Файл: Методические указания по изучению теоретического материала, выполнению практических и контрольных заданий, словарь, списки основных и дополнительных информационных источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 932

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

Сведения об авторе

Предисловие

Календарно-тематический план работы студента

Методические указания (общие)

Тема 1. Понятие, предмет, метод и структура риторики. Риторическое искусство как социальное явление. Виды и роды ораторского искусства.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

18.Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика.-Р-на-Дону, 2004.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 5. Методика и подготовка к судебному выступлению. Виды подготовки

Различают повседневную подготовку оратора и подготовку оратора к конкретному выступлению.

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 6. Произнесение судебной речи

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

1. Составьте план выступления и произнесите речь на тему «Особенности произнесения судебной речи».

2. Проанализируйте речь судебного оратора Кони А.Ф. «Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем». (Используйте Приложение 1).

Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Тема 8. Культура судебной речи

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

Задания для самоконтроля



Такой архив может оказать неоценимую услугу в «трудную минуту», когда не будет необходимого времени на подготов­ку, не окажется возможности поработать перед выступлени­ем в библиотеке, порыться в справочниках, почитать соответ­ствующую литературу. Поэтому рекомендуется вырабатывать методику сбора и систематизации материала и активно со­здавать свой архив.

2. Овладение техникой речи.

Основные элементы речевой техники - фонационное (речевое) дыхание, голос (правиль­ные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетли­вости в произношении слов, слетов, звуков).

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание вы­ступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания. Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состо­янии, следует выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи.

3. Повышение культуры устной и письменной речи.

Забота о правильности и чистоте речи должна быть обязательной для человека, выступающего публично. Особо следует обращать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно все­гда говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь чет­ко формулировать мысли, образно и эмоционально выра­жать свое отношение к предмету речи. Если человек, к примеру, привык неправильно ставить ударение в слове в обиходной речи, то он скорее всего по привычке непра­вильно произнесет его и на трибуне, даже если в тексте вы­ступления в этом слове будет стоять знак ударения.

Рекомендуется активно участвовать в деловых разгово­рах, беседах, обсуждениях различных проблем в Кругу дру­зей, коллег, родственников, чаще выступать на семинарс­ких и практических занятиях, брать слово в прениях, дискуссиях, писать письма, статьи и т. д. Все это развивает человека, позволяет ему приобретать необходимые речевые навыки, повышает речевую культуру.

4. Критический анализ выступлений. Повышению ораторско­го мастерства способствует и критический анализ выступле­ний. Присутствуя на заседаниях, совещаниях, конференци­ях, публичных лекциях, слушая выступления ораторов по радио, телевидению, нужно обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы.


Важно попытаться четко сформулировать для себя, что нравится в выступлении того или иного оратора, что вызы­вает отрицательную реакцию, какие действия, приемы, сло­ва, речевые обороты способствовали успеху выступающего, а какие, наоборот, принесли ему неудачу. Особое внимание следует обращать на то, как оратор работает в аудитории, как устанавливает контакт со слушателями, как ведет себя в непредвиденных ситуациях, возникающих в процессе речи.

С годами у человека накапливается опыт, и он может анализировать и собственные выступления, определять, в чем их достоинства и недостатки.

5. Овладение методикой публичного выступления. Оратору необходимо приобрести как теоретические, так и методи­ческие знания в области ораторского искусства. Важно знать, из каких этапов складывается деятельность оратора, как подготовиться к встрече со слушателями, как постро­ить ораторскую речь, какие приемы управления аудитори­ей можно использовать и т.д.

История ораторского искусства свидетельствует, что все выдающиеся ораторы много работали над собой, тщатель­но готовились к своим выступлениям. Известно, что все мастерство знаменитого Демосфена, вся его сила как ора­тора были добыты постоянным, упорным, целеустремлен­ным трудом. Древнегреческий историк Плутарх в книге «Сравнительные жизнеописания» рассказывает о том, как Демосфен поборол свои слабости, освободился от физичес­ких недостатков, мешавших ему произносить речи. Таким образом, повседневная подготовка повышает про­фессиональный уровень оратора.

II. Основные этапы подготовки к конкретному выступлению.

Подготовка к выступлению — очень важное и ответствен­ное дело. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь». Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, це­лей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуаль­ных особенностей, от состава аудитории, в которой предсто­ит выступать, и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические уста­новки.

Классическая риторика выделяла пять основных этапов разработки публичной речи:

1) нахождение, изобретение (инвенция) — систематизация содержания речей и ис­пользуемых в них доказательств;


2) расположение (диспози­ция) — деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательство своего взгляда и опровержение противно­го) и заключение;

3) словесное выражение (эллокуция) — отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур;

4) запоминание;

5) произнесение.

В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: выбор темы и определение целевой установки; подбор материалов; изу­чение и анализ отобранного материала; разработка плана выступления, работа над композицией; написание текста выступления; овладение материалом выступления.

Выбор темы и определение целевой установки — один из важнейших начальных этапов подготовки публичного вы­ступления. Следует иметь в виду, что оратору далеко не все­гда приходится самому выбирать тему речи. Нередко ему предлагают ее организаторы мероприятия. При этом учи­тываются события, происходящие в стране и за рубежом, ситуация, сложившаяся в организации, цели и задачи, сто­ящие перед ней, т. д. В таком случае оратору необходимо подумать о конкретизации предложенной темы, о выделе­нии круга вопросов для освещения. При самостоятельном же выборе темы желательно учи­тывать следующие рекомендации:

Выбирать надо тему, которая соответствует знаниям и интересам оратора. Лучше всего выбирать тему для публичного выступления из тех областей знания, в которых имеется теоретическая подготовка или прак­тический опыт. Специалисты советуют придержи­ваться полезного правила — брать круг вопросов, подготовка по которым может дать больше знаний,

чем обладают слушатели.

Выбирать необходимо уместную тему. Известно, что восприятие речи зависит от многих обстоятельств, в том числе и от конкретной обстановки, в которой произносится речь. Например, люди, собравшиеся на банкете, даже физически не способны слушать со­лидные выступления на серьезные темы. Наоборот, за дружеским столом легко примут то, что в аудитории может показаться некорректным, смутит, озадачит или обидит слушателей. Поэтому при выборе темы важно учитывать конкретные обстоятельства, в кото­рых будет произнесена речь.

Выбранная тема должна соответствовать интересам аудитории. По определению психологов, интерес — это форма проявления познавательной потребности, которая помогает личности осознать цели деятельно­сти и способствует ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действитель­ности. Интересы бывают общественные, профессио­нальные, партийные, личные и т. п. Зная, перед кем придется выступать, оратор должен учитывать, какие проблемы волнуют его слушателей в данный момент, какие проблемы для них являются приоритетными. Когда тема выбрана, следует подумать о формулировке ее. Нельзя забывать, что удачная формулировка темы выс­тупления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи. Название речи дол­жно отвечать целому ряду требований. Прежде всего тему необходимо формулировать ясно, четко и по возможности кратко. Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова и выражения, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предсто­ящему выступлению. Следует избегать и слишком общих названий, так как они требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий.


Подбор материалов. Успех публичного выступления оп­ределяется в первую очередь его содержанием. Поэтому оратор должен приложить максимум усилий, чтобы собрать интересный и полезный для аудитории материал по вы­бранной теме.

В методической литературе определены основные ис­точники, из которых можно черпать новые идеи, сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним от­носятся: официальные документы; научная, научно-популярная литература; справочная литература: энциклопедии, энциклопе­дические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари (толковые, иност­ранных слов, орфоэпические, орфографические, си­нонимов, антонимов, омонимов и др.), статистичес­кие сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели и т. п.; художественная литература; статьи из газет и журналов; передачи радио и телевидения; материалы, помещенные в Интернете; результаты социологических опросов; собственные знания и опыт; личные контакты, беседы, интервью; размышления и наблюдения. Чтобы выступление получилось более содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. В процессе подготовки к выступлению следует подумать и о так называемом местном материале, т. е. имеющем от­ношение к жизни слушателей или того коллектива, органи­зации, региона, о котором идет речь. Такой материал ожив­ляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Поиск материалов для ораторской речи требует опреде­ленного времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо начинать заранее.

Этот этап подготовки связан с работой оратора в библио­теке. Следовательно, выступающему необходимо уметь пользоваться различными каталогами (алфавитным, систе­матическим, предметным), библиографическими издания­ми, справочной литературой. Большую помощь в поиске необходимого материала может оказать компьютер. Умение пользоваться им позволит значительно сэкономить время.

Очень важно научиться правильно работать с книгой. Прежде всего, следует определенным образом настроить себя, дать себе соответствующую установку. Она бывает самой различной. Оратор может поставить перед собой за­дачу изучить по книге тот или иной вопрос, который пред­стоит освещать в выступлении; критически проанализиро­вать содержание книги; проверить, совпадает ли его оценка какой-то проблемы с мнением автора, других авторитетных лиц; выбрать для выступления наиболее яркие факты, при­меры, интересные положения и т. д. Подобные установки помогут оратору более целенаправленно работать с книгой, определить вид чтения: сплошное, выборочное, комбини­рованное. При сплошном чтении книга прочитывается пол­ностью, от начала до конца, без каких-либо пропусков. Иногда для разрабатываемой темы достаточно изучить не всю книгу, а лишь отдельные ее разделы, главы, параграфы. Такое чтение называется выборочным. Комбинированное чтение - это сплошное чтение одних частей и выборочное других.


Работу над книгой советуют начинать с предварительно­го знакомства с ней. Сначала читается титульный лист кни­ги. На нем напечатаны название книги, которое дает пред­ставление о ее содержании, фамилия автора. Нередко на титульном листе указывается классификационная характе­ристика книги (учебник, учебное пособие, справочное по­собие/словарь-справочник и др.), позволяющая определить ее назначение.

Важно обратить внимание на год издания книги. Если заинтересовавшая книга выпущена десять-двадцать лет на­зад, то приведенные в ней сведения могли устареть, поэто­му требуется ознакомиться и с новой литературой по инте­ресующему вопросу.

На титульном листе указывается также наименование издательства и место издания книги. Следует просмотреть и оглавление книги, дающее представление об основных вопросах, которые в ней затрагиваются, обратить внимание на рисунки, схемы, таблицы.

Ознакомиться с книгой помогает аннотация, которая помещена на обороте титульного листа или в конце книги. В ней кратко рассказывается о содержании книги, говорит­ся о ее назначении, даются сведения об авторе и т. д.

Если в книге есть предисловие и послесловие, рекомен­дуется прочитать их. В предисловии рассказывается исто­рия написания книги, передается ее краткое содержание, характеризуются основные проблемы. В послесловии автор подводит итоги изложенного, кратко формулирует или по­вторяет главные положения работы.

Таким образом, первичный просмотр отобранных книг является очень важным моментом в поиске материала для выступления. Он позволяет определить, какие из отобран­ных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы, и какие из них следует изучить более детально.

В процессе подготовки к выступлению нужно обязатель­но делать соответствующие записи прочитанного. Прав был Д. И. Менделеев, который утверждал, что найденная, но не записанная мысль — это найденный и потерянный клад. Наи­более простой вид записи — это выписки. Выписывают то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут быть использованы или окажутся нужными лишь впоследствии. Выписки рекомендуется делать на кар­точках. Желательно, чтобы они были одинакового размера.

На каждой карточке делают не более одной записи. В вер­хней части карточки следует указать тему, к которой отно­сится запись, а в нижней — подробно и в определенной последовательности записать «выходные данные» источни­ка т. е. фамилию и инициалы автора, название книги, ме­сто и год издания.