Файл: Развитие выносливости у школьников 10-11 лет, занимающихся в спортивной секции карате.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 273

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 3

Перечень эффективности методики индивидуализации при подготовке юных спортсменов каратистов

Наименование методики

1

Широкий выбор упражнений различной направленности, позволяющий оказывать разностороннее воздействие на организм занимающихся, совершенствовать различные двигательные навыки и развивать различные двигательные качества

2

Индивидуальное педагогическое воздействие

3

Точное дозирование физических нагрузок

4

Применение в основной и подготовительной части занятий циклической работы

5

Самостоятельное выполнение упражнений

Следует помнить, что наиболее мощное влияние на организм спортсмена оказывают занятия избирательной направленности, которые позволяют сконцентрировать в определенном направлении средства и методы педагогического воздействия. В единоборствах, отличающихся большим разнообразием проявлений техники и тактики, физических и психологических возможностей, планируются в основном комплексные занятия, в которых последовательно и параллельно решаются самые различные задачи.

В определенном объеме могут также использоваться специально- подготовительные упражнения для повышения возможностей систем и механизмов, определяющих уровень разных видов качеств и гибкости, становление двигательных навыков и умений, обусловливающих эффективность последующей работы [27]. У спортсменов, специализирующихся в каратэ, процесс развития общей выносливости значительно сложнее. Работа, направленная на повышение аэробных возможностей, должна выполняться лишь в объеме, обеспечивающем эффективное выполнение специфической работы и протекание восстановительных процессов, и, в тоже время, не создавать препятствий для последующего развития скоростных качеств и совершенствования скоростной техники.

Приоритетными направлениями индивидуализации учебнотренировочного процесса на начальном этапе многолетней тренировки является формирование оптимального уровня функционального состояния каждого единоборца на основе сопоставления исходных данных с возрастными особенностями, развитие общей и специальной физической подготовленности, обучение техническим приемам и их комбинациям.

Поэтому в планировании физических нагрузок следует исходить из индивидуальных норм, обеспечивающих разностороннее, гармоничное развитие юных каратистов, а не из потребностей форсированного роста спортивных результатов. Данный подход подтверждается и зарубежными исследованиями, подчеркивающими, что ранняя специализация и интенсификация тренировочного процесса вредна для здоровья занимающихся. При планировании тренировочного процесса особое внимание следует обращать на характер и содержание тренировочных нагрузок у юных каратистов. Необходимо, чтобы они не были односторонними, а оказывали разнонаправленное воздействие на организм. Это ведущее положение при тренировке юных спортсменов можно трактовать по-разному.


С одной стороны, в отдельном тренировочном занятии или даже микроцикле необходимо использовать различные по характеру и содержанию тренировочные нагрузки. С другой стороны, разносторонность и разнонаправленность тренировочных воздействий рассредоточивается в течение годичного макроцикла. Следовательно, рассматриваемое нами положение предполагает, что задачи тренировочного процесса решаются параллельно или последовательно. Такой подход является основой для последующего технического совершенствования. Это положение особенно важно учитывать в период начальной подготовки юных каратистов. В настоящее время методика подготовки взрослых спортсменов, по сравнению с методикой тренировки юных спортсменов, более детализирована. В ходе исследования была разработана методика воспитаниия выносливости каратистов 11-12 лет с применением упражнений различной направленности в годичном цикле подготовки юных спортсменов, отличающиеся по объему, интенсивности

Приступая к планированию тренировочной работы в учебном году, необходимо проанализировать предстоящий календарь соревнований. Структура календарного года для начинающих юных спортсменов, не имеющих достаточной физической подготовленности, установлена с одним макроциклом. Для группы начальной подготовки из всех соревнований следует выбрать одно. Оно должно соответствовать квалификации и возрасту занимающихся. При планировании тренировочного года необходимо для каждого входящего в него макроцикла отразить целевую направленность, конкретное содержание и последовательность смены разделов физической подготовки, их внутреннюю структуру и продолжительность, сроки контрольных проверок, зачетов и соревнований, прохождение медицинских осмотров и восстановительных мероприятий.

Подготовительный период этапа начальной подготовки первого года обучения был направлен на развитие общей выносливости, достижение высокой общефизической подготовленности и формирование стабильной технической базы. Подготовительный период мы разделили на два этапа: обще-подготовительный и специально-подготовительный. На общеподготовительном этапе при воспитании аэробных возможностей, кроме развития МПК, решались задачи развития способностей поддерживать МПК длительное время и увеличения быстроты развертывания дыхательных процессов до максимальных величин, а также выработки базовых двигательных навыков, изучения техники, подготовки организма к последующим высоким специальным нагрузкам. Это достигалось за счет выполнения значительного объема упражнений из циклических видов спорта, направленных на развитие выносливости. Продолжительность этапа составила 4,0-4,5 месяца.


Во время подготовительного периода выносливость приобреталась посредством почти всех физических упражнений. Наиболее эффективным средством являлся бег в равномерном темпе. Именно поэтому предварительно необходимо подготовить юных спортсменов к равномерному передвижению. Для этого следует в течение двух-трех недель в занятия включить смешанные передвижения. Мы чередовали малую интенсивность (быстрая ходьба в течение 5 минут, при которой частота сердечных сокращений составляет 110-120 уд/мин) с большей интенсивностью (бег в течение 5-10 минут, ЧСС = 120-130 уд/мин). Объем беговых упражнений составлял от 5 до 15 минут в начале первого занятия и постепенно увеличивался до 40 минут в конце этапа. Интенсивность выполнения упражнения задается индивидуально и составляет около 50% от максимального значения для каждого юного каратиста.

Темп передвижения при этом должен выбираться таким образом, чтобы после его завершения у юного спортсмена не было сильной усталости. Для менее подготовленных юных каратистов при нагрузке, направленной на развитие и поддержание общей выносливости, частота пульса составляла 130-140 уд/мин., и 140-150 уд/мин - для более подготовленных спортсменов. Периодически необходимо контролировать частоту сердечных сокращений. Если частота пульса превышает указанную границу, темп бега замедляется или заменяется ходьбой. При воспитании общей выносливости мы использовали равномерный и игровой методы тренировки.

Занятия, направленные на развитие выносливости, проводились трижды в неделю. Кроме того, учитывались уроки физической культуры и внеурочная деятельность. В недельный микроцикл включались упражнения избранного вида спорта. Нагрузка при частоте пульса ниже 100 уд/мин на развитие общей выносливости практически не влияет.

На общеподготовительном этапе происходит: плавное повышение объема и интенсивности нагрузки; развитие физических качеств в соответствии с требованиями каратэ; овладение техникой в последовательности от «простого к сложному» и ее совершенствование; ознакомление с элементами тактики; укрепление психических качеств; повышение уровня теоретических знаний и постепенное подведение спортсменов к выполнению специфической тренировочной работы.

Специально-подготовительный этап был направлен на воспитание выносливости и увеличение функциональных возможностей детей 11-12 лет, занимающихся каратэ. Данный этап играл важную роль в методике индивидуализации. Продолжительность этапа составила 3,5 месяца. Наиболее эффективным для развития выносливости и максимального потребления кислорода являлся переменный метод тренировки (применение ускорений). Интенсивность ускорений для юных каратистов первого года обучения составляла 50%, второго года обучения -70-80%, ЧСС = 150-160 уд/мин, длительность работы не превышала 1 минуты, интервалы отдыха составляли 2-3 минуты. Число повторений определялось возможностями занимающихся (не более 3 раз).


Для дальнейшего развития общей выносливости, по мере роста уровня функционального состояния и физической подготовленности, нагрузку постепенно увеличивали за счет объема и количества занятий. На специально-подготовительном этапе решались сопутствующие задачи: улучшение координации движений; повышение ловкости; повышение эластичности мышц; повышение общей выносливости; воспитание смелости и решительности; повышение быстроты движений, развитие способности к проявлению «взрывной» силы; повышение силовой выносливости; воспитание воли к перенесению утомления; воспитание воли к проявлению максимальных усилий.

Для соревновательного периода характерно увеличение объема специальной физической подготовки. В это время достигается выход на пик спортивной формы с целью участия в соревнованиях. При этом общая продолжительность соревновательного периода не должна превышать одного-двух месяцев. Во время предсоревновательного этапа значительно возрастает объем работы в парах. Технические и тактические умения совершенствуются в основном при проведении учебно-тренировочных спаррингов. В недельном микроцикле первые два дня интенсивность тренировочной работы одинакова, объем незначительно возрастает.

Главная задача на данном этапе - улучшение системы функциональных возможностей юных спортсменов. Сопутствующие задачи: воспитание воли к перенесению утомления; укрепление мускулатуры и суставно-связочного аппарата; выработка умения расслабляться; повышение способности концентрировать внимание; развитие способности к проявлению «взрывной» силы; повышение силовой выносливости.

Соревновательный этап развития специальной выносливости преимущественно связали с соревновательной подготовкой. В зависимости от восстановительных возможностей организма юных каратистов количество занятий в неделю, направленных на развитие специальной выносливости, составляет три раза. Для развития специальной выносливости использовали повторный метод. Интенсивность работы составляла до 85% от предельного значения, но может быть несколько ниже. ЧСС=160-170 уд/мин.

Продолжительность разовой нагрузки составляет от 3 - 8 с, интервал отдыха - 2-3 минуты. Число повторений - 3-4 раза, не более трех серий, отдых между сериями - 6-9 минут.

Следует отметить, что использование интервального метода для развития аэробных возможностей требует очень высокой подготовленности. Поэтому различные варианты интервальной тренировки (в «анаэробном гликолитическом» либо в «анаэробном алактатном» режимах) применяются в основном для спортсменов более старшего возраста со стажем спортивной подготовки не менее 4-5 лет. Этот метод относится к работе субмаксимальной зоны мощности и его характеристики представлены в таблице 4.


Таблица 4

Характеристики интервального метода тренировок

Показатели

1

Интенсивность работы близка к предельной (90-95% от максимального значения), после нескольких повторений скорость выполнения снижалась, что являлось сигналом для прекращения занятий

2

Продолжительность разовой нагрузки лимитируется временем работы от 20 до 60 секунд

3

Интервал отдыха между повторениями - ходьба в течение 2-3 минут, а между сериями - не менее 20 минут

4

Число повторений со сближающимся интервалом отдыха обычно не более трех, а серий должно быть не более двух

В связи с тем, что юные спортсмены не выступают на официальных соревнованиях, первый опыт соревновательной практики формируется при сдаче экзаменов по ОФП, СФП, ТТП и контрольных соревнований по упрощенным правилам.

В переходном периоде внимание уделялось общефизической подготовке, которую проводили в режиме активного отдыха. Основное значение переходного периода состоит в том, чтобы не допустить перетренированности юных спортсменов. Больше времени уделяется подвижным и спортивным играм, различным эстафетам. Противопоказаны однотипные монотонные нагрузки [35]. Организм юного спортсмена должен отдохнуть от специальной работы, получить разностороннюю подготовку, которая расширит его функциональный и технический потенциал. Больше времени уделяли подвижным и спортивным играм, различным эстафетам. Продолжительность переходного периода составляет 2-3 мезоцикла. Для поддержания общей выносливости включали кроссовый бег объемом 40 минут равномерным методом один раз в недельном микроцикле. В соответствии с разработанной моделью и научно обоснованной методикой индивидуализации педагогического процесса развития выносливости было проведено констатирующее исследование.

В учебно-тренировочном процессе на начальном этапе акцентировалось внимание на методике развития выносливости как базы для последующего улучшения функциональных возможностей и физической подготовленности. Это необходимо юным спортсменам для выполнения большого объема интенсивной тренировочной работы, чтобы не уставать от продолжительной разминки, быстрее восстанавливаться. В соответствии с разработанной моделью и научно обоснованной методикой индивидуализации развития выносливости было проведено констатирующее исследование.