Файл: Методические указания по изучению теоретического материала, выполнению практических и контрольных заданий, словарь, списки основных и дополнительных информационных источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 918

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

Сведения об авторе

Предисловие

Календарно-тематический план работы студента

Методические указания (общие)

Тема 1. Понятие, предмет, метод и структура риторики. Риторическое искусство как социальное явление. Виды и роды ораторского искусства.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

18.Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика.-Р-на-Дону, 2004.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 5. Методика и подготовка к судебному выступлению. Виды подготовки

Различают повседневную подготовку оратора и подготовку оратора к конкретному выступлению.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 6. Произнесение судебной речи

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

1. Составьте план выступления и произнесите речь на тему «Особенности произнесения судебной речи».

2. Проанализируйте речь судебного оратора Кони А.Ф. «Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем». (Используйте Приложение 1).

Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 8. Культура судебной речи

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля



И только в отдельных словах иноязычного происхождения ж и ш звучат мягко. Слово жюри следует произносить с мягким а/с, так же как и французские имена Жюли, Жиро, Жюль (Верн).

Правило 3. Согласные звуки ч и щ в русской речи всегда звучат мягко. Звук щ произносится как долгий мягкий ш-шьшь. Звук ч произносится как взрывной.

Это правило требует особого внимания, так как имеется много отклонений от нормы в многочисленных говорах, а письменность расходится иногда с устной речью.

Пишется: Произносится:

чад чяд

чадо чядо

часть чясть

чудо чюдо

чулан

Примечание. а) Звук щ в сочетании со звуком н теряет долготу, но сохраняет мягкость. Мы произносим с долгим мягким ьшь слова: без помошьши, но с коротким шь-беспомошьный, сушьшество, но сушьность. В речи мы часто наблюдаем неверное произношение слов с сочетанием щн, вместо произношения изямьный, можьный, мы слышим изямный, мошный.

б) Только в двух словах (и в производных от них) сочетание щн может произноситься с твердым ш. Это слова: помощник и всенощная. Произносим мы их через ш, т. е. помощник, всеношная.
Правило 4. В окончании прилагательных родительного падежа единственного числа мужского и среднего рода на ого и его, вместо звука г произносится звук в

Пишется: Произносится:

свежего свежево

твоего твоево

третьего третьево

слабого слабово

его ево
Также со звуком в вместо г произносятся слова: сегодня, сегодняшние, итого.

Пишется: Произносится:

сегодня севодня

сегодняшний севодняшний

итого итово
Правило 5. Звонкие согласные б, в, г, д, ж, з в конце слов звучат как парные им глухие п, ф, к, т, ш, с, т. е. оглушаются.

Пишется: Произносится:

боб боп

улов улоф

рог рок

стог сток

обед обет

лёд лет

глаз глас

нож нош

Это правило оглушения звонких согласных в конце слова распространяется и на случаи, когда слово оканчивается мягким знаком.

Пишется: Произносится:

свекровь свекрофь

особь осопь

грязь грясь
Примечание. В южнорусских диалектах (рязанском, орловском) конечный звонкий звук г переходит в глухой щелевой звук х.

В письменности различное значение слов рог-рок, стог-сток, лед - лет, глаз - глас отмечено правописанием. В устной речи эти слова произносятся одинаково и их смысл определяется контекстом.
Правило 6. Закон уподобления (ассимиляции) согласных по звонкости или глухости. Если в слове или на стыке двух слитно произносимых слов встречаются два согласных-глухой и звонкий (или звонкий и глухой), то первый уподобляете второму, т. е. оглушается или озвончается.


Произносится: гупка, золофка, вотка, грат падает, пот калиной. Оглушение

Пишется: губка, золовка, водка, град падает, под калиной.

Озвончение. Произносится: одбрить, отдать, голытьба, г желобу.

Пишется: отбрить, отдать, голытьба, к желобу.
Примечания а) Исключение составляет звук в. Он не обладает свойством уподоблять себе стоящий перед ним глухой согласный звук, однако сам подчиняется последующему глухому, например: к маме, к ночи.

В приведенных словах происходит оглушение согласной, но уподобления не происходит.

Правило 7. Сочетания согласных сш и зш в словах и на стыке двух слов, произносимых слитно, произносятся как долгий (двойной) звук шш.

Пишется: Произносится:

Расшитый рашшитый

Происшествие проишшествие

без шарфа бешшарфа
Правило 8. Сочетания иж и зж, встречающиеся на стыке приставки и корня или предлога со словом, произносятся как долгий (двойной) звук жж.

Произносится:

Пишется:

ижжога

изжога

ражжигать

разжигать

ижжимолости

из жимолости

жжымать

сжимать

жжалостью

с жалостью


Пишется:

бритва

кворум

свора

Швейк

б) Не происходит ассимиляции (или уподобления) перед сонорными звуками м, н, л, р; они, так же как и звук в, не обладают свойством уподоблять стоящий впереди звук, т. е. <озвончать>


Пишется:

Произносится:

сугроб растёт

сугрога растёт

лоб лысый

лоп лысый

глаз Маши

глас Маши

столб налево

столп налево


Правило 9. Сочетания зж и жж, находящиеся внутри корня слова, произносятся как долгий (двойной) мягкий звук жьжь.


Пишется:

Произносится:

уезжаю

уежьжяю

приезжаю

приежьжяю

дребезжит

дребежьжит

брюзжит

брюжжит

брезжит

брежьжнт

позже

пожьже

дрожжи

дрожьжи

вожжи

вожьжи



Правило 14. Сочетания тч и дч в словах и на стыке приставки и корня произносятся как двойной (долгий) звук чч. Расщедриться – ращьшедриться, расщелкать – рзшьшёлкать, отчий - оччий, отчасти- оччясти
Правило 15. Двойные согласные в большинстве русских слов (и на стыке двух слов) произносятся как долгий удвоенный звук.

Тщательно- чщятельно, тщетный – чшетный.

Это правило требует пристального внимания, так как выпадение одного из согласных в речи, особенно на стыке двух слов, искажает их смысл:

водить - вводить (ев)

волю-вволю (ев)подать - поддать (дд)

Примечания, а) В некоторых русских и во многих иноязычных словах двойной согласный звук, имеющийся в написании, не произносится.

Пишется:

Произносится:

гривенник

гривеник

одиннадцать

одинадцать

суббота

субота

телеграмма

телеграма

коммунизм

комунизм

территория

територия

теннис

тенис

миллионер

милионер


Вопрос 3. Техника речи. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи

Голоса, поставленные самой природой, встречаются редко. Каждый человек может «воспитать» голос, т. е. развить и укрепить. Техника речи - важный элемент культуры речевой деятельности - включает работу над дыханием, голосом, дикцией. Техническая сторона звучащей речи поддается тренировке путем специальных упражнений. Их надо выполнять регулярно, а также обращаться к ним, готовясь к ораторскому выступлению, к встрече с людьми, чтобы в момент контакта «быть в голосе».

Основные элементы речевой техники – фонационное (речевое) дыхание, голос (правиль­ные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетли­вости в произношении слов, слетов, звуков).

Рекомендуемая скорость произношения речи 100 – 200 слов в минуту. При этом техника речи включает в себя комплекс навыков: речевого дыхания, голосоведения, дикции, интонации. Умелое использование этих навыков позволяет не испытывать давления на речевой аппарат, помогает избежать утомления, добиться максимального контакта с аудиторией и высокого качества речи.


Техника речи включает:

    • фонационное дыхание, которое дает силу голосу

    • голос, который обладает громкостью, силой, выразительностью

    • дикция – отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков

    • интонация – ритмико-мелодичное и логическое членение речи

интонация:

    • высота тона

    • сила голоса

    • внутри фазовые паузы

    • темп

    • тембр – эстетическая окраска голоса

Тренировка интонации включает:

    • интонационная развертка знаков препинания

    • работа над темпом и стилем речи

    • различные виды пауз: физиологические

грамматические смыслоразличительные психолингвистические которые позволяют выразить эмоциональное отношение к тексту.

    • работа над голосом

Фонетическая культура.

    • правильное произношение слов

    • правильное ударение в словах

Невербальные средства общения.

Эмоциональное отношение к тексту позволяют выразить невербальные средства общения: мимика, поза, жесты. Это вспомогательные средства. Они оживляют текст, экономят слова, компенсируют недоговоренное, снимают двойственных характер слов.

Жесты: - выразительные

    • описательные

    • указующие

    • подражательные

    • язык глухонемых

    • манеризмы – неоправданные жесты.

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание вы­ступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания. Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состо­янии, следует выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи.


Вопросы для самоконтроля


      1. Особенности судебного ора­торского искусства.

      2. Мастерство судебного оратора.

      3. Значение ораторского искусства для юриста.

      4. В чем вы видите этику речевого поведения оратора?

      5. что вы понимаете под языковой личностью судебного оратора?

      6. Что представляет собой механизм голосообразования?

      7. Особенности устной и письменной речи?

      8. Что вы понимаете под техникой речи?



Задания для самоконтроля


1. Проанализируйте речь судебного оратора Обнинского П.Н. «Обвинительная речь по делу Качки».

Отметьте особенности языковых средств, построение концептуальной схемы высказывания оратора. (См. Приложение 1. – вопросы для анализа речи)

Тренировочные упражнения
1.Артикуляционные упражнения.

1)Широко открывая рот, четко произносите звуки и слоги:

-И, Э, А, О, У, Ы;

-Е, Я, Й, Ю;

-иа, эа, аа, оа, уа, ыа;

-еа, яа, йа, юа;

-Б - П, Г - К, Д - Т, В - Ф;

-АБ, АБИ, АБЭ, АБА, АБУ, АБЫ;

-БИБ - БИБ - БИП; БЭБ - БЭБ - БЭП;

БАБ - БАБ - БАП; БОБ - БОБ - БОП;

БУБ - БУБ - БУП; БЫБ - БЫБ - БЫП;

-ДА, ДИ, ДО, ДУ, ГА, ГИ, ГО, ГУ, ВА, ВИ,

ВО, ВУ, БА, БИ, БО, БУ;

-ша, шо, шу, ши,

шо, шу, ши, ше,

шу, ши, ше, ша,

ши, ше, ша, шо;

-ша, жа, жа, жа, ша,

шо, жо, жо, жо, шо,

ши, жи, жи, жи, щи,

ше, же, же, же, ше;

-С - З - З -...; ТР - Р ..., ДР - Р ...;

-ПТК, ПКТ, КТП

2)Читайте чистоговорки (фразы с неоднократно повторяющимися звуками или сочетаниями звуков):

Б-ык тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

В Чите течет Читинка.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

3)Читайте скороговорки (они построены на сочетаниях слов, включающих звуки, требующие непрерывной перестройки речевого аппарата, смены артикуляций) сначала по слогам, затем, делая небольшие остановки перед каждым фонетическим словом, а после этого - убыстряя темп: