Файл: Развитие выносливости у школьников 10-11 лет, занимающихся в спортивной секции карате.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 281

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так же были подобраны упражнения для развития общей и специальной выносливости, которые юные каратисты выполняли на каждом из занятий. В качестве теста был использован комплекс упражнений:

  1. Удар задней рукой в мешок или лапу (гяку-цки). Выполняется из боевой стойки. Удары наносятся в течение 10 с. сначала в одной стойке, потом в другой.
  2. Двух и трех ударные серии ударов («двойка или тройка») руками, выполняются из боевой стойки. Удары наносятся в лапы в течение 20 с. на каждую стойку. Два или три удара считается за один раз.
  3. Удар задней рукой, затем в продолжении удар передней ногой (маваси-гери) также выполняется из боевой стойки в лапы, по 20 с. на стойку.

Одна комбинация (рука + нога) считается за один раз.

  1. Отжимания. И.П. - упор лежа на горизонтальной поверхности, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах, туловище и ноги составляют единую линию. Отжимания проводятся на кулаках. Засчитывается отжимание, когда учащийся, коснувшись грудью пола, вернулся в И. П. При выполнении упражнения запрещены движения в тазобедренных суставах.

Отжимания проводятся в течение 30 с.

  1. Кувырок выполняется из положения: упор присев, лицом вперед. Тест длится - 30 с. Подсчитывается полное количество проделанных кувырков за данное время.
  2. «Маваси-гери» - круговые удары передней ногой в мешок. Удары наносят сначала одной ногой в течение 20 с, а потом другой за тоже время.

В зачет идет каждая нога отдельно.

  1. Прыжки на скакалке в течение 1 мин. Засчитывается количество полных оборотов скакалки за данное время.
  2. Прыжки на скакалке в течение 1 мин (двойной оборот).

Засчитывается количество полных прыжков за данное время.

  1. Излюбленные комбинации «кумитэ», 1 мин.

Нормативные требования представлены в приложении 1.

Таким образом, развитие общей и специальной выносливости в учебнотренировочном процессе у юных спортсменов, занимающихся в секции каратэ, можно развить путем введения комплексной методики формирования выносливости, а также изучить с помощью тестов, состоящих из комплекса упражнений.


3.2. Оценка эффективности методики выносливости у школьников, занимающихся в спортивной секции карате

При проведении эксперимента предполагалось, что с применением разработанной методики на основе циклической работы, направленной на развитие общей и специальной выносливости в экспериментальной группе, повысятся показатели, характеризующие функциональное состояние и физическую подготовленность. Это отражается на эффективности применения технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности и повышении спортивного результата.

В период организации педагогического эксперимента были поставлены две задачи. Первая заключалась в проверке действенности методики индивидуализации, повышающей уровень функционального состояния. При ее решении проводилось уточнение и коррекция предварительно разработанных средств и методов индивидуализации. Эта задача решалась в начале педагогического эксперимента и носила констатирующий характер. В эксперименте принимали участие все каратисты опытных групп (контрольной и экспериментальной). На каждом учебно-тренировочном занятии в запланированное время в опытных группах юными спортсменами выполнялись одинаковые задания. В ходе предварительной апробации разработанных заданий уточнялась возможность их реализации в учебнотренировочном процессе на этапе начальной подготовки, одновременно обобщался опыт работы и рекомендации ведущих тренеров и спортсменов.

В ходе констатирующего эксперимента было сделано значительное количество поправок и дополнений как в технике выполнения упражнений, так и в методике индивидуализации развития выносливости. С учетом дополнений, замечаний и изменений данные средства были составлены окончательно в том виде, в каком они представлены в работе. Дальнейшая их эффективность проверялась в формирующем педагогическом эксперименте.

Вторая задача заключалась в проверке эффективности разработанной методики индивидуализации развития выносливости, направленной на достижение оптимального уровня физической подготовленности и выполнение освоенных технико-тактических действий на соревнованиях.

Эффективность разработанной методики заключалась в том, что в экспериментальной группе проводилась целенаправленная работа по применению средств циклического характера. Кроме того, целенаправленно осуществлялся контроль и коррекция отстающих качеств, свойств и возможностей.

В результате определения основных направлений развития физической подготовленности, установления наиболее эффективных средств и методов развития выносливости была разработана экспериментальная методика индивидуализации развития выносливости, направленная на формирование фундамента ОФП для последующего овладения широким арсеналом двигательных умений и навыков, освоения техники и тактики каратэ. В эксперименте участвовало 36 юных школьников. В результате отбора были сформированы экспериментальная и контрольная группы из школьников, равных по уровню физической подготовленности в возрасте 11-12 лет. 18 юных школьников, занимающихся в спортивной секции карате, составили экспериментальную группу, 18 школьников, не посещающих секцию контрольную. В период проведения педагогического эксперимента, который длился два года, было сделано три среза с целью определения динамики развития функционального состояния и физической подготовленности в группах.


В приложении 2 представлены результаты статистических показателей функциональной, физической подготовленности и их вариаций.

Исследуя эффективность разработанной методики индивидуализации развития выносливости, необходимо проанализировать признаки устойчивости и прочности функционирования системы подготовки, используя вариативность их основных показателей. Она определялась использованием рассчитанного коэффициента вариации как отношение среднего квадратичного отклонения к среднему арифметическому, выраженному в процентах. Вариативность результатов изменений элементов, входящих в систему, оценивалось по степени устойчивости: 0-10 % - высокая устойчивость; 11-20 % - средняя устойчивость; >20 % - неустойчивая.

Коэффициент вариации позволяет нам сравнивать вариативность статистических совокупностей, отражающих результаты измерений в соответствующих физических величинах. Приведенные данные собственных исследований показывают однородность в подборе исследуемых групп, что отмечается в показателях функциональной, физической подготовленности и коэффициенте вариации в исследуемых группах.

Как показал сравнительный анализ комплексных характеристик изученных показателей, между группами в начале эксперимента не было достоверных различий по признакам (р>0,05).

Результаты статистических показателей функциональной, физической подготовленности и коэффициента вариации юных каратистов контрольной и экспериментальной группы в середине эксперимента представлены в приложении 3. Эти результаты несут информацию о функциональном состоянии, физической подготовленности и стабильности признаков.

Однако по изученным показателям на первом этапе тренировочного процесса уже через год выявлены положительные изменения в экспериментальной группе занимающихся (по сравнению с контрольной группой) по характеристикам частоты сердечных сокращений (83,1 ± 7,9 уд/мин, р<0,05), скоростно-силовой выносливости (24,0 с; р<0,05), общей выносливости (1069,9 ± 109,8 р<0,01) и восстанавливаемости пульса (83,4 ± 8,2 уд/мин, р<0,05). В контрольной группе не проводилось целенаправленной работы по развитию аэробных возможностей.

Юные каратисты контрольной группы тренировались по общепринятой методике в отведенное время параллельно с экспериментальной группой.

Спортсмены опытных групп, приняли участие в трех школьных соревнованиях по ОФП, СФП, где проводились педагогические наблюдения и определялись численные значения показателей, характеризующих физическую подготовленность юных спортсменов.


В процессе педагогического эксперимента установлено, что в ходе целенаправленной педагогической работы в опытных группах произошли изменения по показателям функционального состояния и физической подготовленности.

Так в контрольной группе занимающихся средний показатель массы тела был равен 40,9 ± 0,96 кг, а в экспериментальной группе каратистов этот показатель составил 42,9±0,68 кг (р>0,05).

Величина артериального давления у мальчиков из контрольной и экспериментальной групп практически не отличалась и составляла 109,1 ± 13,5 мм рт.ст и110,2 ± 9,3 мм рт.ст. соответственно.

Величина частоты сердечных сокращений, как характеристика функционального состояния юных спортсменов, в контрольной группе занимающихся оставляла 89,1 ± 11,8 уд/мин (р>0,05). У мальчиков из экспериментальной группы данный параметр соответствовал 83,1 ± 7,9 уд/мин (р<0,05).

Физическая подготовленность в группах представлена разнонаправлено. Так гибкость позвоночного столба в контрольной группе занимающихся находится на уровне 5,94 ± 3,5 Тогда как этот показатель в экспериментальной группе имеет значение 6,0 ± 0,38 (р>0,05). Как показывает наше исследование, развитию данного физического качества в опытных группах уделяется недостаточно времени. Показатель быстроты в контрольной и экспериментальной группах практически не отличался: 13,1 ± 5,4 и 14,7 ± 4,1 соответственно.

Динамическая сила мальчиков-каратистов из контрольной группы составила 27,7 ± 5,2 кг, и 33,8 ± 4,6 кг, р>0,05 в экспериментальной группе.

Средний показатель скоростной выносливости в контрольной группе составил 11,3 ± 1,3 с, в экспериментальной группе 12,5 ± 1,3с., р>0,05.

Скоростно-силовая выносливость как разновидность одного из компонентов выносливости является существенным фактором в восточных единоборствах. В контрольной группе юных спортсменов средний показатель составил 19,1 ± 5,4 с., во второй - 24,0 ± 6,04 с. (р<0,05).

Сказывается режим тренировочной работы экспериментальной группы занимающихся.

Общая выносливость - показатель, характеризующий функциональные возможности длительности выполнения физических нагрузок, в контрольной группе занимающихся он составлял 944,4 ± 96,1 и 1069,9 ± 109,8 в экспериментальной группе (р<0,01), что указывает на сохранившуюся тенденцию к росту этого показателя на анализируемом этапе педагогического эксперимента.

Восстанавливаемость ЧСС при сравнительном анализе средних показателей по группе имеет достоверное различие на этом этапе исследования (р<0,05). Это указывает на то, что степень адаптации сердечнососудистой системы к физическим нагрузкам, наиболее благоприятным в экспериментальном режиме подготовки каратистов 12-13 лет.


Статистические показатели комплексных исследований (функциональной и физической подготовленности) юных каратистов из контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента представлены в приложении 4.

Итак, в конце эксперимента, по сравнению с началом и серединой этапа исследования, мы наблюдаем динамику положительной тенденции улучшения уровня функционального состояния и физической подготовленности в группах. Так, средний показатель гибкости в контрольной группе составил 5,78 ± 1,4 в экспериментальной группе - 6,8 ± 1,7 (р>0,05).

В развитии скоростной выносливости в контрольной группе различий не выявлено, а в экспериментальной группе выявлена достоверность различий данных по сравнению с началом эксперимента (р<0,01).

Показатель общей выносливости, являющийся одним из основных направлений в подготовке экспериментальной группы, в ходе педагогического эксперимента проявил себя под воздействием различных подходов к управлению тренировочным процессом. В экспериментальной группе средний показатель выносливости имеет значение 1086,1 ± 82,4, в контрольной группе 963,8 ± 68,6 (р>0,05).

Следует отметить стабилизацию пульса в покое мальчиков из экспериментальной группы (78,1 ± 4,9 уд/мин) по сравнению со сверстниками из контрольной группы (85,9 ± 9,3 уд/мин), р>0,05, а также увеличение гибкости позвоночного столба, динамической силы, скоростносиловой выносливости, скоростной выносливости, общей выносливости и восстанавливаемости пульса.

При этом восстанавливаемость пульса и отмеченные показатели в этой группе занимающихся показывают высокую адаптивную способность юного организма к физическим нагрузкам, способствующим наиболее благоприятному развитию комплекса физических качеств как базиса физической подготовленности занимающихся.

В конце эксперимента выявлены достоверные различия функционального состояния в экспериментальной группе юных каратистов по показателям артериального давления, ЧСС и восстанавливаемости пульса (р<0,01). Сравнительный анализ динамики ЧСС на занятиях в опытных группах показал, что физическая нагрузка в экспериментальной группе оказывает более выраженный тренировочный эффект на организм занимающихся (ЧСС во время занятий 135-145 уд/мин.) по сравнению с нагрузкой на занятиях в контрольной группе (ЧСС 125-135 уд/мин). Сопоставление результатов пульсометрии, полученных в процессе занятий в экспериментальной и контрольной группах, свидетельствует о том, что при использовании разработанной методики развития выносливости обеспечивалась нагрузка аэробной направленности, целесообразная для реализации задач этапа начальной подготовки школьников11-12 лет, занимающихся в спортивной секции карате. Более выраженное снижение показателей ЧСС и восстанавливаемости пульса у юных каратистов экспериментальной группы свидетельствует о проявлении экономизирующего эффекта тренировки и совершенствовании функциональных возможностей организма.