Файл: Рудич пособие с рисунками.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 402

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предпринимательская и инновационная деятельность

Оглавление

Тема 1. Особенности российского предпринимательства в условиях модернизации экономики России

Тема 2. Экономическая сущность и содержание инновационной деятельности и предпринимательства в социально-культурной сфере

Тема 3. Инновации как ресурс развития предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере

Тема 4. Инновационное предпринимательство в социально-культурной деятельности: система, взаимосвязи, классификация, виды.

Тема 5. Предпринимательская деятельность как творчество

Тема 6. Организация финансовой деятельности учреждения культуры в социально-культурной деятельности и оценка эффективности инновационной и предпринимательской деятельности учреждений скс

Тема 7. Личность и качества менеджера по инновациям и предпринимателя в социально-культурной сфере и индустрии досуга.

Заключение

Список рекомендуемой литературы

«Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства»

15. Выберите все правильные ответы:

33. Дополните:

46.Дополните:

52.Составьте рейтинг в баллах:

53. Выберите правильный ответ:

Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне, возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации – предпринимательской среды, под которой понимается прежде всеговозникающийрынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, то есть его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным.

Следует различать понятия «бизнес» и «предпринимательство». Бизнес - экономическая деятельность, дающая прибыль, формирующая капитал; любой вид деятельности, приносящий доход или личные выгоды. Понятия о предпринимательстве и бизнесе тождественны, но не равнозначны. Первое значительно шире второго, так как является социально-экономической категорией.

Предпринимательство всегда развивается в определенной исторической и социальной среде, включено в систему национальных ценностей и традиций. Крупные радикальные перемены в обществе возможны, если оно ставит перед собой масштабную цель, способную объединить и возвысить нацию. В современной ситуации России нужна высокоэффективная экономика, способная дать людям высокое качество жизни.

5.Субъекты предпринимательской деятельности и факторы влияющие на развитие предпринимательства. Сущность предпринимательства раскрывается в его функциях: экономической и социальной [22].

Экономическая функция предпринимательства и бизнеса заключается в том, что она обеспечивает непрерывное развитие всей экономической системы, постоянно обновляет инновациями среду, ломает старые рутинные структуры, открывает дорогу широким преобразованиям. Экономическая функция предпринимательства способствует повышению эффективности производства, качества продукции и услуг, внедрению достижений научно-технического прогресса и др.

Социальная функция предпринимательства заключается в том, что она смягчает стихийность рынка путем решения вопросов социального обеспечения людей и коллективов. Эта функция способствует росту культурного и образовательного уровня населения, защищает его малообеспеченные слои от инфляции и др.

В последние годы в экономической науке сформировалось самостоятельное научное направление под названием «Теория успеха». В ее основе лежит сравнительный анализ различных общественных систем, добившихся за последний период рывка в социально-экономическом развитии. Согласно этой теории общество не достигнет успеха, если не создан слой предприимчивых, деловых и энергичных людей, способных воплотить в жизнь национальную идею, реализовать шанс на успех в своей практической деятельности. Успех невозможен без интеграции усилий правительства и предпринимателей как естественных долговременных союзников в реализации общенациональной идеи и достижении поставленных целей.


Предпринимательство и бизнес развиваются и успешно функционируют, если реализуется ряд условий:

- во-первых, предпринимательство обладает свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью при принятии решений;

  • во-вторых, предпринимательство и бизнес предполагают ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск;

  • в-третьих, предпринимательская деятельность и бизнес ориентированы на достижение коммерческого успеха, на получение прибыли.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента– будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или иных технологий – это тоже инновационные моменты.

При этом важно учитывать факторы, влияющие на развитие инновационных процессов ( Таблица 1. 1)

Исправления в таблице просьба сделать самим редакторам

Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов Таблица 1.1.

Группа

факторов

Факторы, препятствующие

деятельности

Факторы, способствующие

деятельности

1

2

3

Экономические, технологические

- недостаток финансовых средств для инновационных проектов;

- слабая материально-техническая и научная база, устаревшие технологии;

- доминирование интересов текущего производства

- наличие резерва финансов, материально-технических средств, прогрессивных технологий;

- наличие необходимой инфраструктуры;

- мотивация инновационной деятельности

Политические, правовые

Ограниченность со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства

-законодательные меры, поощряющие инновационную деятельность;

-государственная поддержка инноваций

Организационно-управленческие

-устоявшаяся организационная структура;

-излишняя централизация,

-авторитарный стиль управления;

-преобладание вертикальных потоков информации;

-ведомственная замкнутость;

-сложности межотраслевых и межорганизационных взаимодействий;

-жесткое планирование;

-ориентация на сложившиеся рынки;

-сложность согласования интересов участников инновационных проектов.

-гибкость организационных структур;

-демократический стиль управления;

-преобладание горизонтальных потоков информации;

-самопланирование;

-реальность корректировок;

-децентрализация;

-автономия;

-формирование целевых творческих групп

Социально-психологические и культурные

-сопротивление переменам в организации;

- изменение статуса;

-необходимость поиска новой работы;

-нарушение стереотипов поведения;

-нарушение сложившихся традиций и т.п.

-боязнь наказаний за неудачи т.п.

-моральное поощрение;

-общественное признание;

-обеспечение возможностей самореализации;

-освобождение творческого труда;

-благоприятный морально-психологический климат


Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель.Однако предприниматель – не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также сгосударством,которое в различных ситуациях может выступить в качестве помощника или противника. И потребитель, и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как инаемный работник (если предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис.1.2).

Рис. 1.2. Субъекты предпринимательской деятельности

Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель является активным субъектом, а потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. При анализе сторон этих взаимоотношений необходимо учитывать интересы потребителя как индикатора предпринимательского процесса, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной)экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар.Предприниматель при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, ожидания, оценки потребителя. У предпринимателя в условиях рыночной системы нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности ( ну кто из потребителей предполагал приобрести видеомагнитофон, когда он еще не производился, а только готовился к производству?) К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе «навязывания» ему товара.

Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать потребителя, создать круг собственных потребителей».

Рис 1.3. Составляющие концептуальной идеи организации


Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

  • новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

  • качество;

  • цена, доступность товара;

  • степень универсальности товара;

  • внешний вид и упаковка;

  • позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомится с такими отличиями;

  • возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;

  • соответствие общепринятым или государственным стандартам;

  • престижность и привлекательность рекламы товара и т.д. [22].

Основными деловыми качествами предпринимателя являются:

  • способность анализировать структурные факторы развития компаний, быстро разрушать старые и создавать новые улучшенные структуры (вплоть до купли –продажи компаний);

  • умение в процессе управления компанией добиться максимальной выгоды потребителя и своей собственной;

  • способность правильно оценить структуру рыночных потребителей выполнять те условия, которые могут быть удовлетворены быстрее и лучше (на базе маркетинговых исследований);

  • способность осуществлять руководство, т.е. формулировать цели и организовывать людей на их достижение, создавая для этого необходимые стимулы;

  • честность и соблюдение законов.[22]

Основные принципы,которыми должны руководствоваться предприниматели и бизнесмены в своей деятельности, следующие :

- правильный выбор стратегии предпринимательской деятельности. Предприниматель на базе маркетинговых исследований должен четко представить, какой товар или услугу он предложит на рынок. Очень большая ошибка – сначала произвести товар, а потом думать – как и где его продать. Предприниматель сначала решит, что можно продать из того, что он может изготовить, а затем приступит к производству. Маркетинговые исследования рынка, который собирается освоить предприниматель, включают: постоянный, систематический, всесторонний, тщательный учет состояния и динамики потребностей, спроса и потребления, а также особенности рынка, условий производственной и сбытовой деятельности и др.;

  • создание условий для быстрого приспособления к требованиям рынка к производству, ассортименту и качеству продукции, всей системы управления производственно-сбытовой деятельности фирмы;

  • предприниматель должен активно воздействовать на спрос, рынок и потребителя с помощью рекламы, ценовой политики, действенной системы контроля за сферой товародвижения;

  • предприниматель не должен бояться конкуренции; если на рынке уже есть похожие товары или услуги, то он должен в совершенстве владеть своим набором инструментов против конкурентов: качество, цена, реклама;

  • предприниматель должен иметь бизнес-план. При этом он выполняет бизнес-анализ внешней среды; анализирует финансовое состояние фирмы; работает с кадрами; определяет цель деятельности фирмы; производит бизнес-планирование;

  • предприниматель не боится брать кредиты. Он должен знать четко, что он либо зарабатывает деньги и возвращает кредит, либо – нет. Высокая ставка – плата за банковский риск;

  • предприниматель должен диверсифицировать свое производство. Стратегия поведения предпринимателя направлена на расширение числа сфер деятельности фирмы на рынках новых товаров или услуг, создание которых не связано с основным производством. Не держите все яйца в одной корзине. Пошло одно дело – сразу цепляйте к нему другое. Одно прогорит – другое выиграет;

  • предприниматель должен уметь механизировать и автоматизировать свой труд. Высокая информированность в сочетании с интуицией и производственной гибкостью способны покорить любой рынок. У предпринимателя информация становится товаром [41].


Вывод, который можно было бы сделать из рассматриваемой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.

После анализа различных понятий и определений предпринимательской деятельности мы считаем, что наиболее качественным является следующее определение предпринимательства. Предпринимательство – вид рисковой человеческой деятельности, которая представляет собой, с одной стороны – инициативную, самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, достижение лучшего хозяйственного результата, с другой стороны – эта деятельность служит удовлетворению потребностей человека в решении экономических и социальных проблем общества.

Таким образом, подводя итоги проведенного исследования различных подходов к определению предпринимательства, на наш взгляд, можно дать следующее обобщение сути понятия о предпринимателе и предпринимательстве. Предприниматель – это самоорганизованный человек, обладающий интуицией и энергией созидания, способностью быть новатором; патриот и меценат, приверженный принципам социальной ответственности, а предпринимательство – это особая самоорганизующаяся форма экономической активности, позволяющая эффективно соединять факторы производства, обеспечивать развитие экономики с использованием достижений научно-технического прогресса, направленная на решение экономических и социальных задач общества, опирающаяся, прежде всего, на конкурентные преимущества.

Вопросы для самоконтроля

  1. Перечислите основные законодательные акты о предпринимателях и предпринимательстве в РФ.

  2. Дайте определение предпринимательской деятельности.

  3. Каковы цели предпринимательской деятельности?

  4. Перечислите субъекты предпринимательства в РФ.

  5. Назовите основные черты предпринимательской деятельности.

  6. Перечислите «три волны» развития науки о предпринимательстве.

  7. Какова роль инновационной деятельности в развитии предпринимательства.

8. Перечислите основные принципы предпринимательства.

9. Укажите основные факторы, влияющие на развитие предпринимательской и инновационной деятельности.