Файл: Рудич пособие с рисунками.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 339

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предпринимательская и инновационная деятельность

Оглавление

Тема 1. Особенности российского предпринимательства в условиях модернизации экономики России

Тема 2. Экономическая сущность и содержание инновационной деятельности и предпринимательства в социально-культурной сфере

Тема 3. Инновации как ресурс развития предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере

Тема 4. Инновационное предпринимательство в социально-культурной деятельности: система, взаимосвязи, классификация, виды.

Тема 5. Предпринимательская деятельность как творчество

Тема 6. Организация финансовой деятельности учреждения культуры в социально-культурной деятельности и оценка эффективности инновационной и предпринимательской деятельности учреждений скс

Тема 7. Личность и качества менеджера по инновациям и предпринимателя в социально-культурной сфере и индустрии досуга.

Заключение

Список рекомендуемой литературы

«Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства»

15. Выберите все правильные ответы:

33. Дополните:

46.Дополните:

52.Составьте рейтинг в баллах:

53. Выберите правильный ответ:

Важным фактором, сдерживающим развитие предпринимательства, являются особенности производства культурных благ и услуг, проявляющиеся в длительных циклах подготовительного и производственного периодов и периода реализации продукции, что требует вложения больших финансовых затрат на значительный срок, связанный, например, с подготовкой исполнителей в шоу-бизнесе, текстов оригинальных

литературных материалов (идей, сценариев), музыкальных произведений и т.д., а также растягивается на долгое время и возврат средств.

В этой связи предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги социально-культурной сферы, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства. Акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.

В значительной степени эффективность предпринимательства в культуре зависит от самой организации: ее статуса, масштаба, специфики, уровня менеджмента, качества предоставляемых услуг, степени включенности в рынок .

Более правильно, что предпринимательство в сфере культуры – это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления культурного продукта. Тогда как бизнес – это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров, и услуг, которая осуществляться может без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.

Существование особых условий производства и потребления результатов деятельности организаций и учреждений культуры приводит к ограничению, модификации и специфике развития предпринимательства в этом секторе экономики. К ним относятся: ограничения рыночного характера, которые обусловлены высокой социальной значимостью ряда культурных благ и услуг и необходимостью государства обеспечить стандарты культурного обслуживания населения; недостаточно устойчивый, неравномерный, а порой низкий потребительский спрос населения на культурные блага и услуги.


Значительное число учреждений культуры в регионах работают в условиях дефицита профессиональных управленческих кадров и закостенелости структуры российских организаций культуры, которая нередко мало отличается от структуры советских времен. Недостаточная подготовка в области управления малым бизнесом в культуре в результате чего само руководство мало инициирует создание предпринимательских подразделений с учетом требований современности: управленческих, фандрейзинговых и PR-технологий и т.д.

Сегодня наша задача состоит в том, чтобы сориентировать будущий персонал учреждений СКС, на готовность работы в условиях жесткого ограничения в финансировании, с одной стороны, и создания максимально комфортных условий для активности и инициативы людей – посетителей этих учреждений, – с другой. Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами. Генеральной целью социально-культурной сферы (ее институтов) является обогащение духовной жизни людей и создание условий для социально-культурной деятельности. Необходимым условием формирования культурно-художественного потенциала является экономический и предпринимательский потенциал. Вопросы создания правовых, программно-целевых, организационно-структурных, финансовых условий для реализации генеральной цели всех институтов социально-культурной сферы и являются предметом учебной программы курса.

Экономика социально-культурной сферы подвержена всем тем проблемам, которые есть в экономике страны. Одна из главных проблем - умение расходовать ограниченные ресурсы наиболее эффективным способом для достижения целей определенных и культурной политикой самого государства и отдельного гражданина. Проблемой является и возможность пополнения расходуемых ресурсов. Продукт, произведенный в результате социально-культурной деятельности должен быть предложен, продан потребителю, т.е. затраты на него должны вернуться. Иначе говоря, специалисты должны реализовать результаты своего труда, т.е. осуществлять предпринимательскую деятельность. Тем самым социально-культурная сфера вовлекается в систему рыночных отношений.

Выбирая вид предпринимательской деятельности организация культуры должна учитывать наряду с экономическим, социальный результат, не нарушая деятельности в области их основного предназначения.


Проверить повтор

Отличие культурного продукта от продукта других отраслей заключается в его влиянии на формирование человека как личности. Целью создания простого продукта является получение прибыли, а в культурном продукте важен общекультурный, часто мировоззренческий эффект. Культурный продукт – это источник влияния на сознание человека.

От простого культурный продукт также отличает его уникальность из-за чего тиражирование и воспроизводство культурного продукта возможно только с точки зрения повторяемости возникающего полезного эффекта. Именно уникальность культурного продукта привлекает к нему интерес аудитории.

Предпринимательство в культуре – поле для реализации инновационных креативных идей, территория свободы творчества, развитие новых форм их актуализации, таких как креативные индустрии и творческие кластеры.

Специфика социально-культурной сферы состоит в том, что

главным субъектом выступает не предприниматель, а потребитель без взаимодействия с которым , как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступить в качестве заказчика и помощника или противника, а также с институтами гражданского общества. К категории субъектов предпринимательской активности, относится и специалист в области культуры и искусства (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры осуществляющие деятельность в социально-культурной сфере (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).

Подчеркнем, что во взаимоотношениях специалиста ( творческого работника) СКД как предпринимателя и потребителей его продукции, предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителям свойственна, как пассивная, так и активная роль. При анализе сторон этих взаимоотношений потребитель не только выполняет роль индикатора предпринимательского процесса, но активного участника творческого процесса поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной)экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего не только потреблять ., но и создавать творческий продукт. Организация культуры и искусства как предпринимательская структура , ( а творческий специалист более всего) при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, ожидания и оценки потребителя. К сожалению, нередко складывается так, что у нее в условиях рыночной системы отношений нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами. Естественно и сама организация СКД как предпринимательская может и даже должна формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности (ну кто из потребителей предполагал приобрести например комнатный фонтан, когда он еще не производился, а только готовился к производству?). К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе «навязывания» ему услуг, продуктов и изделий культуры и искусства как товара.Таким образом, целью предпринимателя в любой сфере, и тем более в СКС, выступает необходимость «завоевать» потребителя, создавать круг собственных постоянных и активных потребителей.


Сравним факторы отличия в основных средствах воздействия предпринимателя на потребителя СКД и других областях бизнеса:

Таблица 2 .1.

Факторы в сфере бизнеса

Факторы в СКД

Новизна товара и его соответствие интересу потребителя:

-

Качество

Цена, доступность товара

Степень универсальности товара

Внешний вид, упаковка

Позитивные, отличительные характеристики услуги, продукта и изделия

Возможность послепродажного сервиса

Соответствие общепринятым государственным стандартам

Престижность и привлекательность рекламы товара

Заметим, что на данном этапе, когда большинство в производстве услуг, продукции и изделий СКД, осуществляется индивидуальным творческим работником или малочисленной организацией в 3-7 человек, указанные требования сложно осуществимы. Это связано со все еще недостаточным владением специалистами СКД теорией и практикой менеджмента, маркетинга и права.

Предпринимательство в социально-культурной сфере

– это особая самоорганизующаяся форма экономической активности, позволяющая эффективно соединять факторы производства услуг, продуктов и изделий, обеспечивать развитие экономики СКД с использованием достижений научно-технического прогресса, направленная на решение экономических, социальных, культурологических, педагогических и художественно-эстетических задач общества, опирающаяся на конкурентные преимущества.

Как правило, целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль,как отмечалось выше, - это излишек доходов над расходами, и она получается если предпринимательское решение по производству и поставке на рынок товара позволяет обеспечить неудовлетворяемый или скрытый спрос потребителя [22].


Критерием бизнеса по Р. Кийосаки [31] выступает так называемая «финансовая свобода». Он выделяет четыре категории участников процесса производства:

Р / Б

_____________,

С \ И

где:

- Р– работающие по найму,

- С- те, кто сами себя обеспечивают, предприниматели;

- Б– имеющие собственный бизнес,

– инвесторы.

Подавляющая часть работающих людей во всех странах, которая в качестве основного дохода имеет заработную плату, продавая свой труд, относится к «Р». Предприниматель - сам обеспечивает себя работой, но доход его поступает до тех пор, пока он производит что-либо- это «С». Это рассматриваемая в нашем исследовании категория; если владелец имеет собственную фирму, которая приносит ему деньги, и он их преобразует в капитал – это и есть бизнес - сектор «Б»; Инвестор - «И»- зарабатывает деньги с помощью разнообразных капиталовложений, получая с помощью денег деньги. Примечательно, что Р. Кийосаки считает, что именно эти два сектора, «Б» и «И», позволяют иметь все больше и больше свободного времени, что выступает важнейшим условием спроса на услуги СКД. Эти две категории людей «принимают решения не относительно того, что они хотят делать, а кем они хотят стать, как они мыслят и как смотрят на мир».[31]. Автор подчеркивает. что любые изменения для них – это большие изменения. Человек, действующий вквадранте (математический термин в экономике) «Б», как владелец собственного бизнеса, обычно говорит так: «Я ищу нового президента для управления моей компанией», тогда как предприниматель может говорить: «Моя ставка 35 долларов в час» или: «Моя обычная комиссионная ставка составляет 6 % от общей стоимости». Для работающего по найму главные слова – «гарантия», «пособие», которые, как считает Кийосаки, определяются чувством страха и необходимостью быть защищенным [31].

Предприниматель - «С» - человек, который стремится брать ситуацию под контроль и справляется с ней своими силами. Эту категорию участников рынка Р. Кийосаки называет группой «Сделай –это-сам». К этой группе относятся и художники, мастера ДПИР и НП и другие творческие работники сферы культуры и искусства. Во многих отношениях эти люди являются истинными художниками, имеющими свой собственный стиль и свои методы выполнения работы. Отличительной особенностью предпринимателей в области СКД, выступает то, что деньги являются не самой важной, хотя и необходимой, составляющей их работы. Независимость, свобода делать работу по-своему и вызывать уважение к себе, как к знатоку в своей области, гораздо важнее, чем деньги. Они не любят и не хотят иметь над собой контроль и не нуждаются в нем.