Файл: Рудич пособие с рисунками.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 348

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предпринимательская и инновационная деятельность

Оглавление

Тема 1. Особенности российского предпринимательства в условиях модернизации экономики России

Тема 2. Экономическая сущность и содержание инновационной деятельности и предпринимательства в социально-культурной сфере

Тема 3. Инновации как ресурс развития предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере

Тема 4. Инновационное предпринимательство в социально-культурной деятельности: система, взаимосвязи, классификация, виды.

Тема 5. Предпринимательская деятельность как творчество

Тема 6. Организация финансовой деятельности учреждения культуры в социально-культурной деятельности и оценка эффективности инновационной и предпринимательской деятельности учреждений скс

Тема 7. Личность и качества менеджера по инновациям и предпринимателя в социально-культурной сфере и индустрии досуга.

Заключение

Список рекомендуемой литературы

«Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства»

15. Выберите все правильные ответы:

33. Дополните:

46.Дополните:

52.Составьте рейтинг в баллах:

53. Выберите правильный ответ:


Тема 2. Экономическая сущность и содержание инновационной деятельности и предпринимательства в социально-культурной сфере

Среди многих проблем социально-культурной деятельности и современного народного художественного творчества проблемы с позиции предпринимательства одни из самых не изученных и сложных. В настоящее время это направление становится весьма актуальным. Это обусловлено как дальнейшим развитием страны, так и социальными проблемами, решаемыми государством в настоящее время, такими как удовлетворение растущих потребностей личности в самореализации, занятость части населения, особенно в районных и сельских поселениях, экономическими проблемами малых городов и сельских поселений, сложностями в расширении предпринимательской деятельности малого бизнеса в регионах.

Немаловажное значение придается определению места и роли предпринимательской деятельности в СКД как фактора социально-экономического развития территории, особенно на селе

Для оптимизации предпринимательства в области СКД предлагаются разработки конкретных бизнес-проектов по производству и практическому использованию услуг, продуктов, изделий.

В данном пособии мы будем рассматривать предпринимательство только с позиции получения экономического результата в СКД. Художественно-эстетические, педагогические, культурологические и иные социальные функции, которые должны осуществляться всеми учреждениями СКД, в данной работе рассматриваются только в контексте предпринимательства.

Предпринимательство в СКД рассматривается с точки зрения ее роли в экономике территории, в частности как сфера занятости населения. По имеющимся данным современный опыт показывает, что различные виды культурно-досуговой деятельности во всем мире занимают значительное место в экономике домохозяйств, частного предпринимательства, творческой самореализацииличности, а иногда просто в ситуации выживания. Известна судьба мастеров-иконописцев из Палеха, оставшихся без спроса на свою продукцию (икон) в 20–30-е годы ХХ века. По рекомендации М. Горькогоони стали изготавливать лаковые миниатюры на сказочные и бытовые сюжеты. Именно эти изделия не только позволили Палеху выжить, но и принесли ему славу мирового центра лаковой миниатюры[49].

Выше мы уже отмечали, что экономическая функция предпринимательства -это необъемлемая часть экономической жизни общества и в значительной степени обеспечивает непрерывное развитие всей экономической системы, за счет постоянного обновления среды инновациями. Оно также может ломать старые, рутинные структуры, и тем самым открыть дорогу преобразованиям. В итоге экономическая функция предпринимательств в СКД способствует повышению эффективности производства, росту качества продукции и услуг, внедрению инновационных достижений.


Современное общество уделяет внимание социальной функции предпринимательства, так как она напрямую смягчает кризисное состояние рынка, участвуя в решении вопросов социального обеспечения людей и коллективов. Эта функция создает условия роста культурного и образовательного уровня населения, защищает его малообеспеченные слои от инфляции и др.

Так как предпринимательство неразрывно связано с инновационным моментом оно отражает процесс предпринимательских действий ( рис. 2.1.)

Рис. 2.1. Общая схема предпринимательских действий

В качестве критериев отбора накопленных инновационных предпринимательских идей в социально-культурной сфереможно привести следующие:

-эффективность идеи;

-перспектива завоевания рынка;

-время, необходимое для реализации идеи;

-размер затрат, необходимых для реализации идеи;

-доступность и цена ресурсов;

-наличие необходимых кадров.

Замена текста

ПДД пособие вставка новая, просьба отредактировать

Экономисты считают, что рыночный способ финансирования подразумевает, прежде всего удовлетворение культурных потребностей отдельных личностей, в то время как бюджетный способ финансирования рассчитан на удовлетворение культурных потребностей больших общественных групп. При рыночном подходе рынок культуры рассчитан на граждан способных оплатить удовлетворение своих культурных потребностей. Бюджетное финансирование предоставляет населению возможность развивать свои культурнее потребности, оплачивая услуги по цене гораздо ниже их реальной стоимости.

В условиях смешанной экономики, использующей оба указанные подходы, государство должно стимулировать и поощрять любые проявления предпринимательской деятельности в культуре, оказывая ее организациям определенную финансовую и налоговую поддержку, создавая правовую базу и общественное мнение. Без этого на сегодня попытки предпринимательства являются малоэффективны.

С момента перехода государства на рыночную экономику, бюджет, как и прогнозировал Г.М. Галуцкий, не смог и в обозримом будущем не сможет удовлетворить запросы культуры. Решение проблемы И.В. Боярской видится в оказании реальной помощи не только государства, но и бизнеса, и общественных организаций расширяя источники внебюджетного финансирования.


Предпринимательство в культуре – сфера, которая заявила о себе в нашей стране совсем недавно, ее истоками являются либеральные реформы 90-х гг. Оно, безусловно, является прикладной областью культурологических знаний, возникшей на перекрестке, на первый взгляд, весьма отдаленных сфер: культуры и экономики, культуры и бизнеса.

В нынешних условиях предпринимательская деятельность в условиях

развития рыночных отношений все шире рассматривается как один из важных источников финансирования сферы культуры. Рыночные отношения, влияющие на изменение психологии общества и внедряющие новые типы социальных и нравственных ценностей, привели к весьма успешным с коммерческой точки зрения явлениям, таких как шоу-бизнес, бизнес в сфере изобразительного искусства и антиквариата, антрепризные театры и т.д., удовлетворяющих спрос определенных слоев современного российского общества.

Учреждение культуры, призванное осуществлять функции некоммерческого характера, в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит т достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям. [2]

К предпринимательской относится деятельность государственной или муниципальной организации культуры (30, с.145-147):

- по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества организации культуры для целей, не связанных с культурной деятельностью;

- по торговле покупными товарами, оборудованием;

- по оказанию посреднических услуг;

- по долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры);

- по приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) по ним;

- по осуществлению приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг.

В Законе о культуре [8] действующем до настоящего времени указано:

1.Деятельность некоммерческих организаций культуры по реализации, предусмотренной уставом производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности.


2. Платные формы культурной деятельности культурно – просветительных учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование.

В то же время в документах по предпринимательству и в новом проекте Закона о культуре дается иная трактовка предпринимательской деятельности, из которой следует, что в своей предпринимательской деятельности организация культуры приравнивается к предприятию по производству товаров и подпадает под действие законодательстваРоссийской Федерации о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Данное положение содержится в проекте Федерального закона "О культуре в Российской Федерации" в статье 16: право на предпринимательскую деятельность в сфере культуры» устанавливается :

«Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность в сфере культуры, в том числе право создавать организации, занимающиеся производством, сохранением, тиражированием и распространением культурных благ в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации».

Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство в сфере культуры имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих культурныхпотребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.

Не требуется доказательств, что исходя ситуация в России и опыт стран с давней традицией негосударственной поддержки культуры дальнейшее развитие предпринимательства в культуре может произойти только при создании совокупности предпосылок: экономических, социальных, правовых и др.

Основными факторами более активного развития предпринимательства в культуре выступают: совершенствование налоговой политики, экономическая ситуация в стране, местная специфика, компетентность менеджмента, рост предпринимательской активности самих организаций культуры, совершенствование методической базы, специальная подготовка профессиональных менеджеров, по-иному воспринимающих привычные процессы деятельности учреждений культуры, признание предпринимательских рисков и умение их страховать.