Файл: Яровой_Информатика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.04.2024

Просмотров: 4501

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Информатика

Работа с программой Проводник

2.1. Файловая структура, файлы, папки

2.2. Работа с программой Проводник

2.2.1. Навигация по файловой структуре

2.2.2. Запуск программ и открытие документов

2.2.3. Создание папок

2.2.4. Копирование и перемещение файлов и папок

2.2.5. Удаление файлов и папок

2.2.6. Создание ярлыков файлов, представление объектов

3. Выполнение работы

4. Форма отчета

2.2. Содержимое стандартного набора вкладок

2.3. Ввод, редактирование, форматирование и рецензирование текста

2.4. Основы работы с таблицами

2.5. Ввод формул

2.6. Сохранение и печать созданного документа

3. Выполнение работы

4. Форма отчета

5. Контрольные вопросы

6. Литература

Основы работы с пакетом Microsoft Excel

2. Основные сведения

2.1. Элементы окна Excel

2.2 Создание электронных таблиц пакетом Microsoft Excel

Ячейки и их адресация

Ввод, редактирование и форматирование данных

Вычисления в электронных таблицах

Копирование содержимого ячеек

Использование стандартных функций

Построение диаграмм и графиков

2.3 Сохранение и печать созданной книги

3. Выполнение работы

4. Форма отчета

5. Контрольные вопросы

6.Литература

Создание электронной таблицы

Построение диаграммы

Создание электронной таблицы

Построение диаграммы

Построение гистограммы

Построение гистограммы

2.2. Основные этапы составления программы

2.3. Оформление окна программы (размещение компонентов на форме)

2.4. Назначение и основные свойства некоторых компонентов

Компонент Form

Компонент Label (Метка)

Компонент Edit (Редактор)

Компонент Memo (Многострочный текстовый редактор)

Компонент Button

Компонент ComboBox (Блок с комбинированным раскрывающимся списком)

3. Выполнение работы

4. Форма отчета

2.2. Создание заготовок процедур-обработчиков событий. Текст модуля программы

2.2. Оформление окна программы

2.3. Изменение свойств компонентов. Получение заготовки процедуры

2.4. Программирование вычислений определенных интегралов

2.1.2. Сложение и вычитание матриц

2.1.3. Умножение матрицы на число

2.1.4. Умножение матриц

2.1.5. Транспонирование матрицы

2.1.6. Линейные преобразования

2.2 Массивы и переменные с индексами

2.3. Составление программ реализующих основные матричные операции

Задание 1

Оформление эскиза окна программы

Размещение компонентов на форме и задание им нужных свойств

Составление программы

3. Выполнение работы

4. Перечень заданий

5. Форма отчета

6. Контрольные вопросы

7. Литература

2.2. Основные этапы составления программы

Программа, созданная в Delphi, состоит из основной программы и одного или большего числа модулей. Основная программа автоматически создается Delphi, практически не изменяется программистом и хранится в файле, имеющим тип .dpr. Модули, в которых программист осуществляет программирование задач, хранятся в файлах, имеющих тип .pas.

Все компоненты окна программы размещаются на форме. Для каждой формы, которую проектирует программист, Delphi создает отдельный модуль.

Модуль – это автономно компилируемая программная единица, предназначенная для размещения в ней программистом фрагментов программы.

Программирование в Delphi проводится с учетом взаимодействия 2-х процессов: процесса создания (оформления) окна программы и процесса написания фрагментов программы на языке Object Pascal, которые по общепринятой терминологии будем называть кодом. Между содержимым окна формы (Form1) и окна Редактора текста программы (Unit1.pas) существует неразрывная связь, которая строго отслеживается системой Delphi. Поэтому при составлении программы условно выделим следующие этапы: - оформление окна программы (размещение компонентов на форме);

- изменение свойств компонентов;

- получение заготовок процедур-обработчиков событий и их программирование (составление модуля программы).

2.3. Оформление окна программы (размещение компонентов на форме)

Окно формы Form1, как прообраз окна будущей программы, должно быть тщательно продумано и скомпоновано, так – чтобы оно было понятным и ‘дружелюбным’ для пользователя.

Для оформления окна программы необходимо иметь описание алгоритма решения задачи с высокой степенью детализации, в котором указываются виды представлений и места расположения в окне исходных данных, промежуточных и окончательных результатов. Естественно, программист обязан знать назначение и основные свойства многих компонентов системы Delphi (их число превышает 387).

При оформлении окна программы желательно придерживаться следующих положений:

- управляющие элементы и функционально связанные с ними компоненты окна должны быть зрительно объединены в группы, заголовки которых коротко и четко поясняют их назначение;

- в окне должно отображаться главное, а все детали и дополнительную информацию можно отнести на вспомогательные окна;


- соблюдать единство стилистических решений в окне или во всех окнах в многооконной программе. Недопустимо, чтобы сходные по функциям компоненты назывались по-разному или размещались в разных местах окна.

Размещение компонента на форме производится просто. Для этого на палитре компонентов выбирается панель, ЩЛК на нужной вкладке, например на вкладке Standard (Стандартная), на вкладке Additional (Дополнительная) и т.д. По всплывающей подсказке находится нужный компонент, например Edit. Всплывающая подсказка появляется при наведении курсора мыши на любую кнопку панели. Затем компонент размещается на форме в следующей последовательности:

- компонент выбирается щелчком левой клавиши мыши на нём;

- курсор мыши подводится к точке рабочей области формы, где должен располагаться левый верхний угол прямоугольного компонента и производится ЩЛК. В месте щелчка появится элемент управления, например Edit1. Его можно перетаскивать по форме и изменять размеры при помощи маркеров, расположенных на сторонах и в углах прямоугольника. Для этого необходимо: щелкнуть левой кнопкой мыши внутри компонента, а затем при нажатой левой кнопке перемещением мыши перетаскивать компонент в нужное место формы.

Аналогично, ЩЛК на одном из маркеров (черный квадратик) при нажатой левой кнопке перемещением мыши можно изменять размеры прямоугольного компонента.


2.4. Назначение и основные свойства некоторых компонентов

При оформлении окна, под компонентом будем понимать функциональный элемент, имеющий определенные свойства и размещаемый в окне формы. Компонент будем рассматривать как заранее приготовленный фрагмент программы, который вставляется программистом в разрабатываемую программу. В этом смысле он является образцом (заготовкой), с помощью которого можно создать несколько похожих элементов, вначале различающихся только именами (например: Label1, Label2 и т.д.).

После размещения компонентов на форме им следует задать нужные свойства. Обычно изменение нескольких свойств производится в окне Object Inspector’ (‘Инспектор объекта’). Эти изменения называются статическими. Свойства объектов можно также изменять операторами, которые пишутся программистом в программе и называются динамическими изменениями. В этом случае в записях операторов применяются составные имена.

Составное имя – это два или большее число слов английского языка, разделенных десятичной точкой. Первое слово является именем компонента, а последующие являются именами его свойств, их подсвойств или методов (подпрограмм). Эти имена следует читать справа налево.

Например:

- имя Label1.Caption читается: свойство Caption (Надпись) компонента

Label1 (Метка 1);

- имя Memo1.Lines.Add читается: метод Add (Добавить) свойства Lines

(Строки) компонента Memo1.

В окне ‘Object Inspector’ свойства изменяются в следующей последовательности:

- выбирается нужный компонент, помещенный на форме, ЩЛК на нем. Выбор компонента можно произвести и в выпадающем списке в верхней части окна ‘Object Inspector’;

- в окне ‘Object Inspector’ выбирается страница ‘Properties’ (‘Свойства’), которая открывается при ЩЛК на вкладке ‘Properties. Отметим что, после первого запуска, Delphi автоматически открывает вкладку Properties’;

- в левой колонке страницы находим название свойства, а в правой колонке – его значение, которое меняется на новое. Изменение можно производить вводом нового значения с клавиатуры или выбором одного из предопределенных значений из списка.

Свойства могут быть простыми, определяемыми одним значением, или сложными (многосоставными), определяемыми совокупностью значений. Слева от названия сложного свойства помещен символ ‘+’. При двойном щелчке левой клавиши мыши (2ЩЛК) на его названии, свойство ‘раскрывается’ и показывает все свои вложенные подсвойства. В некоторых случаях для редактирования свойства вызывается специальный редактор.


Программист при оформлении окна программы изменяет только нужные ему свойства компонентов, которые будем называть основными. Остальные свойства компонентов определяются системой Delphi и остаются неизменными. В этом случае принято считать, что свойства определены ‘по умолчанию’.

Компонент Form

Пустая форма с заголовком Form1 является окном будущей программы, имеет множество различных свойств. Заголовок формы задается в свойстве Caption (Надпись). Чтобы его изменить, надо в окне ‘Object Inspector’ найти строку, в левой части которой написано Caption, и в правой части этой строки (в небольшом поле ввода) указать новое название, например ‘Вычисление суммы’. Это название появляется в заголовке формы по мере его ввода.

Форма TForm1 имеет свойства Height (Высота) и Width (Ширина), которые автоматически определяются системой Delphi так, чтобы форма не казалась слишком маленькой или слишком большой на экране. Свойство Position (Позиция) управляет размещением формы относительно границ экрана: его значение по умолчанию poDesigned (При конструировании) размещает форму так, как она размещена на этапе оформления. Значение этого свойства можно изменить из программы на poScreenSenter (По центру экрана). Свойство Name (Имя) определяет имя, под которым компонент будет известен программе. На первых шагах программирования (для исключения ошибок в программе) рекомендуется оставлять значение свойства Name по умолчанию.

Нижеприведенные компоненты Label, Edit, Memo и ComboBox находятся на панели Standard (Стандартная) палитры компонентов и применяются для ввода и отображения текстовой информации.


Компонент Label (Метка)

Используется для размещения в окне коротких надписей. Основное его свойство – Caption (Надпись), значением которого является текст, отображаемый в компоненте.

Если поместить компонент на форме (по умолчанию в нем будет текст Label1), затем в окне ‘Object Inspector’ найти строку, в левой части которой написано Caption , и в правой части этой строки вместо Label1 ввести новый текст (например, ‘Ввести значение x=’), то этот текст появится в компоненте. В дальнейшем описанную в этом абзаце процедуру будем называть короче: свойству Caption задать значение ‘Ввести значение х=’.

Значение этого свойства, определенного на этапе оформления окна, можно изменить при выполнении программы (т.е. программно) оператором присваивания: Label1. Caption: = ‘Новое значение х =’;

Этот оператор свойству Caption (Надпись) компонента Label1 присвоит строковую константу ‘Новое значение x=’.

Компонент Edit (Редактор)

Предназначен для ввода, отображения и редактирования одной текстовой строки. Система Delphi автоматически изменяет значения свойств Height (Высота) и Width (Ширина), если программист изменяет размеры Edit с помощью маркеров, расположенных на его сторонах. Основное свойство – Text (Текст), значением которого является вводимый или выводимый текст. Обычно вначале, на этапе оформления окна, этому свойству, задают пустую строку. Затем значение свойства Text изменяется программно, например оператором присваивания:

Edit1.Text: = ’Ввести элемент матрицы а [1,1]’;

Этот оператор свойству Text (Текст) компонента Edit1 присвоит строковую константу ‘Ввести элемент матрицы a[1,1]’.

Компонент Memo (Многострочный текстовый редактор)

Используется для ввода, отображения и редактирования многострочного текста. Текст является значением свойства Lines (Строки), имеет тип String (Строковый) и представляет собой пронумерованный набор строк. Нумерация строк начинается с нуля. Для занесения текста в очередную строку окна редактора вызывается стандартная процедура Add (Добавить), которая называется методом. Например, вызвать процедуру Add и отобразить в очередной строке редактора текст ‘Данные введены’ можно, записав в модуле оператор:

Memo1.Lines.Add (‘Данные введены’);

Этот оператор вызывает стандартную процедуру Add (Добавить) свойства Lines (Строки) компонента Memo1, которая реализует отображение строковой константы ‘Данные введены’ в очередной строке окна Memo1. При записи параметров процедуры Add часто применяется символ +, который является знаком операции склеивания (конкатенации) строк. Например, если в программе имеется целая переменная n, определяющая число студентов в группе, то вывести в окно Memo1 информацию об этом можно, записав в модуле оператор вызова процедуры Add: