Файл: Яровой_Информатика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.04.2024

Просмотров: 4498

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Информатика

Работа с программой Проводник

2.1. Файловая структура, файлы, папки

2.2. Работа с программой Проводник

2.2.1. Навигация по файловой структуре

2.2.2. Запуск программ и открытие документов

2.2.3. Создание папок

2.2.4. Копирование и перемещение файлов и папок

2.2.5. Удаление файлов и папок

2.2.6. Создание ярлыков файлов, представление объектов

3. Выполнение работы

4. Форма отчета

2.2. Содержимое стандартного набора вкладок

2.3. Ввод, редактирование, форматирование и рецензирование текста

2.4. Основы работы с таблицами

2.5. Ввод формул

2.6. Сохранение и печать созданного документа

3. Выполнение работы

4. Форма отчета

5. Контрольные вопросы

6. Литература

Основы работы с пакетом Microsoft Excel

2. Основные сведения

2.1. Элементы окна Excel

2.2 Создание электронных таблиц пакетом Microsoft Excel

Ячейки и их адресация

Ввод, редактирование и форматирование данных

Вычисления в электронных таблицах

Копирование содержимого ячеек

Использование стандартных функций

Построение диаграмм и графиков

2.3 Сохранение и печать созданной книги

3. Выполнение работы

4. Форма отчета

5. Контрольные вопросы

6.Литература

Создание электронной таблицы

Построение диаграммы

Создание электронной таблицы

Построение диаграммы

Построение гистограммы

Построение гистограммы

2.2. Основные этапы составления программы

2.3. Оформление окна программы (размещение компонентов на форме)

2.4. Назначение и основные свойства некоторых компонентов

Компонент Form

Компонент Label (Метка)

Компонент Edit (Редактор)

Компонент Memo (Многострочный текстовый редактор)

Компонент Button

Компонент ComboBox (Блок с комбинированным раскрывающимся списком)

3. Выполнение работы

4. Форма отчета

2.2. Создание заготовок процедур-обработчиков событий. Текст модуля программы

2.2. Оформление окна программы

2.3. Изменение свойств компонентов. Получение заготовки процедуры

2.4. Программирование вычислений определенных интегралов

2.1.2. Сложение и вычитание матриц

2.1.3. Умножение матрицы на число

2.1.4. Умножение матриц

2.1.5. Транспонирование матрицы

2.1.6. Линейные преобразования

2.2 Массивы и переменные с индексами

2.3. Составление программ реализующих основные матричные операции

Задание 1

Оформление эскиза окна программы

Размещение компонентов на форме и задание им нужных свойств

Составление программы

3. Выполнение работы

4. Перечень заданий

5. Форма отчета

6. Контрольные вопросы

7. Литература

Строки procedure Button1Click(Sender:TObject); и procedure Button2Click(Sender:TObject); являются заголовками процедур-обработчиков событий OnClick командных кнопок Button1 и Button2. Строка procedure FormCreate(Sender: TObject); является заголовком процедуры-обработчика события OnCreate формы Form1.За именем процедуры в круглых скобках указано описание параметра вызова процедуры:

(Sender:TObject).

Параметр Sender (пер. Передающий тип) принадлежит базовому классу TObject. С его помощью подпрограмма, например Button1Click,определяет, какой компонент создал событие OnClick.

Описание класса TForm1 содержит два раздела: закрытый (private) и открытый (public). Эти разделы определяют области видимости элементов описания класса и обычно заполняются программистом при необходимости.

Областью видимости (локализации) элементов называется связь места их описания и места их использования.

Заканчивается описание класса двумя символами end;.


2.2. Создание заготовок процедур-обработчиков событий. Текст модуля программы

Для каждой формы, являющейся прообразом окна будущей программы, система Delphi создает отдельный модуль программы, в строго определенные места которого программист вписывает (вводит с клавиатуры) описания (объявления) элементов и операторы языка Object Pascal, реализующие алгоритм решения поставленной задачи. Другими словами; текст модуля доступен как системе Delphi, так и программисту. Поэтому программисту необходимо внимательно и точно работать в окнах формы (Form1) и редактора текста программы (Unit1.pas). Совместное с Delphi владение текстом модуля будет вполне успешным, если программист будет соблюдать простое правило: он не должен удалять или изменять строки, которые вставлены не им, а системой Delphi.

Содержимое двух разделов модуля (интерфейсного и реализации) система Delphi изменяет в зависимости от числа размещенных на форме компонентов программистом и последующих его действий. После оформления окна программы, наиболее ответственными моментами для программиста являются создание заготовок процедур-обработчиков событий (заготовок методов) и их программирование.

Создать заготовки процедур-обработчиков событий можно двумя способами. При первом способе:

- выбирается компонент (ЩЛК на нём);

- в окне Object Inspector открывается страница Events (ЩЛК на вкладке Events);

- в левой колонке этой страницы находится строка с названием события (например, OnCreate (пер. При создании)), затем в правой колонке этой строки производится 2ЩЛК.

2-й способ гораздо проще: вначале выбирается компонент (ЩЛК на нём) и производится 2 ЩЛК на этом компоненте. Delphi создаёт заготовку процедуры-обработки наиболее характерного для этого компонента события.

Например, текст заготовки процедуры, обрабатывающей событие ‘При создании’ (OnCreate) формы, выглядит так:

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); // Заголовок процедуры

begin // Начало тела процедуры

end; // Конец описания процедуры

После подготовки процедуры-заготовки, Delphi автоматически вносит её заголовок в описание класса TForm1. Составное имя процедуры TForm1.FormCreate содержит имя компонента Form1 и имя события Create. Это имя следует читать (в переводе с английского языка) справа налево: при создание формы компонента TForm1.


Перед созданием очередной заготовки процедуры, необходимо в окне Редактора текста программы переместить курсор в начало пустой строки, следующей после end; (конец описания предыдущей процедуры).

Операторы языка Object Pascal, реализующие алгоритм решения задачи, вводятся в полученную заготовку программистом между открывающей операторной скобкой begin и закрывающей операторной скобкой end;, фиксирующей конец описания процедуры – обработчика события. Совокупность этих операторов иногда называют телом процедуры.

Типы всех программных элементов, используемых операторами программы, могут быть описаны:

- между заголовком и телом процедуры-обработчика события в секции описания переменных (после ключевого слова var), если элементы ‘видны’ (локализованы) только в процедуре;

- в секции var интерфейсного раздела модуля, если элементы ‘видны’ (локализованы) для всех процедур-обработчиков событий.

Порядок размещения и местоположения фрагментов текста модуля более наглядно иллюстрируются на примерах выполнения конкретных заданий.

Задание 1. Составить программу (приложение), обеспечивающую:

- выбор пользователем фамилии студента из предварительно введенного 1-го списка;

- случайный выбор, из предварительно введенного 2-го списка, понятия, которое следует пояснить. Случайный выбор понятия должен производиться при ЩЛК на кнопке ‘Случайный выбор’;

- закрытие окна программы при ЩЛК на кнопке ‘Закрыть’.

1. Оформление окна программы

Для создания двух списков используем два компонента ComboBox1 и ComboBox2. Над этими компонентами нанесем надписи ‘Фамилия: ’ и ‘Поясните понятие: ’. Для этого используем два компонента Label1 и Label2. Для случайного выбора понятия и закрытия окна программы используем две командные кнопки Button1 и Button2. Разместив каждую пару одноименных компонентов рядом по горизонтали и соблюдая симметрию относительно вертикальной оси по центру формы, получим окно, представленное на рис. 1.

Рис. 5. 1. Окно программы для задания 1.

2. Изменение свойств компонентов.

Свойству Caption компонента Form1 зададим значение ‘Задание 1’. Свойствам Caption компонентов Label1, Label2 зададим значения ‘Фамилия:’, ‘Поясните понятие: ’ соответственно. Свойству Items (пер. Пункты) компонента ComboBox1 (после ЩЛК на кнопке с тремя точками), в окне String List Editor (Редактор списка строк) зададим пункты 1-го списка фамилий: Иванов, Петров, Сидоров, Волков, Зайцев, Медведев, Галкин, Соколов, Сорокин, Воробьев. Аналогично свойству Items компонента ComboBox2 зададим пункты 2-го списка понятий, которые следует пояснить: Класс, Тип (в языке Object Pascal), Поле, Свойства, Метод, Модуль, Информация, Процессор, Объект, Файл. Свойствам Caption компонентов Button1, Button2 зададим значения ‘Случайный выбор’ и ‘Закрыть’.


3. Получение заготовок процедур-обработчиков событий и их

программирование.

Создадим 3 заготовки процедур-обработчиков событий:

- procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);

- procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

- procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

первым способом.

Введем в полученные заготовки процедур операторы, реализующие алгоритм задания 1.

3.1. Для того чтобы после запуска программы в полях ComboBox1 и ComboBox2 появлялись первые из списка фамилия студента и название понятия, в тело процедуры

procedure TForm1.FormCreate (Sender: TObject)

введем 2 оператора присваивания:

ComboBox1.Item Index:=0;

ComboBox2.Item Index:=0;

и вызовем стандартную процедуру Randomize (Располагать в случайном порядке), оператором:

Randomize;

Процедура Randomize в зависимости от момента времени запуска программы всегда выдает псевдослучайное число, которое используется для вычисления псевдослучайного числа функцией Random (N).

3.2. Для того чтобы при ЩЛК на кнопке ‘Случайный выбор’ в поле ComboBox2 появлялось случайно выбранное из списка название понятия, в тело процедуры:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject),

введем оператор присваивания:

ComboBox2.ItemIndex:=Random(ComboBox2.Items.Count);

В этом операторе функция Random(ComboBox1.Items.Count) вычисляет псевдослучайное число, равномерно распределенное на отрезке [0,N]. Верхняя граница N отрезка задается числом пунктов в списке, т.е. значением подсвойства Count (пер. Число пунктов) свойства Items (пер.Пункты) компонента ComboBox1. В этом задании N = 9, т.к. нумерация пунктов списка начинается с нуля.

3.3. Чтобы при ЩЛК на кнопке ‘Закрыть’, окно проекта закрывалось и выполнение программы прекращалась, в тело процедуры

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

введем оператор вызова стандартной процедуры Close (Закрыть):

Close ;

После выполнения приведенных пунктов, текст модуля принимает следующий вид:

unit Unit1;//Заголовок модуля

interface// Начало интерфейсного раздела

uses

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, StdCtrls;

type

TForm1 = class(TForm)//Начало описания класса

Label1: TLabel;

Label2: TLabel;

ComboBox1: TComboBox;

ComboBox2: TComboBox;

Button1: TButton;

Button2: TButton;


procedure FormCreate(Sender: TObject);

procedure Button1Click(Sender: TObject);

procedure Button2Click(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;//Конец описания класса

var

Form1: TForm1;

implementation//Начало раздела реализации

{$R *.dfm}

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); // Заголовок 1-й процедуры

begin

Randomize;

ComboBox1.ItemIndex:=0;

ComboBox2.ItemIndex:=0;

end; // Конец описания 1-й процедуры

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); // Заголовок 2-й процедуры

begin

ComboBox2.ItemIndex:=Random(ComboBox2.Items.Count);

end; // Конец описания 2-й процедуры

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); // Заголовок 3-й процедуры

begin

Close;

end; // Конец описания 3-й процедуры

end.//Терминатор

В приведенном тексте модуля, который размещен в окне Unit1.pas, системой Delphi осуществляются нижеприведенные действия.

1. Записывается заголовок модуля unit Unit1. Он состоит из ключевого слова unit (пер. Модуль) и следующего за ним имени модуля Unit1, которое совпадает с именем дискового файла. В этот файл помещается исходный текст модуля, т.е. текст модуля хранится в дисковом файле Unit1.pas. Имя модуля служит для его связи с другими модулями и основной программой.

2. Определяется начало интерфейсного раздела модуля ключевым словом interface (пер. Интерфейс). В этом разделе системой Delphi:

а) записью специального предложения uses (пер. Использует) устанавливается связь модуля с другими модулями и основной программой:

uses

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, StdCtrls;

В этом предложении после ключевого слова uses через запятую перечисляются имена модулей, с которыми устанавливается связь;

б) вводится секция описания типов type (пер. Тип), в которой описывается класс TForm1(см. стр. 3);

в) вводится секция описания переменных var (пер. Variables - Переменные), в которой описывается объект Form1 предложением

Form1:TForm1;

Объект Form1 формально относится к элементам программы, которые называются переменными.