Файл: Методические указания по изучению теоретического материала, выполнению практических и контрольных заданий, словарь, списки основных и дополнительных информационных источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 927

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

Сведения об авторе

Предисловие

Календарно-тематический план работы студента

Методические указания (общие)

Тема 1. Понятие, предмет, метод и структура риторики. Риторическое искусство как социальное явление. Виды и роды ораторского искусства.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

18.Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика.-Р-на-Дону, 2004.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 5. Методика и подготовка к судебному выступлению. Виды подготовки

Различают повседневную подготовку оратора и подготовку оратора к конкретному выступлению.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 6. Произнесение судебной речи

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

1. Составьте план выступления и произнесите речь на тему «Особенности произнесения судебной речи».

2. Проанализируйте речь судебного оратора Кони А.Ф. «Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем». (Используйте Приложение 1).

Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 8. Культура судебной речи

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля



Например: тема выступления - "Возрождение сельского хозяйства в России", аудитория - сельские жители, время на произнесение речи - 40 минут.

Первым делом оратор схематизирует базовую структуру, кратко набрасывая основные задачи для всех частей выступления (назовем это предварительным планом). Вступление: дать яркое описание последствий катастрофы в сельском хозяйстве, не забыть о причинах кризиса и, наконец, четко изложить ряд предложений по выходу из создавшегося положения. Доказательство: привести доводы в пользу своих предложений, добавив к ним историю о благополучно работающем российском предприятии. Заключение: объяснить слушателям - кому же выгодна гибель отечественного сельскохозяйственного производителя и что надо сделать сельским жителям для реализации предложений оратора.

Теперь очередь уже за основным планом. В него включаются все те задачи, решение которых поможет оратору реализовать его главную цель - убеждение публики в правильности его основной идеи (например, в необходимости сосредоточения всей государственной мощи для поддержки и развития крестьянских хозяйств, вместо траты средств на расширение и модернизацию бюрократического аппарата). Выглядит такой план приблизительно так:
1. Дать общую картину гибели сельскохозяйственного производства во всех регионах страны.

2. Привести конкретные факты по региону (или району), где проживают слушатели.

3. Дать прогноз дальнейшего ухудшения положения в сельском хозяйстве, основываясь на вышеизложенной тенденции.

4. Дать описание того пути, который быстро приведет к спасению крестьянства и процветанию российской деревни.

5. Объяснить слушателям, что их не учат жить (конечно же, как люди, ежедневно занятые сельским трудом, они знают многие крестьянские проблемы получше оратора), а просто выступающий хочет обобщить проблемы миллионов таких, как они, чтобы найти из этого тяжелого положения выход.

6. Привести доказательства в пользу своей точки зрения. Приготовить риторические вопросы для проверки того, насколько аудитории приняла эти доказательства.

7. Повторить в обобщенном и упрощенном виде все главные мысли выступления.

8. Объяснить слушателям - чем они могут помочь оратору в его святом деле и какой враг вредит этому делу.

9. Подчеркнуть, насколько велика роль каждого из собравшихся перед трибуной в защите Отечества от разрушения.

10. Приготовить ударные фразы для откликов публики (криков одобрения, аплодисментов).


11. Еще раз кратко высказать главную идею речи и призвать аудиторию к борьбе за создание великого и процветающего государства.
После подготовки плана идет насыщение фразами всех частей базовой структуры и раскрытие с их помощью всех пунктов плана. Затем идет многократное (для запоминания) дословное воспроизведение всего текста речи. Когда он заучен наизусть, то его следует ужать до тезисов, опираясь на которые, надо переходить к тренировкам по отработке акустики и интонации в свободной импровизационной манере.

Стратегический этап ораторской деятельности.

Подготовка устного выступления.

  1. Работа над фактами и теоретическим материалом.

    • как отбирать факты

    • работа с источником

  1. Редактирование текста. Логика, композиционное единство речи, ее целостность, обозримость, гармоничность.

  2. Способы выступления. Репетиция речи.

   

  1. Работа над фактами и теоретическим материалом Предварительно составляется план выступления, затем речь насыщается фактами.

Требования к отбору фактов

    • они должны быть достоверны и точны

    • подчинены общей идеи выступления

    • необходимо отбирать только важные и существенные факты

    • важно личное, эмоциональное отношение к фактам

    • необходимо грамотно истолковывать факты

Работа с источниками Устное общение, работа с теоретическими источниками: документами, монографиями.

    • при первом знакомстве с литературой необходимо читать текст без предубеждения, критики

    • читать с максимальной пользой, оценивая литературу

    • обязательно вести записи

    • читать больше, чем практически нужно по этой теме с тем, чтобы создать “резервные знания”

    • необходимо умело пользоваться цитатами. Яркая цитата позволяет избежать однообразия речи и снять утомление. При использовании цитаты необходимо избегать ее искажения, использовать доступные и понятные цитаты, помнить об уместности цитат.

  1. Редактирование текста.

Способы написания текста

    • пишется полный текст выступления

    • написать речь в виде подробного логического плана

    • пишется краткий план

    • вообще не писать никакого текста

Редактирование текста предполагает также знакомство с логико-композиционным структурированием текста. Пренебрежение признаками смысловых связей приводит к нарушению логики изложения информации.



Показатели формообразующих свойств текста

    • дискретность – способность текста делится на смысловые блоки, кол-во которых определяется объемом оперативной памяти адресата (слушателя) .

    • линейность текста – последовательное развертывание его компонентов во времени

    • связанность – соединение отдельных высказываний общим замыслом

Недостатки логико-композиционного построения текста

    • композиционная рыхлость – низкая информативность, низкая концентрация смыслового содержания

    • стремление охватить слишком большой круг проблем, что неизбежно ведет к поверхности изложения

    • неумение распорядиться отведенным временем

    • неумение организовать материал с учетом обстановки, целей, аудитории

    • недостаточная последовательность изложения, отсутствие логических мостов

Способы выступления.

    • чтение текста речи

    • воспроизведение текста по памяти, но с чтением отдельных фрагментов

    • сводная импровизация

Читают такие речи, от текста которых нельзя отступать: дипломатические речи, торжественные приветствия, доклады официального содержания.

Что делать, если забыли текст выступления

    • превратить последнее слово последней фразы в начало другой фразы

    • создать мнемоническую фразу, состоящую из ключевых слов основных смысловых блоков

    • необходимо при запоминании текста опираться на 3 закона запоминания: впечатление, повторение, ассоциация:

впечатление – создать наиболее сильное впечатление от прочитанного текста повторение – повторять новый материал только через 8 часов после запоминания ассоциация – связывать с ассоциациями, которые нам близки  

Режиссура выступления.

  1. Техника речи: фонационное дыхание, голос, дикция, интонация.

  2. Фонетическая культура.

  3. Невербальные средства общения: мимика, жесты, поза. Стили ораторских выступлений.

  4. Психофизическая подготовка оратора. Ораторский страх. Способы борьбы со стрессом и его последствиями в речи. Понятие публичного одиночества. Система Станиславского и система Брехта в создании образа.

  5. Этический образ оратора и работа над имиджем: эмоциональный настрой, отдых, питание, одежда.

  6. Другие рекомендации по режиссуре выступления и создания атмосферы в аудитории.

Две стратегии поведения оратора: - сжатого кулака

    • протягивающего руки

Три стиля ораторского выступления:


    • рационально-аналитическое

    • эмоционально-экспрессивное

    • синтетическое

Природа и причины ораторского страха:

    • предчувствие неудачи

    • негативная оценка со стороны аудитории

Стресс – комплекс физиологических и психологических реакций, связанных с адаптивным механизмом, активизация и мобилизация всех средств на спасение.

Борьба со стрессовым состоянием: Нужно различать страх – негативные эмоции, связанные с угнетением и волнение – полезные, позитивные, тонизирующие эмоции.

Что вызывает страх:

    • неопытность говорящего

    • индивидуальные черты

    • нереалистические ожидания

    • безразличие или негативное отношение аудитории или собеседника

    • недостаточная, плохая подготовка

Методы борьбы:

    • самонаблюдение

    • аутотренинг

    • размеренная ходьба

    • глубокие вдохи и выдохи

    • выработать правильную самооценку

    • создать обстановку для благоприятного исхода

    • искреннее желание поделиться своими эмоциями

    • убедить себя, что это большая радость

    • сформировать игровую ситуацию

Для создания нужного эмоционального состояния существуют две системы:

    • система Станиславского – вживание в образ

    • система Брехта – отчуждение от образа


Вопрос 2. Виды подготовки


Различают повседневную подготовку оратора и подготовку оратора к конкретному выступлению.


Повседневная подготовка. Овладение ораторским искус­ством - процесс длительный, требующий постоянной ра­боты над собой и большой практики говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т. д.). Поэтому важное место в дея­тельности оратора занимает повседневная подготовка к выступлениям, т. е. непрерывный процесс работы над со­вершенствованием своего речевого мастерства, системати­ческое риторическое самообразование.

Что же представляет собой повседневная подготовка? Исследователи относят к ней следующие действия:

Приобретение новых знаний, накопление сведений из раз­личных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной лите­ратуры. Постоянное стремление к новым знаниям, расши­рение сферы своих интересов - вот что поможет оратору заложить прочную основу своей риторической культуры. Исследования биографий выдающихся людей показали, что самое большое влияние на них оказали книги.

1. Создание собственного архива. Человеку, которому при­ходится часто публично общаться, необходимо целенаправ­ленно относиться ко всему, что его окружает, находиться, как говорят, в состоянии мобилизационной готовности, брать на заметку интересный материал. Следует задумы­ваться, можно ли использовать в своих выступлениях встре­тившийся пример, цитату, изречение и т. п. Полезными могут оказаться не только сведения (цифры, факты, харак­теристики), но и пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения. Богатый материал могут предоставить Интер­нет и телевидение. Сегодня есть возможность сделать за­пись ярких выступлений политических и общественных деятелей государственного и местного масштаба, хозяй­ственных руководителей, предпринимателей и др. Все это позволяет создать собственный архив. Конечно, невозмож­но заготовить материал на все случаи жизни, но при четком определении круга проблем, с которыми чаще всего при­ходится иметь дело, систематическое накапливание материала во многом облегчит подготовительную работу и сэ­кономит время.