Файл: Развитие выносливости у школьников 10-11 лет, занимающихся в спортивной секции карате.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты развития выносливости
1.1. Выносливость, ее виды и показатели
1.2. Физиологические характеристики и возрастные особенности выносливости
1.3. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста
Глава 2. Организация и методы исследования
2.2. Цель, задачи и методы исследования
Глава 3. Методика развития выносливости и оценка ее эффективности
3.1. Методика развития выносливости у школьников, занимающихся в спортивной секции карате
Применение в процессе тренировочных занятий физических упражнений, направленных на развитие аэробных возможностей, оказывает положительный эффект на кардиореспираторную систему и способствует повышению аэробной производительности. Занятия по экспериментальной методике индивидуализации развития выносливости оказали более выраженное положительное влияние на физическую подготовленность юных каратистов. Проанализировав показатели подготовленности в группах, следует отметить, что повышенные физические нагрузки не оказали отрицательного воздействия на организм испытуемых, а применяемые в процессе экспериментальных занятий средства и методы были адекватны возможностям организма школьников 11-12 лет, занимающихся в спортивной секции карате. Это подтверждается также результатами педагогических наблюдений функционального состояния.
Подводя итог анализа достоверности различий изучаемых показателей в ходе эксперимента между группами, можно констатировать следующее: в основе высокого уровня функционального состояния экспериментальной группы по отношению к контрольной лежат разные подходы к его достижению. Вместе с тем, предпочтение необходимо отдавать тем средствам и методам учебно-тренировочного процесса школьников 11-12 лет, занимающихся в спортивной секции карате, которые несут в себе функцию целенаправленной базовой подготовки для эффективного роста индивидуальных результатов в дальнейшем, которые составляют основу методики индивидуализации развития выносливости. Подобная тенденция проявляется в ходе эксперимента в высокой степени у юных единоборцев экспериментальной группы. Физиологические и педагогические предпосылки индивидуализации тренировочных и соревновательных нагрузок в подготовке юных каратистов необходимо применять и при составлении индивидуальных тренировочных программ в дальнейшей их подготовке.
В начале проведения педагогического эксперимента общефизическая подготовленность юных каратистов оценивалась на основе предложенной В.И. Харитоновым системы контроля - КОНТРЕКС, техническая подготовленность осуществлялось на основе экспертной оценки. Результат тестирования физической подготовленности (табл. 5) показал, что статистически значимых различий между группами по исследуемым показателям в начале эксперимента не наблюдалось (р>0,05).
Таблица 5
Результаты тестирования физической подготовленности школьников 11-12 лет до эксперимента
Показатели (усл. ед.) |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Прыжок в длину с места (м) |
1,37 ± 0,15 |
1,38 ± 0,2 |
Бег 3x10 м (с) |
8,7 ± 1,2 |
8,5 ± 1,3 |
Наклон вперед (см) |
4,37 ± 0,27 |
4,25 ± 0,25 |
Подъем прямых ног под 90° (количество раз) |
10,28 ± 0,19 |
10,40 ± 0,23 |
Сгибание рук в упоре (количество раз) |
16,94 ± 0,25 |
17,0 ± 0,25 |
Бег 1000 м (мин) |
5,12 ± 0,5 |
5,2 ± 0,9 |
Результаты экспертной оценки технической подготовленности участников педагогического эксперимента показали (табл. 6), что статистически значимых различий между группами по исследуемым показателям не выявлено.
Таблица 6
Результаты технической подготовленности школьников 11-12 лет до эксперимента
Разделы |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Блоки |
3,15 ± 0,18 |
3,21 ± 0,31 |
Удары руками |
3,21 ± 0,17 |
3,26 ± 0,27 |
Удары ногами |
3,09 ± 0,12 |
3,06 ± 0,25 |
В рассматриваемых группах отмечается улучшение показателей физической подготовленности. Каратисты из экспериментальной группы тренировались по разработанной методике индивидуализации развития выносливости.
Сравнительный анализ показателей физической подготовленности каратистов контрольной и экспериментальной групп после проведения педагогического эксперимента выявил достоверные межгрупповые различия в результатах всех показателей тестов. При этом по результатам тестовых упражнений юные каратисты экспериментальной группы превзошли контрольную группу. Можно заключить, что достоверное улучшение показателей функционального состояния и физической подготовленности обеспечило укрепление здоровья юных спортсменов. В контрольной группе произошли положительные изменения по меньшему количеству показателей.
Результаты тестирования физической подготовленности школьников 11-12 лет исследуемых групп после эксперимента отражены в таблице 7.
У мальчиков из экспериментальной группы результаты были лучше по сравнению со сверстниками из контрольной группы по четырем показателям. Результат прыжка в длину с места составил 1,42 ± 0,5 см в контрольной и 1,88 ± 0,45 см в экспериментальной группе (р<0,01).
Таблица 7
Результаты тестирования физической подготовленности школьников
11-12 лет после эксперимента
Показатели (усл. ед.) |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Прыжок в длину с места (м) |
1,42 ± 0,5** |
1,88 ± 0,45** |
Бег 3x10 м (с) |
8,0 ± 0,3 |
7,90 ± 0,36 |
Наклон вперед (см) |
5,78 ± 1,4 |
6,8 ± 1,7 |
Подъем прямых ног под 90° (количество раз) |
12,0 ± 2,9** |
15,0 ± 3,3** |
Сгибание рук в упоре (количество раз) |
19,8 ± 4,8** |
24,2 ± 4,25** |
Бег 1000 м (мин) |
4,9 ± 1,12** |
3,75 ± 1,27** |
Примечание: достоверность различий между контрольной и экспериментальной группами: ** р<0,01
Среднее значение показателя теста «Подъем прямых ног под углом 90°» 12,0 ± 2,9 в контрольной и 15,0 ± 3,3 в экспериментальной группе (р<0,01), Количество сгибаний рук в упоре у мальчиков контрольной группы равно 19,8 ± 4,8, экспериментальной - и 24,2 ± 4,25 (р<0,01), Различия в беге на 1000 м также статистически достоверны:4,9 ± 1,12 (контрольная группа) и 3,75±1,27 (экспериментальная группа) (р<0,01).
Статистически значимых различий между группами по показателям бег 3x10 м, наклон вперед не выявлено (р>0,05). При этом важно учесть тот факт, что «гибкость в отличие от других физических качеств начинает регрессировать в силу возрастных факторов уже в первые годы жизни». При этом использование в тренировках упражнений на гибкость направлено не на развитие этого качества, а на сохранение достигнутых показателей на оптимальном уровне. Результаты оценки технической подготовленности показали, что у мальчиков из экспериментальной группы произошли статистически значимые изменения по трем показателям (табл. 8).
По разделам техники выполнения блоков руками до эксперимента было 3,21 ± 0,3, после эксперимента - 4,58 ± 1,2 балла (р<0,01), ударов руками до эксперимента - 3,26 ± 0,27, после - 4,61 ± 0,91 балла (р<0,01), ударов ногами до эксперимента - 3,06 ± 0,25, после - 4,45 ± 0,9 балла (р<0,01). Следовательно, мальчики из экспериментальной группы стали лучше выполнять технические действия.
Таблица 8 Результаты экспертной оценки технической подготовленности
школьников 11-12 лет после эксперимента
Разделы
Контрольная
группа
Экспериментальная
группа
Блоки
,
3
72
±
0,95**
,
58
4
±
1,2**
Удары руками
3
83
,
±
0,8**
61
,
4
±
0,91**
Удары ногами
62
,
3
±
0,83**
4
,
45
±
0,9**
Примечание:
дос
товерность
различий
между
контрольной
и
экспериментальной группами: ** р<0,01
Полученные результаты позволяют говорить об эффективности реализации модели развития выносливости юных каратистов на основе индивидуализации учебно-тренировочного процесса. По окончании педагогического эксперимента между опытными группами были проведены соревнования по упрощенным правилам.
Всего проведено в контрольной и экспериментальной группах одинаковое количество боев по 18 поединков.
Юные каратисты контрольной группы выполнили 35 технических действий и набрали 17,5 ± 6,5 баллов, а спортсмены из экспериментальной группы - 49 технических действий и, соответственно, 24,5 ± 8,1 балла; р<0,01. В среднем каждое техническое действие было оценено в 0,5 балла.
Кроме того, нами прослеживалась динамика роста показателей физической подготовленности.
Проведенный педагогический эксперимент свидетельствует о положительном воздействии предложенной методики индивидуализации развития выносливости. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности разработанной методики, направленной на развитие выносливости детей, в частности, спортсменов-каратистов через индивидуализацию занятий.
Таким образом, проведение данной методики помогло повысить эффективность педагогического процесса, что подтверждается статистические значимыми результатами математической статистики. По результатам проведенного педагогического эксперимента большинство критериев, которые развиваются у детей в процессе проведения занятий физической культурой, показали улучшение при использовании разработанной методики, в том числе, значительные улучшения были отмечены по параметрам и компонентам выносливости у детей, а также подготовленности детей к соревнованиям.
Выводы по третьей главе
В данной главе была предложена методика развития выносливости у юных школьников, занимающихся в спортивной секции карате, а так же рассмотрены итоги проведенного педагогического эксперимента, позволившие сделать вывод об эффективности данной методики.
Заключение
В планировании физических нагрузок следует исходить из индивидуальных норм, обеспечивающих разностороннее, гармоничное развитие мальчиков, занимающихся каратэ.
Необходимо отметить, что на этапе, который является начальным в процессе подготовки юных каратистов, серьезными аспектами, на которые можно опираться, разрабатывая критерии индивидуального восприятия данного вида спорта, можно считать различные показатели диагностики разных сторон готовности спортсменов-каратистов к данному виду спорта, в частности к каратэ. Диагностические критерии могут быть получены при помощи специализированных тестов.
Чаще всего в рамках учебно-тренировочной работы в общеобразовательных учреждениях, либо при групповых формах работы, учителям и тренерам по физической культуре удобней использовать метод так называемой «групповой индивидуализации».
Учителя физической культуры во время занятий должны осуществлять дозировку упражнений в зависимости от принципа доступности упражнения для каждого конкретного ребенка. Принцип доступности в процессе проведения занятий по физической культуре необходимо использовать в соответствии с направленностью занятия.
В результате проведенного исследования, была разработана методика индивидуализации занятий по развитию выносливости. Разработанная методика состоит из периодов, так называемых, этапов, подготовки ребѐнка к определенному уровню выносливости. На каждом этапе методики выделяется целевая направленность и дается четкое указание по содержанию и периодам разделов подготовки ребѐнка к упражнениям, направленным на развитие выносливости. Также на каждом этапе четко прописаны основные средства и методы развития выносливости у детей, объем и сложность нагрузок, которые предстоит преодолеть ребенку во время тренировок. Определены конкретные сроки контрольных проверок по результатам проведения упражнений по развитию выносливости, а также определены сроки соревнований и зачетов, направленных на выявление результата, полученного в процессе использования названой методики.
Сравнительный анализ показателей физической подготовленности школьников, занимающихся каратэ из контрольной и экспериментальной групп после проведения педагогического эксперимента позволил установить достоверные межгрупповые различия в результатах всех показателей тестов. При этом по результатам тестовых упражнений юные каратисты из экспериментальной группы превзошли своих сверстников из контрольной группы. Можно заключить, что достоверное улучшение показателей функционального состояния и физической подготовленности обеспечило укрепление здоровья юных спортсменов. В контрольной группе произошли положительные изменения по меньшему количеству показателей.
Об эффективности предложенной методики позволяет говорить результат математической статистики, который позволил рассчитать показатели эффективности методики по развитию выносливости у детей. По результатам, полученным в ходе проведения проверок, зачетов и соревнований среди спортсменов-каратистов, можно судить о том, что разработанная методика является достаточно эффективным методом развития выносливости у детей, в частности, развития выносливости у юных спортсменов-каратистов.
Так, проведѐнные проверки в сравнении экспериментальной группы и контрольной группы показали статистически значимый высокий уровень по четырем показателям из шести представленных, что позволяет говорить нам о достоверно высоком уровне эффективности разработанной методики. Речь в данном случае идет о развитии компонентов общей выносливости, скоростно-силовой выносливости и скоростной выносливости у юных каратистов.