Файл: Евреинов Н.Н. Демон театральности (2002).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 1595

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

{5} Философия театра николая евреинова

{29} Театр как таковойi

{31} К новому читателю(Предисловие ко 2‑му изданию)

{34} Предисловие без маски, но на котурнах(к 1‑му изданию книги, 1912 г.)

{39} Апология театральности

{43} Театрализация жизниEx cathedra

{69} Тайна статиста

{72} К вопросу о пределах театральной иллюзииБеседа

{77} Несмешное «вампуки»cciiАнафораcciii

{81} О театральной пьесеЭкстракт статьи

{83} Театральные инвенции Ценность искренности

Своя красота

[Интерес к театру и к мировым вопросам

Театральность и театральщина

В минуту жизни трудную

Сценический императивccxxi

Мой идеал

Чтение как тайная театрализация

Чары театра

Театральность как аппетитность

Урок испанцев

Еще об искренности

{86} Артистическое определение

Intelligendaccxxiii

Халатное отношение к театральности

Желание

Форма и суть

{87} Обязательная театральность и ее чары

Дважды два (арифметический парадокс)

Табачная вывеска

{88} Плохо скроенная, но крепко сшитая сентенция

К актерам

Простой народ

Маскарадный язык

Критики?

Опоздавшие слепцы

Удивленье э. Т. А. Гофмана

{90} [Три инвенции из «Красивого деспота»ccxxviii

Как понимать?

Парадокс

{92} В категории театральности

Заклятому врагу театральности

Театральность как оправдание

Рекорд театральности

Смертельный страх и театральный соблазн

Моя «Веселая смерть»ccxxxv

{94} Новые театральные инвенцииccxxxvi Что весит на весах космоса — ленточка в косичке вертлявой девчонки

{95} В чем мой «monumentum aere perennius»ccxxxvii?

Жизненность и театральность

Театр — зеркало жизни

{96} Какими мы любим себя

Тайна настоящих актеров

{99} Введение в монодрамуccxxxix

{113} Театр для себяcclxvi Часть первая (Теоретическая) {115} Взвитие занавеса

{117} Театрократия Пригоршня раз навсегда взвешенных слов

{131} К философии театра

I. «Театр» и театр

II. Воля к театру

III. Малолетние «преступники»

IV. Преступление как атрибут театра

Postscriptumcccxxv

V. Каждая минута — театр

«На бис»

VI. Дон Кихот и Робинзон

VII. Режиссура жизни

VIII. Актеры для себя

IX. Эксцессивный «театр для себя»

1. Театральная гипербулия

{199} 2. «Король-безумец»

3. Русские «оригиналы»

4. Эротический «театр для себя»

{219} 1) Зритель

2) Актер

3) И зритель, и актер

5. Патомимы

Часть вторая (прагматическая) {241} Мы, аристократы театра! (Эстокада)

{269} Урок профессионалам

{277} Об отрицании театра (Полемика сердца)

{289} Театр пяти пальчиков

{292} Театр в будущем (Нефантастичная фантазия)

{297} Мой любимый театр

{299} Часть третья (практическая) {301} «Театр для себя» как искусство

I Общественный театр на взгляд познавшего искусство «театра для себя» (Из частной переписки)

IiОб устройстве «Спектаклей для себя»(Проповедь индивидуального театра)

1. Theatrum extra habitum mea spontedccxx

3. Страхование успеха «спектаклей для себя»

{321} IiiСуд понимающих… (Сон, настолько же невероятный, насколько и поучительный)

{351} Пьесы из репертуара «театра для себя» Выздоравливающий

Авто-куклы

{355} Бал дурного тона

Сантиментальная прогулка

Бразильянское

Ночью, в каюте…

Кейф в гареме

Утонченный Grand Guignoldcccxlii

Обед с шутом

Счастливая Аркадия

Примерка смертей Из записной книжки (d’inachevйedccclx)

Доброе, старое время

Туристы в Петрограде

Поучения, к обрядам относящиеся

Об инсценировке воспоминаний

{406} Занавес падает

{407} Демон театральностиcmvi {409} I. Леонид Андреев и проблема театральности в жизни

{413} II. Из «дневника сатаны»

{415} III. Христианский пережиток

{498} Именной указатель

{527} Список литературы,упоминаемой и цитируемой Евреиновым

{419} Комментарии

ccxcii{448} Бар (Bahr) Герман (1863 – 1934) — австрийский писатель, драматург, театральный критик, один из издателей журнала «Свободная сцена» («DieFreieBьhne»). В 1908 г. был режиссером в Немецком театре М. Рейнхардта, в 1918‑м — директором Бургтеатра (Вена). У Евреинова упоминаются его роман «Театр» (1897), посвященный описанию театрального быта Австрии и Германии, и «Диалог о трагическом» («DialogvomTragischen»).

ccxciiiСм. комм. к стр. 34; В электронной версии —18.

ccxcivФренсис Бэкон (Bacon, 1561 – 1626).

ccxcvУдивляться; с уважением относиться, оказывать знаки внимания(греч.).

ccxcviВесьма философское переживание(греч.).

ccxcviiПоследний довод(лат.).

ccxcviiiРобер-Гуден (Robert-Houdin) Жан Эжен (1805 – 1881), французский цирковой актер, фокусник и иллюзионист, имел свой театр на Итальянском бульваре в Париже.

ccxcix«Карательный театр», «Театр наказания»(лат.).

ccc«Театр комет»(лат).

ccciНачинается театр!(фр.).

ccciiВследствие этого, в силу этого(лат.).

ccciiiПарацельс (Paracelsus) — псевдоним Ф. А. Т. Б. фон Гогенгейма (1493 – 1541) — врач, философ-мистик, оккультист.

cccivСлова Юлиана из 3‑го действия первой части драмы Х. Ибсена «Кесарь и Галилеянин».

cccvАйхенвальд Юлий Исаевич (1872 – 1928) — литературный, театральный критик (театральные обзоры в журнале «Русская мысль»). Статья Айхенвальда «Отрицание театра» (Речь. 1912. 9 дек.), в которой театр объявлялся несостоятельный подражанием жизни, вызвала широкую полемику (опубликована в сборнике «В спорах о театре», М., 1914). Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич (1853 – 1920) — литературовед, лингвист, публицист. Рассматривал творчество писателей исхода из врожденных особенностей их индивидуальной психики, считал главным критерием искусства познавательность, реализм, выступал против модернистского искусства.

cccvi{449} Острова Херви на юге центральной части Тихого океана, входят в состав островов Кука (владение Новой Зеландии).

cccviiТане — в пантеоне богов Полинезии божество леса, лесных зверей и птиц, ассоциируется со светом, солнцем, с «живой водой». Носитель сакрального знания, принесенного им с неба, в этом качестве он выступает как покровитель ремесел. Ронго — один из главных богов полинезийского пантеона, бог грома, дождя, водных потоков, земледелия. В ряде мифов — близнец Тане.

cccviiiВ мифах индейцев бакаири братья-близнецы, передали индейцам сельскохозяйственные культуры и различные предметы обихода и научили пользоваться ими. Так же бакаири называют солнце и луну.


cccixАпсары — в индуистской мифологии божественные танцовщицы, обитающие на небесах и услаждающие пляской богов. Гандхарвы — небесные музыканты, ублажающие богов; возлюбленные апсар.

cccxШолотль — бог с головой собаки, бог близнецов и чудовищ, дух-двойник Кецалькоатля.

cccxiКювье (Cuvier) Жорж (1769 – 1832) — французский зоолог, реконструировал строение вымерших животных на основе принципа «корреляции органов», объяснял смену видов животных не принципами эволюции, а теорией катастроф.

cccxiiШпильгаген (Spielhagen) Фридрих (1829 – 1911) — немецкий писатель. Социально-политические романы в традициях «Молодой Германии» («Один в поле не воин», 1867 – 1868), популярные в России.

cccxiiiБраунинг (Browning) Роберт (1812 – 1889) — английский поэт-романтик. Написав несколько пьес, в которых он неудачно подражал Шекспиру, изобрел жанр, который вознес его на вершину славы — драматическую лирику.

cccxivШкица — девчонка, малолетняя преступница (уголовн. жаргон).

cccxvДежурный в лазарете(нем. +рус).

cccxviАнсамбль(фр.).

cccxviiСражение в 480 г. до н. э. отряда трехсот спартанцев во главе с царем Леонидом с персидской армией КсерксаI.

cccxviiiТаганцев Николай Степанович (1843 – 1923) — русский криминалист. Доктор уголовного права («О преступлениях против жизни по русскому праву», 1870). Профессор Петербургского университета и Александровского лицея, сенатор, почетный член Российской академии наук (1917). Основные труды: «Исследование об ответственности малолетних преступников по русскому праву» (СПб., 1871), «Уложение о наказаниях» (СПб., 1873), «Курс русского уголовного права» (В 3 т. СПб., 1874 – 1880).

cccxixШопенгауэр пишет в § 9 первой книги первого тома «Мир как воля и представление»: «Желание делать из логики практическое употребление равносильно желанию выводить с невероятными усилиями от общих правил то, что нам непосредственно и вполне достоверно известно в каждом отдельном случае… Хотя, таким образом, логика{450} практически и бесполезна, тем не менее она должна быть сохранена, потому что имеет философский интерес как специальное знание об организации и деятельности разума» (Шопенгауэр А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. С. 88 – 89.). Далее, однако, Шопенгауэр показывает, что логика «была открыта для практических целей».

cccxxРазумное основание; смысл; смысл существования, причина бытия(фр.).

cccxxiБар Г. Театр: Роман / Пер с нем. П. Бронштейна. М.: Польза, 1914.

cccxxiiПлатон, «Государство», кн. 10 (Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 402 – 405).


cccxxiiiИ. Кант «Метафизика нравов», частьII, § 9.

cccxxivАристотель в «Поэтике» дает следующее определение трагедии: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, производимое речью, услащенной по-разному в различных ее частях, производимое в действии, а не в повествовании и совершающееся посредством сострадания и страха очищение подобных страстей» (Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 65).

cccxxvПостскриптум, букв.: после написанного(лат.).

cccxxvi«Человеческое, слишком человеческое»(нем.).

cccxxviiСр.: Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. С. 348.

cccxxviii«Картины», новелла Людвига Тика (Tieck, 1773 – 1853), написанная в 1821 г.

cccxxixСм. комм. к стр. 107; В электронной версии —259.

cccxxxСм. комм. к стр. 100; В электронной версии —241.

cccxxxiИзвините, дамы и господа(фр.).

cccxxxiiСр.: Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. С. 273 – 274.

cccxxxiiiТрактат Мориса Метерлинка (1913). Приводимых Евреиновым слов в трактате нет. Однако в § 29 трактата Метерлинк приводит{451} слова Гамлета о том, что «никогда не снилось нашей мудрости». Метерлинк добавляет, что мудрости может сниться только невообразимое. «Вокруг нас нет ничего, кроме невидимого» (Метерлинк М. Полн. собр. соч.: В 4 т. Т. 4. Пг.: Изд‑во А. Ф. Маркса, 1915. С. 288).

cccxxxivИмеются в виду произведения: Шарля Бодлера «Искусственный рай» («Lesparadisartificiels», 1860); Томаса Де Квинси «Исповедь англичанина, любителя опиума» («ConfessionsofanEnglishOpiumEater», 1821); Теофиля Готье «Клуб любителей гашиша» («Leclubdeshachichins», 1846). Моро де Тур (MoreaudeTours) Жак Жозеф (1804 – 1884) — французский врач-психиатр. В 1830‑е гг. работал в лечебнице в Шарантоне, впоследствии возглавлял лечебницу в Иври. Редактор-основатель «Медико-психологических анналов». Среди его сочинений «Психологические этюды о безумии» (1840), «О гашише и психическом расстройстве» («Duhachischetdel’aliйnationmentale», 1845). Фаррер (Farrиre) Клод (наст. имя и фам.: Ф. Ш. Э. Баргон,Bargone, 1876 – 1957) — французский писатель, автор приключенческих романов, действие которых происходит на Востоке, член Французской академии (с 1935 г.). На русском языке издано собрание сочинений в 10 т. (М., 1926 – 1927). Евреинов имеет в виду первое сочинение Фаррера, принесшее ему известность, — сборник новелл «Дым опиума» («Fumйed’opium», 1904).

cccxxxvРечь идет о фотографии Ницше, сделанной осенью 1868 г.

cccxxxviФраза, которая является ключевой в гетевском «Фаусте». Произнесение ее главным героем означает победу Мефистофеля.

cccxxxviiВ конце концов(фр.).


cccxxxviiiГерой драмы Хенрика Ибсена «Пер Гюнт» (1865) отступает от своего принципа «быть самим собой», подменяя его другим — «быть довольным самим собой». Когда в конце жизни он должен доказать, что оставался самим собой, оказывается, что он был таковым только в воспоминаниях Сольвейг. Евреинов откровенно иронизирует над конфликтом пьесы и ее развязкой.

cccxxxixСм. комм. к стр. 48; В электронной версии —65.

cccxl(Blondin, наст. имя: Жан Франсуа Эмиль Гравле,Gravelet, 1821 – 1893) — французский акробат, канатоходец. Прославился тем, что в 1859 г. прошел по канату, натянутому над Ниагарским водопадом. В начале 1880‑х гг. гастролировал в Петербурге и Москве.

cccxli{452} Оборот речи(фр.).

cccxliiБез шуток, кроме шуток, серьезно(фр.).

cccxliiiМы здесь <и здесь останемся>(фр.) — Ср.:J’ysuis,etj’yreste— Я здесь и здесь останусь! Употр. как выражение чьего-либо настойчивого и твердого желания не менять занимаемой позиции.

cccxlivМне большего и не надо(фр.).

cccxlvПоложение, которое было прежде(лат.).

cccxlviВ сторону, про себя, к публике(фр.).

cccxlviiОсобого рода; своеобразный(лат.).

cccxlviiiВопреки всему(фр.).

cccxlixТикнор (Ticknor) Джордж (1791 – 1871) — американский специалист по французскому и испанскому языкам и литературам, автор фундаментального труда «История испанской литературы», три тома которого вышли в 1849 г. (на русском языке: Тикнор Д. История испанской литературы: В 3 т. / Пер. Н. И. Стороженко. М.: Изд‑во К. Т. Солдатенкова, 1883 – 1891).

ccclРазумное основание, здравый смысл(фр.).

cccliГерой испанской эпической поэмыXII в. «Песнь о моем Сиде».

cccliiВерую(лат.).

cccliiiПо крови(фр.).

ccclivТёрнер (Джозеф Маллард) Уильям — См. комм. к стр. 42 [В электронной версии —44].

ccclv{453} Неточность: этими словами заканчивается книга Д. Дефо «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» (1719).

ccclviПо логике мысли автора, замечание в скобках должно звучать иначе: лежи начало ее здесь в соборности, а НЕ там во властном «хочу» отдельного индивидуума. Евреинов противопоставляет театральность отдельной личности обыденности коллективного начала популярной в начале прошлого века теории соборности.

ccclviiПостановки(фр.).

ccclviiiФр.dormeuse— старинная большая дорожная карета, приспособленная для сна в пути.

ccclix«Праматерь» — трагедия австрийского драматурга Франца Грильпарцера (Grillparzer, 1791 – 1872), написана в 1816 г. ПризракAhnfrauосужден скитаться по земле и являться своим потомкам до тех пор, пока не вымрет весь ее род. В 1908 г. пьеса переведена на русский язык А. А. Блоком по заказу В. Ф. Комиссаржевской. Премьера спектакля, поставленного Ф. Ф. Комиссаржевским, состоялась в январе 1909 г.


ccclxЗдесь: учитель, мастер(фр.).

ccclxiПятичасовой чай(англ.).

ccclxiiНо мне большего и не надо(фр.).

ccclxiiiРежиссеры(фр.).

ccclxivАракчеев Алексей Андреевич (1769 – 1834) — крупный государственный деятель при Павле I и Александре I. В 1810‑е гг. осуществлял устройство военных поселений жестокими методами. В собственных имениях Аракчеева господствовала система телесных наказаний. В декабре 1825 г. был отстранен от заведования делами кабинета министров и утратил реальную власть.

ccclxvИзмайлов Лев Дмитриевич (1763 – 1836) — получил чин генерал-лейтенанта за организацию ополчения в 1812 г. В своих имениях в Тульской{454} и Рязанской губерниях установил собственные порядки, деспотично расправлялся с крестьянами.

ccclxviСалтыкова Дарья Николаевна (урожд. Иванова, 1730 – 1801), известна под прозвищами Салтычиха и Людоедка — помещица, владелица 600 крестьян, замучившая до смерти 139 из них, преимущественно женщин. В 1768 г. приговорена после шестилетнего следствия к смертной казни, замененной Екатериной II на ножизненное заключение в московском Ивановском девичьем монастыре.

ccclxviiСалонные игры(фр.).

ccclxviiiРайон Петербурга за Московским вокзалом.

ccclxixЛентовский Михаил Валентинович (1843 – 1906) — русский антрепренер, режиссер, актер. Организовал в Москве Театр оперетты в саду Эрмитаж (1878), театр «Антей» (1882), Новый театр (1882), «Скоморох» (1885). В 1898 – 1901 гг.  — режиссер Московской частной оперы Мамонтова.

ccclxxКронегк (Chroncgk) Людвиг (1837 – 1891) — немецкий актер и режиссер, с 1866 г. в Мейнингенском театре (сначала актер, потом режиссер, затем директор и управляющий).

ccclxxiПарк в Вене.

ccclxxiiГансвурст — персонаж немецкого средневекового театра.

ccclxxiiiТрубка(нем.).

ccclxxivМы пьем лишь вино и любим лишь женщин(нем.).

ccclxxvПьеса в 5‑ти действиях Вильгельма Мейер-Ферстера.

ccclxxviДерпт (Юрьев) — ныне город Тарту (Эстония). Университет основан в 1632 г.

ccclxxviiСоборная гора(нем.).

ccclxxviiiИтак, будем веселиться пока мы молоды!(лат.), начало старинной студенческой песни.

ccclxxixВолей-неволей(лат.).

ccclxxxПервый среди равных(лат.). Иногда так называли римского императора Августа (с 63 г. до н. э.).

ccclxxxiМонолог Гамлета из 2‑й сценыIIакта трагедии Шекспира в переводе К. Р. (Константина Романова).

ccclxxxiiКин (Kean) Эдмунд (1787 – 1833) — дебютировал на сцене Друри-Лейн в 1814 г., на этой же сцене сыграны все крупнейшие его роли.

ccclxxxiiiТеатра английского сияние и славу(фр.).