ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 3957

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

От автора

Раздел 1. Чтение литературно-художественного произведения как особый вид деятельности

Глава 1. Чтение как вид деятельности

1.1. Чтение как вид деятельности

1.3. Специфика художественного текста и особенности читательской деятельности

Практические задания к теме «Чтение как вид деятельности»

Вопросы для повторения

Глава 2. Сферы читательского восприятия. Способы выявления читательского восприятия

2.1. Сферы читательского восприятия

2.2. Способы выявления качества восприятия литературного произведения

2.3. Постановка вопросов, активизирующих работу всех сфер читательского восприятия

Глава 3. Младший школьник как читатель

3.1. Наивный реализм

3.3. Особенности восприятия литературно-художественного произведения младшими школьниками

3.4. Уровни восприятия художественной литературы младшими школьниками

Обоснованность этого вывода подтверждают психологические исследования. П.М.Якобсон (СНОСКА: Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. – М., 1964.) показал, что чувства, появляющиеся у ребёнка во время сопереживания героям произведения, качественно отличаются от чувств, возникающих в житейских ситуациях: читательское переживание и его внешнее выражение не совпадают с бытовым переживанием и поступком. И эта закономерность распространяется на восприятие всех художественных произведений.

Таким образом, можно говорить о том, что отождествление ребёнком художественного персонажа и реального лица есть, в сущности, иллюзия наблюдателя, возникающая в результате того, что эффект подлинности, создаваемый искусством, воспринимается ребёнком с огромной силой, искренностью и непосредственностью. Но состояние ребёнка в момент восприятия литературного произведения сложно и противоречиво: ни в малой степени не сознавая условности искусства, ребёнок даже в момент наивысшей увлечённости не лишается ощущения особой, необычной жизни в условиях искусства (СНОСКА: Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. – М., 1972. - С. 98.). Отодвинутая далеко, но существующая «как будто» художественная реальность подчиняет себе происходящее, которое воспринимается ребёнком как в той или иной степени подвластное ему – непосредственно или с помощью взрослого. Без этого воздействие искусства на ребенка было бы опасным, что становится очевидным, когда, например, в театр приводят ребёнка, ещё не доросшего до восприятия театрального искусства.

Говоря о том, что младший школьник – наивный реалист в восприятии искусства, необходимо учитывать сложность и неоднозначность этого состояния. Исследуя проблему читательского восприятия младших школьников, М.Г.Качурин пишет: «Ребёнок не осмысливает отношения искусства к действительности, но, слушая, разглядывая, а затем начиная читать книги, он практически осваивает особое – художественное по своей направленности – поведение в общении с книгой» (СНОСКА: Качурин М.Г. Ук. соч. – С. 25.).

Таким образом, можно утверждать, что главная особенность искусства – условность – ребёнком ещё не осознаётся, но практически близка ему и необходима. К ней он подготовлен условностями речи и игры.

В пору дошкольного детства разные виды условностей свободно и естественно взаимодействуют в духовной деятельности человека: сказка рождает игру, а игра, в свою очередь, – речевое творчество и т.д.

Важно отметить, что ребёнок не только способен почувствовать условность искусства, не осознавая её, но и многообразно ею пользоваться, ревниво оберегая её от намеренного и невольного разрушения взрослыми. С этой точки зрения маленького читателя, по точному замечанию М.Г.Качурина, справедливее было бы назвать «наивным художником» (СНОСКА: Качурин М.Г. Ук. соч. – С. 15.).


Ребёнок, только что овладевший техникой чтения, погружается в мир художественных образов. Он попадает в этот мир с тем запасом жизненных впечатлений, которые он накопил за свою недолгую жизнь к моменту поступления в школу. Ему ещё не доступен язык художественной условности, у него пока недостаточно развита способность мыслить словесно-художественными образами, которые формируются на основе общего речевого развития. По мнению Н.Д.Молдавской, «ребёнок воспринимает художественную действительность только как инобытие жизни действительной» (СНОСКА: Молдавская Н.Д. Ук. соч. – С. 123.). Младшие школьники в своём повседневном житейском мышлении обобщают явления действительности на уровне общего представления. Но эмпирическое знание о мире не является чем-то ущербным, оно необходимо и взрослым, тем более естественно оно у детей, так как, по выражению Л.И.Божович, «это тот возрастной рубеж, который должен взять в своей жизни каждый растущий человек» (СНОСКА: Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968. – С. 76).

У эмпирического знания есть своя сфера компетентности, которая выражается в категориях – количество, качество, свойство. Но ведь и образное обобщение формируется в конкретно-чувственной форме, в форме единичного. Может показаться, что только на уровне эмпирического мышления и возможно постижение тайн художественной условности. Но кажущаяся доступность, мнимая лёгкость узнавания в художественных формах непосредственной жизни способствует укреплению наивно-реалистического восприятия искусства. Ведь единичное в искусстве выражает общее, художественный образ даёт человеку возможность чувственно воспринимать сущность явления (СНОСКА: Молдавская Н.Д. Ук. соч. – С. 185.).

К обобщению в художественном образе младшие школьники подходят со свойственными возрасту умственными операциями эмпирического обобщения, поэтому глубинные связи литературного образа остаются для них не раскрытыми. Таким образом, как показывают психолого-педагогические исследования в этой области, возникает широкий разрыв между средствами художественного обобщения в литературном произведении и возможностями его восприятия и осмысления на уровне эмпирического мышления.

Возможно ли устранить этот разрыв посредством школьного обучения? Очевидно, что да. Но научить ребёнка постигать художественную условность искусства можно тогда, когда созреют необходимые психические и возрастные предпосылки для этого скачка в мир произвольности и осознанности. А такие предпосылки у младшего школьника, безусловно, имеются. В связи с этим Н.Д.Молдавская отмечает: «Перевал в развитии психических функций дети начинают преодолевать в начальной школе, они постепенно освобождаются от непосредственных связей с конкретно-предметным миром и начинают овладевать формами абстрактного мышления» (СНОСКА: Молдавская Н.Д. Ук. соч. – С. 144.).


Наивный реализм в области эмоций характеризуется активностью сопереживания, прямой формой выражения чувств. Эмоциональная оценка произведения исходит из его темы, событийного содержания. Поэтическое и живое отношение к содержанию произведения свойственно для периода наивного реализма и в сфере понятийного мышления. При наивном реализме школьники обладают цельностью восприятия смысла произведения, улавливают при чтении лейтмотив авторской мысли. В их объяснении поступков героев, причин событий соседствуют прямолинейно связанные частные и общие мотивы. В этот период заметна трудность фиксирования и выражения читательских образов из-за отсутствия жизненного опыта и скованности речи. Разворачивание образов тормозит динамизм психики. Но основной характеристикой читательского восприятия младших школьников является игнорирование автора как творца произведения (СНОСКА: Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974. – С. 74.).

3.2. Дискуссия о преодолении наивного реализма

Обращение к раннему этапу литературного развития приводит нас к необходимости решения важнейшего для методики преподавания литературы вопроса: когда уместно и целесообразно начинать разговор о литературном произведении как творении писателя?

В психолого-педагогической и методической литературе существует несколько точек зрения относительно этого вопроса, высказывались и высказываются различные мнения в пользу той или иной позиции, проводились экспериментальные исследования.

Очевидно, что невозможно исследовать произведение, не касаясь, так или иначе, его устройства, авторского отношения к изображаемому. Но тогда, и это неизбежно, будет разрушаться наивное реалистическое восприятие произведения, а ведь именно оно в младшем школьном возрасте возбуждает интерес к чтению и придаёт силы читательскому переживанию.

Л.А.Рыбак выделила положительные стороны наивного реализма, «которые должны быть сохранены и на следующих ступенях литературного развития: искренность сопереживания, умение «забыть себя», почувствовать реальность действительности, созданной искусством» (СНОСКА: Рыбак Л.А. Образное мышление и урок литературы. – М., 1966. – С. 143.).

Н.И.Кудряшов писал: «Но что плохого в том, что младшие школьники изображения жизни в литературном произведении принимают за подлинную жизнь, если они глубоко переживают те чувства, которые в нём выражены. Надо ли разрушать эту наивную веру? Надо, но очень осторожно, деликатно, тем более что дети не редко разочаровываются, что любимых ими героев не существовало, как живых людей» (СНОСКА: Цит. по изданию: Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. – М., 1988. – С. 46.). Далее автор поясняет, что работы по преодолению наивного реализма следует начинать с четвёртого класса, постепенно разъясняя, что основой художественного изображения служит жизнь, что литературное произведение – это творческий труд писателя. Понятие о художественном образе и художественном вымысле учащиеся получают лишь в седьмом классе. Выводы автора представляются справедливыми для периода, когда в начальной школе ставилась единственная задача – научить читать, а литературное развитие не рассматривалось в качестве приоритетного. Эти выводы далеки от реальной практики современной школы, когда, по результатам многочисленных исследований, ученики старших классов продолжают воспринимать литературу наивнореалистически.


Представление о коренной особенности искусства – его способности говорить правду с помощью вымысла, как уже отмечалось, проникает в сознание школьников постепенно. На это ориентирована программа для средней школы. К седьмому классу в сознании учащихся должен произойти подъём на новый уровень литературного мышления. Центральными понятиями, которые необходимо усвоить на данной стадии, являются понятия «жизненная правда и художественный вымысел в литературном произведении».

Есть ли сегодня у семиклассников для такого подъёма внутренние силы, подготовленные всеми предшествующими этапами обучения литературе?

Нам представляется, что нет, поскольку эти силы и возможности подъёма должны быть подготовлены раньше перехода в среднюю школу, то есть в начальных классах, когда для этого существуют необходимые возрастные и психологические предпосылки.

Исследования М.Г.Качурина, В.Г.Маранцмана, А.А.Мелик-Пашаева, Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской, К.Н.Левинаи др.убеждают в том, что работу по преодолению наивного реализма в восприятии литературы следует начинать значительно раньше четвёртого класса, а именно – уже в первом классе начальной школы, создавая тем самым благоприятные условия для дальнейшего литературного развития ребенка. Это позволит обеспечить необходимую преемственность в обучении литературе между начальной и средней школой, а так же в полной мере реализовать задачи школьного обучения.

Как показывают исследования, дети младшего школьного возраста способны осознавать свои мысли и чувства, вызванные произведением искусства. Такое осознание лежит в зоне их ближайшего развития, что открывает пути для целенаправленного обучения младших школьников восприятию словесного искусства.

Но в выборе пути обучения позиции исследователей и методистов расходятся. Исследователи Л.И.Беленькая, В.О.Гуружанов, Л.И.Сараскина, Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская, К.Н.Левинвыступают за ранее обучение детей адекватным способам восприятия, выделению авторской позиции. Позиция методистов Е.В.Волкова, Т.Ф.Курдюмовой, О.В.Кубасовой, Л.И.Беляева основана на положении о том, что младший школьник не может осознать литературное произведение как творение автора, так как для этого возраста характерны наивный реализм и непонимание условностей искусства.

Но возникает вопрос: не связанно ли долгое пребывание школьников на этапе наивного реализма не столько с чертами возраста, сколько с особенностями обучения? Рассмотрим эту проблему подробнее.

Во-первых, надо отметить, что в современной школе до сих пор в качестве ведущей задачи начального обучения выступает развитие логического мышления ребенка, которая решается на разном материале, в том числе и художественной литературы. Основная работа ребёнка на уроке литературы сводится к составлению плана, выделению главной мысли в абзацах, пересказу.


Во-вторых, художественные произведения активно используются в целях нравственного воспитания. Основным «методическим» приёмом является навязывание детям готовых этических оценок. Очевидно, что это не способствует литературному развитию детей, более того, обедняет нравственное воспитание: решение литературного конфликта на основе житейских оценок закрывает ребенку возможность выхода к авторской позиции, задерживает его духовное развитие. Всё это закрепляет слабые стороны наивно-реалистического восприятия и тормозит литературное развитие младших школьников.

В методике начального обучения литературе уже существуют попытки направить детское восприятие на понимание авторской позиции (Г.И.Беленький. «Приобщение к искусству: Раздумья о преподавании литературы в школе. – М., 1990», Н.Б.Берхин. «Литературное развитие школьников: Учебное пособие». – М., 1989, Н.Р.Бершадская, В.З.Халимова. «Литературное творчество учащихся в школе: Книга для учителя: Из опыта работы». – М., 1989, В.А.Левин. «Когда маленький школьник становится большим читателем». – М., 1994.), но делается это бессистемно, параллельно с решением основных задач обучения. В 2005 г. на кафедре детской литературы РГПУ им. А.И.Герцена И.Р.Николаева защитила диссертацию, в которой обосновала два пути формирования представлений младших школьников об авторской позиции в литературном произведении и доказала возможность постижения авторской позиции в эпическом произведении учениками начальной школы.

Таким образом, тому, что младший школьник до конца обучения в начальной школе остается наивным реалистом, во многом способствует современное обучение. Чтобы судить о действительных возрастных особенностях восприятия литературы младшими школьниками, необходимо изменить содержание и методы обучения литературе. Наивный реализм ребёнка не является препятствием для повышения качества восприятия литературы и полноценного литературного развития. Ведь в психологии доказано, что младший школьник способен понять точку зрения героя и выразить свою оценку этой точки зрения – на этой основе строится традиционное обучение. Такая способность ребенка позволяет сделать следующий шаг на пути его литературного развития: помочь ребёнку обнаружить автора в произведении и понять его точку зрения, увидеть то эмоционально-оценочное авторское отношение, которое пронизывает всё произведение и, пережив которое, можно найти ключ к искусству, перейти с житейского на качественно иной, эстетический уровень восприятия литературы.

3.3. Особенности восприятия литературно-художественного произведения младшими школьниками

Этап «наивного реализма» в эволюции читателя – первый, который никто не минует в своем развитии.

3.3.1. Особенности эмоциональной сферы младшего школьника