может быть, были «цевы», но этого мы не узнали». Так повторяется после каждого хода, т.е. после каждой попытки испытуемого.

Обычно психически здоровые люди легко делают первый и второй ход – по форме и цвету, а затем несколько затрудняются, прежде чем найдут настоящий признак различия фигурок – размер. Трудность нахождения этого признака в том, что размер как будто состоит из сочетания двух признаков (размера основания и высоты). В период затруднения, когда исчерпаны более доступные признаки (цвет и форма), у многих испытуемых возникает чувство растерянности и аффективная дезорганизация суждений: испытуемые начинают высказывать суждения более примитивные, чем те, на которые они по своему интеллектуальному уровню. Успех опыта в значительной мере зависит от квалификации экспериментатора, который должен уметь оказывать испытуемому умеренную помощь и наблюдать за тем, как он ею пользуется, какие выводы он может сделать из полученных в процессе работы данных. Если в три или четыре хода, логично рассуждая, справляется с заданием, это дает экспериментатору право сделать вывод о том, что испытуемому доступны сложные абстракции и логические умозаключения. Результаты оцениваются в зависимости от того, сколько ходов понадобилось испытуемому для выполнения задания, насколько логичны были его рассуждения при этом, как воспринималась помощь экспериментатора.

  1. Особенности использования проективных методов в патопсихологическом исследовании (ТАТ, Проективный рисунок человека, Рисунок дерева, Рисунок несуществующего животного, тест Розенцвейга, метод незаконченных предложений Сакса-Леви).

Основные проективные методики:

1.Методики структурирования