Файл: 1. Выбор методов для диагностики умственной отсталости в Волгоградской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 323

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Выбор методов для диагностики умственной отсталости в Волгоградской области

Особенности результатов, полученных при исследовании личности больных эпилепсией.

Особенности интерпретации результатов исследования личности при алкоголизме. Типы изменений личности.

Общая характеристика методов диагностики мышления при шизофрении.

Особенности результатов, полученных при исследовании личности больных шизофренией в Волгоградской области.

Особенности интерпретации результатов исследования личности при МДП.

Общая характеристика проективных методов диагностики личности при пограничных состояниях в Волгоградской области

Особенности составления плана исследования при церебральном атеросклерозе.

Особенности результатов, полученных при исследовании личности больных церебральным атеросклерозом в Волгоградской области

У больных относительно высокая речевая активность в начальный период старческого слабоумия. Больные постоянно стремятся к общению с окружающими, говорливы.

В первой стадии болезни Альцгеймера на передний план выступают прогрессирующие расстройства памяти. В ряде случаев отмечаются и умеренно выраженные, не очень стойкие конфабуляции.

Слабоумие при болезни Пика обнаруживается очень рано и неуклонно прогрессирует.

Болезнь Альцгеймера

Болезнь Пика

Отыскивание чисел

Счет по Крепелину

Отсчитывание

Для проведения опыта необходимо иметь колоду из 70 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа.

Анализ и оценка тех или иных действий и высказываний не может производиться безотносительно к этапу выполнения задания.

Если на 2 этапе работы больной продолжает устанавливать конкретные ситуационные группы, то это свидетельствует о склонности больного к конкретному мышлению.

Больные шизофренией сравнивают объекты, пользуясь очень разнообразными, необычными признаками, в то время как здоровые люди производят сравнения по банальным, «стандартным» признакам.

Исключение предметов

Противоположности.

Тематический апперцепционный тест (ТАТ)

Главное внимание и оценке результатов опыта уделяется тому, вызывает ли данное изображение какой-либо эмоциональный отклик у больного и какой именно.

Выбор ценностей

Исследование самооценки

Анализ экспериментальных данных проводится не столько по расположению отметок на линии, сколько по обсуждению этих отметок.

При различных психических заболеваниях отметки самооценки обнаруживают тенденцию к крайним местам линии.

Тест Люшера. Актуальное состояние и желаемое.

Выбор ценностей. 25 карточек ценностей.

Методика Выготского – Сахарова или метод двойной стимуляции.

Использование психометрических методов исследования интеллекта в условиях психиатрической клиники (тесты Векслера, Равена).



Установление последовательности событий по серии рисунков: при глубокой дебильности обследуемые не в состоянии установить развитие сюжета даже по несложной серии рисунков. Они раскладывают рисунки в случайном порядке и описывают каждый отдельно. Им недоступны более трудные серии, в одной и той же серии ошибаются на более трудной картинке.


  1. Особенности интерпретации результатов исследования личности при олигофрении.



О некоторых особенностях личности олигофренов позволяют судить исследования уровня притязаний. Обычно у здоровых обследуемых на выбор последующего задания влияет успех или неудача в решении выполняемого в настоящее время. У олигофренов такая самооценка в процессе исследования не вырабатывается. Они совершенно бездумно берут попавшуюся под руку карточку и не проявляют какой-либо эмоциональной реакции на неудачу в выполнении задания. У олигофренов с менее глубокой степенью дебильности уровень притязаний вырабатывается к концу исследования.

  1. Диагностика памяти и внимания при олигофрении в Волгоградской области.



Внимание, особенно произвольное, отличается узким объемом. В пробе на запоминание такой больной называет, например, 4 слова. Ему повторно зачитывают все подлежащие запоминанию слова. После этого больной называет уже другие 4 слова, но не может вспомнить называвшиеся им прежде слова. Внимание с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, неустойчиво.

Выраженность ослабления памяти часто соответствует степени слабоумия. Чем глубже УО, тем более заметна недостаточность памяти.

Представляет интерес соотношение между механической и логической памятью. При легкой дебильности нет существенной разницы между показателями, характеризующими оба вида памяти. Зато при выраженной дебильности механическая память страдает меньше.

10 слов: кривая запоминания у обучающихся данной группы напоминает форму так называемого «плато», то есть число воспроизведенных слов сначала растет, а после третьего-четвертого воспроизведения остается неизменной. Форма кривой «плато» говорит об эмоциональной вялости и незаинтересованности ребенка в задании, о быстром утомлении.

Методика Пьерона-Рузера для исследования внимания и темпа деятельности: при УО характерно большое количество ошибок при низком темпе деятельности.

  1. Особенности составления плана исследования при эпилепсии.


Эпилепсия - заболевание, характеризующееся периодически возникающими судорожными и бессудорожными пароксизмальными состояниями с той или иной степенью утраты сознания, часто имеет место прогредиентное течение, которое определяется нарастающим изменением личности вплоть до возникновения специфического слабоумия.



  • Уточняются возраст начала заболевания и частота эпилептических припадков, наличие случаев эпилепсии в семье, психосоциальный анамнез, возможные этиологические факторы (травма головы, менингит или энцефалит в анамнезе, осложненные роды, фебрильные судороги).

  • Наличие и тип ауры, детальное описание эпилептического припадка членами семьи, наличие автоматизмов, речевых феноменов во время приступа, изменения тонуса и положения тела и др.

  • Эффективность противоэпилептических препаратов и их побочные действия.

  • ЭЭГ имеет важное значение для подтверждения диагноза эпилепсии и определения типа эпилептического припадка.

  • Видео-ЭЭГ.

Также психологическое исследование включает в себя анализ следующих нарушений: нарушение личности; нарушение восприятия; нарушение мышления; нарушение интеллекта и социального познания.

  1. Общая характеристика методов диагностики мышления, памяти, внимания при эпилепсии.


Характерно употребление шаблонных оборотов, уменьшительных слов, определений, содержащих аффективную оценку, – «хороший, прекрасный, отвратительный».

Формальные расстройства мышления: тугоподвижность (вязкость, энехетичность, торпидность, инертность, патологическая обстоятельность, «грузность», по П.Б. Ганнушкину). Речь обстоятельна, многословна, полна несущественных деталей, на которых «застревают» больные, отсутствует способность отделить главное от второстепенного. Олигофазия, по А.Н Бернштейну, – амнестически-афазический комплекс, который обнаруживается у эпилептиков не только в послеприпадочных состояниях, но и в межприступные периоды как постоянный симптом эпилептического слабоумия наряду с наклонностью к употреблению уменьшительных и ласкательных названий. Я.П. Фрумкин разграничивал олигофазию острую послеприпадочную и постоянную. Непосредственно после припадка, при наличии расстроенного сознания, у больных возникает асимболия – нарушение способности узнавать предмет и определять его назначение. По мере восстановления сознания вместо асимболии, указывал А.Н. Бернштейн, развивается амнестико-афатический комплекс, острая послеприпадочная олигофазия. Она проявляется в том, что больные узнают показываемый им предмет и вспоминают его свойства и назначение
, но назвать, обозначить предмет не могут

Часто повторяется уже сказанное (персеверация мышления). Характерны медоточивость, слащавость, употребление шаблонных оборотов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также определений, содержащих аффективную оценку («замечательный», «прекрасный», «отвратительный»).

Таблицы Шульте: существенно изменяется темп психических процессов, наряду с явлениями общей брадикинезии. У больных эпилепсией поиск чисел в таблице длится от 0,5 до 2,5 мин и более. При этом не обнаруживается увеличения затрачиваемого на каждую последующую таблицу времени.

Пиктограмма: склонность к детализации. Больной К. затрудняется подобрать рисунок к слову "развитие", так как развитие "бывает разное: и развитие мускулов, и умственное развитие. Какое же вы хотите?". В других случаях изображения принимают излишне конкретный детализированный характер, так как больные пытаются почти фотографически отобразить в рисунке жизненную ситуацию.

Словесный эксперимент: инертность, вязкость мышления больных эпилепсией отчетливо выступает в увеличение латентного периода, частые эхолалические реакции, однообразное повторение одних и тех же ответов. Часто на слова-раздражители больные отвечают стереотипными рядами слов либо называют слова из своего профессионального обихода, иногда в качестве ответной реакции подбираются прилагательные, обозначающие цвет данного предмета. Ответы больных эпилепсией в ассоциативном эксперименте часто носят стереотипный характер, при этом называются слова из профессионального обихода либо в качестве ответной реакции используются прилагательные, отражающие конкретные свойства предметов, фигурирующих в перечне слов-раздражителей (например, их цвет).

Такие же особенности обнаруживаются в речи больных эпилепсией при исследовании с помощью методики подбора слов-антонимов. Оскуднение словарного запаса часто приводит к тому, что больные прибегают к образованию антонима путем прибавления к заданному слову частицы «не». Наиболее трудным оказывается подбор антонимов к словам абстрактного значения

Установления последовательности событий по серии рисунков:
выражена склонность к детализации при описании каждого рисунок, но сопоставить их не могут, так как затрудняются в дифференцировке существенных и второстепенных признаков.

Сюжетные картины: не могут найти существенное в сюжете, перечисляют все предметы и детали на картинке.

Исключение: характерно снижение уровня процессов обобщения и отвлечения. Больные крайне обстоятельно характеризуют каждый из четырех изображенных на рисунке предметов и либо не находят между ними отличия, либо заявляют, что все эти предметы ничего общего между собой не имеют.

Так, больные приходят к выводу, что шкаф, кровать, этажерка и комод являются мебелью, но не могут найти отличительного признака, позволяющего объединить виды мебели, служащие для хранения каких-либо предметов. Разглядывая картинку с изображением очков, часов, весов и термометра, больной дает им детальную характеристику и утверждает, что не видит между ними ничего общего.

Больные с эпилепсией классифицируют предметы по конкретно-ситуационному признаку. Характерно образование в процессе классификации нескольких мелких однородных групп: например, выделяется посуда металлическая и стеклянная, а предметы обуви и головные уборы образуют отдельные группы и не объединяются с предметами одежды.

Кривая запоминания (10 слов): у больных эпилепсией носит своеобразный характер. Количество воспроизводимых слов с каждым последующим повторением либо незначительно увеличивается, либо остается прежним.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22