ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 400
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Предпринимательская и инновационная деятельность
Тема 1. Особенности российского предпринимательства в условиях модернизации экономики России
Тема 3. Инновации как ресурс развития предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере
Тема 5. Предпринимательская деятельность как творчество
Список рекомендуемой литературы
«Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства»
15. Выберите все правильные ответы:
Проблемой для предпринимателей СКД на определенном периоде становится то, что при росте спроса объемов заказов и, они вынуждены нанимать большее число специалистов, но, по их глубокому убеждению «никто не может сделать это, как они». В этом случае предпринимателю придется принять то, что тот, кто должен реализовать их замысел, непременно будет творческой личностью, следовательно, будет стремиться вносить в изделия свой авторский элемент, с которым предпринимателю нужно считаться. В этом случае важно найти компромисс.
Вторая проблема состоит в том, что часто люди, обученные специалистом в одном учреждении СКД, уходят в другое или становятся самостоятельными предпринимателями и выступают его конкурентами. Это заставляет специалиста трудиться еще усерднее и порой самому выполнять работу, чтобы оставаться конкурентоспособным [31].
По мнению Р. Кийосаки, девиз представителей группы «Б»: «Зачем делать это самому, когда можно нанять кого-нибудь, кто будет делать это для меня и, возможно сделает это лучше, чем я?». В этом случае организатор предпринимательской структуры в области СКД должен будет подбирать в свою команду креативных специалистов, художников и предоставлять им право творчества в производстве услуг, продуктов и изделий. В противном случае эти люди не смогут долго оставаться в его учреждении. В таком случае он становится в большей степени организатором производства и в меньшей – творческим специалистом, художником.
Истинные представители группы «Б» в отличие от группы «С» владеют не работой, а системой и нанимают компетентных людей для приведения этой системы в движение. Чтобы преуспевать в секторе «Б», требуется:
а) право собственности или право управления системами;
б) способность руководить людьми. Здесь нам уместно полностью процитировать текст из книги Р. Кийосаки о ситуации в бизнесе. Он подчеркивает, что более качественный гамбургер, чем «Мак Дональдс», могут произвести многие предприниматели. Но только «Мак Дональдс» имеет систему, которая изготавливает миллиарды гамбургеров. «Если люди начинают замечать другую сторону, я предлагаю им пойти в «Мак Дональдс», купить гамбургер, есть и посмотреть на систему, создавшую этот гамбургер. Обратить внимание на грузовики, которые подвозят сырье, для этого изделия, на владельца ранчо, который вырастил корову, покупателя, купившего говядину и телевизионные рекламы, популяризирующие Рональда Макдональдса. Заметить, как вышколенные молодые люди произносят одни и те же слова: «Привет! Добро пожаловать в «Мак Дональдс», также как и характерное оформление дочерних фирм, региональных офисов, булочных, в которых выпекается сдоба и миллионы фунтов хрустящего жареного картофеля, имеющего одинаковый вкус в любой части света. Затем включите сюда биржевых маклеров, добывающих деньги для «Мак Дональдс» на Уолл-стрит. Когда эти люди начнут понимать всю картину в целом, тогда у них появится шанс переместиться в сектор «Б» или «И» квадранта» [ 31, с.44].
Таким образом в секторе «Б» главное – создать бизнес- систему. Надо понимать преимущество использования ( покупки) времени других людей, работающих на ваше производство, перехода от финансовой борьбы к финансовой защищенности, финансовой свободе. Иными словами, должна состояться ситуация, когда пассивный доход от всех активов становится больше, чем расходы. Имеет значение не то, сколько денег имеется, а сколько денег сберегается и как долго они будут работать на их владельца. Важнейшее значение в этой ситуации приобретают знания и информация.
История развития культуры и искусства показывает, что на разных этапах их существования для определения предпринимательской деятельности использовались различные формулировки: любительское производство, скоморошество, «бродячие артисты, бродячий цирк», ремесло, кустарное и кустарно-промышленное производство, кустарная художественная промышленность и др. В настоящее время все чаще употребляются общеэкономические понятия: предпринимательство, продюсирование, арт-менеджмент и др.
С развитием фирмы предприниматель, как уже отмечалось расширяет круг участников творческого процесса. У приглашенного специалиста всегда будет стремление выступать независимым художником, в результате может создаваться конкуренция на рынке художественной продукции. Данную ситуацию важно учитывать в предпринимательской деятельности в области культуры и искусства.
Вместе с тем, переход страны к рыночным отношениям, коснувшимся и декоративно=прикладного искусства и народных промыслов, заставил многих народных умельцев изменить точку зрения на свои занятия. Часть мастерских закрылась в связи с экономической нерентабельностью, другая перепрофилировалась на производство или услуги, ориентированные на спрос потребителя. Так, в Промышленновском районе народный умелец Ю. Сторожук, занимавшийся изготовлением изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, стал предпринимателем, но не в области художественного творчества в прямом смысле, а в производстве так востребованных в настоящее время дверей, мебели и некоторых бытовых предметов из дерева. Правда, большинство его изделий содержат элементы декора [49].
Труд любого художника должен получить общественную, правовую, экономическую и моральную поддержку. Общественность все больше осознает что культурная стратегия ХХ1 века своей конечной целью предполагает формирование культурной среды, гармонически соединяющей приоритетные духовные и только потом экономические составляющие социума:
- потребности человека,
- способы самовыражения художника,
- социальную направленность развития,
- предпринимательскую деятельность, целью которой является получение прибыли.
Это позволяет утверждать, что составляющие культуры творимые человеком и для человека, – становятся фундаментом общественно-экономического развития в части духовной сферы общества современной эпохи. И в этом актуализируется их социальная значимость и роль в современном общественном развитии, в этом проявляется и реализуется предпринимательская деятельность в СКД.
Сегодня в российской культуре получает все более широкое признание понятие «культурная индустрия». Так, Е.А. Левшина [41], понимая под культурными индустриями вовлечение культурного продукта и художественных ценностей в экономический оборот, в качестве примера указывает на фабричное изготовление авторских произведений народных промыслов, например фарфоровых изделий. Мы согласны с автором, что создание в ХХ веке технологии тиражирования и репродуцирования художественных ценностей сформировали новые виды культурных индустрий. Последние стали звеном, соединяющим художественные ценности и реальную жизнь, и выступают составляющей фундамента общественно-экономического развития.
Автор рассматривает культурные индустрии как новый виток в развитии народного художественного творчества, когда рядом с традиционными возникают особые виды деятельности, сутью которых является производство художественного продукта, принципиально направленного на удовлетворение художественных потребностей значительной части населения. История показывает, что именно удовлетворение бытовых, а не художественных потребностей являлось стимулом к развитию творческих идей в СКД. В этом плане очевидны, по крайней мере, две важные функции:
вовлечение в культурный контекст потребителя, обратившегося к продукту СКД для удовлетворения нехудожественных потребностей;
создание системы качественно новых отношений культуры и экономики: от вовлечения культуры в экономику села, района, города, страны, до поиска новых источников финансирования и технологий фандрайзинга [55].
Так, все большее число покупателей ( оставить?) произведений приобретают изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов для украшения домашнего и / или офисного интерьеров. Для удовлетворения таких потребностей появляются салоны, магазины, выставляющие на продажу изделия, предназначенные для бытового использования. Их разнообразие очень велико: садовые скульптуры, лампы, торшеры, скатерти и покрывала, посуда, подсвечники, вазы для деревьев, кустарников и цветов и т.п. С точки зрения художественной культуры их значение в том, что постоянное общение с такими изделиями помогает человеку заинтересоваться и захотеть познать их эстетическую сторону, подлинность, авторство и т.п. Таким образом, в этом, с экономической точки зрения, проявляется маркетинговая составляющая продвижения изделий на художественном рынке. Аналогичную роль играет в экономической составляющей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов сувенирная продукция. Левшина Е. подчеркивает, что такие изделия выступают связующим элементом процессов социокультурной составляющей жизни потребителя, напоминая человеку о посещении того или иного места туристского путешествия, об удовольствии, полученного? от посещения выставки или музея, или занятий в любительском объединении, клубе и т.п. [41].
Сегодня еще рано говорить о бизнесе в сфере массовой культуры, однако тенденции усиления заметны не только в столичных городах России, но и в российских регионах. Например, открываются предприятия малого бизнеса и предпринимательства в области художественных изделий из дерева (домовая резьба, ландшафтная скульптура и т.п.), создаются фирмы по проведению обрядовых мероприятий, корпоративных вечеринок и т.п. Таким образом, следует ожидать, что продукты и услуги СКД в ходе развития рыночной экономики в России будут признаны равноправными в качестве предмета для коммерческой деятельности.
По Р. Абдееву [15] истоки активности и самодвижения следует искать в феномене отражения воздействий внешней среды. Надо признать, что организации СКД, как и большинство систем, являются открытыми, таким образом и для них верно положение о том, что отклонения от параметров объекта ( потребителя), в качестве которого в нашем случае выступает коллектив, группа или индивид, производители работ и услуг в культуре и искусстве зависят от установившихся норм его взаимодействий с внешней средой. Такое отклонение порождается спросом потребителя продукции. Если сокращается спрос на те или иные продукты и услуги, предприниматель начинает производить те, которые будут востребованы на рынке.
Иная ситуация складываются, когда СКД рассматривается как деятельность в области искусства. Движущей силой в этом случае выступает потребность самого создателя продукции в самореализации, в творчестве. Она присуща как коллективу, группе, так и индивидуальному художнику, мастеру и народному умельцу. В этом случае возникает иное отношение к собственности, свободе выбора, предпринимательству, престижу творческой деятельности. Для них приоритетны следующие нравственные категории – ответственность за свой труд, качество работ и услуг и чувство гордости за созданное. В конечном счете, работа создателя творческой продукции в этом случае нуждается не в продвижении на рынок, а в общественном признании. В такой ситуации сфера СКД представляет собой бесчисленное множество контуров (управленческий термин) управления (и самоуправления) разных уровней, в том числе жесткие иерархические системы (управляемые органами власти, предприятиями и т.п.) и мягкие самоорганизующиеся системы, в которых значимую роль играют виртуальные и вирусно-виртуальные организации (употребляются в управленческой науке) [34].
Если взять за основу принципиальную особенность схемы управления Р. Абдеева, представленную двумя контурами обратной связи (рис. 2.2.) то очевидно, что она присуща тем системам, которые способны создавать инновации, используя информацию, поступающую как из собственной системы, так и извне. Для систем, которые создаются в области СКД, это способность к созданию нового творческого продукта, который с экономико-управленческой точки зрения и есть «инновация». Важнейшим моментом такого подхода к управлению является непрерывное создание инноваций как непрерывное (термин СМК) улучшение, преобразующее систему в самоорганизующуюся, а следовательно, саморазвивающуюся, что свойственно синергетическим системам. Таким образом, мы рассматриваем с позиций синергетики все системы СКД как открытые самоорганизующиеся системы с присущими им контурами обратной связи – отбора и накопления информации, опыта, адаптации, самообучения и, следовательно, саморазвития [15],
Рисунок вставить см. фото
Согласимся с С. В. Пресняковым [46] в том, что предпринимательство в сфере культуры – это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления культурного продукта. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.
Вопросы для самоконтроля и семинарских занятий
В чем особенности и место инновационной и предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере?
Охарактеризуйте ж экономическую функцию предпринимательства в современных условиях развития общества?
Как охарактеризовать социальную функцию предпринимательства и место в ней социально-культутрной деятельности?
В чем суть «теории успеха» и ее роли в развитии предпринимательства?
Каковы условия успешного развития предпринимательской деятельности и в чем проблемы, препятствующие ее развития в социально-культурной сфере?
Перечислите основные субъекты предпринимательской деятельности и их роль в социально-культурной сфере.
Охарактеризуйте бизнес-план как инструмент предпринимательской деятельности.
В чем суть предпринимательства в социально-культурной сфере: подходы, определения, проблемы развития?
Каково место предпринимательской деятельности с позиции Р. Кийосаки?
В чем суть модели механизма управления для самоорганизующихся систем ( по Р. Абдееву)?