Файл: Государственное и муниципальное управление_Чиркин В.Е_Учебник_2003 -320с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.10.2020

Просмотров: 5148

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава 1 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

§ 2. Необходимость, возможности и пределы государственного и муниципального управления

§ 3. Администрирование и менеджмент в государственном и муниципальном управлении: Государственное и муниципальное управление — наука и искусство.

§ 4. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина

Глава 2 - ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА

§ 1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление

§ 2. Государственная власть и государственное управление

§ 3. Государственный аппарат и государственная служба

§ 4. Регулятивные нормы в государственном управлении

§ 5. Институты непосредственной демократии в управлении государством

Глава 3 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО

§ 1. Государственное управление и человек

§ 2. Государственное управление и коллектив

§ 3. Государственное управление и общество

Глава 4 - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

§ 1. Территория и управление

§ 2. Общегосударственное управление

§ 3. Государственное управление субъекта федерации

§ 4. Государственное управление и территориальная автономия

§ 5. Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования

Глава 5 - ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

§ 1. Функции государства

§ 2. Государственное управление в сфере экономики

§ 3. Государственное управление в сфере социальных отношений

§ 4. Государственное управление в административно-политической сфере

§ 5. Государственное управление в сфере культуры и идеологии

§ 6. Государственное управление и сфера личной жизни человека

§ 7. Межотраслевое государственное управление

Глава б - ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

§ 1. Роль Президента РФ в государственном управлении

§ 2. Полномочия и деятельность Президента РФ

§ 3. Досрочное освобождение Президента РФ от должности и его ответственность

Глава 7 - ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

§ 1. Роль законодательной власти в государственном управлении

§ 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента

§ 3. Законодательный процесс

§ 4. Формы парламентского контроля

Глава 8 - ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

§ 1. Роль органов исполнительной власти в государственном управлении

§ 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства РФ

§ 3. Полномочия Правительства РФ и его деятельность

§ 4. Ответственность Правительства РФ

Глава 9 - СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

§ 1. Роль судебной власти в государственном управлении

§ 2. Судебная система в России

§ 3. Конституционные принципы правосудия

Глава 10 ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

§ 1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении

§ 2. Прокурорский надзор

Глава 11 - МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

§ 1. Понятие местного самоуправления

§ 2. Основы местного самоуправления

Глава 12 - ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

§ 1. Предметы ведения

§ 2. Полномочия и компетенция органов местного самоуправления

Глава 13 - ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

§ 1. Муниципальные выборы

§ 2. Досрочный отзыв депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

§ 3. Местный референдум

§ 4. Общие собрания (сходы) граждан

§ 5. Народная правотворческая инициатива

§ 6. Индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы и к должностным лицам местного самоуправления

§ 7. Территориальное общественное самоуправление

Глава 14 - ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

§ 1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе

§ 2. Представительные органы местного самоуправления

§ 3. Выборные должностные лица местного самоуправления

§ 4. Исполнительные органы местного самоуправления

§ 5. Муниципальная служба

Глава 15 - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

§ 1. Правонарушения и ответственность

§ 2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления

§ 3. Ответственность негосударственных организаций и лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления

и для этого гражданина, последствиями; путем повышения заработной платы работникам государственных учреждений культуры, где человек работает; отказ в государственной регистрации партии, где он состоит). Государственное управление поведением личности возможно и путем вмешательства государства в дела общества в целом. Устанавливая иной порядок оборота земель, вводя новое пенсионное обеспечение, создавая всеобъемлющую информационную сеть и т.д., государство изменяет что-то в обществе и тем самым в положении каждого отдельного человека.

Прежде всего, государство устанавливает институт гражданства (существование или отсутствие правовой связи лица с данным государством), определяя в законе, кто из проживающих на его территории или вне ее является гражданином, иностранцем, лицом без гражданства, лицом с множественным (обычно двойным) гражданством (в России действует закон о гражданстве 2002 г.). Такой статус лежит в основе неодинаковых связей личности и государства, определяет применение разных приемов, способов государственного управления по отношению к человеку. Состояние гражданства (в монархиях употребляется также термин «подданство» с акцентом на личную связь человека и главы государства) порождает определенные права, которых не имеет иностранец или лицо без гражданства (например, участие в выборах в парламент или право состоять в политических партиях), а также возлагает на гражданина определенные обязанности, которых не несут иные лица (например, воинскую обязанность). Граждане имеют наиболее широкие права и несут больше обязанностей перед государством. По отношению к гражданину государство может применить такие методы управления, которые невозможны по отношению к иностранцу (например, военный призыв).

Положение граждан в государстве также может быть неодинаковым. Натурализованные граждане (принятые в гражданство данной страны по их ходатайству) не всегда имеют одинаковые права с гражданами, которые приобрели гражданство в силу рождения от родителей-граждан или рождения на территории данного государства. В ряде стран натурализованные граждане не могут быть избраны президентами (Египет, США и др.), в некоторых странах (Австрия, Мексика и др.) натурализованные граждане могут быть лишены гражданства (обычно по постановлению суда), а урожденные — нет. В России таких различий нет.

Иностранцы, лица без гражданства также состоят в определенных правовых и фактических связях с государством, на территории которого они находятся временно или постоянно. Однако характер этих связей иной, как и некоторые методы государственного регулирования их поведения (в тех сферах, где оно может регулироваться). Иностранцы пользуются социально-экономическими правами (правом на труд, на образование и др.), личными правами (например, на личную неприкосновенность, на тайну переписки и доставляемых сообщений); в некоторых странах постоянно проживающие и уплачивающие налоги иностранцы на основе взаимности могут участвовать в выборах (обычно органов местного самоуправления или чаще — только этих органов, например в России). Вместе с тем иностранцы и лица без гражданства ограничены в политических правах. Как правило, они не могут участвовать в выборах центральных органов государства, не могут быть приняты на классифицированную государственную службу, создавать политические партии. Их трудовые и имущественные права могут быть ограничены законом (в некоторых странах, в том числе в России, они не могут быть капитанами морских судов, членами экипажей самолетов, приобретать сельскохозяйственные земли в собственность и др.). На иностранцев и лиц без гражданства распространяются законы страны проживания, за их нарушение они, как и граждане, несут ответственность. Со своей стороны, государство обязано защищать жизнь, свободу, имущество иностранцев, лиц без гражданства, охранять их права. Таким образом, независимо от статуса личности, если человек находится на государственной территории, а гражданин данного государства — и вне ее, существуют взаимные права и взаимная ответственность личности и государства.


В России действует закон 2002 г. о правовом положении иностранцев (он распространяется и на лиц без гражданства). Иностранные граждане могут получить разрешение на временное проживание (до трех лет) и вид на жительство (до пяти лет, подлежит перерегистрации). Правительство РФ ежегодно устанавливает квоту выдачи разрешений на трудовую деятельность иностранных граждан в России (на 2003 г. — 530 тыс. разрешений, распределенных по субъектам РФ). Въезжающий в Россию иностранец заполняет миграционную карту (на самолете, поезде, корабле) и предъявляет ее пограничному контролю при въезде и выезде (в последнем случае — отрывной талон).

Личность, ее права и обязанности по отношению к государству. Личность, независимо от того, является человек гражданином данного государства или нет, имеет по отношению к государству различные права. Принято различать, с одной стороны, прирожденные, естественные права человека (право на жизнь, свободу, собственность и др.), которые, как считается, не могут быть отчуждены государством, его органами по их прихоти (лишение имущества, не говоря уже о жизни или свободе, возможно только на основании закона и с соблюдением строгой судебной процедуры), с другой — позитивные права гражданина как члена политического сообщества, предоставляемые от имени государства, а в конечном счете от имени общества (например, право на государственную пенсию). В современных условиях обе группы прав закреплены в конституциях и относятся к числу основных конституционных прав.

Помимо основных конституционных прав личность обладает многими другими конкретными правами, выступая в отношениях в разных качествах (работника, продавца и покупателя, пассажира на транспорте и т.д.).

Государственное управление в области осуществления прав человека и гражданина в демократических странах, с одной стороны, исходит из всемерной защиты этих прав и создания необходимых условий для их реализации. Все органы государства (а не только специализированные, правоохранительные) участвуют в этом. Выше уже говорилось о деятельности различных органов государства в сфере экономики, социальных отношений, политики, духовной жизни общества, непосредственно связанных с благами личности. С другой стороны, государственное регулирование исходит из постулата, принятого в международном праве, в соответствии с которым права человека и гражданина не имеют абсолютного, беспредельного характера. Свобода и демократия — это не вседозволенность. Закрепленные в конституциях права (в том числе так называемые естественные) могут быть ограничены, но только в интересах соблюдения общественного порядка, охраны здоровья населения, общественной морали, соблюдения прав других лиц и лишь на основе закона и в соответствующих формах. Это допустимо не только в условиях чрезвычайного положения, но и в обычных условиях в соответствии с конституцией (в том числе российской) и международными актами о правах человека.


Личность не только имеет определенные права по отношению к государству, но и несет определенные обязанности. В общем виде это положение сформулировано как конституционное требование исполнять конституцию и законы государства, иные правовые акты, а также общепринятые нормы международного права и ратифицированные государством международные договоры, поскольку в соответствии со многими современными конституциями, включая российскую, эти нормы и акты составляют часть права страны или даже имеют приоритет по отношению к внутреннему законодательству. Есть и другие конституционные обязанности граждан: платить налоги, служить в армии и т.д. Некоторые конституции (например, Германии) устанавливают, что гражданин обязан защищать конституционный строй и свободный демократический порядок.

Государство, его права и обязанности по отношению к личности.

Права государства по отношению к личности связаны с требованием должного поведения личности, предусмотренного правовыми нормами. Осуществляя управление, государственные органы вправе требовать от личности исполнять конституцию и законы, поддерживать общественный порядок, защищать конституционный строй. В странах тоталитарного социализма предусмотрены и другие требования: трудиться, соблюдать дисциплину труда, учиться, повышать свой культурный уровень и т.д.

Закрепляя права человека и гражданина в конституции, иных законах и правовых актах, государство берет на себя обязанность защищать личность, ее жизнь, свободу, достоинство, имущество от любых посягательств, гарантировать осуществление ею своих прав. Индивид может обратиться в суд с иском к государству, его органам, должностным лицам. Наряду с судом (в том числе конституционными судами) права человека охраняют другие органы государства: прокуратура, ом-будсманы (уполномоченные парламента по правам человека и другим вопросам) и т.д. Пройдя все стадии защиты прав в государстве пребывания и будучи неудовлетворенным, индивид (теперь, после ратификации парламентом в 1997—1998 гг. ряда документов Совета Европы, и российский гражданин) может обратиться в международные органы (Европейский Суд по правам человека в г. Страсбурге), а также в Ко-митет ООН по правам человека (решения последнего не имеют обязывающего характера). Некоторые граждане России обращались в Европейский Суд по правам человека с исками против российского государства, в 2002 г. ими были выиграны первые дела.

При отклоняющемся поведении личности государственные органы в соответствии с законом могут применять санкции. При совершении преступления к виновному лицу может быть применено наказание, вплоть до смертной казни (во многих государствах смертная казнь отменена, в России не применяется). Государство вправе требовать уплаты установленных законом налогов, средства от которых идут на затраты для выполнения «общих дел» (оборону государства, содержание государственного аппарата для управления обществом и пр.), соблюдения общественного порядка. В случаях нарушений могут быть применены штрафные санкции (административная ответственность). Существует гражданско-правовая ответственность индивида перед государством: помимо возмещения ущерба возможны и другие взыскания. Для служащих некоторых категорий предусмотрена дисциплинарная ответственность (выговор, понижение в должности и др.).


Обладая правами, государство несет обязанности по отношению к личности. Организуя охрану общественного порядка, используя подчиненные его органам полицию, внутренние войска, другие свои «материальные придатки», государство обязано защищать человека и гражданина. В соответствии с конституционными формулировками о «социальном государстве» оно должно предоставлять индивидам социальные услуги (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, забота об условиях труда и отдыха и т.д.), должно принимать меры по улучшению качества жизни граждан.

Не всегда отношения личности и государства являются правовыми. Во-первых, как отмечалось выше, есть множество фактических отношений, которые не нуждаются в урегулировании правовыми нормами. Во-вторых, нельзя сбрасывать со счетов случаи отклоняющегося, правонарушающего поведения человека (преступления и др.). Со своей стороны, государство иногда нарушает установленные им правовые нормы, не обеспечивает необходимые гарантии личности (например, длительные и массовые задержки выплаты заработной платы и пенсий в России), осуществляет массовые репрессии (например, в фашистской Германии).

§ 2. Государственное управление и коллектив

Разновидности коллективов и государственное управление.

В любом современном обществе существуют самые разные коллективы. Различают естественно сложившиеся коллективы (классы и социальные слои), коллективы формализованные, требующие регистрации в государственных органах (например, политические партии), объединения устойчивые, постоянные (например, профсоюзы) и временные, преходящие (например, объединение людей в ходе демонстрации граждан, выступающих под лозунгами оппозиции), многочисленные (массовые) и имеющие очень небольшой состав, общегосударственные и местные и т.д.

Есть организации, действующие, легально, и нелегальные, подпольные организации (в России, например, это Новая революционная инициатива и Реввоенсовет Республики — узкие группы, устраивавшие взрывы у дверей некоторых государственных учреждений в Москве и взрывы памятников). Специфика тех или иных объединений оказывает прямое воздействие на особенности государственного управления по отношению к ним.

Особенности государственного управления различными видами коллективов. Отношения государственных органов и коллективов определяются многими обстоятельствами: характером формирования коллектива (естественно сложившиеся коллективы, например, крестьянство нельзя «распустить», как это можно сделать в отношении политической партии, систематически нарушающей конституцию), природой коллектива (взаимосвязи государства с коллективами политического характера иные, чем, скажем, с обществом филателистов), значением в общественной жизни (например, общегосударственный или локальный), позицией по отношению к государственной власти (сотрудничает, находится в оппозиции, ведет подпольную вооруженную борьбу) и т.д.


Отношения государства с объективно складывающимися в обществе разными социальными коллективами (рабочим классом, крестьянством, интеллигенцией, «средним классом», крупными предпринимателями и т.д.) неодинаковы. Наиболее отчетливо это проявлялось в условиях тоталитарного социализма, когда государство официально поддерживало рабочий класс и ликвидировало «класс эксплуататоров» (в советской России для ликвидации кулачества — зажиточных крестьян применялась ссылка и высылка). В современных демократических странах государство стремится опереться на средний класс, но нередко те или иные принципиальные направления деятельности государства определяет группировка крупнейших предпринимателей (известна роль олигархов и в России).

Ко многим общественным объединениям, особенно локальным, не выступающим с политических позиций (например, к союзам филателистов — коллекционеров почтовых марок), государство относится нейтрально. В данном случае активное государственное управление используется в минимальной степени. Установив в законе общие правила, относящиеся к объединениям в целом (например, российский Федеральный закон об общественных объединениях 1995 г.), или правила, относящиеся к определенным категориям такого рода объединений (российский Федеральный) закон о потребительской кооперации 1997 г.), оно не особенно интересуется их деятельностью, если они не нарушают законы. Это же относится ко многим объединениям по интересам, клубам, к различным органам общественной самодеятельности (например, уличные, домовые, родительские комитеты в школах), которые не имеют централизованного характера.

Социально-экономические объединения привлекают пристальное внимание государства, но его отношения с предпринимательскими союзами, профсоюзами, крестьянскими союзами не одинаковы. Предпринимательские союзы выступают, скорее, как советники государства, его органов, прежде всего по вопросам экономической политики. Иногда предпринимательские союзы выступают и как группы давления, что обычно имеет место в кризисных ситуациях.

Крестьянские союзы редко оказывают значительное давление на государственную власть, в частности, в силу распыленности крестьянских хозяйств, слабой организованности крестьян. Обычно они требуют повышения цен на сельскохозяйственную продукцию и недопущения в страну более дешевой импортной продукции. В некоторых странах крестьянские союзы иногда организуют демонстрации, перегораживая дороги. Во всех странах государственные органы поддерживают кооперативные объединения крестьян (это выгодно для государства) прежде всего путем предоставления льгот, ссуд, снижения налогов, другими экономическими мерами. В странах тоталитарного социализма применялись принудительные меры со стороны государства для ускорения процесса кооперирования в сельском хозяйстве.