Файл: Методические указания по изучению теоретического материала, выполнению практических и контрольных заданий, словарь, списки основных и дополнительных информационных источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 919

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

Сведения об авторе

Предисловие

Календарно-тематический план работы студента

Методические указания (общие)

Тема 1. Понятие, предмет, метод и структура риторики. Риторическое искусство как социальное явление. Виды и роды ораторского искусства.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

18.Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика.-Р-на-Дону, 2004.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 5. Методика и подготовка к судебному выступлению. Виды подготовки

Различают повседневную подготовку оратора и подготовку оратора к конкретному выступлению.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 6. Произнесение судебной речи

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

1. Составьте план выступления и произнесите речь на тему «Особенности произнесения судебной речи».

2. Проанализируйте речь судебного оратора Кони А.Ф. «Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем». (Используйте Приложение 1).

Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 8. Культура судебной речи

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля



В различной юридической практике с большей или меньшей интенсивностью проявляются когнитивно-коммуникативные стороны деятельности, успех которой в большинстве случаев зависит от умения установить психологические контакты с людьми, найти правильный подход к индивиду. Таким образом, можно говорить о профессионализме специалиста. Речь в деятельности юриста является носителем информации и средством воздействия на человека. Безусловно, что общение может иметь различное содержание (в зависимости от речевой ситуации), но всегда осуществляется по следующей схеме:

- передача информации от адресанта к адресату;

- восприятие общающимися друг друга;

- профессиональное речевое воздействие на адресата.

Сформировавшаяся у специалиста целенаправленность на человека способствует успешности общения, выбору средств, наиболее соответствующих особенностям адресата и способов взаимодействия с ним. Профессиональные качества специалиста проявляются и в доброжелательном отношении к тому, с кем юрист как языковая личность общается.

Таким образом, исходя из вышесказанного, сформулируем определение понятия «языковая личность юриста»:

Профессиональные особенности языковой личности юриста включает следующее:

– языковая способность, обеспечивающая речевую деятельность;

– профессиональная картина мира;

– профессиональный образ мира, который предполагает:

– правовое сознание как совокупность знаний о праве;

– языковое сознание как совокупность знаний и представлений о языке;

– владение профессиональным языком как средством воздействия на индивида.

Итак, языковая личность юриста – это профессиональный коммуникатор, владеющий специальным языком, в этом и заключается главная специфика профессиональной языковой личности.

Рассмотренные выше особенности языковой личности юриста позволяют схематично представить ее составляющие.

Схема 1. Основные составляющие языковой личности юриста


В зависимости от типа выступления, от темы и ее направленности выделяют различные типы ораторских выступлений.

  1. Оратор эмоционально-воодушевленного типа.


Он вкладывает в слова не только мысли, но и чувства, воодушевляет аудиторию, завораживает, воздействует в основном на эмоции.

Особенности и наиболее характерные недостатки:

  1. Нередко оратор впадает в ложный тон, ложный пафос. Часто они некритически заимствует ораторские приемы у других ораторов.

  2. Их речь может выглядеть недостаточно убедительно. Это зависит от аудитории.

  3. Они нередко уклоняются от истины, т.к. ее изменение гиперболизирует факты (субъективизм в оценке )

  4. Нередко этот тип ораторов прибегает к неконкретным приемам речи, чтобы привлечь внимание аудитории.

  1. Оратор объективно-реалистического типа (оратор эрудит).

Особенности и рекомендации:

  1. Обязаны постоянно следить за новейшей литературой, обновлять информацию.

  2. Избегать излишних ссылок и цитирования.

  3. Не затрагивать тем «не по плечу».

  4. Избегать фраз общего содержания.

  5. Не впадать в многословие.

  6. Уметь синтезировать, обобщать материал, выделять главное.

3) Оратор здравого смысла.

Это тип оратора, умеющего рассуждать без блеска красноречия и без ссылок убедить публику, опираясь только на здравый смысл и общеизвестные факты.

  1. Оратор, мыслящий вслух (сократовский тип).

Данный оратор не сообщает готовых истин, не призывает следовать чему-то, а вместе с аудиторией пытается решить проблему аргументированно, приводя все факты «за» и «против».

Особенности и недостатки:

  1. Оратор часто теряет мысль.

  2. Самая «сильная» речь (адвокатская).



Вопрос 2.Литературный язык – основа культуры речи

Литературная норма может меняться с развитием языка. Понятие норма весьма субъективно. Т. е. с точки зрения лингвистики, разные формы существующего языка не могут быть правильными или неправильными, образцовыми или смешными.

Особенности нормы литературного языка:

    1. Литературный язык возник как наддиалектическая норма, это язык средств массовой информации и образования.

    2. Литературный язык обладает наивысшим престижем в общении.

    3. Нормы литературного языка кодифицируются, создаются системы норм языка в грамматиках и словарях.

    4. Нормы литературного языка более устойчивы.

    5. Литературный язык – это наиболее удобный, оптимальный вариант общенародного языка для выражения смыслов.

    6. Нормы литературного языка – явление национальное и историческое.


Можно выделить следующие важные нормы литературного языка:

    • орфоэпические (фонетические) , т.е. единичные правила произношения отдельных звуков и их сочетаний.

    • Лексические, правила, связанные с употреблением отдельных слов и сочетаний в соответствии с их смысловым значением.

    • Грамматические, правила сочетания слов для построения предложений

    • Стилистические, приемы, средства, помогающие яркому и точному выражению мыслей.

Русский литературный язык существуют в двух формах: в устной и письменной.

Особенности устной формы:

    1. Воспринимается на слух любая форма языка с использованием фонетических и просодических свойств

    2. Создается в процессе речи, выглядит спонтанной.

    3. Для нее характерна словесная импровизация, простые предложения, повторы, незаконченность.

    4. Речь складывается с учетом психолингвистических особенностей адресата.

Особенности письменной формы:

    1. Графически закрепленная, не воспринимаемая на слух.

    2. Может быть заранее обдумана.

    3. Характерна книжная лексика, наличие сложных предложений.

    4. Строгое соблюдение языковых норм.

    5. Не ориентирована на конкретного адресата.

    6. Может быть усовершенствована.

 

Формы речи и функциональные стили










Формы речи














у стная

функ. стили

письменная











л екция, доклад, дискуссия

научный

диплом, статья, диссертация, монография, книга










с тихи, проза. Анекдоты

художественный

стихи










р ечь, дебаты, выступления

публицистический

статьи










п ереговоры, речь в суде, пресс-конференция

официально-деловой

договор, приказ










о бщение

разговорный

письмо, пьеса, сценарий




Вопрос 3. Звучащая речь, ее особенности
Правильность и чистота произношения отдельных звуков, сочетаний, слов, фраз зависит не только от правильной артикуляции (то есть положения губ, челюсти, языка), но и от верной постановки дыхания, от развития слуха, от мышечной свободы.

Звучащая речь является результатом сложной и слаженной работы многих частей человеческого организма. Одни и те же действия, многократно, систематически повторяемые, становятся последовательно умением-навыком-привычкой, делаются стереотипными. В коре головного мозга образуются устойчивые рефлекторные связи, разрушить которые далеко не просто. Поэтому так трудно избавиться от усвоенного еще в детстве акцента или говора, которые являются, по сути дела, речевой привычкой. Приходится перестраивать всю систему речеслуховых и мышечных ощущений.

Голос человека производит определенное впечатление на окружающих, служит инструментом воздействия. По характеру речевого звучания мы судим о темпераменте, мироощущении говорящего. Звуковое оформление речи составляет эмоциональный фон выступления, разговора, который может быть положительным (приятным) или отрицательным (неприятным). Недостатки произношения (крикливость, одышка, хрипота, резкость, гортанность, гнусавость, нечетность артикуляции) являются «барьерами» коммуникационного обмена, «режут ухо». Кроме того, хорошо звучащий голос тонизирует нервную систему самого говорящего, придает уверенность, создает настроение.

Речевые изъяны очень устойчивы. Из бытовой речи они часто «перекочевывают» в публичную, в деловое общение. Однако официальная обстановка, в отличие от непринужденной, требует управления голосом, владения полным стилем произношения, т. е. внятного проговаривания при среднем темпе. К примеру, фразы «здравствуйте», «она говорит» в полном стиле звучат так: [здраствуjть], [на гвърит], а в неполном наблюдается сильное редуцирование (сокращение гласных), иногда даже пропуск слогов: [здрас’т’ь], [на грит].

Владеть речевой техникой - это значит добиться интонационной подвижности и выразительности, мягкого, свободного, четкого звучания; уметь пользоваться нюансами тембра.

Что представляет собой механизм голосообразования? Охарактеризуем
произносительный аппарат человека, состоящий из четырех частей: дыхательных органов, вибраторов, резонаторов, артикуляторов. Дыхательные органы (мускулатура) позволяют втягивать воздух в легкие и выталкивать наружу. На пути прохождения воздушной струи через гортань находятся голосовые связки - вибраторы. Это эластичные образования, расположенные с левой и правой сторон гортани и вытянутые спереди назад. Передние концы связок находятся под углом друг к другу. Голос создается в результате периодических колебаний этих речевых мышц, которые сближаются и натягиваются. Именно в гортани рождается звуковая волна. Затем она попадает в резонаторы (носоглотка, носовая и ротовая полость), которые усиливают и обогащают звучание. Работу завершают артикуляторы: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Они превращают музыкальный тон (голос) в звуки речи родного языка.

Все части речевого аппарата участвуют в создании акустических характеристик: темпа, громкости, высоты, тембра, ясности и четкости произношения. Темп - скорость говорения - может быть быстрым, средним, медленным. Оптимальным условием легкого восприятия является средний темп - примерно 100 - 120 слов в минуту. Скорость речи зависит от смысла высказывания, эмоционального настроя, жизненной ситуации. Замедление позволяет изобразить предмет, подчеркнуть его важность, выделить. Громкость - это интенсивность звучания, большая или меньшая сила произношения, зависящая также от обстановки общения, словесного содержания. По высоте голос бывает высоким, средним и низким, это зависит от его природы. Русская речь склонна к некоторой минорности, и часто в голосе слышатся высокие плаксивые нотки, капризно - просительное звучание, хорошей профилактикой против которых служит понижение тона. Высота звука должна изменяться при произношении речи, иначе возникает монотонность. Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей интенсивностью ударного слога, называют логическим ударением. Тембр - дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, его колорит, «цвет». У каждого человека свой тембр - глухой, дрожащий, звонкий, острый, жесткий, бархатный, металлический и т. п. Ясность и четкость произношения называются хорошей дикцией. Она подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков. Помогает выразительности слова. Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу», разнообразить ритмическую организацию речи. Различают физиологическую (добор дыхания), грамматическую (знаки препинания), логическую (смыслоразличительную) и психолингвистическую паузу (подтекст, эмоциональная окраска).