ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2619

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Психология как профессия»

РАЗДЕЛ 1. РАБОТА ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

И В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Практический психолог в детском саду

Школьный психолог

Психолог в доме ребенка

Психолог-профконсультант в школе

Психолог районного психологического центра

Психолог-реабилитолог

Педагог-психолог в школе

Преподаватель психологии в общеобразовательной школе

Преподаватель психологии в вузе

Психолог-методист

Социальный работник

Семейный психолог-консультант

Клинический нейропсихолог

Психолог в психиатрической клинике

Детский нейропсихолог

Психолог-консультант в службе экстренной психологической помощи – «Телефон доверия»

Клинический психолог в судебной сексологии

Психолог в поликлинике

Психолог (психотерапевт, консультант при наркологическом диспансере)

Психоаналитик

Гештальт-терапевт

Психолог-игротерапевт

Психолог-перинатолог

Эргономист

Военный психолог

Психолог в гражданской авиации

Психолог – эксперт

Психолог, работающий с персоналом банка

Психолог железнодорожного депо

Кадровый консультант

Психодиагност в управлении персоналом

Тренинг-менеджер

Психолог-консультант

Организационный психолог

Политолог-психолог

Перечень нормативно-правовых документов, законов, постановлений, рекомендаций, регламентирующих труд психолога-практика

Диссертации, защищенные по проблеме «Психология как профессия»

Этические принципы и правила работы психолога

В нашей стране идеи эргономики формировались еще в конце ХIX века и связаны они с работами И. М. Сеченова, Ф. Ф. Эрисмана, В. М. Бехтерева. В 20-30-е гг. ХХ в. целостный подход в исследовании, рационализации труда и его проектировании (включая конструирование орудий труда, предметной производственной среды) был представлен в трудах психофизиологов, физиологов и рефлексологов труда (Н. А. Бернштейн, А. П. Бружес, К. Х. Кекчеев, В. Н. Мясищев, А. А. Ухтомский, Н. М. Добротворский), психотехников и психологов (С. Г. Геллерштейн, Н. В. Зимкин, А. И. Розенблюм, Б. Н. Северный, Г. Н. Скородинский, И. Н. Шпильрейн, Н. А. Эппле и др.). Как научное и практическое движение работы в этом направлении были свернуты в середине 30-х годов в связи с ликвидацией педологии, психотехники и связанных с ними научных центров.

В начале 60-х гг. ХХ века в стране активно возрождалась практика научной рационализации труда и производства, получили новый импульс науки о работающем человеке. При участии Д. А. Ошанина и С. Г. Геллерштейна во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) был организован отдел эргономики. Этот отдел в течение 30 лет был научно-методическим центром эргономики в СССР. Много лет руководил этим отделом В. П. Зинченко. В СССР существовала сеть филиалов ВНИИТЭ в крупных промышленных центрах (Ленинград, Рига, Вильнюс, Минск, Харьков, Свердловск и др.)

В отделе эргономики работали психологи-эргономисты, физиологи, художники-дизайнеры. Психологи-эргономисты принимали участие совместно с другими специалистами в проектировании новых орудий труда, предметов потребления, рабочей мебели. Ими были разработаны технологии экспертной эргономической оценки средств труда и условий труда, трудовой нагрузки. При такой оценке в лаборатории моделировались фрагменты деятельности профессионалов (или пользователей средств труда) и одновременно с наблюдением и субъективными оценками испытуемых, регистрировались объективные психофизиологические показатели степени нагрузки различных функциональных систем (нервно-эмоциональной, мышечной, работа органов чувств – зрения, слуха и пр.).

В работах Л. Д. Чайновой, в частности, была развита концепция функционального комфорта, в которой были определены критерии и показатели «функциональной нормы» и нежелательных отклонений от нее при выполнении испытуемыми различных профессиональных задач и их моделировании. Психологи исследовали и совершенствовали рабочую мебель и рабочие места (В. В. Зефельд, А. Н. Строкина, О. Н. Чернышева), средства массовой визуальной коммуникации (А. А. Митькин, Т. М. Гущева и др.). В течение 90-х годов в связи с распадом СССР, с проведением реформ, экономическим кризисом, это направление науки и практики оказалось под ударом. Но обновляющаяся Россия постепенно преодолевает тяжелое экономическое состояние, поэтому в настоящее время, а особенно в ближайшем будущем, несомненно, потребуются специалисты-эргономисты, без участия которых наши инженеры-конструкторы и предприятия-производители техники не смогут создавать конкурентно-способную продукцию. Речь идет не только о внешних, но и о внутренних рынках товаров и услуг. Как и за рубежом, психологи-эргономисты работают в организациях, проектирующих и производящих новую технику, инструменты, предметы потребления, мебель, в службах занятых художественно-промышленным дизайном. Таким образом, по нашим прогнозам, профессия «эргономист» будет в России обязательно востребована.


Как на сегодняшний день обстоят дела с подготовкой квалифицированных эргономистов? В 1994 г. в США эргономистов готовили 60 американских университетов, в Англии - 9 университетов. При этом в американских вузах эргономику выбирают студенты для магистратуры, проучившись в вузе в рамках бакалаврской программы в области инженерии, управления. Содержание учебных университетских программ по эргономике включает, как правило, цикл фундаментальных знаний в области анатомии и физиологии человека, общей психологии, психологии развития, социальной психологии, психологии труда и организационной психологии. Студенты осваивают теории и методы профотбора, профессионального обучения, знакомятся с базовыми разделами прикладной эргономики (эргономическими основаниями проектирования, физиологией и гигиеной труда, профилактикой несчастных случаев и аварий, системной эргономикой). Эргономист получает основы знаний в области математической статистики, математики и физики, программирования и вычислительной техники, осваивает теорию систем и их оптимизации, основы коммуникативных технологий, маркетинг и т.д. /Мунипов В.П., Зинченко В.П., Эргономика: человеко-ориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. – М.: Логос, 2001. С. 226.

Эргономика – пример современной междисциплинарной научной отрасли, объединяющей знания биологические, гуманитарные и технические в целях проектирования оптимальных, безопасных и эффективных видов труда, образцов техники, предметов потребления. Эта дисциплина опирается на точные методы измерения эффективности деятельности людей, цены усилий, которые тратятся работниками для производства продукта труда, методы квалиметрии (для оценки параметров качества продукта и самой деятельности работников). Эргономика использует методы моделирования, эксперимента, статистические приемы обработки данных – это наука, использующая эксперимент, эмпирические данные для оценки параметров труда, продуктов труда и для прогнозирования будущих событий в этой области. Понятно, что специалист данного профиля опирается на системные знания о человеке, но для успеха труда эргономисту полезно развивать в себе аналитическое и визуальное мышление, ибо ему приходиться вычленять существенные факторы, влияющие на результат деятельности работника из всего их огромного разнообразия. Творческое визуальное мышление, способность оперировать во внутреннем плане пространственными представлениями, зрительными образами – важная основа труда дизайнера (любого профиля). Психолог, работающий в контакте с художниками-дизайнерами, должен быть и сам в известной мере дизайнером. Таким образом, обсуждаемый профиль подготовки психолога-эргономиста подойдет тем оптантам, кто обладает сочетанием склонности к творчеству, научному исследованию, в ком выражены художественные способности (к изобразительному искусству), кто обладает развитым чувством прекрасного, эстетическим чувством, глазомером. Здесь могут быть успешны и экстраверты (люди общительные, ищущие внешних опор в жизни) и интроверты (независимые субъекты, которые ценят личную свободу, самодостаточные, глубоко мыслящие,)


Как и в мировой практике, в современной России эргономистов готовят на базе высшего технического образования и в рамках высшего психологического образования. Так, в технических университетах, институтах введена специальность – «эргономика». На факультетах психологии классических университетов специализацию в области эргономики обеспечивают кафедры психологии труда, инженерной психологии, психофизиологии.

Рост квалификации возможен через защиту кандидатских и докторских диссертаций по специальности ВАК РФ 19.00.03 – «Психология труда, инженерная психология, эргономика (Психологические науки)».


Военный психолог

(психолог полка)

Должность «психолог полка» была введена в Вооруженных Силах России в середине 90-х годов ХХ в. в целях совершенствования воспитательной работы с личным составом (приказ министра обороны РФ «Об органах воспитательной работы в ВС РФ» № 50, 2000 г., приказ министра обороны РФ «О совершенствовании воспитательной работы в ВС РФ» № 226, 1995 г., директива министра обороны РФ «О мерах по предотвращению самоубийств в ВС РФ» Д-18 (1996 г.) и др.

Работа военного психолога направлена на повышение эффективности деятельности военнослужащих, поддержание их психологической устойчивости и морально-психологического состояния.

Согласно нормативным документам обязанности психолога полка включают:

  • знание психологических качеств военнослужащих полка;

  • изучение социально-психологических процессов в полку и подразделениях;

  • выработка предложений по укреплению военной дисциплины и профилактике правонарушений;

  • организация и проведение психологической работы по поддержанию боевой и мобилизационной готовности;

  • оказание психологической помощи военнослужащим с признаками нервно-психической неустойчивости;

  • проведение мероприятий по психологической адаптации военнослужащих к условиям военной службы;

  • участие в профессиональном психологическом отборе личного состава полка;

  • организация психологической помощи военнослужащим и членам их семей;

  • организация взаимодействия с медицинской службой полка;

  • методическое обеспечение занятий по психолого-педагогической подготовке с офицерами, прапорщиками, сержантами;

  • проведение мероприятий по противодействию негативному психологическому влиянию на личный состав;

  • участие в развитии материально-технической базы психологической работы;

  • информирование о проводимых мероприятиях вышестоящих должностных лиц.

Для решения этих многообразных задач специалист должен собрать информацию о психологическом состоянии и индивидуально-личностных качествах каждого отдельного военнослужащего, уметь определять их профессиональные качества с целью уточнения воинской специализации. Эта информация передается психологом командирам подразделений. Психолог исследует и социальные процессы в подразделениях полка, учитывает сложившуюся ситуацию, разрабатывает предложения, мероприятия по организации психологической помощи. Составление документов, отчетов происходит согласно директиве начальника ГУВР ВС РФ «Об информации по психологической работе в ВС РФ» Д-3, 1998 г.


Обмен информацией и ее распространение не должны использоваться в ущерб военнослужащим, членам их семей, гражданскому персоналу и происходит в основном во взаимодействии психолога с заместителем командира полка по воспитательной работе, а также со всеми командирами и начальниками и со всеми другими органами воспитательной работы.

Экспертные процедуры по анализу поступков военнослужащего осуществляются при совместном участии всех органов воспитательной работы.

Организационные основы деятельности психолога полка.

Режим работы определен в руководящих документах в период с 8.30 до 17.30 часов, но реально приходится работать гораздо больше. Деятельность психолога происходит на территории расположения всего полка. Психолог подчиняется заместителю командира полка по воспитательной работе и своих подчиненных не имеет. Психолог несет ответственность за выполнение обязанностей, указанных в документах (см. выше). Оплата его труда зависит от стажа работы, воинского звания, хорошая работа поощряется вынесением благодарностей, вручением грамот, повышением в звании. Психолог сам определяет цели своей деятельности, сам планирует свою работу, принимает решения, но согласует все это с вышестоящими должностными лицами. Это необходимо, ибо военная организация (полк, дивизия) живет в своем режиме, который не должен нарушаться психологом.

Какими способами военный психолог решает свои профессиональные задачи? Что он должен знать, уметь, какие индивидуально-личностные качества могут способствовать успеху в его труде?

Психолог изучает виды труда военнослужащих, ситуации их служебной и бытовой жизни, наблюдает за поведением военнослужащих, проводит тестирование, анкетирование личного состава, беседует с ними. Собранная информация подвергается анализу. Психолог сам вычленяет проблемы, намечает способы их решения, вырабатывает предложения по оказанию психологической помощи. Психолог планирует и проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору личного состава (при этом он опирается на приказ министра обороны РФ «Руководство по профессиональному отбору в ВС РФ» № 50, 2000 г.). В случае необходимости ему приходится устраивать «Центры психологической разгрузки», проводить консультации. Особая форма деятельности – выступления перед офицерами, прапорщиками и сержантами с лекциями, мини-тренингами, оперативной информацией. Психолог должен владеть и письменной речью, ибо ему приходится подавать рапорты вышестоящим должностным лицам, писать отчеты о проделанной работе. Как профессионал военный психолог должен ориентироваться в научно-психологической литературе, в методиках и процедурах обследования. Как военнослужащий, он должен владеть специальными военными знаниями, предусмотренными подготовкой по специальности ВУС-390200 (нормативные документы, устав ВС РФ и пр.). Кроме этого, психолог полка должен владеть современными информационными технологиями (интернет, текстовые и вычислительные компьютерные программы). Для проведения индивидуальных консультаций, публичных выступлений, работы с малыми группами военному психологу важно обладать ораторскими способностями, организаторскими и педагогическими умениями, приемами психологического воздействия.


Работа военного психолога предполагает частую смену видов и объектов деятельности. Темп работы – высокий, приходится заполнять много документов в условиях дефицита времени, при этом требуется высокая концентрация внимания, чтобы не допустить ошибок. Работа требует долговременного хранения информации в больших объемах. Оперативное воспроизведение информации касается узкого круга вопросов. Деятельность психолога часто предполагает волевую регуляцию эмоционального состояния. Поскольку в настоящее время уровень психологических знаний населения в целом не достаточно высок, у психолога могут возникать противоречия, факты недопонимания его со стороны руководства, он должен уметь «сделать себя понятным», принятым, должен уметь противостоять непониманию и противодействию других людей. Труд психолога в формальном отношении четко регламентирован и обязательно согласован с руководством, но выполняемые им задачи могут быть уникальными, не стандартизованными. Ошибки психолога при выполнении им своих обязанностей проявляются не сразу, но последствия могут быть губительными для всего личного состава.

Как становятся психологом полка?

Претендент на эту должность должен быть здоровым (в соответствии с нормами для военнообязанных), он должен иметь высшее образование по специальности ВУС-390200, которое обеспечивают военные высшие учебные заведения, пройти 2-3-х месячную стажировку. Эту специальность могут освоить также студенты гражданских вузов, обучаясь параллельно основному факультету на военных кафедрах. Формы повышения квалификации: дополнительные курсы, второе образование по смежным областям (личностное консультирование, психология труда, социальная психология).


Психолог в гражданской авиации

Появление первых психологов, работающих в системе гражданской авиации, было обусловлено запросами практики. Сначала возникла потребность в психологическом образовании бортпроводников (стюардов), позже для бортпроводников возникла специальная система преподавания. Поле деятельности психологов расширялось, охватывая все большее количество специалистов.

Сегодня в сфере гражданской авиации работают специалисты разных профессий: пилоты, члены летного экипажа, бортпроводники, инженеры-техники самолета, авиадиспетчеры, билетные кассиры и многие другие. Все эти специалисты являются объектом труда практического психолога.

В чем же заключается деятельность психолога в системе гражданской авиации, а именно, работающего в группе психологического анализа человеческих ресурсов ОАО «Аэрофлот – Российские международные линии»? Прежде всего, в проведении психологической беседы с кандидатами на должность бортпроводника. Психолог должен определить психологическую готовность кандидата к работе в системе обслуживания авиапассажиров, а также в экстремальных условиях риска для жизни. Беседы проводятся не только с желающими быть бортпроводниками, но и с уже работающими специалистами.