Файл: 1. Выбор методов для диагностики умственной отсталости в Волгоградской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 327

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Выбор методов для диагностики умственной отсталости в Волгоградской области

Особенности результатов, полученных при исследовании личности больных эпилепсией.

Особенности интерпретации результатов исследования личности при алкоголизме. Типы изменений личности.

Общая характеристика методов диагностики мышления при шизофрении.

Особенности результатов, полученных при исследовании личности больных шизофренией в Волгоградской области.

Особенности интерпретации результатов исследования личности при МДП.

Общая характеристика проективных методов диагностики личности при пограничных состояниях в Волгоградской области

Особенности составления плана исследования при церебральном атеросклерозе.

Особенности результатов, полученных при исследовании личности больных церебральным атеросклерозом в Волгоградской области

У больных относительно высокая речевая активность в начальный период старческого слабоумия. Больные постоянно стремятся к общению с окружающими, говорливы.

В первой стадии болезни Альцгеймера на передний план выступают прогрессирующие расстройства памяти. В ряде случаев отмечаются и умеренно выраженные, не очень стойкие конфабуляции.

Слабоумие при болезни Пика обнаруживается очень рано и неуклонно прогрессирует.

Болезнь Альцгеймера

Болезнь Пика

Отыскивание чисел

Счет по Крепелину

Отсчитывание

Для проведения опыта необходимо иметь колоду из 70 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа.

Анализ и оценка тех или иных действий и высказываний не может производиться безотносительно к этапу выполнения задания.

Если на 2 этапе работы больной продолжает устанавливать конкретные ситуационные группы, то это свидетельствует о склонности больного к конкретному мышлению.

Больные шизофренией сравнивают объекты, пользуясь очень разнообразными, необычными признаками, в то время как здоровые люди производят сравнения по банальным, «стандартным» признакам.

Исключение предметов

Противоположности.

Тематический апперцепционный тест (ТАТ)

Главное внимание и оценке результатов опыта уделяется тому, вызывает ли данное изображение какой-либо эмоциональный отклик у больного и какой именно.

Выбор ценностей

Исследование самооценки

Анализ экспериментальных данных проводится не столько по расположению отметок на линии, сколько по обсуждению этих отметок.

При различных психических заболеваниях отметки самооценки обнаруживают тенденцию к крайним местам линии.

Тест Люшера. Актуальное состояние и желаемое.

Выбор ценностей. 25 карточек ценностей.

Методика Выготского – Сахарова или метод двойной стимуляции.

Использование психометрических методов исследования интеллекта в условиях психиатрической клиники (тесты Векслера, Равена).



При неврозах на первый план может выступать «смысловая смещенность» как отражение измененных жизненных отношений больного.

Известно, что дифференциация неврозов и инициальных форм вялотекущей шизофрении особенно трудна, так как при последних личность длительное время может оставаться относительно сохранной. Для больных неврозами характерно переживание ими особой интимности обследования по ТАТ, обычно связанное с непроизвольной идентификацией с героями составленных больными рассказов, которые отражают конфликты и значимые для них ситуации и отношения. Этого переживания интимности нет у больных шизофренией с изменениями эмоциональности и личностного отношения. Если у больных неврозами иногда отмечается сопротивление обследованию методикой ТАТ, связанное с указанным переживанием интимности, то у больных шизофренией обнаруживаемый в ряде случаев негативизм носит иной характер.

Другими существенными признаками, по которым различаются больные, являются степень и особенности идентификации. При высокой идентификации характеристики героев разных историй, даваемые больными неврозами, носят единые, общие черты, отражающие особенности личности самого обследуемого. Различия поведения героев в разных ситуациях характеризуют при этом различия в системах отношений обследуемого, не нарушая целостного представления о его личности. В историях больных шизофренией степень идентификации, как правило, значительно меньше, характеры героев беднее, они менее выразительны и по ним труднее определить специфические личностные черты.

Данные по применению при неврозах метода Роршаха достаточно противоречивы, и в этом существенную роль играют затруднения в измерении степени депрессии, тревоги, отсутствие четких границ между нормой и патологией, часто наблюдающиеся «смешанные» типы неврозов. Тем не менее отмечаются интересные ответы, характеризующие определенную синдромологическую форму, например, высокая частота ответов с содержанием «смерти», «сна» и т. п. при конверсионной истерии, критика больным собственных ответов при обсессивном синдроме.

  1. 1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   22

Особенности составления плана исследования при церебральном атеросклерозе.



Атеросклероз сосудов головного мозга (Cerebral atherosclerosis) — это хроническое заболевание, при котором в артериях головного мозга образуются атеросклеротические бляшки. Болезнь ещё называют церебральным атеросклерозом и атеросклерозом церебральных артерий. Она может проявляться головной болью, головокружением, ухудшением памяти, мышления, а также эмоциональными нарушениями. В тяжёлых случаях может развиться деменция и грозное осложнение атеросклероза — ишемический инсульт.

Необходимо:

  • диагностика нарушений проявляющихся характерными неврозоподобными симптомокомплексами и их астенодепрессивными и астеноипохондрическими вариантами, а также явлениями навязчивых состояний (сомнений, страхов, фобий и т. д.) и психопатоподобными изменениями личности.

  • диагностика психотических изменений психической деятельности. Могут выражаться следующим синдромом: дезориентировка в месте и времени, тревога, беспокойство, страх.

Кроме психических расстройств при церебральном атеросклерозе наблюдаются неврологические и соматические нарушения. В первом случае отмечаются повышение и асимметрия сухожильных рефлексов, тремор пальцев рук, сужение и слабая реакция зрачков на свет. При тяжелых формах церебрального атеросклероза возможно развитие грубой неврологической симптоматики. Из соматических нарушений чаще обнаруживаются склеротические изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, повышение артериального давления, ишемические расстройства.

  1. Особенности результатов исследования мышления, памяти, внимания при церебральном атеросклерозе.



Общепризнано выделение в качестве основной формы заболевания церебросклеротической астении. Один из ведущих симптомов астении - истощаемость психических функций.

С истощаемостью при церебральном атеросклерозе непосредственно связана и недостаточность активного внимания. Она находит свое отражение в пропусках отдельных чисел в

таблицах Шульте, в увеличении к концу исследования количества ошибок в таблицах Крепелина. Особенно четко она обнаруживается в корректурной пробе: отмечаются пропуски букв, лишние зачеркивания сходных или расположенных рядом с заданной букв, пропуск целых строк. Ошибки либо нарастают количественно к концу исследования, либо распределяются в ходе опыта неравномерно, группами.

Одним из наиболее ранних и выраженных признаков заболевания является расстройство памяти. Уже при начальных проявлениях заболевания больные нередко жалуются, что в беседе не могут вспомнить нужное слово. При церебральном атеросклерозе расстройства памяти прогрессируют - к недостаточности произвольной репродукции присоединяются нарушения удержания, а затем запоминания.

Недостаточность удержания обнаруживается еще до заметных расстройств запоминания. Так, больной, воспроизводивший 10 слов после 4-5 повторений, после 15-20-минутного перерыва уже называет лишь часть этих слов. Постепенно, наряду с усилением недостаточности удержания, выявляется и недостаточность запоминания. В дальнейшем течении заболевания расстройства запоминания значительно усиливаются. У больных с резко выраженным церебральным атеросклерозом кривая запоминания становится более ровной, торпидной, уровень достижений крайне низок. Такого рода кривая может расцениваться как гипостеническая.

В патопсихологическом эксперименте нарушение подвижности психических процессов.

Инертность психической деятельности определяется в пробах на переключение и будет усиливаться в связи с истощаемостью в конце опыта. При выраженном церебральном атеросклерозе инертность может достигать значительной степени — у таких больных нередко обнаруживается персеверация в речевой и двигательной областях. Если персеверация не входит в структуру симптомокомплекса грубого очагового поражения головного мозга, то она замечается самим больным и нередко на время преодолевается им. Изменения интеллектуальной деятельности на различных стадиях церебрального атеросклероза неодинаковы, при ранних проявлениях заболевания у большинства больных обнаруживается определенная сохранность уровня процессов
обобщения и отвлечения. Выполняя отдельные задания по методикам исключения, классификации, выделения существенных признаков, они показывают сохранность уровня процессов обобщения и отвлечения. С прогрессированием заболевания отмечается своеобразная неравномерность уровня психической деятельности. Явления, рассматривающиеся Б. В. Зейгарник (1960) как нарушения последовательности суждений, связываются с быстро наступающей истощаемостью психических процессов. Истощаемость проявляется в изменении темпа выполнения задания и приводит к временному изменению качества психической деятельности. Больные с нерезко выраженными формами заболевания в начале исследования довольно быстро усваивают модус выполнения задания и выполняют их, правильно дифференцируя существенные и второстепенные признаки предметов и явлений. Наряду с этим на фоне правильных решений у этих больных обнаруживаются ошибочные суждения, в основе которых лежат ассоциации по второстепенным, конкретно-ситуационным признакам. Так, больная П., выполняя задание по методике исключения и уже выделив группы инструментов, искусственных источников освещения и швейных принадлежностей, внезапно объединяет в одну группу очки, часы и термометр. Свое решение она мотивирует следующим образом: «Мне, чтобы узнать время или температуру воздуха, приходится пользоваться очками». Особенно легко нарушения последовательности суждений можно обнаружить при исследовании методиками, содержащими ряд заданий примерно одинаковой сложности, например методикой образования аналогий, подбором слов-антонимов. Характерная особенность этих расстройств мышления заключается в том, что больные при обращении их внимания на допущенную ошибку легко ее исправляют, никогда не упорствуют, доказывая правильность своего решения.

Прогрессирование. Выявлены основные нарушения мотивационного компонента мышления в виде резонерства и разноплановости мышления. Резонерские суждения (бесплодное мудроствавание) испытуемых определяются не нарушением интеллектуальных операций, а повышенной аффективностью. Разноплановость мышления заключается в том
, что суждения испытуемых о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях. Испытуемые могут правильно усваивать инструкцию. Они могут обобщить предлагаемый им материал, актуализируемые ими знания о предметах могут быть адекватными; они сравнивают объекты на основании существенных, упроченных в прошлом опыте свойств предметов. Вместе с тем испытуемые не выполняют задания в требуемом направлении: их суждения протекают в разных руслах. Эпизодические литеральные парафазии. Литеральная парафазия — замена звука или буквы в слове на другие.

Нарушения последовательности суждений сменяются стойким снижением уровня процессов обобщения и отвлечения. Преобладают решения заданий, в которых обнаруживается невозможность выделить существенные признаки. Особенно легко нарушения выявляются при исследовании методикой «Исключение 4-го лишнего». При выполнении заданий по этой методике испытуемые производят обобщение по несущественным, необычным, неадекватным, формальным признакам, либо чрезмерно обобщенно, без связи с реальными значениями предметов. При исследовании методикой «исключения 4-го лишнего» у испытуемых обнаруживаются явления «разноплановости» мышления. Одно и то же задание испытуемый выполняет в нескольких вариантах (иногда один из них правильный). Расстройства критичности мышления выступают даже при таких относительно несложных заданиях, как чтение текстов с пропущенными словами (проба Эббингауза). Больные вставляют слова, не сообразуясь со смыслом читаемой фразы, без связи с последующими предложениями. Допущенные ошибки корригируются с трудом. Больные беспечно относятся к исследованию и его результатам. Нарушение критичности мышления эти больные совершенно не соразмеряют уровень притязаний со своими возможностями.
  1. 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   22