Файл: Основы права Учебник З. Г. Крылова.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 7468

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебное издание

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ

И ПРАВЕ

1.2. Функции Российского государства

1.3. Сущность и роль права в обществе

1.4. Источники права. Его система

1.5. Действие законов

1.6. Правовые отношения, правомерное поведение и правонарушения. Юридическая ответственность

Глава 2

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

2.1. Общие положения

2.2. Права и свободы человека и гражданина

2.3. Федеративное устройство

2.4. Органы государства

Глава 3

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

3.1. Общие положения

3.2. Субъекты административного права

3.3. Государственная служба

3.4. Административная ответственность

Глава 4

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

4.1. Общие положения

4.2. Правовое регулирование налогообложения юридических лиц

4.3. Правовое регулирование налогообложения физических лиц

Глава 5

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

5.1. Общие положения

5.2. Субъекты гражданского права

5.3. Объекты гражданского права

5.4. Гражданско-правовые сделки

5.5. Представительство. Доверенность

5.6. Исковая давность

5.7. Право собственности и другие вещные права

5.8. Общие положения об обязательствах и договорах

5.9. Договор купли-продажи

5.10. Договор поставки

5.11. Договор аренды (имущественного найма, проката)

5.12. Договор подряда

5.13. Договор перевозки грузов

5.14. Расчетные и кредитные правоотношения

5.15. Договор комиссии

5.16. Договор поручения. Агентский договор

5.17. Договор хранения

5.18. Страхование

5.19. Авторское право

Контрольные вопросы к § 5.19

5.20. Патентное право

5.21. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда

Глава 6

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6.1. Предмет и структура предпринимательского права

6.2. Предпринимательская деятельность

6.3. Субъекты предпринимательской деятельности

6.4. Регистрация предпринимателей без образования юридического лица

6.5. Регистрация юридического лица

6.6. Правовой режим имущества в предпринимательской деятельности

6.7. Несостоятельность (банкротство) при осуществлении предпринимательской деятельности

Глава 7

ТРУДОВОЕ ПРАВО

7.1. Общие положения

7.2. Коллективный договор

7.3. Трудовой договор (контракт)

7.4. Рабочее время и время отдыха

7.5. Заработная плата. Гарантийные и компенсационные выплаты

7.6. Трудовая дисциплина

7.7. Охрана труда

7.8. Материальная ответственность работников

7.9. Трудовые споры

Глава 8

ГРАЖДАНСКО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

8.1. Общие положения

8.2. Подведомственность и подсудность

8.3. Судебные расходы

8.4. Производство в суде первой инстанции

8.5. Производство в кассационной инстанции судов общей юрисдикции

Глава 9

АРБИТРАЖНОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

9.1. Общие положения

9.2. Подведомственность и подсудность арбитражного суда

9.3. Порядок рассмотрения дел и разрешения споров в арбитражном суде

9.4. Производство по пересмотру решений

9.5. Исполнение решений арбитражного суда

9.6. Производство по делам с участием иностранных лиц

Глава 10

ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА

10.1. Общие положения

10.2. Условия и порядок заключения брака

10.3. Личные и имущественные правоотношения супругов

10.4. Прекращение брака. Недействительность брака

10.5. Личные и имущественные отношения между родителями и детьми

10.6. Личные и имущественные отношения между другими членами семьи. Усыновление. Опека и попечительство

Глава 11

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

11.1. Общие положения

11.2. Экологические требования при осуществлении отдельных видов деятельности

Глава 12

ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА

12.1. Общие положения

12.2. Уголовная ответственность за отдельные преступления против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти

На основе административной правоспособности граждане вступают в административно-правовые отношения. В таких отношениях они могут выступать в качестве стороны, обязанной выполнять обращенные к ней требования административно-правовых норм, исходящих от органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц (например, обязанность соблюдать требования органов санитарно-эпидемического надзора); стороны, реализующей принадлежащие ей законные права и вступающей в связи с этим в правоотношения (например, реализуя право на защиту, гражданин обращается с административной жалобой, с иском в суд).

По способу возникновения административные правоотношения можно классифицировать на отношения, возникающие в связи:

а) с реализацией гражданами их законных прав (право на медицинскую помощь, право на обслуживание и др.);

б) с выполнением гражданских обязанностей (платить законно установленные налоги и сборы и др.);

в) с нарушением органами исполнительной власти, их должностными лицами прав и законных интересов граждан (отношение по жалобе);

г) с нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей (ответственность за административное правонарушение).

Конституция РФ закрепляет право гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не противоречащими закону, например объявление забастовок, обращение в официальные инстанции и др.

По Конституции РФ гражданин вправе обратиться в государственные органы, органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями и жалобами, а также за получением информации, справок и других документов.

Ж а л о б а - это обращение в государственные и иные официальные органы к должностным лицам в связи с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Общее право жалобы имеют все граждане. Специальное право жалобы предоставлено законодательством лицам как участникам гражданского и уголовного процесса, административного производства, трудовых споров и т.д.

Общее право жалобы можно подразделить на: 1) право на административное обжалование и 2) право на судебное обжалование.

Общее право на административное обжалование (далее - жалоба) регулируется частично Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г.* действует на территории Российской Федерации в части, не противоречащей Конституции РФ и другим законам), а также Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»**.

* См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. № 11. Ст. 19.

** См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 19. Ст. 685.



Обжалованы могут быть любые действия или бездействия работников государственных и общественных предприятий, учреждений как неправильные. Жалоба должна быть рассмотрена в срок до одного месяца. В ней должны быть указаны фамилия, имя и отчество лица, подающего жалобу, его адрес, сведения о месте работы или учебы. Анонимные заявления и жалобы не рассматриваются.

Судебное обжалование осуществляется в соответствии с вышеназванным Законом РФ от 27 апреля 1993 г. Граждане вправе обжаловать в суд единоличные и коллегиальные действия (решения) государственных органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и должностных лиц,

Гражданин может обратиться по своему выбору или в суд, или в вышестоящий в порядке подчиненности орган (к должностному лицу). Орган (должностное лицо) обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца. Если гражданину в удовлетворении жалобы будет отказано или он не получит ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Законом установлены сроки для обращения с жалобой в суд: в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права, и одного месяца со дня отказа вышестоящим органом в удовлетворении жалобы.

Для некоторых категорий лиц гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством о труде, нормативными актами, определяющими особенности дисциплинарной ответственности, устанавливается иной порядок внесудебного и судебного обжалования.

Органы исполнительной власти

Исполнительная власть осуществляет государственное управление. Органы исполнительной власти обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти. Они не подотчетны и не неподконтрольны органам представительной власти.

Органы исполнительной власти, в частности Правительство РФ, наделены правом законодательной инициативы, а также государственно-властными полномочиями по изданию правовых актов и контролю за их исполнением.

Органы исполнительной власти могут быть федеральными и исполнительными властями субъектов РФ.

В зависимости от характера компетенции различаются органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции.

Органы общей компетенции - правительства, администрации субъектов РФ. Они осуществляют руководство большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения РФ, Комитет Российской Федерации по металлургии и др.).

Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например. Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ и др.).


По порядку разрешения подведомственных вопросов необходимо различать коллегиальные и едино начальные органы.

Коллегиальные органы представляют организационно оформленную группу лиц, принимающих решение большинством голосов (например, правительства, многие государственные комитеты и др.).

Единоначальные органы принимают решения по вопросам, входящим в их компетенцию, в лице их руководителя (например, министерства, администрации краев, областей и т.д.).

Федеральные органы исполнительной власти, определенные в Указе Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»*, следующие: Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, комитеты РФ, Главное управление охраны РФ, федеральные службы, Департамент налоговой полиции РФ, Агентство правительственной связи и информации, федеральный надзор России.

* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. №3. Ст. 190.


Правительство осуществляет исполнительную власть в РФ, издает постановления и распоряжения.

Федеральные министерства, государственные комитеты и федеральные ведомства (комитеты, службы, агентства, департаменты) относятся к центральным органам федеральной исполнительной власти. Они действуют в пределах своей компетенции на всей территории РФ под руководством Правительства РФ. Положения о них утверждаются Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ (например, Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России утверждено Указом Президента РФ 18 февраля 1993 г. № 234*, Положение о Министерстве юстиции РФ - Советом Министерства РФ 4 ноября 1993 г. № 1187**). Министры и председатели государственных комитетов РФ назначаются Президентом РФ и по должности входят в состав Правительства РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. № 66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральные министерства и государственные комитеты имеют равный правовой статус.

* См.: Российская газета. 1993. 10 марта.

** См.: там же. 14 декабря.


Руководители федеральных ведомств не входят, как правило, в состав Правительства РФ. Ведомства не входят в состав министерств и являются самостоятельными органами. Они действуют под руководством Правительства РФ.

Некоторые органы федеральной исполнительной власти подведомственны Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и федеральными законами: министерства обороны, внутренних дел, Служба внешней разведки, Федеральная служба безопасности и др.

Органы исполнительной власти субъектов РФ можно подразделить на органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Их формы не имеют общеустановленной унификации, поэтому наименования органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются, как правило, с учетом исторических и национальных традиций или зарубежного опыта. Система и формы органов исполнительной власти республик устанавливаются в их конституциях, а краев, областей, автономных образований - в их уставах.


Органы общей компетенции - это Советы Министров (правительства) республик в составе РФ, администрации краев, областей, автономных образований.

Органами отраслевой и межотраслевой компетенции в республиках являются министерства; государственные комитеты, комитеты, главные управления и др.

В областях, краях, автономных образованиях органами исполнительной власти являются главные управления (управления, комитеты, отделы, департаменты).


Органы местного самоуправления

Правовая основа деятельности местного самоуправления и его органов определена в Конституции РФ, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации.

Сохраняет силу Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» в части, не противоречащей вышеназванным и другим правовым актам (с 1 сентября 1995 г. не действуют ст. 1 - 48, 77 - 79, 87 - 96 названного закона).

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с данным законом, законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований; наличие выборных органов является обязательным; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должности главы муниципального образования и должности иных выборных должностных лиц.

Глава муниципального образования может быть избран как непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования, так и представительным органом местного самоуправления из своего состава. Избранный населением глава муниципального образования может входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях (если такое право предусмотрено уставом).

Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица подчиняются населению и представительному органу местного самоуправления. Срок их полномочия не может быть меньше двух лет.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ст. 49 - 76 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» в части, не противоречащей Конституции РФ и Федеральному закону РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», усилены гарантиями местного самоуправления, образуемыми в соответствии с федеральным законом.

Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» усилены гарантии местного самоуправления. Так, решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и их должностных лиц обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, организациями и гражданами. Решения могут быть отменены лицами, их принявшими, или признаны недействительными по решению суда.


Акты органов государственной власти и государственных должностных лиц, нарушающие права местного самоуправления, могут быть оспорены как недействительные в суде путем подачи иска гражданами, проживающими на территории муниципального образования, а также органами местного самоуправления и их должностными лицами.

3.3. Государственная служба

Прежде чем рассматривать вопрос о государственной службе, следует выяснить, что такое «служба» вообще. В юридической литературе служба рассматривается как один из видов платной общественно полезной деятельности. Она состоит в управлении, обслуживании его (делопроизводством, техническом и др.) или социально-культурном обслуживании людей*.

*См.: БахрахД.Н. Административное право. М.: БЕК. 1996. С. 102.


В российском законодательстве нет единого нормативного акта, содержащего общее понятие служащего. Такое положение обусловлено многообразием социальных функций, выполняемых служащим, и множеством законодательных и иных правовых актов, регулирующих отдельные виды службы, что не позволяет установить единый критерий в определении понятия служащего. Поэтому предлагается такое определение понятия «служащий»: служащим признается гражданин, занимающий должность в какой-либо организации и осуществляющий управленческую деятельность или социально-культурное обслуживание (преподаватель, врач) за вознаграждение.

Все служащие в зависимости от вида права собственности, на основе которого действуют организации, в которых они работают, могут быть служащими: частных предприятий, организаций; международных, иностранных организаций; государственных организаций, предприятий.

Государственные служащие - один из видов служащих.

Государственный служащий в широком смысле - лицо, занимающее должность в государственной организации (органе государственной власти, на предприятии, в учреждении), в узком смысле - лицо, занимающее должность в государственном органе.

Должность определяет права, обязанности и ответственность государственного служащего, требования к его профессиональной подготовке, содержанию выполняемой работы, что может быть сформулировано в должностных инструкциях.

Специальным законом, регламентирующим государственную службу, является Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. (далее Закон Российской Федерации о государственной службе)*.

*См.: СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2290.


Согласно ст. 1 данного Закона государственная должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей*