Файл: Основы права Учебник З. Г. Крылова.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 7057

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебное издание

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ

И ПРАВЕ

1.2. Функции Российского государства

1.3. Сущность и роль права в обществе

1.4. Источники права. Его система

1.5. Действие законов

1.6. Правовые отношения, правомерное поведение и правонарушения. Юридическая ответственность

Глава 2

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

2.1. Общие положения

2.2. Права и свободы человека и гражданина

2.3. Федеративное устройство

2.4. Органы государства

Глава 3

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

3.1. Общие положения

3.2. Субъекты административного права

3.3. Государственная служба

3.4. Административная ответственность

Глава 4

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

4.1. Общие положения

4.2. Правовое регулирование налогообложения юридических лиц

4.3. Правовое регулирование налогообложения физических лиц

Глава 5

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

5.1. Общие положения

5.2. Субъекты гражданского права

5.3. Объекты гражданского права

5.4. Гражданско-правовые сделки

5.5. Представительство. Доверенность

5.6. Исковая давность

5.7. Право собственности и другие вещные права

5.8. Общие положения об обязательствах и договорах

5.9. Договор купли-продажи

5.10. Договор поставки

5.11. Договор аренды (имущественного найма, проката)

5.12. Договор подряда

5.13. Договор перевозки грузов

5.14. Расчетные и кредитные правоотношения

5.15. Договор комиссии

5.16. Договор поручения. Агентский договор

5.17. Договор хранения

5.18. Страхование

5.19. Авторское право

Контрольные вопросы к § 5.19

5.20. Патентное право

5.21. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда

Глава 6

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6.1. Предмет и структура предпринимательского права

6.2. Предпринимательская деятельность

6.3. Субъекты предпринимательской деятельности

6.4. Регистрация предпринимателей без образования юридического лица

6.5. Регистрация юридического лица

6.6. Правовой режим имущества в предпринимательской деятельности

6.7. Несостоятельность (банкротство) при осуществлении предпринимательской деятельности

Глава 7

ТРУДОВОЕ ПРАВО

7.1. Общие положения

7.2. Коллективный договор

7.3. Трудовой договор (контракт)

7.4. Рабочее время и время отдыха

7.5. Заработная плата. Гарантийные и компенсационные выплаты

7.6. Трудовая дисциплина

7.7. Охрана труда

7.8. Материальная ответственность работников

7.9. Трудовые споры

Глава 8

ГРАЖДАНСКО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

8.1. Общие положения

8.2. Подведомственность и подсудность

8.3. Судебные расходы

8.4. Производство в суде первой инстанции

8.5. Производство в кассационной инстанции судов общей юрисдикции

Глава 9

АРБИТРАЖНОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

9.1. Общие положения

9.2. Подведомственность и подсудность арбитражного суда

9.3. Порядок рассмотрения дел и разрешения споров в арбитражном суде

9.4. Производство по пересмотру решений

9.5. Исполнение решений арбитражного суда

9.6. Производство по делам с участием иностранных лиц

Глава 10

ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА

10.1. Общие положения

10.2. Условия и порядок заключения брака

10.3. Личные и имущественные правоотношения супругов

10.4. Прекращение брака. Недействительность брака

10.5. Личные и имущественные отношения между родителями и детьми

10.6. Личные и имущественные отношения между другими членами семьи. Усыновление. Опека и попечительство

Глава 11

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

11.1. Общие положения

11.2. Экологические требования при осуществлении отдельных видов деятельности

Глава 12

ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА

12.1. Общие положения

12.2. Уголовная ответственность за отдельные преступления против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти

* См.: там же

­­­­­­­­­­­­­­­­

Государственные должности в соответствии с законом можно разделить на следующие виды:

1. Государственные должности категории «А» - должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи и др.).

2. Государственные должности категории «Б» - должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А».

3. Государственные должности категории «В» - должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Государственные должности должны быть включены в Реестр Государственных должностей РФ (утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г.)*.

*См.: СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 174.


Закон ввел понятие федерального государственного служащего как гражданина РФ, занимающего в порядке, предусмотренном этим законом, оплачиваемую государственную должность. В данном контексте под государственной должностью понимается должность в федеральных государственных органах, организациях, служба в которых определяется законом.

Служащих, занимающих должности в государственных организациях, по характеру полномочий делят на должностных лиц; оперативный состав; технический и вспомогательно-обслуживающий состав*.

*См.: Алехин А.Л. Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. С.143.


Должностные лица - государственные служащие, которые имеют право в пределах своей компетенции совершать властные действия с юридическими последствиями (издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы и т.д.). К ним относятся также служащие, не совершающие подобных действий, но руководящие деятельностью подчиненных им работников и уполномоченные предъявлять к ним обязательные для исполнения требования (например, руководители структурных подразделений органов управления).

Особый правовой статус среди должностных лиц имеют представители административной власти, которые наделены правом предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия в отношении лиц и организаций, им не подчиненных (главные санитарные врачи, работники милиции, другие должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные функции).

Оперативный состав- это государственные служащие - специалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере выполнения государственно-властных функций. Они не имеют права совершать юридически властные акты в отношении граждан. Это служащие, которые работают над подготовкой проектов различных решений (юристы, экономисты и др.).


Технический и вспомогательно-обслуживающий состав - государственные служащие, служебная деятельность которых не связана с выполнением действий, влияющих на решения этого органа (например, технические секретари).

Согласно ст. 21 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальными служащими являются «лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления». В уставе муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральными законами определяются правовое регулирование муниципальной службы, в том числе и требования к должностям, правовой статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление муниципальной службой.

3.4. Административная ответственность

Административная ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, которая заключается в том, что орган управления или должностное лицо вправе применить к лицу, совершившему административное правонарушение, меры административного взыскания.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок), за совершение которого к виновным применяются административные взыскания.

Административная ответственность регулируется нормами административного права, которые представляют исчерпывающий перечень административных правонарушений и административных взысканий, налагаемых за их совершение.

Основным нормативным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц, является Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, принятый 20 июня 1984 г. (КоАП РСФСР). Он содержит не только материальные нормы (перечень взысканий, состав правонарушений и т.д.), но и нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях.

К административной ответственности привлекается широкий круг органов и должностных лиц, перечень которых содержится в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях и других законах и подзаконных актах. Административные взыскания в отличие от дисциплинарных применяются органами и должностными лицами в отношении лиц, не подчиненных им по работе или службе.

Законодательство, регулирующее административную ответственность организаций, в настоящее время не кодифицировано. Отдельные законы и постановления правительства устанавливают виды административных правонарушений и субъектов административной ответственности за них.


Административное правонарушение


Основанием для привлечения к административной ответственности является административное правонарушение. В соответствии с КоАП РСФСР (ст. 10) административным правонарушением является посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает в том случае, если за эти правонарушения действующим законодательством не предусмотрена уголовная ответственность.


Административное правонарушение характеризуется антиобщественным характером деяния (действия или бездействия), поскольку посягает на государственный или общественный порядок, т.е. причиняет вред интересам граждан и государства. Оно является и противоправным деянием, так как связано с нарушением норм административного и других отраслей права (конституционного, финансового, трудового, гражданского), которые охраняются мерами административной ответственности. Административная ответственность может наступать только за правонарушения, прямо предусмотренные КоАП и другими правовыми актами.

Административное правонарушение является виновным деянием, поскольку может быть совершено с умыслом или по неосторожности.

Деяние, квалифицируемое законодательством как административное правонарушение, должно содержать не только вышеперечисленные признаки, но и состав административного правонарушения.

Однако даже при наличии всех признаков состав административного правонарушения может отсутствовать. В этом случае применение мер административной ответственности исключается*. Субъектами административного правонарушения по закону (ст. 13 КоАП) являются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.

*См.: Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. С.227.


Понятие и виды административных взысканий


Административное взыскание – это мера административной ответственности за административное правонарушение.


Цель его - защита правопорядка, воспитание лиц, совершивших административные правонарушения, в духе уважения к закону и предупреждение совершения новых правонарушений самими правонарушителями и другими лицами.

В соответствии со ст. 24 КоАП за совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий: 1) предупреждения;

2) штраф; 3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); 6) исправительные работы; 7) административный арест.

Административные взыскания в соответствии с законом делятся на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация применяются в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, а все другие - как основные.

Предупреждение как мера административного взыскания применяется за незначительные административные правонарушения и выносится в письменной форме.

Штраф - взыскание имущественного (денежного) характера. Минимальный размер составляет одну десятую, а максимальный - сто минимальных месячных размеров оплаты труда или до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества.


Определение размера штрафа с учетом инфляции производится по следующим основаниям:

1) по отношению к сумме стоимости предмета - объекта правонарушения. В частности, наложение штрафа в размере сокрытой (заниженной) суммы доходов от налогообложения;

2) в кратном исчислении к месячному доходу (до трехмесячного дохода, например);

3) в кратном исчислении к минимальному месячному размеру оплаты труда;

4) по отношению к должностному окладу.

Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3293-1 «О порядке пересчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях» установлен порядок пересчета штрафов, предусмотренных в КоАП РСФСР. С учетом инфляционного месячного процесса размер штрафа, установленный в твердой сумме, подлежит перерасчету.

Возмездное изъятие применяется как принудительная мера только в отношении предмета, который явился предметом или объектом административного правонарушения. Вырученная сумма за изъятый предмет передается бывшему собственнику имущества.

Конфискация - это принудительное безвозмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства.

Конфискация как мера административной ответственности состоит в безвозмездном изъятии только предмета правонарушения, но не вообще имущества правонарушителя как меры уголовной ответственности.

Лишение специальных прав, предоставленных гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), на срок от 15 дней до трех лет. Лишение прав управления транспортными средствами не может применяться к лицам, пользующимся этими средствами в связи с инвалидностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Исправительные работы применяются на срок от 15 дней до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение. Часть его заработка (не более 20%) удерживается в доход государства.

Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений до 30 суток. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

Законодательство об административной ответственности организаций не упорядочено и не представляет сложившуюся систему. Нормы об административной ответственности организаций содержатся в отдельных законах, принятых в последние годы, например в Законе РФ «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за нарушения в области строительства». По общему правилу субъектами административной ответственности являются организации - юридические лица. В отдельных случаях к административной ответственности могут привлекаться обособленные подразделения юридических лиц - филиалы. Административная ответственность юридических лиц наступает в виде штрафа.



Контрольные вопросы к главе 3


1. Предмет и метод правового регулирования административного права.

2. Источники административного права.

3. Участники административного правоотношения.

4. Административное право и дееспособность.

5. Право гражданина на судебное и административное обжалование (жалобу). Порядок и сроки обжалования.

6. Органы исполнительной власти и их классификация. Органы государственного управления.

7. Органы местного самоуправления.

8. Понятия «служба» и «служащий».

9. Государственная должность в контексте Закона РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.

10. Определение понятия должностного лица.

11. Понятие и виды административных правонарушений.

12. Понятие и виды административных взысканий.



Глава 4

НАЛОГОВОЕ ПРАВО




4.1. Общие положения


Налоги, сборы и пошлины являются одним из важнейших источников государственных доходов почти всех государств мира*, поскольку обеспечивают их деятельность финансовыми средствами.

* Объединенные Арабские Эмираты, Андорра, Науру налогов не имеют. См.: Мещерякова О.В. Налоговые системы разных стран мира (справочник). М.: Фонд «Правовая культура», 1995, С. 231-233.


История взимания налогов (сборов и пошлин)*, основанных на нормативных правовых актах, насчитывает несколько тысячелетий. Этому могут свидетельствовать законы Эшнунны - маленького государства, находившегося недалеко от Вавилона, - датируемые XX в. до н.э. и поэтому являющиеся древнейшими среди известных историкам памятников законодательства.

* В древние времена налоги именовались иначе. Например, подать по законам царя Хаммурапи, кара по законам Ману, вира по нормам сборника «Русская Правда».


Другим важным памятником правовой культуры являются законы древневавилонского царя Хаммурапи, правившего в первой половине XVIII в. до н.э. Эти законы были выбиты на черном базальтовом столбе и состояли из введения, 282 статей и заключения.

Древнейшим источником права являются древнеримские законы XII таблиц, составленные в V в. до н.э. Они были выбиты на 12 досках, их изучали в школах Древнего Рима.

Важным памятником правовой культуры является также свод древнеиндийских законов Ману, составленный во II в. до н.э. Свод законов состоял из 12 глав и 2685 статей. Например, согласно ст. 127, 137, 138 главы VII Свода законов Ману объектами налогообложения были: а) результаты труда свободных ремесленников и землепашцев; б) торговая деятельность; в) самостоятельный промысел. В соответствии со ст. 130 гл. VII Сборника законов Ману в царскую казну платили 50-ю часть скота и золота*. Исходя из правила ст. 133 гл. VII Свода законов Ману от уплаты налогов освобождались знатоки Веды, т.е. лица, знающие Свод законов Ману.

*Законы Ману. - М.: Изд-во Восточной литературы. I960.,


Памятником правовой культуры Киевской Руси является сборник «Русская Правда» (IX - XII вв.), в котором были закреплены нормы о взимании налогов, т.е. виры. Например, согласно ст. 42 сборника виру уплачивали территории определенной общины. Сбор виры осуществлялся как в денежной, так и в натуральной формах.*