Файл: Развитие выносливости у школьников 10-11 лет, занимающихся в спортивной секции карате.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 252

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изменения основных физических функций появляются в результате развития физиологических предпосылок. Так, в сердечно-сосудистой системе увеличивается объем сердца, просвет аорты и вен, количество капиллярных сосудов в мышечной ткани, частота пульса в спокойном состоянии устанавливается на уровне 40 ударов в минуту и ниже, а при максимальной работе, наоборот, возрастает.

Таким образом, увеличение сердечной мышцы, снижение артериального давления и урежение дыхания являются классической формулой выносливости [13].

Результат выносливости будет зависеть от продолжительности монотонной деятельности, одиночества и душевной усталости. Это все требует специального психического приспособления занимающегося к условиям перегрузки. Например, бегун должен прийти к определенной философии «уединенного бегуна», осознать необходимость упорного движения и тем самым выработать положительное отношение к нагрузке

[13].

Итак, в завершение параграфа, подчеркнем, что на протяжении уже более сотни лет специалистов в области физической культуры интересует вопрос воспитания выносливости у детей школьного возраста.

В настоящее время у маленьких детей, школьников и взрослых существует огромная проблема - это недостаток двигательной активности. учащиеся значительную часть времени сидят в школе за партой и дома, выполняя домашнее задание. У первоклассников при поступлении в школу сразу вдвое уменьшается двигательная активность, и это в том возрасте, который самой природой предназначен для всестороннего развития двигательных функций!

Большая часть специалистов поддерживают формулировку рассматриваемого качества, данную B.C. Фарфелем, который считал, что выносливость - это способность человека противостоять наступающему утомлению.

На Всесоюзном симпозиуме, проходившем в 1971 г. «Педагогические и биологические аспекты выносливости» выносливость была определена как способность к продолжению заданной работы во времени.

Таким образом, выносливость тесно связана с остальными качествами тренированности. В области физической подготовленности она зависит от запаса сил, скорости и подвижности, в области технической подготовленности - от автоматизации двигательной деятельности, которая является неизбежной предпосылкой экономного рационального движения, в моральной подготовленности - от уровня воли, от тактической подготовленности - от распределения сил и выбора максимального темпа

(так называемое чувство времени) движения.


1.2. Физиологические характеристики и возрастные особенности выносливости

Циклические виды спорта имеют сходства по задачам, которые заключаются в том, чтобы пройти установленную дистанцию в возможно короткое время, и по зависимости мощности работы от длины дистанции.

Обязательно нужно учитывать внешнюю среду и применяемый для передвижения спортивный инвентарь. Например, для преодоления одной и той же дистанции за одинаковое время, меньше всего сил затратит велосипедист, больше - бегун, значительно больше - пловец. Если же они будут тратить одинаковые силы на это, выполняя работу с одной и той же интенсивностью, мощностью, то, естественно, пройдут разные дистанции: большую - велосипедист и наименьшую - пловец [9].

Чем длиннее будет дистанция, тем ниже скорость продвижения и тем относительно требуемая для этого мощность работы. В связи с этим установлены зоны мощности работы в спортивных упражнениях.

Впервые это сделал Роберт Гилл на основе анализа рекордов в беге, пришедший к трѐм группам мощности работы в беге.

Более подробно разработал деление на группы, или зоны, относительной мощности работы в спортивных упражнениях циклического типа В.С. Фарфель. Им было предложено четыре зоны мощности: максимальная, субмаксмальная, большая, умеренная. Позже эти зоны были доработаны Б.С. Гиппенрейтером. Представленные четыре зоны по существу делят множество различных дистанций на четыре группы: короткие, средние, длинные и сверхдлинные. Работа в каждой группе отличается своей физиологической характеристикой [24].

При повышении мощности работы, которое сопровождается усилением деятельности органов и систем, в первую очередь требуется увеличение количества потребляемого кислорода [11] .

Отличия в деятельности организма спортсменов в разных зонах мощности:

  1. При выполнении работы в зоне максимальной мощности (группа спринтерских дистанций) характерно краткость действия, которая не позволяет вызвать в организме соответствующее повышение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также то, что нервномышечная деятельность происходит на основе преобразования потенциальной энергии (гликогена, фосфагена и др.) в механическую почти в без кислородных условиях.
  2. Выполнение работы в зонах большой и субмаксимальной мощности характеризуется кислородной недостаточностью, превышением кислородного запроса над фактическим потреблением, быстрым нарастанием недостаточности кислорода и для нервных клеток головного мозга.
  3. Выполнение работы в зоне умеренной мощности характеризуется относительным равновесием равенством между кислородным запросом и фактическим его потреблением, между скоростью образования продуктов распада и быстротой их окисления. При этом утомление наступает в большей мере за счет ослабления работоспособности нервных клеток головного мозга.

Сравнив представленные характеристики можно отметить, что крайние из них, относящиеся к работе умеренной (группа длинных и, в особенности, сверхдлинных дистанций) и максимальной (группа спринтерских дистанций) мощностей, очень отличаются [11].

У детей младшего школьного возраста показатели выносливости незначительны. Например, мощность работы, которая может быть сохранена в течение 9 минут, у детей 9 лет составляет около 40% мощности, сохраняемой взрослыми на протяжении такого же времени. Однако уже к 10летнему возрасту дети становятся способными без выраженных признаков снижения работоспособности неоднократно повторять скоростные действия (например, ускоренный бег 30 м с короткими промежутками для отдыха) или малоинтенсивную работу (медленный, сравнительно продолжительный бег)

[13].

Как и у других физических способностей, развитие выносливости на разных возрастных этапах созревания организма происходит неравномерно.

Первое значительное увеличение продолжительности бега с указанной интенсивностью наблюдается у девочек в 9 лет, у мальчиков в 10 лет; затем в 12 и соответственно в 13 лет; у юношей в 16 лет этот показатель выносливости наиболее существенен, у девушек после 14 лет продолжительность бега с каждым годом сокращается, если не проводить направленной тренировки [7].

Начиная с младшего школьного возраста нужно целенаправленно воздействовать на развитие выносливости разного типа. Сначала следует развивать выносливость в работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей особых требований к анаэробно-гликолитическим возможностям растущего организма.

Обязательно нужно уделять достаточное внимание воспитанию выносливости во всех формах работы по физическому воспитанию с детьми - в общей физической подготовке по школьной программе, во внешкольных занятиях и, особенно, в спортивной тренировке юных спортсменов [7].

Очевидно, что, решая задачу воспитания выносливости в школьные годы, нужно особенно учитывать большие возрастные различия в приспособительных реакциях организма к повышенным физическим нагрузкам. При проведении экспериментов с животными было доказано, что продолжительные нагрузки вызывают замедление прибавки в массе тела растущего организма, подавляют функции желѐз внутренней секреции, обуславливают ряд патологических процессов. Лишь при постоянном квалифицированном врачебном и педагогическом контроле допустимы нагрузки, направленные преимущественно на развитие выносливости.


При воспитании выносливости у младших школьников чаще всего используются подвижные игры, включающие кратковременно - интенсивные повторяющиеся двигательные действия с сюжетными паузами, а затем и игры с повышенной моторной плотностью. При достаточно умелом регулировании режима двигательной активности занимающихся, игры, особенно спортивные, могут существенно содействовать развитию выносливости разного типа, в том числе и выносливости в непрерывной работе циклического характера. Наиболее сильно этот эффект проявляется на первых этапах физического воспитания. Но следует обратить внимание на то, что игровая деятельность не позволяет достаточно направленно и строго дозировано воздействовать на отдельные факторы, определяющие различные типы выносливости. Поэтому понятно стремление использовать уже на первых этапах воспитания выносливости ряд таких средств и методов, которые дают возможность оказывать точно дозированные воздействия (бег на различные дистанции, бег на лыжах и другие упражнения циклического характера, а также серийно выполняемые гимнастические и другие общеподготовительные упражнения, организованные в форме ―круговой тренировки‖) [9].

При воспитании выносливости у детей, особенно важно создавать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными упражнениями ―на выносливость‖ используют специальные дыхательные упражнения, стремятся проводить занятия в атмосфере богатой кислородом (на открытой площадке, в парке, в зале с мощной вентиляцией и т. п.) [23].

Таким образом, одной из главных черт методики воспитания выносливости в школьный период является постепенный переход от воздействий, направленных преимущественно на увеличение аэробных возможностей организма (в плане воспитания так называемой общей выносливости), к воспитанию специальной выносливости в упражнениях различного характера, в том числе субмаксимальной и максимальной мощности (воспитание выносливости у юных спортсменов в зависимости от специфики спортивной специализации).

1.3. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста

Средний школьный возраст (11-14 лет). Этот возраст (подростковый) характеризуется существенными морфофункциональными изменениями в связи с тем, что совпадает у мальчиков с началом, а у девочек с первой половиной периода полового созревания. Именно в этот период отмечается так называемое вторичное вытягивание, т. е. усиленный рост тела в длину. В это время (особенно в конце периода) происходит особенно интенсивный прирост мышечной массы и, следовательно, веса тела [29, 53].


Характерно, что девочки-подростки, половое созревание которых начинается раньше, чем у мальчиков, как правило, опережают мальчиков по показателям длины и веса тела [52].

В этом возрасте существенные изменения претерпевают не только объем мышечной массы, но и функциональные свойства мышц. Мышечная сила мальчиков 12-14 лет увеличивается гораздо быстрее, чем у девочек, причем если у мальчиков одновременно увеличиваются показатели абсолютной и относительной (в пересчете на 1 кг веса) силы, то у девочек к 12-13 годам прирост общего веса тела опережает прирост абсолютной силы, что приводит к снижению относительных силовых показателей. Именно этим можно объяснить тот факт, что девочкам трудно выполнять упражнения, связанные с перемещением и удержанием веса собственного тела (висы, лазанье, прыжки).

В подростковом возрасте активно продолжается формирование скелета. Однако позвоночник, сохраняя большую гибкость, подвержен различного рода искривлениям, так как не укреплен еще к этому времени достаточно сильной мускулатурой. Именно поэтому такие упражнения, как тройной прыжок с разбега в полную силу, прыжки в глубину с высоты более 100 см и с приземлением на жесткую опору, приседания с тяжестями, превышающими собственный вес, и другие подобные упражнения подросткам запрещены и противопоказаны [53].

Однообразные длительные физические упражнения могут привести к одностороннему (асимметричному) развитию мускулатуры и, как следствие этого, к искривлению позвоночного столба и нарушению осанки. Следует помнить, что у подростков тонус мышц-сгибателей превалирует над тонусом мышц-разгибателей. Следовательно, мышцы спины и шеи должны получить достаточную нагрузку и нужно об этом помнить, подбирая упражнения. Очень важно с первых занятий уделять внимание правильной осанкой во время бега и прыжков.

Вегетативные органы и системы, а также регуляция их функций в этот период продолжают развиваться и совершенствоваться. Главная функциональная особенность центральной нервной системы детей подросткового возраста, заключающаяся в большей по сравнению со взрослыми возбудимости и подвижности нервных процессов, способствует относительно быстрой врабатываемости организма. Возрастные морфофункциональные особенности мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма также обеспечивают более быструю, чем у взрослых, врабатываемость. Но, несмотря на вышеотмеченные качества, подростки устают от однообразной нагрузки быстрее, чем взрослые, так как их сердце справляется с работой главным образом за счет увеличения частоты сокращений и поэтому затрачивает больше энергии, чем сердце взрослого человека, обеспечивающее выполнение работы, прежде всего за счет увеличения ударного объема. Однообразная работа быстрее утомляет подростка, поэтому в ходе занятий необходимо регулярно изменять характер упражнений. Подростки быстрее взрослых восстанавливают силы после нагрузки [52, 53].