Файл: Цель нир Методическое сопровождение открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся на цифровой платформе Разработка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 59 классов по шести направлениям (математи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 203

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

35 одарённости интересны для подростков, а система заданий в целом оценивает сформированность функциональной читательской грамотности, т.к. оценивает понимание значения слова или выражения на основе контекста, умение находить и извлекать одну единицу информации, умение делать выводы на основе информации, представленной в тексте. Отмеченные в экспертном заключении рекомендации об использовании прямой речи приняты, скорректировано задание 7 (изменены дистракторы).
При анализе блока «Самое загадочное явление» экспертом отмечено, что система заданий в целом оценивает сформированность функциональной грамотности, оценивается понимание значения слова или выражения на основе контекста, умение находить и извлекать информацию, умение делать выводы на основе информации, представленной в составном тексте. Особо эксперт отмечает ценность задания на сравнение информации с привлечением карты и текста, которое проверяет умения учеников выявлять противоречивую информацию. В соответствии с предложениями эксперта изменена формулировка задания 8, внесены небольшие правки в текст. При этом предложение эксперта перенести этот блок в 6 класс на основании того, что именно в 6 классе изучается в курсе истории раздел «Древняя Русь», считаем противоречащим идее оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности. В случае перенесения данного блока в 6 класс очень сильное влияние на ответы будет оказывать усвоение знаний по истории, в то время как в 5 классе все задания будут выполняться именно на основании работы с предложенными текстами. Аргумент о том, что с составными текстами лучше работать в 6 классе, не может быть принят, поскольку работа над составными текстами начинается в начальной школе.
Анализ экспертных заключений на материалы 6 класса позволил сделать вывод о приемлемости использования разработанных материалов для оценки функциональной читательской грамотности шестиклассников.
При анализе блока «Знакомьтесь: Тула» экспертом отмечено, что материал полезен и интересен для учеников этого возраста, а данная система заданий в целом оценивает сформированность функциональной грамотности: оцениваются умение устанавливать взаимосвязи между элементами/частями текста или текстами, умение делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или составного текста. На основании предложений эксперта скорректирована вводная часть, исключена фраза о


36 размещении материала в чате класса. На основании замечаний исправлены опечатки. По рекомендации эксперта пересмотрен уровень трудности в одном задании.
При анализе блока «В переводе на человеческий» экспертом отмечено, что данный блок соответствует возрастным особенностям учащихся данного класса, поскольку большинство учеников этого возраста любят домашних питомцев и интересуются ботаникой, зоологией, биологией. Отмечено, что данная система заданий в целом оценивает сформированность функциональной читательской грамотности: умения устанавливать взаимосвязи между частями текста и текстами, делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или составного текста. Особо отмечены задания на оценивание умения сопоставлять информацию из разных источников, оценивать её достоверность. На основании замечаний исправлены опечатки, внесены коррективы в формулировку задания 3.
Анализ экспертных заключений по заданиям для оценки функциональной читательской грамотности в 7 классе позволил сделать вывод о том, что данную систему заданий можно использовать для оценки сформированность функциональной грамотности семиклассников, задания позволяют определить уровень читательской грамотности, эрудированность обучающихся, способность рассуждать и находить ответы на поставленные вопросы, задания соответствуют возрастным особенностям обучающихся 7 класса. Эксперты отметили, что тексты и задания подобраны таким образом, что они будут понятны и интересны детям данного возраста.
При анализе блока «Кино для пчел» экспертом отмечено, что на уроках биологии в 7 классе изучается тема «Отряд насекомых» и текст в задании
«Кино для пчёл» будет хорошим дополнением к полученным знаниям, при этом используются интересные задания разных видов, все задания составлены корректно.
При анализе блока «Осознанное потребление» эксперт отметил, что текст, который предлагается в задании, обращает внимание на насущную проблему общества, актуальную и для подростков в том числе. Замечание эксперта о том, что в двух заданиях (3 и 5) дублируется комментарий к выполнению задания, который есть в инструкции, учтено. Дублирующий комментарий в формулировке заданий удален.

37
При анализе блока «Последняя рубаха», где учащимся предлагается для чтения небольшой художественный текст, эксперт отметил недочеты в формулировках некоторых заданий. Задания скорректированы по замечаниям эксперта: задание 1 удалено; задание 2 переформулировано, изменен формат задания 2 на задание с выбором одного верного ответа (был формат задания на выделение фрагмента текста), изменена система оценивания в соответствии с новой формулировкой задания; изменена формулировка задания 8, скорректирована система оценивания в соответствии с новой формулировкой.
Анализ экспертных заключений по заданиям для оценки функциональной читательской грамотности в 8 классе позволил сделать вывод о возможности и целесообразности использования разработанных материалов для оценки читательской грамотности восьмиклассников. Эксперт отметил, что данная система заданий направлена на оценивание функциональной грамотности обучающихся, задания соответствуют возрастным особенностям и жизненному опыту обучающихся 8 класса, тексты содержат информацию, которая будет понятна и интересна ребятам данного возраста. Учащимся предлагаются задания разных типов и форматов: задания с одиночным, множественным выборами ответов, задания на нахождение нужной информации в тексте, задания на сопоставление информации из нескольких источников, задания на выявление достоверности информации.
При анализе блока «Взрослая еда» эксперт отметил, что в 8 классе начинается изучение анатомии, текст «Взрослая еда» позволит узнать новые подробности о вкусовых рецепторах человека. Формулировка задания 5, а также верный вариант ответа скорректированы по замечанию эксперта. Кроме того, в процессе доработки блока изменено одно утверждение в таблице в задании 7 («наиболее тонкий вкус у младенцев») с целью большего соответствия информации текста, также изменена система оценивания задания
4 с двухбалльной на однобалльную.
При анализе блока «Сигналы» эксперт отметил, что подобрана интересная информация, присутствуют два вида текста (сплошной и несплошной), используются разные типы заданий, все задания составлены корректно. В процессе доработки блока задание 2 переформулировано, изменена компетентностная область оценки (было: «находить и извлекать информацию»; стало: «интегрировать и интерпретировать информацию») и объект оценки (было: «находить и извлекать одну единицу информации»;


38 стало: «устанавливать связи между событиями или утверждениями
(причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.»).
При анализе блока «За тенью» экспертом отмечено, что система заданий в целом оценивает сформированность функциональной грамотности.
Предложение эксперта о необходимости добавить еще один источник, например, историческую справку (научный стиль) или воспоминания очевидцев (публицистический стиль) считаем нецелесообразным, т.к. в задании учащимся предлагается работать с художественным текстом, который сам по себе самоценен, содержит много скрытых смыслов, с которыми работает учащийся при выполнении заданий, и не предполагает обязательную работу с другими типами текстов в составе множественного контекста. На наш взгляд, работа с художественными текстами является важным компонентом формирования читательской грамотности.
Задания, оценивающие сформированность читательской грамотности, предполагают работу как с несколькими источниками информации, так и с одним источником. Замечание эксперта о том, что в задании 8 ответ неочевиден, не считаем основанием для доработки задания, т.к. в художественном тексте, кроме того, в задании высокого уровня сложности, ответ не должен быть очевиден и однозначен.
Анализ экспертных заключений по заданиям для оценки функциональной читательской грамотности в 9 классе позволил сделать вывод о том, что система заданий в целом оценивает сформированность функциональной грамотности обучающихся 9 класса, так как проверяет умения работать с составным текстом, понимать значение слова или выражения на основе контекста, оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора, понимать назначение структурной единицы текста, использованного автором приёма.
При анализе блока «Язык и культура» эксперт отметил, что данная система заданий соответствует жизненному опыту учащихся 9 классов, в связи с этим актуально обращение к их читательскому опыту, полученному при изучении творчества А. С. Пушкина в 6 классе, для учащихся интересны сведения о таких привычных словах, занимательна история о причине вариативности в произношении слов, влиянии «места жительства» слова на его «орфоэпический облик». Исправлено несколько опечаток. Изменен


39 уровень задания 2 со среднего на низкий в соответствии с замечанием эксперта.
При анализе блока «Василий Суриков» экспертом отмечено, что система заданий в целом оценивает сформированность функциональной грамотности обучающихся 9 класса, так как проверяет умения работать с множественным текстом, понимать значение слова или выражения на основе контекста, интегрировать и интерпретировать информацию, делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов. Также указано, что данная система заданий соответствует возрастным особенностям учащихся 9 класса, для них интересны сведения об известных людях, творческих личностях нашей страны, занимательна история о творчестве В. И.
Сурикова, об отношении к своей работе известного русского художника, актуально обращение к девочке Ольге, которая делает выписки о своем знаменитом дедушке из книги Н. Кончаловской. По замечаниям эксперта исправлена одна орфографическая ошибка, дополнены инициалы перед фамилией, изменены уровни сложности заданий 1 и 4 со среднего на низкий.
При анализе блока «Походы» экспертом отмечено, что система заданий в целом оценивает сформированность функциональной грамотности обучающихся 9 класса, так как проверяет умения работать с множественным текстом, интерпретировать текст или его фрагмент, учитывая жанр или ситуацию функционирования текста, понимать авторскую позицию по отношению к обсуждаемой проблеме, делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов, обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах. Также эксперт отмечает, что данная система заданий соответствует возрастным особенностям учащихся 9 класса, для них интересна не только сама тема задания, но и форма подачи материала, представленного в привычной для них форме (пост в соцсети, комментарий). Данный блок заданий заставляет учащегося подумать и определиться со своим личным выбором, обосновать чужую точку зрения. Задания качественно и интересно составлены, соответствуют заявленному уровню сложности, так как в задании №2 необходимо обнаружить противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах, это соответствует заявленному высокому уровню сложности. Задание №8 проверяет умение понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею текста), опираясь сразу на три


40 текста, это также соответствует заявленному высокому уровню. Остальные задания разнотипные среднего уровня, что и указано в характеристике заданий.
В целом анализ экспертных заключений позволил установить, что предлагаемую систему заданий можно использовать для оценивания читательской грамотности учащихся основной школы (5-9 классы).
Материалы доработаны по замечаниям экспертов.
1   2   3   4   5   6