ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2020
Просмотров: 4138
Скачиваний: 33
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Чтение литературно-художественного произведения как особый вид деятельности
Глава 1. Чтение как вид деятельности
1.1. Чтение как вид деятельности
1.3. Специфика художественного текста и особенности читательской деятельности
Практические задания к теме «Чтение как вид деятельности»
Глава 2. Сферы читательского восприятия. Способы выявления читательского восприятия
2.1. Сферы читательского восприятия
2.2. Способы выявления качества восприятия литературного произведения
2.3. Постановка вопросов, активизирующих работу всех сфер читательского восприятия
Глава 3. Младший школьник как читатель
3.3. Особенности восприятия литературно-художественного произведения младшими школьниками
3.4. Уровни восприятия художественной литературы младшими школьниками
Приведем примеры вопросов, активизирующих сферу осмысления художественной формы на уровне стилистической детали.
1. Почему в стихотворении А.А.Фета «Печальная береза у моего окна…» наряд березы назван «траурным»? (Осмысляется роль эпитета.)
2. Почему лиса в сказке «Лиса и тетерев» называет тетерева «тетеревочек», «дружочек», а не «тетерев» и «друг»? (Осмысляется роль уменьшительно-ласкательной лексики.)
3. Какое слово используется в сказке «Петушок и бобовое зернышко» для обозначения движения курочки? Почему именно так говорится? (Осмысляется выбор слова из синонимического ряда.)
4. Почему стихотворение Э.Мошковской «Первая двойка» начинается с многоточия и каждая строфа в нем завершается тоже многоточием? (Осмысляется роль синтаксической детали – знака препинания.)
Следующие вопросы обычно активизируют воображение читателя. Часто в анкете присутствуют два вопроса – «на воссоздающее» и «на творческое воображение». Ответом на них должно стать либо описание – героя, пейзажа, интерьера, декораций к спектаклю, иллюстрации к эпизоду, обложки к книге, – либо повествование о событиях, которые могли бы произойти с героями в дальнейшем, или о тех, о которых не рассказал повествователь, но читатель может их воссоздать в своем воображении. Например, в рассказе В.Драгунского «Он живой и светится» ничего не говорится о том, как и когда папа подарил Денсике самосвал, но читатель может, опираясь на отдельные детали авторского повествования, придумать этот эпизод. (Так, кстати, поступают авторы киносценариев по мотивам литературных произведений.) В данном случае мы увидим, как активно и точно работает читательское творческое воображение: учитывает ли ребенок авторские детали, исходит ли в конструировании эпизода из характеров героев или ставит себя на место персонажа и наделяет его своими привычками и реакциями, увлекается подробностями или не перестает видеть целое – художественный образ. Конечно, в выполнении такого рода заданий проявится и качество осмысления образов героев и элементов художественной формы, что необходимо будет учесть при моделировании общей картины восприятия произведения.
Вопросы, активизирующие воображение читателя, особенно трудно подобрать к лирическим стихотворениям. Нелепы вопросы, требующие от читателя представить себе автора в момент написания стихотворения. Никто не знает как выглядел, например, А.С.Пушкин, когда писал «Зимнее утро», или Ф.И.Тютчев, создавая «Чародейкою зимою…» Да и для полноценного восприятия стихотворения это не имеет никакого значения, никак не помогает читателю осознать авторское отношение к изображенному миру. На помощь учителю в таких ситуациях приходят невербальные способы выявления восприятия – прежде всего, это рисунки к стихотворению. В том случае, если пейзаж создан лишь с помощью немногочисленных деталей, то можно предложить детям описать то, что они увидели, услышали, ощутили, читая стихотворение.
Обычно ответ ребенка на вопрос, активизирующий сферу воображения, показывает учителю, на каком уровне осуществилась эта работа: если в ответе использованы только авторские детали и ребенок не создает целостное изображение, то мы говорим о воссоздающем воображении; если же к авторским деталям читатель добавляет новые и достраивает образ до целостного, то мы говорим о включении творческого воображения. Подробности в описании отдельных деталей покажут степень зрительной конкретизации словесного образа. Сохранение связи читательского описания с авторскими деталями и общим настроением эпизода или стихотворения – свидетельство адекватности работы воображения авторским намерениям, способности ученика подчинить свое воображение чужой (в данном случае авторской) воле (произвольность воображения). Поэтому в анкете может быть только один вопрос, активизирующий воображение читателя.
Приведем примеры таких вопросов.
1. Каким вы представляете себе лесного царя в балладе И.В.Гёте «Лесной царь»?
2. Какой вы представляете себе мастерскую, в которой работал Прошка – герой рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Вертел»?
3. Какую иллюстрацию вы бы сделали к эпизоду сражения со шляпой (рассказ Н.Н.Носова «Живая шляпа»)? Опишите ее как можно подробнее.
|
4. О чем мог думать мальчик – герой стихотворения Э.Мошковской «Первая двойка», – увидев всюду «номер два».
Следующие вопросы активизируют мыслительную деятельность читателя и нацеливают его на осмысление содержания на аналитическом уровне, т.к. задавать «репродуктивные» вопросы в анкете не имеет смысла. Ответ ученика всегда покажет учителю, пытается ли он размышлять, анализировать текст или сбивается на его пересказ. Если объем произведения невелик, то достаточно одного «аналитического» вопроса, если же произведение многоплановое, композиционно сложное, то можно увеличить количество таких вопросов до двух-трех.
Например:
1. Чем главный герой рассказа Р.П.Погодина «Сима из четвертого номера» был непохож на остальных ребят?
2. Можно ли назвать героев рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа» трусливыми? Почему?
3. Как и почему меняется настроение Дениски в рассказе В.Драгунского «Он живой и светится…»?
4. Какие чувства испытывают герои рассказа Р.П.Погодина «Сима из четвертого номера» Сима и Мишка во время драки?
5. Осуждает ли автор отца Нади за то, что тот исполнил желание дочери (рассказ А.И.Куприна «Слон»)?
6. Почему князю Гвидону из сказки А.С.Пушкина удалось добиться того, чтобы его отец приплыл к нему на остров?
Следующий вопрос в анкете нацеливает учеников на осмысление художественной формы на уровне композиции. Анализу может быть подвергнут любой композиционный элемент, но для анкеты целесообразно выбирать наиболее яркие, значимые компоненты, осознание роли которых максимально приблизит ребенка и к постижению содержания.
Например:
1. Почему сказ П.П.Бажова называется «Каменный цветок»?
2. Зачем Д.Н.Мамин-Сибиряк в рассказе «Вертел» дает три точки зрения на Прошкину работу?
3. Сколько смысловых частей в рассказе Н.Н.Носова «Живая шляпа»? Придумайте название для каждой части.
4. Почему рассказ Н.Н.Носова «Живая шляпа» начинается с сообщения о котенке и упавшей на него шляпе?
Завершает анкету всегда вопрос концептуального характера, нацеливающий учеников на осмысление художественной идеи произведения. Найти «идейный» вопрос бывает трудно. Прежде всего необходимо самому идею произведения сформулировать и попробовать перевести ее в вопрос. Возможно, вам поможет совет: не ищите вопрос в содержании произведения, он найдется лишь тогда, когда вы доберетесь до подтекста, подниметесь на уровень обобщения содержания, за конкретными поступками, событиями, характерами увидите авторскую мысль о мире в целом – природе, людях, обществе, о добре и зле. Например:
1. Что помогло героям пушкинской «Сказки о царе Салтане…» воссоединиться и одолеть зло?
2. Почему в сказе П.П.Бажова «Каменный цветок» Данила-мастер возвращается к людям?
3. Кто виноват в том, что произошло, в рассказе В.П.Астафьева «Белогрудка»?
4. Почему выздоровела Надя в рассказе А.И.Куприна «Слон»?
Последовательность и количество вопросов в анкете не определяются строго, но в ней всегда должна быть логика: от эмоций – к концепции. Задача анкеты не только выявить особенности восприятия произведения, но и помочь ребенку открыть смысл произведения, т.е. каждый вопрос в анкете – шаг вперед, ступенька к смыслу, к идее текста.
Следует помнить, что в методике нет объективных способов выявления читательского восприятия, т.к. исследователь всегда должен трактовать детские работы, их интерпретировать. Между ребенком и исследователем находится барьер: мы не можем проникнуть в сознание ребенка и получить объективную информацию о том, как он воспринял текст. Наши оценки всегда субъективны и зависят от научной подготовки, опыта и одаренности. Поэтому так важен подробный качественный анализ детских работ, а не формальное отнесение восприятия к тому или иному уровню.
2.4. Алгоритм постановки вопросов на восприятие
Чтобы вам было легче находить вопросы, активизирующие все сферы читательского восприятия, воспользуйтесь алгоритмом.
Вопрос: Какую сферу собираетесь активизировать?
Ответ № 1: Сферу читательских эмоций (Эч).
Рекомендации:
Определите, что в произведении может вызвать сильную эмоциональную реакцию читателя на содержание и на художественную форму: поступок (поступки) героя, оценка героя другим персонажем, чувства героя в эпическом произведении или лирического героя в лирике, описание природы. Подумайте, не вызывает ли герой неоднозначных оценок (Эчс). Или мелодичность звучания, ритм стихотворения, звуковые повторы, создающие образ, оригинальные изобразительно-выразительные средства и т.п. (Эчф)
Выберите из серии ваших предположений одно, наиболее существенное для произведения в целом.
Задайте вопрос об отношении читателя: как ты относишься, нравится или не нравится тебе …, какие чувства вызывает …, кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь, кто тебе симпатичен, кто несимпатичен, кто или что заинтересовало тебя, было ли тебе смешно, грустно и т.п. (Эчс). Или понравилось ли тебе произведение, какие чувства возникли у тебя после прочтения произведения и чем они вызваны. Если читатель эмоционально откликается на художественную форму произведения, то в ответе это проявится, если нет, то ответ сведется либо к констатации «понравилось или нет», либо к мотивации эмоций содержанием произведения.
Спросите у читателя, чем вызвана его эмоциональная реакция. Этот вопрос покажет, насколько ученик может осмыслить свои реакции, установить причинно-следственные связи между содержанием произведения и своими чувствами. (Осмысление содержания на аналитическом уровне).
Ответ № 2 (на вопрос 1): Сферу воображения.
2. Вопрос: Какой уровень этой сферы собираетесь активизировать?
2.1. Ответ: Воображение воссоздающее (Вв).
Рекомендации:
Выделите в тексте описания (портреты, пейзажи, интерьеры и т.п.).
Выберите из них такое, которое представлено автором с помощью некоторых деталей, поэтому должно быть дорисовано самим читателем (например: в произведении есть общий портрет героя, но в какой-то конкретный момент действия герой не описывается, и читатель должен воссоздать его образ на основе имеющегося авторского).
Попросите читателя это сделать: описать что-либо (кого-либо) в конкретный момент действия.
Аналогично задаются вопросы, требующие слуховой или кинестетической конкретизации образа: Что вы слышали, ощущали, читая произведение?
2.2. Ответ: Воображение творческое (Вт).
Рекомендации:
Найдите в тексте образы, не описанные автором подробно, а только обозначенные; или действия, события, которые не описаны подробно. Все это требует сотворчества читателя, достраивания образов или ситуаций до целостных. Или найдите в тексте «опущенные» автором события или временные лакуны; определите, каков сюжет произведения, открытый, т.е. возможно его продолжение, или закрытый, т.е. исчерпавший себя.
Предложите читателю: описать образ, ситуацию, описать обложку к книге, иллюстрацию к тексту и т.п.иливосстановить «опущенные» автором события или продолжить сюжетную линию, опираясь на авторский текст и подключая свое творческое воображение.
Последнее задание необязательно включать в анкету, оно может быть дополнительным или входить в домашнее задние при изучении какого-либо произведения.
Ответ 3 (на вопрос 1): Сферу осмысления содержания (Ос).
2. Вопрос: Какой уровень этой сферы собираетесь активизировать?
2.1. Ответ:Осмысление содержания на аналитическом уровне (Оса).
|
|
Рекомендации:
Выделите в произведении события, их причины и следствия, проявления чувств персонажей и автора (как прямые, так и косвенные).
Проанализируйте, как создается характер героя в произведении, как выражаются чувства героев и автора.
Попросите читателя объяснить причины важного (главного) поступка героя или его последствия, или предложите определить чувства героя в конкретном эпизоде или описать динамику его эмоций; основные качества его характера (если они не названы в тексте прямо, но восстанавливаются на основе поступков), определить авторское отношение к персонажу, его поступку, событию.
2.2. Ответ:Осмысление содержания на концептуальном уровне (Оск).
Рекомендации:
Определите проблемы произведения – вопрос(ы), ответ на который(е) ищет автор.
Задайте этот вопрос (один из вопросов).
Ответ 4 (на вопрос 1): Осмысления художественной формы (Оф).
2.Вопрос: Какой уровень этой сферы собираетесь активизировать?
2.1. Ответ: Осмысление формы на уровне стилистической детали (Офд).
Рекомендации:
Найдите в тексте яркую изобразительно-выразительную деталь, играющую существенную роль в создании одного из центральных образов в произведении: эмоционально-оценочное слово или словосочетание, один из тропов, звукопись, синтаксическую конструкцию (или повторяющиеся конструкции).
Укажите на эту деталь читателю и попросите определить ее роль в создании образа, авторские намерения: почему или с какой целью автор ее использует?
2.2. Ответ:Осмысление формы на уровне композиции (Офк).
Рекомендации:
Проанализируйте композицию произведения на уровне его архитектоники, сюжета, системы образов.
Выберите один из существенных и ярких элементов для понимания авторской идеи.
Задайте вопрос о том, почему или с какой целью автор именно так организует текст.
3. Проверьте, все ли сферы и их уровни активизированы вопросами; нельзя ли объединить некоторые вопросы в один.
4. Отредактируйте каждый вопрос(он должен быть сформулирован точно, конкретно, ясно и грамотно).
2.5. Как по вопросу определить, какую сферу он активизирует
Для того чтобы определить, какую сферу активизирует тот или иной вопрос, следует:
1) самому ответить на вопрос,
2) установить, какие операции вы выполняли, работая с текстом,
3) соотнести операции с одним или несколькими пунктами алгоритма.
Обратите внимание на то, что один вопрос может активизировать несколько разных сфер или разные уровни одной и той же сферы.
2.6. Примеры анкет
Рассмотрим на примере сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», как задать вопросы, активизирующие работу всех сфер читательского восприятия.
Выявляем эмоции читателя, вызванные содержанием произведения – Эчс
Вопросы:
1. Какой эпизод сказки заставил тебя больше всего переживать? Почему?
2. Кто из персонажей сказки вызывал у тебя сочувствие, почему?