Файл: Развитие выносливости у школьников 10-11 лет, занимающихся в спортивной секции карате.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это нужно учитывать при дозировке пауз отдыха.

Бурное развитие двигательной функции, присущее подростковому возрасту, приводит к тому, что по многим основным показателям она мало отличается от двигательной функции взрослых людей. Однако на фоне общего совершенствования двигательной функции у подростков могут иметь место случаи довольно значительного ухудшения координации движений, снижение их точности.

Таким образом, основным средством воспитания физических качеств, являются физические упражнения, упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны. Эффективными методами воспитания физических качеств является игровой, интервальный, круговой тренировки, посменный метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п.

У подростков совершенствуется и приближается к уровню, свойственному взрослым, способность правильно организовывать свое восприятие в процессе учебных занятий. Они стремятся критически осознать сущность усвояемых знаний, выработать к ним свое собственное отношение, не просто запомнить учебный материал, но и понять, объяснить его истинность, что налагает на педагога ряд требований к качественной стороне самого обучения.

В планировании физических нагрузок следует исходить из индивидуальных норм, обеспечивающих разностороннее, гармоничное развитие мальчиков, занимающихся каратэ.

Необходимо отметить, что на этапе, который является начальным в процессе подготовки юных спортсменов-каратистов, серьезными аспектами, на которые можно опираться, разрабатывая критерии индивидуального восприятия данного вида спорта, можно считать различные показатели диагностики разных сторон готовности спортсменов-каратистов к данному виду спорта, в частности к каратэ. Диагностические критерии могут быть получены при помощи специализированных тестов.

Чаще всего в рамках учебно-тренировочной работы в общеобразовательных учреждениях, либо при групповых формах работы, учителям и тренерам по физической культуре удобней использовать метод так называемой «групповой индивидуализации».

Если говорить о показателях развития выносливости у детей то эту группу критериев следует разделить на 3 отдельных подгруппы: сильный показатель, средний показатель и слабый показатель уровня выносливости.

После этого необходимо говорить о том, что учителя физической культуры во время занятий должны осуществлять дозировку упражнений в зависимости от принципа доступности упражнения для каждого конкретного ребенка. Принцип доступности в процессе проведения занятий по физической культуре необходимо использовать в соответствии с направленностью занятия.


Выводы по первой главе

В данной главе были описаны виды выносливости и ее показатели, изучены физиологические характеристики и возрастные особенности выносливости, а также подробно рассмотрены анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста, позволившие в дальнейшем подобрать специальный комплекс упражнений для развития выносливости с учетов всех вышеперечисленных показателей.

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1. Организация исследования

Исследовательская работа проводилась на базе МБОУ «СОШ №33» г.

Бийска Алтайского края, МБОУ «Фоминская ОШ» Бийского района

Алтайского края в период с 01.09.2017 г. по 01.03.2018 г.

В эксперименте приняли участие 36 школьников в возрасте 11-12 лет. Экспериментальная группа состояла из 18 человек, занимающихся в спортивной секции карате. В контрольную группу вошли 18 детей, не занимающихся единоборствами.

Данная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

На констатирующем этапе осуществлялась работа по изучению уровня выносливости юных испытуемых. На формирующем этапе предлагалась и применялась специальная методика по развитию выносливости. Контрольный этап включал подведение итогов и сравнение результатов).

Контрольная группа занимающихся тренировалась три раза в неделю (понедельник, среда, пятница) с продолжительностью занятий 90 минут по общепринятой программе с использованием традиционных методик. Экспериментальная группа также занималась три раза в неделю (вторник, четверг, суббота) с той же продолжительностью и временем проведения занятий. Отличительной особенностью экспериментального режима в группе была реализация модели индивидуализации развития выносливости и включение в учебно-тренировочный процесс (в основную часть занятия) разработанной методики развития выносливости, в основе которой лежит циклическая работа. Применение в процессе тренировочных занятий методики, направленной на развитие аэробных возможностей, оказывает эффект на кардиореспираторную систему, тем самым способствует повышению аэробной производительности [11].


2.2. Цель, задачи и методы исследования

В процессе исследования определялся уровень физической и технической подготовленности школьников контрольной и экспериментальной групп. Перед проведением тестов обеспечивался необходимый уровень мотивации и концентрации внимания, показывалась техника правильного выполнения. Тесты проводились в начале основной части занятия после короткой разминки в соревновательной форме.

В процессе проведения опытно-экспериментальной работы мы старались опираться на тот факт, что критерием организации эксперимента является его доказательность. Это позволило говорить о том, что формирование разнообразных средств и методов обеспечивает освоение двигательных действий, направленных на развитие физических качеств, повышение функционального состояния кардиореспираторной системы, а также способствует повышению эффективности учебно-тренировочного

процесса.

Педагогические тесты, определяющие функциональное состояние и физические качества, общедоступны, общеприняты и используются в большей или меньшей степени в практической деятельности тренеров и учителей физической культуры. В качестве метода исследования изучаемых параметров использовалась система контроля КОНТРЭКС - 3, предложенная в 1994 году В.И. Харитоновым [45], куда включены 11 показателей (тестов), критерии их оценки и начисляемые баллы (табл. 1).

По 11 показателям, приведенным в таблице, строится профиль физической подготовленности в баллах в соответствии с индивидуальным паспортом уровней физической подготовленности юных спортсменов [45].

Таблица 1

Система контроля КОНТРЕКС-3

Наименование показателя

Критерии оценки

Баллы

1.

Возраст

Он определяет каждый год жизни занимающегося каратэ

1

Продолжение таблицы 1

2.

Масса тела

Вес спортсмена, соответствующий норме в его возрастной группе

30

Превышение нормы на 2,5 кг предусматривает вычисление из общей суммы 5 баллов

Р=Ь-108; при 1^=155-165 см.;

Р=Ь-106; при Ь=165-175 см.;

Р=Ь-110; при Ь=175 и более см. Ь - рост юного спортсмена

-5

3.

Артериальное давление (АД)

Артериальное давление в норме

30

При отклонении от нормы на 5 мм.рт.ст. СД или ДД

-5

4.

Пульс в покое

За каждый удар меньше нормы

1

Норма пульса - в 1 минуту

30

При пульсе свыше 95 ударов в минуту

Не начисл яются

5.

Гибкость позвоночника

Производится стоя на стуле или на краю скамейки с выпрямленными в коленях ногами. Выполняется наклон вперед с касанием пальцами отметки на измерителе, затем выполняется максимально возможный наклон и выдерживается пауза в 2 сек При выполнении задания, равного возрастной норме

1

Свыше его на каждый сантиметр

+1

При невыполнении нормативных требований

Не начисл яются

6.

Быстрота (физическое качество)

Из положения «стоя» с вытянутой перед грудью сильнейшей рукой. Кисть этой руки выполняет хватательное движение, ловя линейку в свободном падении. Рука прямая, с выпрямленными пальцами, ладони ребром книзу. Линейка помещена параллельно ладони, ее нулевая отметка на уровне нижнего края ладони. После команды «внимание» в течение 5 сек. линейка опускается. Исследуемый по возможности быстро ловит линейку. Результат тестирования состоит из трех попыток и оценивается по медиане. За выполнение возрастного норматива и за каждый сантиметр меньше нормы начисляется 2 балла.

2

7.

Динамическая сила (скоростносиловые

Ее показатель оценивается высотой выпрыгивания вверх толчком двух ног. Тест выполняется следующим образом. «Испытуемый» стоит боком к стене рядом с вертикально закрепленной на ней измерительной лентой. Не отрывая пяток от пола,

2

возможности)

он максимально высоко касается вытянутыми вверх руками шкалы. Затем, отойдя от стены на 15-30 см, выпрыгивает с места вверх, отталкиваясь двумя ногами, и кончиками пальцев касается измерительной шкалы. Разность между 1-м и 2- м касанием ленты (до и после выпрыгивания) определяет результат высоты прыжка. Возрастной норматив и каждый сантиметр сверх его оценивается в 2 балла. При выпрыгивании выполняется три попытки. Оценка по медиане.

8.

Скоростная выносливость

В этом тесте ведется подсчет максимальной частоты поднимания прямых ног до угла 90° по отношению к туловищу из положения «лежа на спине» за 20 секунд.

Возрастная норма

3

Каждое поднимание туловища сверх нормы.

3

9.

Скоростносиловая выносливость

Определяется максимальной частотой сгибания и разгибания рук в упоре «лежа» (для девочек и девушек - в упоре на коленях) за 30 секунд. Выполнение возрастного норматива

4

Каждое отжимание сверх нормы.

4

10.

Общая выносливость

Определяется по расстоянию (в метрах), которое испытуемый пробегает за 6 минут. Выполнение возрастного норматива

30

За каждые 50 метров, превышающие норматив.

15

Каждые 50 метров ниже установленного норматива

-5

11.

Восстанавливаемость пульса

Оценивается после пятиминутного отдыха тестируемого. В положении «сидя» предлагается измерить пульс за 10 секунд, затем его умножают на 6. Получаем пульс в покое за 1 минуту. Затем испытуемому дается нагрузка - 20 глубоких приседаний в течение 40 сек, и он снова отдыхает. Через две минуты после отдыха у него снова измеряется пульс за 10 секунд, и результат умножается на 6.

Соответствие пульса при повторном тестировании исходной величине (до нагрузки)

30

Превышение пульса на 10 ударов

20

Превышение пульса на 20 ударов

5

Превышение пульса более чем на 20 ударов

Не начисл яются


По 11 показателям, приведенным выше, строится профиль физической подготовленности в баллах в соответствии с индивидуальным паспортом уровней физической подготовленности юных спортсменов [45]. В результате суммирования полученных баллов (в приведенных выше 11 тестах) уровень физической подготовленности юного спортсмена определяется по суммарной шкале оценок.

Таблица 2 Уровень физической подготовленности юного спортсмена, согласно тестирования по системе контроля КОНТРЕКС-3

Уровень физической подготовленности юного спортсмена

Баллы

1

Низкий

55

2

Ниже среднего

56-95

3

Средний

95-165

4

Выше среднего

166-255

5

Высокий

Более 255

С целью апробации предложенной методики развития выносливости нами использовалась программа аттестации М.А. Карпова [26]. В этом документе определена общая последовательность изучения программного материала, что позволяет учителям физической культуры и тренерам придерживаться в своей работе единого стратегического направления в учебно-тренировочном процессе. Виды подготовки - теоретическая, техническая и общефизическая.

Для объективной оценки хода тренировочного процесса использовались методы математико-статической обработки. Статистическая обработка эмпирических данных, применявшаяся после предварительного анализа их пригодности для решения задач по конкретной выборке, выполнялась по общепринятой методике. Рассчитывались средняя арифметическая (X), стандартное отклонение (о), уровень достоверности (Р), который определялся по t-критерию Стьюдента. Различия между выборочными средними значениями принимались за существенные при уровне значимости Р<0,05; Р<0,01, что признается вполне надежным в педагогических исследованиях. Расчеты и обработка полученных нами данных осуществлялась на ПК по стандартным программам статистической обработки первичных данных.

Таким образом, представленная выше система оценки физического состояния юного спортсмена поможет нам в дальнейшем сделать вывод об эффективности предложенной нами методики развития выносливости школьника 11-12 лет, занимающегося в спортивной секции карате.


Вывод по второй главе

В данной главе была описана организация исследования, определены методы исследования, подобраны тесты, адекватные цели исследования.

Глава 3. Методика развития выносливости и оценка ее эффективности

3.1. Методика развития выносливости у школьников, занимающихся в спортивной секции карате

Индивидуальная методика развития выносливости в единоборствах на данное время не достаточно разработана и апробирована. Нагрузки, применяемые при циклической работе либо большие, либо незначительные, отсутствует учет индивидуальных особенностей юных каратистов. Все эти недоработки могут привести к травмам и переутомлению.

Специфика тренировок юных спортсменов в каждом возрасте разнообразна. Тренируя юного каратиста, главная цель определяется, как необходимость создания фундамента его физического здоровья, основы его кинезиологического потенциала, а специфика ее содержания связана с возрастными особенностями растущего организма и обусловленными этим известными ограничениями видами физических нагрузок, их интенсивностью и формами реализации в тренировке.

Эффект тренировки контролируется поэтапно по приросту показателей функционального состояния и физической подготовленности. На этапе начальной подготовки рекомендуется подбирать относительно простые упражнения, несвязанные с освоением сложных навыков. Тренировка, направленная на применение методики индивидуализации, в основе которой лежит развитие общей выносливости, зарекомендовала себя как достаточно эффективная форма физической подготовки юных спортсменов благодаря следующим возможностям представленным в таблице 3.

Авторские программы по подготовке юных спортсменов, рекомендованные Министерством образования, содержат оптимальную теоретическую основу, в меньшей степени методическую и явно недостаточную в практических целях [1, 20]. Анализируя программу для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детскоюношеских спортивных школ олимпийского резерва, мы пришли к выводу, что в них уделяется мало внимания методике индивидуализации развития выносливости на этапе начальной подготовки. Высокий и всевозрастающий уровень спортивных достижений в различных видах единоборств чаще всего связывают с совершенствованием методики подготовки, так как требования и параметры, по которым это осуществляется, со временем меняются.