Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ
1.1 Понятие инновационного проекта
1.2 Виды инновационных проектов
1.3 Управление инновационными проектами
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗОВАННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ КРЫМСКОГО МОСТА
2.1 Резюме проекта по строительству крымского моста
2.3 Анализ планирования времени проекта
1.3 Управление инновационными проектами
Процесс по достижению целей и задач проекта с ограниченными временными, материальными, финансовыми и прочими ресурсами называется управлением проектами.
При достижении поставленной цели проекта необходимо пройти через основные этапы управления:
1. Инициация проекта. Разработка самой идеи возникновения проекта. Обоснование в необходимости осуществления проекта.
2. Планирование. На данном этапе разрабатывают план проекта. Рассчитывают стоимость, прорабатывают риски, ведется поиск работников, формируется команда проекта, планируют ресурсы и сроки, выделяют критерии успеха.
3. Исполнение. Начало выполнения работ по плану проекта, учет выполненных действий, развитие команды проекта, поиск поставщиков, заключение контрактов, контроль за качеством проекта.
4. Анализ. Проведение оценки стоимости, сроков, ресурсов и качества исполнения. Минимизация рисков.
5. Управление изменениями. Внесение в план проекта какие-либо изменения в целях, ресурсах, задачах.
6. Завершение. Закрытие проекта, подведение итогов, исполнение контрактов[9].
Постановка инновационной цели проекта или формирование идеи выявляется с помощью творческих методов или методов выявления мнений. Сюда могут относиться мозговой штурм, анкетирование, интервью и прочее. То есть под самой идеей подразумевается придуманный план действий, который приведет к конечной цели проекта. На данном этапе уже разрабатывается первоначальный порядок действий. То есть идея то и есть суть проекта.
Для того чтобы определить ряд задач необходимо по мимо идеи проекта провести маркетинговые исследования. Благодаря данному исследованию можно выявить степень влияния будущего проекта на отрасль. В первую очередь необходимо выделить основную целевую группу потребителей, а именно для кого будет выгоден данный проект. Затем проводится анализ экономической выгоды проекта. Далее выявляется список потенциальных поставщиков, которые могут обеспечить проект необходимыми ресурсами. Также определяются все последующие сферы действия нового продукта, где возможно применение проекта. И наконец не стоит забывать о последствиях реализованного проекта, в том числе социальные и экономические последствия.
После формирования идеи проекта начинается этап планирования. Обычно план инновационного проекта оформляется в виде комплексной программы. Данная программа должна содержать ряд поставленных задач, которые последовательно связанны между собой, сбалансированы по времени и ресурсам с имеющимся набором ограничений. Простыми словами план – это набор указаний для участников кто и когда какую работу выполняет и какие ресурсы при этом использует.
Можно выделить стратегический и оперативный планы. Оперативный план показывает точные сроки выполнения работ и требуемые ресурсы разработанные на квартал или год, а вот стратегический отвечает за проработку рабочих этапов в длительной перспективе для достижения конечной цели.
Помимо оперативного и стратегического плана в проектной деятельности выделяют еще календарный, ресурсный и финансовый планы.
Календарный план составляется для того чтобы отметить продолжительность работ, то есть начало и конец выполнения, а так же резервы времени – определенный промежуток времени, который не повлияет на сдвиг планируемого конечного времени. Для согласования хода работ проводятся календарные расчеты, чтобы продумать более целесообразную последовательность действий.
Ресурсный план заключается в проработке ресурсного обеспечения проекта. На данном этапе проекта происходит подбор поставщиков и заключаются контракты на поставку необходимых материалов. Так же идет подбор персонала, который будет обеспечивать всю работу над проектом.
Стоимостное обеспечение проекта прорабатывается в финансовом плане. В данном плане отражаются все затраты на проект, общая сумма инвестиций и сведение денежных трат к минимуму. По календарным периодам подсчет затрат ведется в три этапа. Для начала суммируются все затраты и строится кривая денежных средств, длинной во весь период ведения инновационного проекта. По этой кривой находится самый оптимальный вариант разбивки финансовых затрат: выплаты либо в начальный период, либо на поздних сроках, а может быть и усредненный вариант. Может быть распределение по каждому виду работ, здесь могут быть использованы замедленный, ускоренный или нормальный способ использования финансов.
Планирование и координация проектов осуществляется посредством сетевого моделирования. Существует две подобные модели: PERT и CPM. PERT предназначен для масштабных и сложных проектов, так как возможно разработать график не зная точных данных по времени и ресурсам. СРМ это метод критического пути. Благодаря ему возможно выявить минимальные сроки завершения проекта.
Для определения последовательной связи работ строится графическая модель, основными элементами которой являются стрелки и кружки (работы и события) – название такой модели сетевой график.
Второй главный этап любого инновационного проекта это привлечение инвестиций. Финансовое планирование необходимая часть для осуществления любой проектной деятельности. Организация финансирование содержит несколько принципов[10]:
- Большое количество источников финансирования;
- Четкая обоснованность цели проекта;
- Использование широкого круга технологических и технических механизмов;
- Адаптивность при изменениях окружающей среды.
Задачи на которые направлено финансирование это: внедрение и создание новшества для любых сфер деятельности, развитие научно-технологического потенциала, создание выгодных условий для кадрового потенциала страны.
Основными источниками финансирования инновационных проектов могут послужить собственные средства предприятия, заемные средства либо привлеченные ресурсы, поступающие в порядке перераспределения.
Еще одним важным этапом при реализации инновационных проектов является выявление рисков и способы их минимизации. Риск представляет собой неблагополучный сценарий выполнений проектных мероприятий с последующим негативным развитием событий. Основные две величины измеряемые риском – это степень и мера риска (вероятность возникновения и цена).
Существует классификация групп и видов рисков, которые существенны для инновационных проектов они показаны в рисунке 1.2.
После выявления и анализа всех рисков инновационного проекта разрабатывают мероприятия по устранению данных рисков. Внедряются специальные экономически выгодные стратегии, целью которых является сокращение потенциальных издержек и увеличение выгоды.
Проектные риски в инновации
Рисунок 1.2. Классификация рисков в инновации
Самым последним этапом в управлении инновационным проектом является его закрытие. Основными этапами завершения проекта являются сдача проекта и закрытие контрактов. Если полученные результаты в ходе проекта будут соответствовать установленным заказчиком условиям или требованиям, которые прописаны в договоре, то можно говорить о сдаче инновационного проекта. Если проектом является готовый объект, то обязательно проводятся эксплуатационные испытания. Если испытания проходят успешно, то выдается протокол приемочной комиссии по готовым объектам. Когда закрывают договор или контракт, то обязательно проверятся паспортизация, финансовая отчетность и выполнения обязательств. Проводятся окончательные расчеты с исполнителями проекта. Вся документация передается заказчику для регистрации.
Завершенным считается проект, который выполнил все этапы реализации.
Инновационные проекты в современном мире становятся более необходимыми и восстребованными. Благодаря данным проектам реализуются масштабные и полезные разработки с использованием новейшего оборудования и технологии. Для успешной реализации таких проектов необходимо научится ими управлять. Для эффективной работы с данными проектами нанимают проектных руководителей, создаются специальные команды, которые разрабатывают и планируют проект особыми способами.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗОВАННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ КРЫМСКОГО МОСТА
2.1 Резюме проекта по строительству крымского моста
О строительстве моста через Керченский пролив начали говорить больше 100 лет назад, тогда появлялись первые идеи по созданию данного проекта. Приступили же к созданию и воплощению проекта только после присоединения к России Крыма, так как до этого момента на полуостров чаще всего попадали через Украину. Но власти Украины после недавних неблагоприятных политических событий отказались от транспортного сообщения с полуостровом, а также запретили различные поставки, даже такие как вода и электроэнергия. Поэтому причины для реализации данного проекта можно назвать не только экономически выгодными, но и политическими, что подтверждается словами Михаила Блинкина (директора Института транспорта ВШЭ). Можно было бы вполне обойтись системой паромов, но данный тип транспорта является нерегулярным и долго ожидаемым по времени. В случае непогоды и вовсе запрещена данная переправа.
Основной целью проекта является обеспечение комфортного способа передвижения транспорта через Карченский пролив до 2020 г. с помощью постройки двух установленных рядом железнодорожного и автодорожного мостов общей длинной в 19 км за счёт средств федерального бюджета по Федеральной Целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополь до 2020 года» без привлечения внебюджетного финансирования стоимостью в 211 851 575 730 рублей.
На основании ТЭО строительства транспортного перехода можно выделить основные задачи проекта:
- развитие транспортной инфраструктуры Российской Федерации;
- снятие инфраструктурных ограничений;
- использование современных технологий проектирования, строительства и эксплуатации объектов дорожной инфраструктуры;
- развитие и повышение качества жизни населения в зоне тяготения проекта;
- освоение новых территорий с учетом улучшения транспортной доступности;
- повышение инвестиционной привлекательности и придание импульса развитию Республики Крым.
Данный проект является масштабным и инновационным, так как большинство технологий и материалов использованных в представленных работах уникальны в своей разработке и использовании.
Ожидаемыми результатами реализации данного проекта выступают: увеличение транспортной доступности Республики Крым, оптимизация транспортных расходов населения и бизнеса и как следствие — повышение инвестиционной привлекательности района тяготения проекта, создание новых рабочих мест, рост количества предприятий малого и среднего бизнеса в зоне тяготения планируемого объекта строительства, рост среднего уровня заработной платы, а также стабилизация численности постоянного населения Республики Крым.
Основными ограничениями данного проекта являются:
- финансовые ограничения, которые решаются с помощью сметной документации. В данном документе представлена и рассчитана стоимость по всем видам работ проекта.
- временные ограничения, которые устраняются с помощью составления календарного плана. В плане разработаны все этапы строительства моста от начала проекта до его завершения, задачей данного плана является не превышения сроков по реализации работ проекта.
- Ресурсные ограничения, которые устраняются с помощью ресурсного профиля или плана проекта. Ресурсы подразделяют на материальные и нематериальные. В ходе составления ресурсного плана, создается перечень необходимых материалов и сотрудников для реализации проекта.
Следующий важный пункт в уставе проекта это обозначения всех стейкхолдеров проекта. Основными стейкхолдерами проекта по строительству Крымского моста выступают организации, представленные в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Стейкхолдеры проекта «Крымский мост»
Участник проекта |
Наименование организации |
Полномочия |
Главный подрядчик |
ООО «СГМ-Мост» (является дочерней компанией «Стройгазмонтаж») |
Выполнение функций главного подрядчика по проектированию и строительству. |
Государственный заказчик |
«Тамань» Управление (Росавтодора) федеральных автомобильных дорог |
Осуществление функций заказчика по строительству моста на основании распоряжения правительства Российской Федерации от 30.01.2015 № 118-р |
Проектировщик |
ЗАО «Институт ГИПростроймост» |
Выполнение работ по проектированию на основании заключенного договора с «СГМ» |
Субподрядчик |
ЦКБ «Коралл» |
Проектирование для установки судоходных проходов плавучих опор |
Субподрядчик |
Государственный научный центр Крыловский |
Испытание модели моста в гидро- и аэродинамических условиях |
Субподрядчик |
АО «ВАД» |
Строительные работы автомобильного подхода к мосту |
Субподрядчик |
Борисовский завод имени В. А. Скляренко |
Создание металлоконструкций |
Субподрядчик |
«Воронежстальмост» |
Создание металлоконструкций, пролетных строений и построение арок |
Субподрядчик |
«Монтажник» |
Проектирование и изготовление не стандартных металлоконструкций |
Субподрядчик |
Севастопольский морской завод |
Создание плавучих опор для судоходных пролетов. |
Субподрядчик |
СЗСМ |
Изготовление дорожных и мостовых плит |
Субподрядчик |
Судостроительный завод «Залив» |
Изготовление металлоконструкций автодорожной части пролётных строений |
Субподрядчик |
ЗАО «Ленстрой» |
осуществление контроля качества строительства со стороны заказчика. |
Субподрядчик |
Крымская первая страховая компания |
страхование строительства |