Файл: Методические указания по изучению теоретического материала, выполнению практических и контрольных заданий, словарь, списки основных и дополнительных информационных источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 926

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

Сведения об авторе

Предисловие

Календарно-тематический план работы студента

Методические указания (общие)

Тема 1. Понятие, предмет, метод и структура риторики. Риторическое искусство как социальное явление. Виды и роды ораторского искусства.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

18.Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика.-Р-на-Дону, 2004.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 5. Методика и подготовка к судебному выступлению. Виды подготовки

Различают повседневную подготовку оратора и подготовку оратора к конкретному выступлению.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 6. Произнесение судебной речи

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

1. Составьте план выступления и произнесите речь на тему «Особенности произнесения судебной речи».

2. Проанализируйте речь судебного оратора Кони А.Ф. «Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем». (Используйте Приложение 1).

Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 8. Культура судебной речи

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля



Систему вышеперечисленных фонетических средств (высотных, силовых, временных) часто называют интонацией, а также просодикой.

Оратор, собеседник, умеющий легко изменять темп, громкость и высоту речи, обладающий хорошей дикцией и тембром, может выражать голосом различные чувства и переживания. Это возможно при правильно поставленном речевом (фонационном) дыхании. Его основой является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы, межреберных и брюшных мышц. При произношении речи после короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем - длинный звуковой выдох, во время которого надо уметь рационально расходовать запас воздуха. Расслабление мышц, удерживающих грудную клетку в расширенном состоянии, должно происходить постепенно, подчиняясь воле говорящего. Через нос вдыхают только перед началом монолога или на больших паузах. Неправильное дыхание порождает недостаточную звучность (т.е. силу, гибкость, подвижность), которая в свою очередь изменяет тембр голоса.

Процесс голосообразования наиболее продуктивен, когда спина прямая, крепкая, а руки, плечи, шея, органы артикуляции свободны и не напряжены.

В последнее время при изучении языка широко используется магнитофон. Запись и последующее прослушивание собственной речи со стороны позволяет учащемуся контролировать себя. Кроме того, работа с магнитофоном способствует и развитию речевого слуха. Юрист часто не замечает своих погрешностей в дикции и в произношении, а магнитофонная пленка сразу же отметит все его дефекты. И это - лучшее доказательство необходимости работы над совершенствованием своего произношения и дикции.

Точное знание адреса и понимание, для чего юрист произносит тот или иной текст, безусловно, активизирует речь. В суде речь должна быть более весомой, яркой, выразительной, чем в повседневной жизни.
НЕКОТОРЫЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ
Правило 1. Гласные в ударном слоге произносятся ясно и четко. Ударение в слове бывает только одно (исключение составляют сложные слова, в которых одно ударение-главное, а второе более слабое: вагоноремонтный, общегосударственный и т. д.). Ударный гласный в русском языке отличается от безударного гласного по высоте и длительности (он более долгий).


Правило 2. Все безударные гласные звуки произносятся короче. Но не все они одинаковы. Долгота или краткость безударных гласных зависит от приближен-

ности их к ударному слогу: находятся ли они непосредственно перед ударением, за два-три слога до ударения или после него. Более короткими будут гласные, стоящие во 2-м, 3-м и т. д. предударных слогах - водопровод (въдъпроъот), маскарад (мскарад), а также после ударения, особенно конечные, удаленные на два- три слога от ударного гласного: колокол (колъкъл). Но сколько бы ни было слогов после ударения, они не снимаются с дыхания и голоса и все должны звучать.

Некоторые безударные гласные изменяются только количественно (и, ы, у, ю, э), т. е. становятся короче в зависимости от положения их по отношению к ударному слогу, тогда как другие гласные (а, о, е, я), изменяясь количественно, меняют еще и характер или качество своего звучания (количественные и качественные изменения гласных). В некоторых говорах мы встречаемся с нарушением этого правила: с равновеликостью безударных слогов (многоударность), с излишним укорачиванием предударных гласных («проглатывание» гласного звука), с постоянным повышением заударных слогов, что создает впечатление незаконченности фразы.

Правило 3. Безударные гласные и, ы, у, ю, э изменяются только количественно по мере приближения к ударному слогу или удаления от него.

Правило 4. Звук и произносится как ы при слитном произношении двух слов, из которых одно оканчивается. При транскрибировании этот звук условно обозначается - <ъ> на твердый согласный, а другое начинается с и. Особенно часто это происходит с предлогами и союзом и.

Пишется: Произносится:

Ион Ионович Ионыоныч

из игры изыгры

в интриге вынтриге

без имени безымени

Слон и Моська Слонымоська

как и он какыон

смех и шум смехышум

Примечание. Но если сделать между словами небольшую паузу, звук и не изменит своего звучания: Ион Ионыч, Слон и Моська и т. д.

Правило 5. Безударные гласные о и а в произношении не различаются и произносятся как короткий звук а- в начале слова, как бы далеко от ударения они ни находились: армейский, оригинальный (армейский, оригинальный); а также после гласных.

Пишется: Произносится:
неорганизованный неарганизованный

неаппетитный неаппетитный

у окна у акна

переодеть переадеть
Правило 6. Гласные о и а, стоящие непосредственно перед ударным слогом, произносятся как короткое а.



Пишется: Произносится:

пола пала

закат закат

гроза граза

Москва Масква

Правило 7. Гласные о и а, стоящие далеко перед ударным слогом или после него, произносятся как звук, средний между а и ы.

Пишется: Произносится:

подошёл пдашёл

подобрал п ъ д ъ брал

подал п ъ дал

рама рам ъ

Для более ясного понимания характера этого звука произнесите вслух ы, а потом, сохраняя артикуляционный уклад губ и языка, свойственный ы, быстро и ко ротко произнесите а.

Примечания а) Предударные а после звуков ч и щ произносятся как короткий звук, средний между е и и.

Пишется: Произносится:

часы чисы

частица чистица

щадить щидить

щавель ще"вель
б) В старом московском произношении после звуков ж и ш предударные а произносились как звук средний между ы и э: жьровня, шьры (жаровня, шары). В наше время эта традиция настолько устарела, что может служить только речевой краской для определенных образов.

в) Исключением останется произношение отдельных слов, которых очень немного, и запомнить их не составляет труда, это будут слова:

Пишется: Произносится:

жалеть жылеть

жасмин жысмин

жакет жыкет

ржаной ржыной

лошадей лошыдей
Правило 8. Сочетания безударных ао, оа, аа и оо произносятся одинаково - как двойные а (произношение не отрывистое, а слитное, плавное, в котором ясно ущаются два звука).

Пишется: Произносится:

на обочине наабочине

по-английски паанглийски

за оградой зааградой

Примечание. Эти сочетания часто встречаются в середине слов или на стыке двух слов. В двух гласных часто <проглатывается> звук и собеседник слышит или дру-

гие по смыслу или просто нелепые слова и выражения: <не только стерегли>, вместо <не только остерегли>, <одноконный> вместо <однооконный>, <мала града> вместо <мала ограда>, <на кошке> вместо <на окошке> и т. д.
Правило 9. Звуки а и о в сочетании с у и и: ау, оу, аи, ои, стоящие далеко перед ударением, произносятся с редуцированным (т. е. укороченным и измененным)

звуком а (см. правило 7). Слова научить, наутек, по урокам надо произносить: нъучтъ, нъутек, пъурокам.

Мы замечаем, как в небрежной речи совсем пропадает один из гласных звуков и в словах - поиграть, наиграть, заинтересовать и пр. мы слышим пмграть, ныграть, заинтересовать, вместо: пьмграть, наиграть, заинтересовать.

Примечание. Хотелось бы также обратить внимание на произношение двух у, стоящих рядом. Встречающиеся на стыке слов
, они должны ясно слышаться. От исчезновения одного может измениться смысл и мы слышим: <за вашу дачу>, вместо <за вашу удачу>, <бабу били>, вместо <бабу убили>.
Правило 10. Буквы е, я, ё, ю, стоящие: а) в начале слова, б) после гласных, в) после мягкого и твердого знаков, указывают на то, что основные гласные звуки русского языка э, а, о, у должны произноситься так, как будто перед ними стоит согласный звук и (йот).

Пишется: Произносится:

ель йэлъ

яркий йаркий

ёж йож

южный йужный

проехали пройэхали

скорее скорейэ

подьячий подйачий

Таким образом, буквы е, я, ё, ю передают сочетание <йот -гласный>, когда они начинают слово, или следуют за гласной буквой, или стоят после разделительных знаков ъ и ь. В отдельных словах сохранилось йотированное произношение звука и.

Пишется: Произносится:

Оладьи оладьйы

Полыньи полыньйи

Ладьи ладьйй
В просторечии часто можно услышать йот в местоимениях: ихйих, ихние-йихнийы.
Правило 11. Предударные гласные е и я произносятся одинаково, как короткий звук, средний между е и и, который мы будем условно обозначать как е".

Пишется: Произносится:

Река ре"ка

Весна ве"сна

Тетрадь те"традь

Рязань Ре"зань
Примечание. Чем дальше гласные е и я стоят от ударного слога, тем больше их произношение приближается к звуку и.
Правило 12. Буквы е и я в заударном конечном слоге произносятся как короткий, неясный звук, средний между и и е (иR).

Пишется: Произносится:

Ранец ранц

Вылез вылыз
Примечание. Гласные е, я, ё, ю, стоящие после согласных звуков, обладают свойством смягчать их: лук, но люк, мол, но мёл, мал, но мял.
Правило 13. Сочетания ые и ие в окончаниях прилагательных множественного числа произносятся как ыи и ии: красным, серым, синий, дальний (красные, серые, синие, дальние).

Примечание. В некоторых говорах, наряду с <оканием>, встречается не редуцированное произношение безударных е. В <акающих> говорах предударный гласный е подменяется гласным Я (Ягор-вместо-Еигор), а предударный я не редуцируется (тяжелый вместо те"желый). В небрежной бытовой речи предударный гласный е часто подменяется гласным и. В жизненной речи это бывает часто, но на сцене такое <икание> совершенно недопустимо, т. к. оно сообщает речи излишний бытовизм, даже вульгарность: миня, табя, сынатор.

Особого внимания требуют сочетания гласных ае, яе в глаголах 3-го лица настоящего времени изъявительного наклонения. Знает, играет, сменяет следует произносить знайут, играйт, сменяйут. В некоторых же диалектах пропадает и (йот), то есть исчезает йотация, и мы слышим знает, играет, сменяет или
же________________________________________________________________________________________________знат, играт, сменят.

Практическое изучение системы произношения безударных гласных требует очень большого внимания и труда. Необходимо учиться различать соотношение ударного слога с неударным по долготе, по характеру звучания и по высоте. Проверять правильность произношения рекомендуется при чтении вслух, а также в жизненной речи.

НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

И ИХ СОЧЕТАНИЙ

Произношение согласных звуков и некоторых их сочетаний отличается от написания. Так же как и в гласных, мы встречаемся в жизни с очень многими отклонениями от общепринятых норм произношения согласных звуков. По мере знакомства с нормами произношения согласных звуков мы остановимся на случаях отклонения от норм, являющихся либо проявлением диалекта, либо результатом колебаний между новой произносительной нормой и прежней, устаревшей. Под влиянием письменности некоторые нормы произношения со-

гласных колеблются, в речи появляются два варианта произношения: один, который бытовал и бытует с давних пор в устной речи, и другой, который в точности воспроизводит написанное и утверждается, в свою очередь, в речи многих людей.

В основе же своей современная система произношения согласных звуков и их сочетаний имеет твердые, установившиеся нормы, и мы в праве требовать от актера знания этих норм и точного произнесения текста роли согласно существующим нормам.

Правило 1. Звук г в русском литературном произношении взрывной. В южных областях звук г произносится как щелевой.

Правило 2. Звуки ш, ж, ц в русской речи всегда произносятся твердо. Следует обратить внимание на то, что правописание данных звуков расходится с устной речью.

Когда-то в русском языке звуки ш, ж были мягкими, что и закреплено до сих пор в правописании. Прошло несколько веков, произношение изменилось - эти звуки стали твердыми; написание уже не соответствует живой речи. Такое явление наблюдается в языках, имеющих письменность с давних пор. Мы пишем: шило, жизнь, железо, говорим же: шыло, жызнь железо. Отклонением от нормы произношения звуков ш, ж является украинский диалект, южнорусские говоры, где звуки ш, ж часто смягчаются и слова: жизнь, прежде, возбуждение - звучат жизнь, прежьде, возбужьдение.

Примечание. Звуки ш, ж и ц в словах иноязычного происхождения также произносятся твердо: шезлонг, шэф, шэйх, шэвро, Шэлли, шырма, Шыраз (шезлонг, шеф, шейх, шевро, Шелли, ширма, Шираз); жэныиэнь, Жмроада, Джым (женьшень, Жиронда, Джим); цырк, цыновка, Цинандали (цирк, циновка, Цинандали) и т. д.