ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.03.2024
Просмотров: 577
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности
061100 « Менеджмент» Финансовый менеджмент
1. В чём отличие маржинального подхода от традиционного? с.32-33,2
2. По каким признакам классифицируются издержки? 32-33, 2
3. Какие зависимости исследует операционный анализ? 33, 2
4. Какими возможностями обладает операционный анализ для целей менеджмента? 33, 2
5. Какие ограничения имеет операционный анализ? 33, 2
7. Какие методы операционного анализа Вы знаете? 33, 2
8. Поясните ключевые особенности каждого из методов операционного анализа. Лекции по уу
9. Какую маржу безубыточности желательно иметь бизнесу? 33-34, 2
10. От каких факторов зависит предпринимательский риск?35-36, 2
11. Для каких целей менеджмент использует формулу издержек? 37, 2
12. В чём отличие формата отчёта о прибылях по вкладу от функционального формата? 37-38, 2
13. Можно ли провести операционный анализ с нелинейными зависимостями? 39-40, 2
14. Можно ли использовать операционный анализ для некоммерческих организаций? 38-39, 2
15. Что означает понятие релевантной информации в принятии решений менеджмента? 40, 2
16. В чём отличие анализа приращений (инкрементального) от полного анализа? 41, 2
21. Кому необходима финансовая информация? Лекции по бу, уу
22. Какие основные функции выполняют финансовые отчёты? в.2
25. Что показывает горизонтальный и трендовый анализ? в.3
26. Что показывает вертикальный и стандартный анализ? в.3
27. Поясните понятие "ликвидность". В.4
29. Какой другое название имеют коэффициенты оборачиваемости? Коэффициенты деловой активности
30. Что включает понятие "структура капитала"? в.5
35. Для каких целей анализируются рыночные коэффициенты? в.8
36. Можно ли судить о хорошей деятельности по более высокому показателю? Приведите примеры. В.10
37. Какие стандарты применяются в процессе анализа финансовых коэффициентов? Приведите примеры. В.9
40. Чем отличается классический подход к расчёту эффекта финансового рычага? с. 33, 1
42. Какими факторами порождён финансовый риск? Предпринимательский риск? Приведите примеры. В.13,14
43. Чувствительность каких величин измеряет операционный рычаг? в.14
44. Какую зависимость исследует общий рычаг? Какие факторы оказывают на него влияние? Лекции по фм
45. Для каких целей анализируется мультипликатор собственного капитала? в.15
46. Какие инструменты управления структурой капитала Вы знаете? Приведите примеры.В.5
50. Ваше мнение о корректировке финансовых отчётов на инфляцию?
52. Раскройте понятия номинальной и реальной прибыли? Инфляция конец первой методички
54. Какие концепции управления оборотным капиталом Вы знаете?
56. Чем отличаются текущие (оборотные) активы от внеоборотных?
57. Какие факторы влияют на потребность в оборотном капитале?
59. Какие типы политики управления ок Вам знакомы? Каковы последствия этих политик?
61.Поясните понятие производственно-коммерческого цикла. Из каких элементов он состоит?
63. Что измеряет сила воздействия оборотного капитала?
65. Для каких целей фирме нужны дс?
66. Что служит основным инструментом управления дс?
67.Для каких целей применяется бюджет дс?
68. Какие методы прогнозирования дс Вы знаете?
69. Расскажите об основных фрагментах бюджета дс.
70.Какие модели упр-ия дс Вы знаете?
71,72. Из каких предположений исходит модель Баумола и модель Миллера-Орра? Как их применить?
73. Зачем фирме поддерживать минимальный остаток дс на расчётном счёте?
74.Когда прим-ся модель экономически обоснованного заказа? и каких элементов она состоит?
75. Область прим-ия модели экономически обоснованного заказа.
76. Какие понятия стоимости (цены) капитала Вы знаете?
77. Как опр-ть стоимость заёмного капитала? Когда нужна поправка на налогообл-ие прибыли?
78.Подходит ли модель стоимости заёмного капитала для оценки стоимости привилегированного капитала?
79. Какие трудности возникают при оценке стоимости собственного капитала?
80. Какие методы оценки стоимости собственного капитала Вы знаете?
81. Как формула Гордона исп-ся в методе дивидендов?
82. В чём суть метода доходов? На каких предположениях он основан?
83. Поясните работу модели сарм. Когда она прим-ся?
84. Какую функцию выполняет бета-коэф-т?
85. Какие стандарты коэф-та-бета Вы знаете?
86. Какие премии за риск Вам известны?
87. На каких рассуждениях построена формула "доход от облигации плюс премия за риск"?
88. Как исп-ся коэф-т "Цена/доход" в оценке стоимости собственного капитала? Ограничения в прим-ии.
90. Какие пропорции могут исп-ся в вычислении сск? Что подходит для рос-ой практики?
91. Каковы подходы отечественной теории к вычислению сск? Чем они отличаются от классической теории?
92. Когда прим-ся понятие предельной стоимости капитала? в чём польза метода?
93. Какие модели капитального бюджета Вы знаете? На каких главных принципах они построены?
94. Поясните суть, дост-ва и нед-ки модели периода окупаемости
95. Какие подходы исп-т модель средней расчётной ставки рент-ти?
96. Что показ-т анализ работы с моделью npv? Её дост-ва и нед-ки.
97. Что означает понятие внутренней ставки рент-ти? Как работает модель irr? Ее дост-ва и нед-ки.
98. Упр-ие дебиторами
Обычно продажа товаров в кредит имеет целью стимулирование продаж. Такие продажи приводят к увеличению ресурсов покупателей и особенно важны для тех, к-ые не могут найти другие источники финанс-ия или считают затраты на поиск и привлечение таких источников непомерно высокими. Период кредитования в мировой практике обычно составляет от 15 до 45 дней. Остаток в счетах дебиторов обычно опр-ся произведением ср-ей продажи в кредит в день на средний период сбора денег с покупателей.
Для управления счетами дебиторов рассматривают след-ие вопросы: кредитная политика, кредитная оценка, принятие решения о предоставлении кредита, контроль поступления денежных средств (наличности).
Кредитная политика рассматривает условия кредитования, срок кредитования и систему сбора платежей. Все эти элементы взаимосвязаны и оказывают влияние на уровень продаж, потери от безнадёжных долгов, ур-нь скидок пок-лям и расходы по сбору платежей.
Условия кредитования
Это главный вопрос кредитной политики. С одной стороны, у фирмы имеется большой выбор в предоставлении кредита по рейтингу кредитоспособности. С другой стороны, можно кредитовать всех, не обращая внимания на рейтинг. На практике чаще всего принимают решение, лежащее в диапазоне между этими двумя крайностями. Либеральные условия кредитования стимулируют рост продаж с целью привлечения новых пок-лей. Однако, либеральная кредитная политика влечёт рост безнадёжных долгов, инвестиций в дебиторов и расходов по сбору наличности. Жёсткая кредитная политика действует противоположным образом. Влияние либерализации условий кредитования на прибыль.
Изм-е приб-и = Изм-е продаж*(1-Доля перем-ых изд-к в продажах) - ССК*изм-е инестиций в дебиторов - доля безнадёжных долгов * изм-е продаж
Пример.
Текущие продажи компании составляют 100*105 рублей. Компания выделяет 4 категории пок-лей. При переходе из первой в четвёртую рейтинг кредитоспособности снижается от максимума до минимума. В настоящее время компания предоставляет неограниченный кредит пок-лям первой и второй категории, ограниченный кредит пок-лям третьей категории и не предоставляет кредит пок-лям четвёртой категории. В рез-те этой кредитной политики компания отказалась от продаж на сумму 10*105 пок-лям третьей категории и на такую же сумму пок-лям четвёртой категории. Фин-ый мен-р рассматривает вопрос либерализации кредитной политики, при к-ой пок-лям третьей категории будет предоставляться неограниченный кредит, а пок-лям четвёртой категории ограниченный. Смягчение условий кредитования должно привести к росту продаж на 15*105 рублей с долей безнадёжных долгов в новых продажах 10%. Коэффициент ВМ для фирмы равен 15 %, ср. период сбора денег - 40 дней, ССК = 10%.
Изм-е прибыли = 15*105*(1-0,85) - 0,1*15*105*40*1/365*0,85-0,1*15*105 = 61027,40 р.
Либерализация кредитной политики возможна, т.к. ожидается рост прибыли на 61027 р.
Изм-е инвестиций = изм-е продаж*средний период сбора/365*доля перем-ых изд-к в продажах
Срок кредитования
Относится к периоду времени, в течение к-ого пок-ли осущ-т платежи за приобретённый товар. Период кредитования обычно колеблется от 15 до 60 дней. Если фирма не предоставляет кредит, то этот срок равен 0. Если устанавливается срок в 30 дней, и нет скидки за быструю оплату, то условия кредитования определяются как чистые 30. Удлинение срока ведёт к росту продаж за счёт привлечения новых пок-лей и возрастания аппетита старых пок-лей. Поскоьку увеличение сроков кредитования сопровождается аналогичным эффектом для случая либерализации кредитной политики, то мы можем воспользоваться той же формулой оценки изменения прибыли. Изменяется только формула расчёта дополнительных инвестиций.
Изм-ие инвестиций = (новый период сбора ДС-Период сбора до изменения срока кредитования)*среднедневные продажи до изм-ия срока кредит-ия + доля перем-ых изд-к в продажах*новый период сбора ДС*изм-ие продаж/365 дней
Добавочные инвестиции в счета дебиторов(первое слагаемое) зависят от величины существующих продаж, а инвестиции в дебиторов, вызванные новыми продажами (второе слагаемое) зависят от доли перем-ых изд-к в этих продажах.
Пример.
В настоящее время фирма предоставляет своим пок-лям кредит на 40 дней. Текущий уровень продаж составляет 50*105 рублей.
Стоимость капитала для фирмы - 10%, доля перем-ых изд-к в продажах - 85%.
Фирма рассм-т возможность продления периода кредитования пок-лей до 60 дней. Ожидается, что это приведёт к росту продаж на 5*105 рублей. При этом безнадёжные долги на вырост объёма продаж составят 8%. Как повлияет увеличение срока кредитования на прибыль компании?
Изм-ие прибыли = 500000*(1-0,85)-0,10*((60-30)*5000000/365+0,85*60) - 0,08 *5000000 = -13082 р. Ослабление кредитных стандартов приведёт к падению прибыли на 13028 рублей.
Скидки
Предлагаются для ускорения платежей пок-лей, ур-нь скидки и период времени, в течение к-ого действует скидка, отражаются в условиях кредитования. Напр-р 2/10 чистые 30, означает, что пок-ль получает скидку 2%, если производит оплату продукции в течение 10 дней. В противном случае товар оплачивается по полной стоимости в течение 30 дней. Либерализация политики фирмы в части скидок означает увеличение %-та скидок или удлинение срока их действия. Это обычно приводит к росту продаж, сокращению среднего периода сбора платежей и росту изд-к от предоставления скидок. Изм-ие прибыли под воздействием этих факторов можно оценить по формуле:
Изм-ие прибыли = изм-ие продаж*(1-доля перем-ых изд-к в продажах) + ССК*изм-ие инвестиций - потери от предоставления скидок
Изм-ие (сокращение) инвестиций = (средний период сбора после либер-ии)*Продажи до…/365 - доля перем-ых в продажах * ср-ий период сбора после…*рост продаж/365
Потери от предост-ия скидок = доля продаж со скидкой после… (продажи до…+рост продаж после…)*новый %-т скидки после… - доля продаж со скидкой до…*Продажи до…* %-т скидки до…
Пример
Компания предлагает кредит на условиях "1/10 чистые 30." Продажи составляют 80*105. Ср-ий период сбора - 20 дней. Доля перем-ых изд-к в продажах - 85%. ССК = 10%. Доля продаж, совершаемых со скидкой на текущий момент, составляет 0,5%. Фирма рассм-т возм-ть установления более либеральных условий в части скидок "2/10 чистые 30". Ожидаемый рост продаж 5*105. Также ожидается сокращение среднего периода сбора до 14 дней и увел-ия доли продаж со скидкой до 0,8%.
Изм-ие прибыли = 500000*(1-0,85)+0,1*((20-14)*8000000/365 - 0,85*500000*14/365) - (0,8* (80000000 + 500000)*0,02 - 0,5*8000000*0,01) = -9479,5 р.
Либерал-ия политики скидок оказывает негативное влияние на прибыль, поэтому условия 2/10 чистые 30 применять не стоит.
Система сбора платежей.
Нацелена на своевременное получение платежей и может включать след-ие элементы:
1. мониторинг сост-ия дебит-ой зад-ти,
2. отправка писем тем, срок платежей от кот-ых приближается,
3. угрозы о прим-ии юрид-их действий при наличии просроч-ых счетов,
4. исп-ие юрид-их действий при налиии просроченных счетов.
Жёсткая система сбора сокращает средний период этого сбора денег, снижает %-т безнадёжных долгов. В то же время она ведёт к уменьшению продаж и увеличению расходов по сбору денег с пок-лей. Более гибкая система сбора обычно действует наооборот. Влияние ослабления политики сбора денег с пок-лей на прибыль.
Изм-ие прибыли = изм-ие продаж*(1-доля перем-ых изд-к в продажах) + ССК*изм-ие инвестиций - рост потерь в безнад-ые долги
Изм-ие (рост) инвестиций = (средний период сбора после …)*Продажи до…/365 + доля перем-ых в продажах * ср-ий период сбора после…*рост продаж/365
Рост потерь в безнад-ых долгах = (продажи до…+рост продаж после…)*доля безнад-ых долгов после… - доля безнад-ых долгов до…*Продажи до…
Пример
Компания изучает возм-ть прим-ия политики ослабления сбора. Продажи сост-т 40*105 рублей. Средний период сбора - 20 дней. Доля перем-ых в продажах - 80%. ССК = 12%. Доля безнад-ых долгов - 5%. Ожидаемый рост продаж в случае ослабления политики сбора 5*105 рублей. При этом ожидается удлинение среднего периода сбора до 40 дней и рост доли безнад-ых долгов до 6%.
Изм-ие прибыли = 500000*(1-0,8)-0,12((40-20)* 4000000 /365+0,8* 40* 500000/365) - (( 4000000 + 500000 )*0,06 - 0,05*4000000) = 203
Кредитная оценка
До предоставления кредита будущему пок-лю фирме нужно ответить на вопрос: Какова кредитоспос-ть этого пок-ля? При оценке кредитосп-ти традиционно рассм-ся 3 осн-ых харак-ки: деловая репутация, потенциал, доп-ое обесп-ие.
Деловая репутация отражает желание пок-ля выполнить свои обяз-ва.
Потенциал показ-т спос-ть пок-ля своевременно платить по счетам. Этот потенциал зависит от общих условий ведения бизнеса, а также от фин-ого положения пок-ля, особенно в части оборотного капитала и прибыльности.
Доп-ое обесп-ие представлено ценностями, к-ые могут выступать в качестве залога.
Для выявления вер-ти оплаты пок-лем своего долга можно воспользоваться разными методами:
- анализ фин-ой отчётности, получение банковской справки (референции), использовать анализ опыта фирмы в прошлом,
- расчёт показателей кредитосп-ти.
В процессе анализа фин-ой отчётности для получения полезных данных о кредитосп-ти пок-ля часто рассчит-ся след-ие коэф-ты (КТЛ, КСЛ, "Долг/соб-ть", "EBIT/активы", рент-ть СК).
Банковская референция также помогает выявить реальное фин-ое состояние пок-ля, что повышает степень беспристрастности при предоставлении кредита. Обычно эту справку получают у банка, предоставляющего кредит анализируемой фирме пок-лю.
Если фирма уже имела ранее торговые контакты с пок-лем, то целесообразно ответить на след-ие вопросы: Наск-ко оперативно пок-ль оплачивает счета? Наск-ко хорошо пок-ль выполняет свои обяз-ва? Расчёт показ-лей кредитосп-ти предполагает кредитную оценку пок-ля с помощью индекса кредитоспос-ти. Напр-р, фирма-продавец потребительских товаров длительного пользования с продажей в кредит может рассчитать след-ий индекс кредитоспос-ти своих пок-лей.
Индекс кредитосп-ти = w1*ур-нь дох-в + w2*кол-во лет сущ-ия фирмы на данном рынке + w3*кол-во персонала
Этот индекс рассчит-ся как взвешенная сумма перечисленных факторов. При этом W1, W2 - положит-ые, а W3 - отриц-ый.
Этот индекс субъетивен и специфичен из-за весов рассматриваемых факторов. Если фин. мен-р надеет ся получить более совершенный индекс оценки кредитоспос-ти, то он может воспользоваться методикой дискриминантного анализа. Напр-р, фирма предоставляет инф-ию промышл-ым потр-лям на основе КТЛ и ROE. (д.б. график)
+ - выполнившие свои обяз-ва,
0 - невыполнившие свои обяз-ва.
Прямая линия позволяет разделить пок-лей на 2 группы: хороших и плохих.
Zсчет = 1*КТЛ + 0,1*ROE
Можно рассм-ть пок-ля с Z>3 кредитоспособными, а менее 3 нет.
Чем выше Z, тем выше кредитный рейтинг.
При другом значении, напр-р 9, Z будет равна 3*КТЛ+0,3*ROE. Главное состоит в поддержании соотношения весов, как 10 к 1.
Каждая фирма также разрабатывает свои схемы группировки пок-лей по рискам неплатежа в соотв-ии со своими потр-ми и обстоятельствами.
Эта схема может выглядеть след-им образом.
Группа по рискам |
Характеристика |
1 |
Отсут-т риск неплатежа |
2 |
Риск незначителен (менее 2%) |
3 |
2-5% (малый) |
4 |
5-10% (средний) |
5 |
Выше 10% (высокий) |
Принятие решения о предоставлении кредита
Как только проведена оценка кредитосп-ти пок-ля, возникают след-ие вопросы: Следует ли предоставлять кредиты? Если есть вер-ть повторного заказа, то ситуацию можно представить в виде дерева решения.
P - вер-ть оплаты обяз-в, (1-Р) - вер-ть неплатежа.
Ожидаемая прибыль от продаж в кредит равна:
Р* (выручка в кредит себ-ть товаров) - (1-Р)*себ-ть проданных товаров
Ожидаемая прибыль от отказа в кредите равна 0. Если ожидаемая прибыль от предоставления кредита положительна, то его следует предоставить и наоборот. Повторный заказа будет принят, если пок-ль оплатил первый заказ. В случае оплаты первого заказа вер-ть неплатежа при повторном заказе уменьшается. Ожидаемая прибыль от предоставления кредита в этом случае будет равна:
{Р1*(выручка-ст-ть товаров) - (1-Р1)*ст-ть товаров} +Р1* {р2* (выручка-ст-ть товаров) - (1-Р2)*ст-ть товаров}
Контроль поступления
На практике часто исп-ся 2 метода мониторинга счетов дебиторов:
1. фиксирование доли неоплаченных счетов в ежедневных продажах,
2. составление схемы деб-ой зад-ти.