Файл: Макарова_Информатика_2000.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.05.2024

Просмотров: 3170

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Информатика

К читателю

Предисловие

От всей души желаем вам успехов!

1.1. Информатизация общества

Опыт информатизации и перспективные идеи

1.2. Информационный потенциал общества

Рынок информационных продуктов и услуг

Правовое регулирование на информационном рынке

1.3. Информатика – предмет и задачи

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

2 Глава. Измерение и представление информации

2.1. Информация и ее свойства

2.2. Классификация и кодирование информации

2.1. Информация и ее свойства

2.2. Классификация и кодирование информации

Фасетная система классификации

Дескрипторная система классификации

Система кодирования

Классификационное кодирование

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

После изучения главы вы должны знать:

3.1. Информационные системы

Понятие информационной системы

Персонал организации

3.2. Структура и классификация информационных систем

Информационные системы для менеджеров среднего звена

3.3. Информационные технологии

Как соотносятся информационная технология и информационная система

3.4. Виды информационных технологий

Характеристика и назначение

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 4. Архитектура персонального компьютера

После изучения главы вы должны знать:

4.1. Информационно-логические основы построения

4.2. Функционально-структурная организация

4.3. Микропроцессоры

4.4. Запоминающие устройства пк

Накопители на жестких магнитных дисках

4.5. Основные внешние устройства пк

4.6. Рекомендации по выбору персонального компьютера

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 5. Состояние и тенденции развития эвм

После изучения главы вы должны знать:

5.1. Классификация эвм Классификация эвм по принципу действия

Классификация эвм по размерам и функциональным возможностям

5.2. Большие эвм

5.3. Малые эвм

5.4. Персональные компьютеры

5.5. Суперэвм

5.6. Серверы

5.7. Переносные компьютеры

5.8. Тенденции развития вычислительных систем

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 6. Компьютерные сети

После изучения главы вы должны знать:

6.1. Коммуникационная среда и передача данных

6.2. Архитектура компьютерных сетей

6.3. Локальные вычислительные сети

Управление взаимодействием устройств в сети

6.4. Глобальная сетьinternet

6.5. Локальная вычислительная сетьnovellnetware

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 7. Офисная техника

После изучения главы вы должны знать:

7.1. Классификация офисной техники

7.2. Средства изготовления, хранения, транспортирования и обработки документов

Средства транспортирования документов

7.3. Средства копирования и размножения документов

7.4. Средства административно-управленческой связи

Системы передачи недокументированной информации

Дейтефонная связь

7.5. Компьютерные системы в оргтехнике

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 8. Состояние и тенденции развития программного обеспечения

8.1. Программные продукты и их основные характеристики

8.2. Классификация программных продуктов

После изучения главы вы должны знать:

8.1. Программные продукты и их основные характеристики

8.2. Классификация программных продуктов

Сервисное программное обеспечение

Офисные ппп

Системы искусственного интеллекта

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 9. Операционная система ms dos

9.1. Основные понятия

9.2. Характеристика ms dos

9.3. Технология работы в ms dos

9.1. Основные понятия

9.2. Характеристикаmsdos

9.3. Технология работы вmsdos

Формат команды объединения нескольких файлов

Форматы команд для обмена данными между внешним устройством и файлом, хранящимся на диске

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 10. Norton commander – инструментарий работы в среде ms dos

После изучения главы вы должны знать:

10.1. Общие сведения

10.2. Работа с панелями информационного окна

10.3. Управление пакетом при помощи функциональных клавиш и ниспадающего меню

10.4. Вспомогательный инструментарий пакета

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

После изучения главы вы должны знать:

11.1. Программы-архиваторы

11.2. Программы обслуживания магнитных дисков

Проблема фрагментации дисков

11.3. Антивирусные программные средства

Программы обнаружения и защиты от вирусов

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глaba12. Операционные системыwindows95 иwindows98

После изучения главы вы должны знать:

12.1. Концепция операционных системwindows95 иwindows98

32-Разрядная архитектура

12.2. Объектно-ориентированная платформаwindows

Назначение Рабочего стола

12.3. Организация обмена данными

Внедрение объекта

12.4. Программные средстваwindows98

Комплекс программ Связь

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 13. Текстовый процессор

13.1. Базовые возможности

13.2. Работа с текстом

13.3. Работа издательских систем

После изучения главы вы должны знать:

13.1. Базовые возможности

13.2. Работа с текстом

13.3. Работа издательских систем

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 14. Табличный процессор

14.1. Основные понятия

14.2. Функциональные возможности табличных процессоров

14.3. Технология работы в электронной таблице

После изучения главы вы должны знать:

14.1. Основные понятия

Окно, рабочая книга, лист

Перемещение формул

14.2. Функциональные возможности табличных процессоров

Команды для работы с электронной таблицей как с базой данных

14.3. Технология работы в электронной таблице

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 15. Система управления базой данных

После изучения главы вы должны знать:

15.1. Основные понятия

15.2. Реляционный подход к построению инфологической модели

15.3. Функциональные возможности субд

15.4. Основы технологии работы в субд

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 16. Интеллектуальные системы

16.1. Введение в искусственный интеллект

16.2. Экспертные системы: структура и классификация

16.3. Технология разработки экспертных систем

После изучения главы вы должны знать:

16.1. Введение в искусственный интеллект

История развития искусственного интеллекта в России

16.2. Экспертные системы: структура и классификация

16.3. Технология разработки экспертных систем

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 17. Инженерия знаний

17.1. Теоретические аспекты получения знаний

17.2. Практические методы извлечения знаний

17.3. Структурирование знаний

После изучения главы вы должны знать:

17.1. Теоретические аспекты получения знаний

17.2. Практические методы извлечения знаний

17.3. Структурирование знаний

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Глава 18. Создание программного продукта

18.1. Методология проектирования программных продуктов

18.2. Структурное проектирование и программирование

18.3. Объектно-ориентированное проектирование

После изучения главы вы должны знать:

18.1. Методология проектирования программных продуктов

Этапы создания программных продуктов

1. Составление технического задания на программирование

2. Технический проект

3. Рабочая документация (рабочий проект)

4. Ввод в действие

18.2. Структурное проектирование и программирование

18.3. Объектно-ориентированное проектирование

Методика объектно-ориентированного проектирования

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

После изучения главы вы должны знать:

19.1. Автоматизация работы пользователя в средеmicrosoftoffice

19.2. Создание приложений на языкеvisualbasicforapplications

19.3. Реляционные языки манипулирования данными

Ключевые понятия

Вопросы для самопроверки

Литература

Макарова Наталья Владимировна

Матвеев Леонид Анатольевич

Бройдо Владимир Львович и др.

Информатика

101000, Москва, ул. Покровка, 7

Глава 13. Текстовый процессор 425

Также степени уверенности используются при множественных рекомендациях. Например, эксперт советует "покупать акции компании X со степенью уверенности 9, а компании Y со степенью уверенности 6".

Рис. 17.14. Концептуальная структура предметной области

Пример 17.2. Для предметной области, описанной в примере 17.1, создается функциональная структура и представляется в виде табл. 17.1. В структуре предлагается до трех рекомендаций с разной степенью уверенности на шкале [0,10].

Таблица 17.1. Функциональная структура предметной области

ФОРМАЛИЗАЦИЯ И ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ БАЗЫ ЗНАНИЙ

Сформировав поле знаний в виде концептуальной и функциональной структур, инженер по знаниям вместе с программистом подыскивают подходящий язык представления знаний, который, с одной стороны, позволит выразить все особенности знаний предметной области без искажения структуры поля знаний, а с другой, – будет иметь эффективную программную реализацию в виде транслятора или "оболочки" (см. подразд. 16.2).

Пример 17.3. Если теперь ввести структуру из примера 17.2 в базу знаний какой-либо продукционной оболочки (например, ExSys), то можно получить экспертную систему, которая, задавая вопросы о вашем здоровье, материальном положении, времени отпуска, характере, поможет вам выбрать наиболее подходящий вид отдыха. Каждой строке таблицы будет соответствовать правило "Если – то". Например:

Правило 1: "Если здоровье отличное или хорошее и материальное положение хорошее и характер активный, то поход (степень уверенности = 8) или турпоездка (степень уверенности = 7)".


Ключевые понятия

Анкетирование

Аспекты извлечения знаний:

психологический

лингвистический

гносеологический

Извлечение знаний

Концептуальная структура

Методы извлечения знаний:

интервью

круглый стол

мозговой штурм

свободный диалог

текстологические

экспертные игры

Приобретение знаний

Структурирование знаний

Формирование знаний

Функциональная структура

Вопросы для самопроверки

Что называется извлечением знаний и в чем состоит его главный аспект?

Назовите основные уровни общения. Чем определяются потери информации при общении?

Нарисуйте структуру психологического аспекта извлечения знаний.

Что такое контактный, процедурный, когнитивный слои извлечения знаний?

Назовите основные закономерности проведения процедуры извлечения знаний.

В чем состоит лингвистический аспект извлечения знаний?

Нарисуйте и объясните схему получения общего кода.

В чем заключается неоднозначность проблемы интерпретации?

Что такое понятийная структура?

Что такое гносеологический аспект извлечения знаний?

В чем заключается модальность знаний?

Что такое системно-структурный подход к познанию?

Нарисуйте структуру познания.

В чем состоит установление связей и закономерностей?

Для чего необходимо построение идеализированной модели?

Назовите пассивные методы извлечения знаний.

Назовите активные групповые методы извлечения знаний.

Назовите активные индивидуальные методы извлечения знаний.

Подготовьте анкету извлечения знаний по лечению простуды народными методами.

Назовите текстологические методы извлечения знаний.

Что могут потребовать сеансы наблюдений от инженера по знаниям?


В чем заключается протоколирование мыслей вслух?

Назовите достоинства и недостатки каждого из пассивных методов извлечения знаний.

В чем заключается метод анкетирования?

В чем заключается метод интервьюирования?

Какова схема подготовки к свободному диалогу?

Назовите достоинства и недостатки каждого из активных индивидуальных методов извлечения знаний.

В чем заключается метод круглого стола?

Что такое мозговой штурм?

Дайте классификацию экспертных игр.

Что такое игры с экспертом?

Что такое ролевые игры?

Назовите достоинства и недостатки каждого из видов экспертных игр.

Нарисуйте схему извлечения знаний из текста.

Как образуется семантическая структура текста?

Что такое набор ключевых слов?

Что называется структурированием знаний?

Что представляет собой концептуальная и функциональная структура предметной области?

Опишите концептуальную структуру для экспертной системы "Как делать подарки".

Создайте функциональную структуру, отражающую модель рассуждений эксперта по выбору подарка.

Литература

1. Алексеевская М.А., Недоступ А.В. Диагностические игры в медицинских задачах // Вопросы кибернетики. Задачи медицинской диагностики и прогнозирования с точки зрения врача, 1988, №112.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988.

3. Величковский Б.М. Когнитивная психология. - М.: Наука, 1987.

4. Гаврилова Т.А., Червинская К.Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. -М.: Радио и связь, 1992.

5. Гинкул Г.П. Игровой подход к приобретению знаний и его реализация в системе КАПРИЗ. Проблемы применения экспертных систем в народном хозяйстве. Тез. докл. респ. школы-семинара. -Кишинев, 1989.

6. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989.

7. Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры. - Новосибирск: Наука, 1989.

8. Коршунов A.M., Манталов В.В. Диалектика социального познания. - М.: Политиздат, 1988.

9. Мицич П.П. Как проводить деловые беседы. - М.: Экономика, 1987.


10. Нейлор К. Как построить свою эспертную систему. - М.: Атомиздат, 1991.

11. Ноэль Э. Массовые опросы: Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1978.

12. Пажитнов Л.А. Логическая структура компьютерной игры. // Микропроцессорные средства и системы, 1987, №3.

13. Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. - Ереван: АН Арм. ССР, 1985.

14. Поспелов Д.А. Моделирование рассуждений. Опыт анализа мыслительных актов. - М.: Радио и связь, 1989.

15. Ребельский И.В. Азбука умственного труда //ЭКО, 1989, №7.

16. Построение экспертных систем / Под ред. Ф. Хейес-Рота, Д. Уотермена, Д. Лената., - М.: Мир, 1987.

17. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. - М.: Просвещение, 1968.

18. Таунсенд К., Фохт Д. Проектирование и реализация экспертных систем на ПЭВМ. - М., Финансы и статистика, 1991.

19. Шепотов Е.Г., Шмаков Б.В., Крикун П.Д. Методы активизации мышления. - Челябинск: ЧПИ, 1985.

20. Шумилина Т.В. Интервью в журналистике. - М.: МГУ, 1973.


Глава 18. Создание программного продукта

18.1. Методология проектирования программных продуктов

18.2. Структурное проектирование и программирование

18.3. Объектно-ориентированное проектирование

Создание программных продуктов – трудоемкий процесс, основанный на определенной технологии и инструментарии его разработки. В главе рассматриваются подходы к проектированию внутренней структуры и логики обработки данных (алгоритмов), этапы и содержание работ по созданию программных продуктов, используемый набор инструментальных средств и технологий проектирования и программирования.

Цель главы – сформировать представления о методологии создания программного продукта, используемых технологиях проектирования и программирования.

После изучения главы вы должны знать:

Классификацию методов и подходов к проектированию программных продуктов

Этапы создания программного продукта

Техническое задание на программирование

Работы на этапе технического проекта

Виды документации на программный продукт

Понятие о внутренней структуре и организации программного продукта

Основы метода структурного проектирования алгоритмов и программ

Основы объектно-ориентированного подхода к проектированию алгоритмов и программ

Особенности различных технологий создания программных продуктов

Понятие о CASE-технологии

18.1. Методология проектирования программных продуктов

Классификация методов проектирования программных продуктов

Этапы создания программных продуктов

Структура программных продуктов

Проектирование интерфейса пользователя

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ

Проектирование алгоритмов и программ – наиболее ответственный этап жизненного цикла программных продуктов, определяющий, насколько создаваемая программа соответствует спецификациям и требованиям со стороны конечных пользователей. Затраты на создание, сопровождение и эксплуатацию программных продуктов, научно-технический уровень разработки, время морального устаревания и многое другое – все это также зависит от проектных решений.