Файл: Рудич пособие с рисунками.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 343

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предпринимательская и инновационная деятельность

Оглавление

Тема 1. Особенности российского предпринимательства в условиях модернизации экономики России

Тема 2. Экономическая сущность и содержание инновационной деятельности и предпринимательства в социально-культурной сфере

Тема 3. Инновации как ресурс развития предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере

Тема 4. Инновационное предпринимательство в социально-культурной деятельности: система, взаимосвязи, классификация, виды.

Тема 5. Предпринимательская деятельность как творчество

Тема 6. Организация финансовой деятельности учреждения культуры в социально-культурной деятельности и оценка эффективности инновационной и предпринимательской деятельности учреждений скс

Тема 7. Личность и качества менеджера по инновациям и предпринимателя в социально-культурной сфере и индустрии досуга.

Заключение

Список рекомендуемой литературы

«Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства»

15. Выберите все правильные ответы:

33. Дополните:

46.Дополните:

52.Составьте рейтинг в баллах:

53. Выберите правильный ответ:

Анализ публикаций показывает, что на смену творчеству приходит креативность — способность субъекта создавать не столько новые продукты, сколько новые схемы или алгоритмы для создания этих продуктов, а также схемы и алгоритмы для создания самих новых схем и алгоритмов.

Оппозицией креативности является репродуктивность — работа по заданному шаблону или схеме, будь то кустарное производство «Ерофеича» по традиционному рецепту (возьми ведро очищенной водки, добавь 1 фунт английской мяты, 1 фунт анису, вынеси все это на 12 суток в теплые сени и т. д.) или инвестиционный проект, сработанный высоколобым выпускником Гарварда по компьютерному шаблону [70].

Эволюция взглядов на креативность показывает, что начиная с 60-х годов она становится необходимым компонентом любой деятельности, поскольку сама деятельность выходит на все более сложный социальный и технологический уровень. Соотношение креативных и репродуктивных компонентов деятельности смещается в сторону первых. Так, А. Высоковский считает, что «гении» теперь уже нужны в пропорции, условно говоря, не один к тысяче, а один к десяти, а в некоторых видах деятельности и один к одному, максимум к двум. Однако нужны не гении в традиционном понимании, а креативные люди, умеющие созидать новые продукты.

И сегодня креативность в человеке можно развивать, ей можно обучать.

Согласно «Википедии» в речи и даже в ряде специальных публикаций слова «творчество (творческий)» и «креативность (креативный)» зачастую употребляются как синонимы. Однако обращение к словарям доказывает, что эти термины, означают разные, хотя и тесно связанные между собой понятия.

Проведенный Н. И. Гендиной анализ позволяет сделать следующий вывод: «творчество» и «креативность» находятся в отношении пересечения объемов понятий, соответственно, творческая личность может и не быть креативной, а креативная личность не может не быть творческой [65].

Еще одна появившаяся комбинация слов - «творчество» и «индустрия» пока еще непривычна, особенно для российского специалиста в области культуры. Это порождает ряд недоразумений, поэтому есть смысл сказать, о чем, собственно, идет речь, сделав акцент не на самой стратегии, а на ее методических основах, что позволит сравнить «творческие индустрии» с другими подходами и стратегиями развития.

Достаточно полно и многогранно креативность рассматривается Е.Ю. Чечук [70]. Она анализирует ряд аспектов креативности социальной. По ее мнению, социальная креативность связана с самоактуализацией, выступающей как побудительное основание личности. При этом отдельные параметры самоактуализации по-разному взаимосвязаны с социальной креативностью.


Развитая социальная креативность предполагает творческую направленность личности в сфере самореализации, самоподдержку личности (интернальность, внутренняя независимость, позитивная свобода, автономность), выраженную ориентацию на ценности самоактуализации, повышенную чувствительность к себе, спонтанность поведения и непосредственность выражения чувств, отношение к познанию как к порождению нового.

Высокий уровень социальной креативности предполагает, что личность находится в диапазоне высокой самоактуализации по всем параметрам (кроме компетентности во времени, принятия агрессии, контактности, познавательных потребностей, общей креативности); для личности с низким уровнем социальной креативности характерен умеренный уровень самоактуализации и её параметров, а также «невротические» формы креативности.

Социальная креативность связана с мотивацией достижений как побудительным основанием личности. При этом социальная креативность предполагает умеренно высокую выраженность мотивации на успех, успешную ориентацию личности на достижения.

Е. Чичук к созидательно-личностным особенностям социальной креативности относит: оригинальность, любознательность, воображение, интуиция, творческое мышление, эмоциональность, чувство юмора, творческое отношение к профессии.

К личностно-процессуальным характеристикам социальной креативности относятся: чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей, беглость восприятия, гибкость, находчивость, способности к структурированию, оригинальная продуктивность, независимость, самодостаточное поведение.

Социальная креативность системно определяется как интегративное, многоаспектное свойство личности, объединяющее в себе элементы поведенческой, познавательной и побудительной систем личности, проявляющиеся в процессе создания личностью новых форм бытийности социономического пространства. Данный вид креативности обретает свою специфику сообразно особенностям социономического пространства, в котором данное свойство проявляется [70].

То, что низкая социальная креативность, указывает Ю. Чичук, предполагает стремление к успеху, можно объяснить, во-первых следующим: низкокреативный человек ощущает себя недостаточно успешным и старается больше согласовывать своё поведение с предъявляемыми требованиями, подстраиваться, быть адекватным и соответствующим заявленным ролям и нормам, то есть в своем роде «быть успешным». Во-вторых, «малотворческие» люди стремятся достичь успеха, и их творческая активность связана с желанием его добиться, а высококреативные видят смысл своей жизнедеятельности не только в достижении успеха (креативный результат не ради достижения), они творят, руководствуясь другими смыслами.


Для личности с низким уровнем социальной креативности характерен умеренный уровень самоактуализации и её отдельных параметров, а также «невротические» формы креативности. Личность с высоким уровнем социальной креативности находится в диапазоне высокой самоактуализации по всем параметрам, кроме компетентности во времени, принятия агрессии, контактности, познавательных потребностей, общей креативности, выраженных умеренно [70].

Личность с высокой социальной креативностью отличается оптимальной мотивацией достижений, обеспечивающей потенциально больший успех. Таким людям присуща умеренно высокая мотивация на успех в сочетании со слабым мотивом избегания (успешной ориентацией на достижения), они более уверены и продуктивны в реализации своих целей, имеют больше шансов добиться высоких и эффективных результатов, достичь позитивного и гармоничного мироощущения.

Высококреативные люди – это личности с реалистичным уровнем притязаний (с преобладанием ориентации на успех), которые отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Низкокреативных часто отличает неадекватность, то есть завышенность или заниженность притязаний (мотивация к избеганию), что проявляется в поведении как выбор слишком трудных или слишком лёгких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, в ошибочности прогнозов и т.п. [70].

Умение оперировать каждым ресурсом в отдельности – замечательное качество, однако действительно эффективной становится деятельность, построенная на основе определенной конфигурации этих ресурсов. По выражению А. Маслоу, только самоактуализирующиеся креативные личности независимы, автономны и самонаправленны, лишь они – хозяева реальности.

Таким образом, стратегии творческих (или креативных) индустрий базируются на социальном и технологическом феномене увеличения количества творческих людей, необходимых для успешной и эффективной деятельности в любой сфере, что позволяет значительно быстрее реагировать на нужды рынка, легче осваивать новые реальности, приспосабливаться к ним и созидать принципиально новые продукты, которые будут востребованы не только сегодня, но завтра и послезавтра. Кроме того, этот подход основывается на признании факта, что творчество может быть не только «высоким», но «средним» или даже «низким». Это похоже на известную с советских времен формулу — «низковысокохудожественное произведение» [64].


Все шире осознается, что в предпринимательской деятельности появляются «творческие» компоненты: опора не только на расчет и статистику, но и на интуицию; свободный график работы, позволяющий людям работать в то время, которое им кажется наиболее продуктивным; «образное» моделирование, визуализация и другие творческие приемы планирования и управления деятельностью. И наоборот, неотъемлемой частью художественной деятельности становятся элементы производства и предпринимательства, такие как планирование творческих достижений, маркетинг и реклама, экономические соображения, которые принимаются в расчет при принятии творческих решений, бухгалтерские навыки и пр.

Происходит невиданное расширение объемов деятельности, занимающей промежуточное положение между предпринимательством и искусством, производством и культурой. Ярким примером может служить книгоиздание, ставшее сегодня супериндустрией. В нее вовлечены миллионы людей, производящие и покупающие миллиарды единиц продукции. Очевидно, что это производство вбирает в себя огромную часть креативной энергии.

Возникает новый симбиоз технологии, рациональной репродуктивной деятельности и творчества. При этом целостность конструкции задается и удерживается благодаря высокой доле креативности, огромному (по сравнению с предыдущим, индустриальным периодом) вкладу творческих людей.

Одно из направлений, исследующих эту область, связано с именем американского экономиста, профессора Ричарда Флориды. По мнению Флориды и его коллег, начиная с 80-х годов возникла новая социальная группа, играющая большую роль в экономике и культуре городов — «креативный класс». Флорида пытается доказать, что там, где создается благоприятная среда для проживания творческих людей, начинают развиваться секторы экономики, связанные с новыми технологиями, что приводит к невиданному экономическому росту [64]. При этом считается, что креативные люди предпочитают жить в открытой, неконсервативной среде. Подобные качества городской среды, привлекающие креативных людей, характеризуются так называемым индексом толерантности, который измеряется количеством в городе гомосексуалистов, представителей художественной богемы и эмигрантов. Там, где этот индекс высокий, концентрация креативных людей увеличивается, успешно развиваются высокотехнологичные сектора деятельности и, соответственно, растут показатели местной экономики и благосостояния [64].


Возрождая Флориде, можно утверждать: креативные люди стягиваются в места, где развит сектор высоких технологий, а не наоборот, и гомосексуалисты здесь ни при чем.

Представители второго направления исходят из того, что креативную деятельность можно развивать и стимулировать, с тем, чтобы возник массовый поток экономических субъектов, которые, во-первых, приспособлены к постоянно и быстро меняющимся условиям рынка, во-вторых, в совокупности могут обеспечить эффективное функционирование экономики города, в-третьих, способны создавать новые стили жизни.

Авторы делают важный вывод о том, что творческие стратегии могут реализоваться только в обществе с безусловными приоритетами инновации, динамизма и обновления. В виде максимы эту идею можно сформулировать так: «динамизм важнее тематизма». Иными словами, неважно, на базе какой деятельности возникают новые экономические субъекты, важно, чтобы их было много и они могли постоянно изменяться, приспосабливаясь к новым запросам и условиям. То есть речь идет об обществе, где большинство людей готовы меняться сами и менять методы своей работы и предпочитают ориентироваться на инновации и будущее, а не на традицию и прошлое.

В этих условиях возникает потребность в экспертах и консультантах, которые помогают людям сформулировать новые оригинальные идеи, превратить их в проекты, которые затем реализуются на практике. Творчество как бы уходит из сферы «высокого» в повседневную жизнь, в придумывание и развитие самых разнообразных проектов, способных стать основой доходной деятельности, будь то нетрадиционные виды торговли или консалтинга, создание игр для компьютеров и мобильных телефонов, музыкальных заставок, рекламы на чашках, майках и авторучках и т. п. [64].

Задача человека в деле – научиться закономерному, естественному движению во всех планах Бытия, без возбуждения, резкости, шараханья, видеть ситуацию во всех аспектах отношений, двигаться в состоянии внутреннего спокойствия, знания законов всех уровней. Умение раскрывать это в себе и в ведомой им группе является искусством управления, качеством духовного лидера [33].

Но надо понимать, что, пока не научишься служить и помогать другим, не выйдешь на уровень, когда будут служить и помогать тебе.

Тем не менее, тенденция современного развития такова, что культура превращается в сферу экономической деятельности, и, производя культурные ценности, товары и услуги, воздействует на экономику, предоставляя свои результаты в общественный оборот, становясь элементом воспроизводства способностей человека, рабочей силы. Тем самым она влияет на характер, результативность и масштабы экономической деятельности. И теперь, в новых экономических условиях, менеджер стал просто необходим в сфере культуры. Возникла потребность в изучении таких новых проблем, как имущественные и трудовые отношения, раз­деление прав собственности на создаваемый художествен­ный продукт, вовлечение культурного наследия в активную культурную жизнь и многие другие экономические аспекты культурной деятельности. Все они обеспечиваются креативными подходами в деятельности всех участников процесса.