Файл: Методические указания по изучению теоретического материала, выполнению практических и контрольных заданий, словарь, списки основных и дополнительных информационных источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 930

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

Сведения об авторе

Предисловие

Календарно-тематический план работы студента

Методические указания (общие)

Тема 1. Понятие, предмет, метод и структура риторики. Риторическое искусство как социальное явление. Виды и роды ораторского искусства.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

18.Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика.-Р-на-Дону, 2004.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 5. Методика и подготовка к судебному выступлению. Виды подготовки

Различают повседневную подготовку оратора и подготовку оратора к конкретному выступлению.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 6. Произнесение судебной речи

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

1. Составьте план выступления и произнесите речь на тему «Особенности произнесения судебной речи».

2. Проанализируйте речь судебного оратора Кони А.Ф. «Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем». (Используйте Приложение 1).

Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 8. Культура судебной речи

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля



Конечно, невозможно предложить рекомендации по подбору материалов для выступления, в равной степени приемлемые для всех. У каждого человека в процессе жиз­ни вырабатываются свои методы и приемы работы. Глав­ное, чтобы они были эффективными.

Изучение и анализ отобранного материала. Собрав необ­ходимый материал, оратор должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи. При анализе материала появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставле­ния с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли. Поэтому на данном этапе необходимо размышлять над материалом, критически его оценивать, пытаться по­нять, как соотнести его с современными событиями, как использовать то или иное положение во время выступле­ния.

Настоящая подготовка к выступлению, по мнению спе­циалистов, заключается в том, чтобы выработать собствен­ное отношение к предмету речи, сформулировать свои мыс­ли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.

Разработка плана выступления. Как показывает практи­ка, речи, написанные без предварительно составленного плана, обычно имеют существенные композиционные не­достатки. Оратор, не продумавший плана выступления

Нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в от­веденное для выступления время. Поэтому при подготовке к выступлению важно определить порядок, в котором бу­дет излагаться материал, т. е. составить план.

По определению толкового словаря русского языка, план — это взаимное расположение частей, краткая про­грамма какого-нибудь изложения. На разных этапах подго­товки речи составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий и основной. Охаракте­ризуем их.

Предварительный план. Его рекомендуют составлять сра­зу после выбора темы и определения целевой установки. Для чего он нужен? Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Например, в выступлении на тему об ох­ране окружающей среды можно говорить о загрязнении воздуха, рек, морей, водоемов, об истощении почвы, об уничтожении лесов, растительности, о защите животного мира и т. д. Как видим, с этой темой связаны очень разные вопросы. Поэтому важно сразу определить, какие конкрет­но вопросы предполагается осветить в выступлении. Из перечисления этих вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу и выделять фактический материал для выступ­ления. Конечно, в процессе изучения литературы, анализа отобранного материала план может измениться, однако он способствует более эффективной работе над выступлением. Кроме того, предварительный план помогает оратору отра­зить собственное решение раскрытия данной темы, его лич­ный подход к освещаемой проблеме.
Рабочий план. Он составляется после того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал. При его написании необходимо не только выделить вопро­сы выбранной темы, но и отобрать из них самые существен­ные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план вносятся формулиров­ки отдельных положений, указываются примеры, перечис­ляются факты, приводятся цифры, которые будут исполь­зованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Когда написан рабочий план, легче определить, какие разделы оказались перегру­женными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, так как они менее существенны для раскрытия данной темы, какие включить и т. д. Это дает возможность устранить недостат­ки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе работы над выступлением он уточняется, сокращается или расширяется. Рабочий план дает возможность судить о содержании выступления, его структуре. Характерной особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами быва­ют не только законченные предложения, но и незакончен­ные, а также словосочетания и даже отдельные слова.

Основной план. На основе рабочего плана оратору реко­мендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облег­чить им процесс восприятия речи. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясны­ми. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи. Следует, однако, иметь в виду, что план речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего основной план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. п. Слушатели обычно во время таких выс­туплений ведут записи, и план помогает им следить за хо­дом изложения материала. В приветственных, воодушевля­ющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. По структуре планы бывают простыми и сложными. При составлении плана важно соблюдать основное тре­бование, предъявляемое к нему: он должен быть логичес­ки выдержанным, последовательным, с естественным пе­реходом от одного пункта к другому. Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план. Кро­ме того, у оратора могут быть различные варианты плана по данной теме.



Работа над композицией. После написания плана орато­ру необходимо поработать над композицией выступления, над построением отдельных частей своей речи. Как отме­чают теоретики ораторского искусства, наиболее распро­страненной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следую­щие элементы: вступление, главную часть, заключение. Каждая часть имеет свои особенности, которые необходи­мо учитывать во время подготовки к ораторской речи.

Написание текста выступления. Сначала рекомендуется написать текст речи начерно, не обращая внимания на сти­листические шероховатости, а затем переписывать, исклю­чая все лишнее, исправляя неправильные и неточные сло­ва, подбирая наиболее яркие выражения для передачи своей мысли и т. д. Одним словом, оратор должен хорошо пора­ботать над языком и стилем текста своей речи. Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написан­ную речь можно прочитать родственникам, товарищам, коллегам, показать специалистам, добиваясь таким образом улучшения содержания и формы изложения, а этого не до­стигнешь, если речь только в уме. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает возмож­ность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, заминок, делает его речь более уверенной и т. п.

Овладение материалом выступления. Это весьма ответ­ственный этап в деятельности оратора. Иногда его называ­ют репетицией. Написанный текст следует хорошо осмыс­лить, проанализировать, выделить основные смысловые части, продумать связь между ними, несколько раз перечи­тать текст, заучить отдельные фрагменты, произнести вслух, восстановить в памяти план и содержание.

Различные мастера судебной речи начинали свои выступления разными приемами, но все они отличались единой психологической направленностью – вызвать повышенную ориентировочную реакцию слушателей.

Вступительные части речей всех знаменитых судебных ораторов отличались краткостью. Но это краткость особого рода – стимул, обеспечивающий направленность сознания судебной аудитория. В каждом случае такое вступление имплицитно (скрытно) связано с возникшей судебной ситуацией, намерением судебного оратора, его процессуальной позицией. Здесь осуществляется психологический настрой слушателей.


Речь судебного оратора не должна начинаться вяло, бесцветно, трафаретно. Но вступление не должно быть насыщено и искусственным пафосом – аудитория еще не готова к эмоциональному сочувствию. Она еще полна ожиданий, готова к повышенной критичности. «Зацепить» же внимание слушателей можно и очень простыми, близкими аудитории проникновенными .словами. Эти слова должны быть «эмоциональным ключом» к последующему взаимодействию с аудиторией.

Уже древние ораторы различали три разновидности вступления: внезапное, естественное и искусственное. При внезапном вступлении оратор начинает речь с описания явления, отношение которого к рассматриваемому в суде вопросу остается некоторое время проблематичным. (Во вступлении может быть использовано и обращение к судьям, и критическая оценка одного из тезисов, провозглашенных процессуальным оппонентом, и видение своей процессуальной обязанности.) Но смысл первых фраз судебного оратора должен быть предельно ясен. Этот смысл должен быть принят аудиторией, поддержан ею.

При естественном вступлении оратор без лишних слов вводит слушателей в фабулу разбираемого события, кратко воссоздает основные его эпизоды, прибегая к психологическому стилю описания. При искусственном вступлении оратор начинает свою речь «издалека». (И нередко надолго застревает на этих отдаленных подступах.)

В основной части судебной речи выдвигаются основные тезисы, аргументируется процессуальная позиция судебного оратора, используются различные средства убеждения суда в правильности избранной им позиции. Для этого оратор должен активизировать исследовательскую деятельность слушателей, вести их по канве своих рассуждений. Необходимы предельная простота и четкость выдвигаемых положений, очевидность их взаимосвязи. Основные тезисы речи должны легко удерживаться в сознании слушателей.

Стержень основной части судебной речи – изложение фактических обстоятельств дела. Это должен быть не скучный пересказ фактов, а живая, динамическая картина возникновения и развития расследуемого события. Обстоятельства дела могут быть изложены в хронологической последовательности или в систематизированном виде – так, как событие развивалось в действительности или было исследовано в судебном следствии. Способ изложения фактических обстоятельств дела избирается в зависимости от объема и характера доказательств, установленных в ходе судебного следствия.


В процессе доказывания одни положения обосновываются с помощью других, ранее доказанных обстоятельств. Анализ доказательств и их оценка – центральная часть судебной речи.

Судебные доказательства распределяются на ряд групп: подтверждающие или опровергающие событие преступления, подтверждающие или опровергающие конкретный состав преступления, подтверждающие или опровергающие отдельные эпизоды обвинения, личностные характеристики подсудимого и потерпевшего.

Все доказательства выстраиваются в систему, подтверждающую предлагаемую оратором версию и опровергающую все другие версии. Доказательства обычно выстраиваются по их нарастающей значимости.

Особое место занимают так называемые «личностные доказательства» – психологические характеристики личности подсудимого и потерпевшего. Эти характеристики должны быть психологически объективными и достаточно сдержанными. Отношение к подсудимому и потерпевшему со стороны обвинителя и защитника различно. Даваемые ими личностные характеристики не могут совпадать, но они не должны быть диаметрально противоположными. В этом случае обесценивается каждая из личностных характеристик.

При психологической характеристике личности необходимо выявить: систему базовых ценностных ориентаций личности, ее направленность, иерархию устойчивых мотивов поведения; психодинамические особенности психической саморегуляции, экстернальность или интернальность личности (ее ориентацию на внешние обстоятельства или внутренние устойчивые позиции), полезависимость или поленезависимость (зависимость или независимость от ситуативных обстоятельств); обобщенные способы поведения, характериологический тип личности; способы поведения, существенные для адекватной адаптации в расследуемой критической поведенческой ситуации; личностные акцентуации – «слабые места» в психической саморегуляции данного индивида; наличие у индивида возможных психических аномалий (неврозов, психопатических расстройств); дефекты социальной адаптации личности, мера нарушенности ее правосознания.

Характеристике подлежат все основные социально значимые качества личности, степень криминализации личности.

При психологических характеристиках необходимо крайне бережно относиться к личности, воздерживаться от предвзятых взглядов, грубых безапелляционных штампов. Судебная аудитория, как правило, очень чутко реагирует на любые «перехлесты» в характеристике человека. Характеристика личности должна быть основана на фактических данных уголовного дела. Но следует помнить, что иногда малозаметные поведенческие факты являются выражением глубинных личностных качеств. (Как говорили древние философы, о человеке правильнее всего судить по мелочам его поведения.)