Файл: Методические указания по изучению теоретического материала, выполнению практических и контрольных заданий, словарь, списки основных и дополнительных информационных источников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 926
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Календарно-тематический план работы студента
18.Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика.-Р-на-Дону, 2004.
Тема 5. Методика и подготовка к судебному выступлению. Виды подготовки
Различают повседневную подготовку оратора и подготовку оратора к конкретному выступлению.
Тема 6. Произнесение судебной речи
1. Составьте план выступления и произнесите речь на тему «Особенности произнесения судебной речи».
Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления
Систему вышеперечисленных фонетических средств (высотных, силовых, временных) часто называют интонацией, а также просодикой.
Оратор, собеседник, умеющий легко изменять темп, громкость и высоту речи, обладающий хорошей дикцией и тембром, может выражать голосом различные чувства и переживания. Это возможно при правильно поставленном речевом (фонационном) дыхании. Его основой является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы, межреберных и брюшных мышц. При произношении речи после короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем - длинный звуковой выдох, во время которого надо уметь рационально расходовать запас воздуха. Расслабление мышц, удерживающих грудную клетку в расширенном состоянии, должно происходить постепенно, подчиняясь воле говорящего. Через нос вдыхают только перед началом монолога или на больших паузах. Неправильное дыхание порождает недостаточную звучность (т.е. силу, гибкость, подвижность), которая в свою очередь изменяет тембр голоса.
Процесс голосообразования наиболее продуктивен, когда спина прямая, крепкая, а руки, плечи, шея, органы артикуляции свободны и не напряжены.
В последнее время при изучении языка широко используется магнитофон. Запись и последующее прослушивание собственной речи со стороны позволяет учащемуся контролировать себя. Кроме того, работа с магнитофоном способствует и развитию речевого слуха. Юрист часто не замечает своих погрешностей в дикции и в произношении, а магнитофонная пленка сразу же отметит все его дефекты. И это - лучшее доказательство необходимости работы над совершенствованием своего произношения и дикции.
Точное знание адреса и понимание, для чего юрист произносит тот или иной текст, безусловно, активизирует речь. В суде речь должна быть более весомой, яркой, выразительной, чем в повседневной жизни.
НЕКОТОРЫЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ
Правило 1. Гласные в ударном слоге произносятся ясно и четко. Ударение в слове бывает только одно (исключение составляют сложные слова, в которых одно ударение-главное, а второе более слабое: вагоноремонтный, общегосударственный и т. д.). Ударный гласный в русском языке отличается от безударного гласного по высоте и длительности (он более долгий).
Правило 2. Все безударные гласные звуки произносятся короче. Но не все они одинаковы. Долгота или краткость безударных гласных зависит от приближен-
ности их к ударному слогу: находятся ли они непосредственно перед ударением, за два-три слога до ударения или после него. Более короткими будут гласные, стоящие во 2-м, 3-м и т. д. предударных слогах - водопровод (въдъпроъот), маскарад (мскарад), а также после ударения, особенно конечные, удаленные на два- три слога от ударного гласного: колокол (колъкъл). Но сколько бы ни было слогов после ударения, они не снимаются с дыхания и голоса и все должны звучать.
Некоторые безударные гласные изменяются только количественно (и, ы, у, ю, э), т. е. становятся короче в зависимости от положения их по отношению к ударному слогу, тогда как другие гласные (а, о, е, я), изменяясь количественно, меняют еще и характер или качество своего звучания (количественные и качественные изменения гласных). В некоторых говорах мы встречаемся с нарушением этого правила: с равновеликостью безударных слогов (многоударность), с излишним укорачиванием предударных гласных («проглатывание» гласного звука), с постоянным повышением заударных слогов, что создает впечатление незаконченности фразы.
Правило 3. Безударные гласные и, ы, у, ю, э изменяются только количественно по мере приближения к ударному слогу или удаления от него.
Правило 4. Звук и произносится как ы при слитном произношении двух слов, из которых одно оканчивается. При транскрибировании этот звук условно обозначается - <ъ> на твердый согласный, а другое начинается с и. Особенно часто это происходит с предлогами и союзом и.
Пишется: Произносится:
Ион Ионович Ионыоныч
из игры изыгры
в интриге вынтриге
без имени безымени
Слон и Моська Слонымоська
как и он какыон
смех и шум смехышум
Примечание. Но если сделать между словами небольшую паузу, звук и не изменит своего звучания: Ион Ионыч, Слон и Моська и т. д.
Правило 5. Безударные гласные о и а в произношении не различаются и произносятся как короткий звук а- в начале слова, как бы далеко от ударения они ни находились: армейский, оригинальный (армейский, оригинальный); а также после гласных.
Пишется: Произносится:
неорганизованный неарганизованный
неаппетитный неаппетитный
у окна у акна
переодеть переадеть
Правило 6. Гласные о и а, стоящие непосредственно перед ударным слогом, произносятся как короткое а.
Пишется: Произносится:
пола пала
закат закат
гроза граза
Москва Масква
Правило 7. Гласные о и а, стоящие далеко перед ударным слогом или после него, произносятся как звук, средний между а и ы.
Пишется: Произносится:
подошёл пдашёл
подобрал п ъ д ъ брал
подал п ъ дал
рама рам ъ
Для более ясного понимания характера этого звука произнесите вслух ы, а потом, сохраняя артикуляционный уклад губ и языка, свойственный ы, быстро и ко ротко произнесите а.
Примечания а) Предударные а после звуков ч и щ произносятся как короткий звук, средний между е и и.
Пишется: Произносится:
часы чисы
частица чистица
щадить щидить
щавель ще"вель
б) В старом московском произношении после звуков ж и ш предударные а произносились как звук средний между ы и э: жьровня, шьры (жаровня, шары). В наше время эта традиция настолько устарела, что может служить только речевой краской для определенных образов.
в) Исключением останется произношение отдельных слов, которых очень немного, и запомнить их не составляет труда, это будут слова:
Пишется: Произносится:
жалеть жылеть
жасмин жысмин
жакет жыкет
ржаной ржыной
лошадей лошыдей
Правило 8. Сочетания безударных ао, оа, аа и оо произносятся одинаково - как двойные а (произношение не отрывистое, а слитное, плавное, в котором ясно ущаются два звука).
Пишется: Произносится:
на обочине наабочине
по-английски паанглийски
за оградой зааградой
Примечание. Эти сочетания часто встречаются в середине слов или на стыке двух слов. В двух гласных часто <проглатывается> звук и собеседник слышит или дру-
гие по смыслу или просто нелепые слова и выражения: <не только стерегли>, вместо <не только остерегли>, <одноконный> вместо <однооконный>, <мала града> вместо <мала ограда>, <на кошке> вместо <на окошке> и т. д.
Правило 9. Звуки а и о в сочетании с у и и: ау, оу, аи, ои, стоящие далеко перед ударением, произносятся с редуцированным (т. е. укороченным и измененным)
звуком а (см. правило 7). Слова научить, наутек, по урокам надо произносить: нъучтъ, нъутек, пъурокам.
Мы замечаем, как в небрежной речи совсем пропадает один из гласных звуков и в словах - поиграть, наиграть, заинтересовать и пр. мы слышим пмграть, ныграть, заинтересовать, вместо: пьмграть, наиграть, заинтересовать.
Примечание. Хотелось бы также обратить внимание на произношение двух у, стоящих рядом. Встречающиеся на стыке слов
, они должны ясно слышаться. От исчезновения одного может измениться смысл и мы слышим: <за вашу дачу>, вместо <за вашу удачу>, <бабу били>, вместо <бабу убили>.
Правило 10. Буквы е, я, ё, ю, стоящие: а) в начале слова, б) после гласных, в) после мягкого и твердого знаков, указывают на то, что основные гласные звуки русского языка э, а, о, у должны произноситься так, как будто перед ними стоит согласный звук и (йот).
Пишется: Произносится:
ель йэлъ
яркий йаркий
ёж йож
южный йужный
проехали пройэхали
скорее скорейэ
подьячий подйачий
Таким образом, буквы е, я, ё, ю передают сочетание <йот -гласный>, когда они начинают слово, или следуют за гласной буквой, или стоят после разделительных знаков ъ и ь. В отдельных словах сохранилось йотированное произношение звука и.
Пишется: Произносится:
Оладьи оладьйы
Полыньи полыньйи
Ладьи ладьйй
В просторечии часто можно услышать йот в местоимениях: ихйих, ихние-йихнийы.
Правило 11. Предударные гласные е и я произносятся одинаково, как короткий звук, средний между е и и, который мы будем условно обозначать как е".
Пишется: Произносится:
Река ре"ка
Весна ве"сна
Тетрадь те"традь
Рязань Ре"зань
Примечание. Чем дальше гласные е и я стоят от ударного слога, тем больше их произношение приближается к звуку и.
Правило 12. Буквы е и я в заударном конечном слоге произносятся как короткий, неясный звук, средний между и и е (иR).
Пишется: Произносится:
Ранец ранц
Вылез вылыз
Примечание. Гласные е, я, ё, ю, стоящие после согласных звуков, обладают свойством смягчать их: лук, но люк, мол, но мёл, мал, но мял.
Правило 13. Сочетания ые и ие в окончаниях прилагательных множественного числа произносятся как ыи и ии: красным, серым, синий, дальний (красные, серые, синие, дальние).
Примечание. В некоторых говорах, наряду с <оканием>, встречается не редуцированное произношение безударных е. В <акающих> говорах предударный гласный е подменяется гласным Я (Ягор-вместо-Еигор), а предударный я не редуцируется (тяжелый вместо те"желый). В небрежной бытовой речи предударный гласный е часто подменяется гласным и. В жизненной речи это бывает часто, но на сцене такое <икание> совершенно недопустимо, т. к. оно сообщает речи излишний бытовизм, даже вульгарность: миня, табя, сынатор.
Особого внимания требуют сочетания гласных ае, яе в глаголах 3-го лица настоящего времени изъявительного наклонения. Знает, играет, сменяет следует произносить знайут, играйт, сменяйут. В некоторых же диалектах пропадает и (йот), то есть исчезает йотация, и мы слышим знает, играет, сменяет или
же________________________________________________________________________________________________знат, играт, сменят.
Практическое изучение системы произношения безударных гласных требует очень большого внимания и труда. Необходимо учиться различать соотношение ударного слога с неударным по долготе, по характеру звучания и по высоте. Проверять правильность произношения рекомендуется при чтении вслух, а также в жизненной речи.
НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
И ИХ СОЧЕТАНИЙ
Произношение согласных звуков и некоторых их сочетаний отличается от написания. Так же как и в гласных, мы встречаемся в жизни с очень многими отклонениями от общепринятых норм произношения согласных звуков. По мере знакомства с нормами произношения согласных звуков мы остановимся на случаях отклонения от норм, являющихся либо проявлением диалекта, либо результатом колебаний между новой произносительной нормой и прежней, устаревшей. Под влиянием письменности некоторые нормы произношения со-
гласных колеблются, в речи появляются два варианта произношения: один, который бытовал и бытует с давних пор в устной речи, и другой, который в точности воспроизводит написанное и утверждается, в свою очередь, в речи многих людей.
В основе же своей современная система произношения согласных звуков и их сочетаний имеет твердые, установившиеся нормы, и мы в праве требовать от актера знания этих норм и точного произнесения текста роли согласно существующим нормам.
Правило 1. Звук г в русском литературном произношении взрывной. В южных областях звук г произносится как щелевой.
Правило 2. Звуки ш, ж, ц в русской речи всегда произносятся твердо. Следует обратить внимание на то, что правописание данных звуков расходится с устной речью.
Когда-то в русском языке звуки ш, ж были мягкими, что и закреплено до сих пор в правописании. Прошло несколько веков, произношение изменилось - эти звуки стали твердыми; написание уже не соответствует живой речи. Такое явление наблюдается в языках, имеющих письменность с давних пор. Мы пишем: шило, жизнь, железо, говорим же: шыло, жызнь железо. Отклонением от нормы произношения звуков ш, ж является украинский диалект, южнорусские говоры, где звуки ш, ж часто смягчаются и слова: жизнь, прежде, возбуждение - звучат жизнь, прежьде, возбужьдение.
Примечание. Звуки ш, ж и ц в словах иноязычного происхождения также произносятся твердо: шезлонг, шэф, шэйх, шэвро, Шэлли, шырма, Шыраз (шезлонг, шеф, шейх, шевро, Шелли, ширма, Шираз); жэныиэнь, Жмроада, Джым (женьшень, Жиронда, Джим); цырк, цыновка, Цинандали (цирк, циновка, Цинандали) и т. д.