Файл: Развитие выносливости у школьников 10-11 лет, занимающихся в спортивной секции карате.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты развития выносливости
1.1. Выносливость, ее виды и показатели
1.2. Физиологические характеристики и возрастные особенности выносливости
1.3. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста
Глава 2. Организация и методы исследования
2.2. Цель, задачи и методы исследования
Глава 3. Методика развития выносливости и оценка ее эффективности
3.1. Методика развития выносливости у школьников, занимающихся в спортивной секции карате
Введение
На протяжении уже более сотни лет специалистов в области физической культуры интересует вопрос воспитания выносливости у детей школьного возраста.
В настоящее время у человека выделено примерно восемнадцать видов выносливости, около двух десятков специальных координационных способностей, которые проявляются в конкретных двигательных действиях (циклических, ациклических, баллистических и др.), и примерно десять так называемых специфически проявляемых координационных способностей: равновесие, реакция, ритм, ориентация в пространстве, способность к дифференцированию пространственных, силовых и временных параметров движений и др.
Перечень вопросов, возникающих при изучении рассматриваемой проблемы широк: как развивать выносливость, когда? Какие критерии и методы развития имеются для разных видов выносливости? Возможно ли оценить (измерить) выносливость? Какие факторы в большей степени оказывают влияние на развитие выносливости? Каковы основные положения, средства и методы воспитания выносливости? Какова методика планирования учебно-тренировочных занятий для воспитания выносливости в течение учебного года?
В настоящее время у маленьких детей, школьников и взрослых существует огромная проблема - это недостаток двигательной активности. учащиеся значительную часть времени сидят в школе за партой и дома, выполняя домашнее задание. У первоклассников при поступлении в школу сразу вдвое уменьшается двигательная активность, и это в том возрасте, который самой природой предназначен для всестороннего развития двигательных функций!
Тот потенциал возможностей, сил и задатков, который имеется в каждом молодом организме, нужно как можно более полно использовать и развивать.
Одним из самых главных людей, заинтересованных в данном вопросе, является учитель физической культуры или тренер по определенному виду спорта. При его рассмотрении он находит ответ на главный вопрос: для чего необходимо систематически и направленно воздействовать на развитие физических способностей учащихся, а именно выносливости.
В данной работе рассматривается воспитание физических качеств у школьников 11-12 лет, занимающихся в спортивной секции карате.
Целью данной работы является экспериментальное обоснование эффективности использования сочетания физических упражнений и методов применения специфических упражнений вида спорта карате для развития выносливости у школьников 11-12 лет.
Объект исследования: процесс воспитания выносливости у школьников 11-12 лет.
Предмет исследования: методика воспитания выносливости у школьников 11-12 лет, занимающихся в спортивной секции карате.
Гипотеза: предполагаем, что у школьников, занимающихся по методике с применением специфических упражнений вида спорта карате, качественно повысится выносливость.
Для этого поставлены следующие задачи:
- Изучить учебную и научно-методическую литературу по рассматриваемой проблеме.
- Проанализировать методы развития выносливости у детей среднего школьного возраста и выявить наиболее эффективные средства и методы развития выносливости для школьников 11-12 лет.
- Разработать и доказать эффективность экспериментальной методики для развития выносливости.
Методы исследования:
I. Теоретические методы:
- Анализ научно-методической и специальной литературы по данной теме исследования.
- Обобщение анализируемой литературы II. Эмпирические методы:
- Педагогический эксперимент.
- Анализ, сравнение и обобщение результатов, количественная и качественная обработка результатов.
3.Тестирование.
База исследования: МБОУ «СОШ №33» г. Бийска Алтайского края и МБОУ «Фоминская ОШ» с. Фоминское Алтайский край.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и методические разработки по теме исследования могут быть использованы учителями физической культуры при ведении спортивных секций по каратэ и тренерами в учебно-тренировочном процессе с юными каратистами.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, представлен методологический и понятийный аппарат исследования.
В первой главе рассматривается теоретические аспекты развития выносливости.
Во второй главе описаны организация и методы исследования.
В третьей главе представлены результаты экспериментального исследования, их анализ и обсуждение.
Основные выводы сообщаются в заключении.
Список использованной литературы содержит 49 источников.
Таким образом, тема «Развитие выносливости у школьников 11-12 лет, занимающихся в спортивной секции каратэ», является актуальной и современной.
Глава 1. Теоретические аспекты развития выносливости
1.1. Выносливость, ее виды и показатели
В настоящее время, в физкультурно-спортивных дисциплинах, а в частности в общей теории спорта, имеются значительные противоречия в трактовке и терминологии одного из физических качеств - выносливости.
Большая часть специалистов поддерживают формулировку рассматриваемого качества, данную B.C. Фарфелем, который считал, что выносливость - это способность человека противостоять наступающему утомлению [20].
На Всесоюзном симпозиуме, проходившем в 1971 г. «Педагогические и биологические аспекты выносливости» выносливость была определена как способность к продолжению заданной работы во времени.
Кроме того, на этом симпозиуме были представлены и формулировки двух основных разновидностей выносливости: общей (неспецифической) и специальной (специфической). Способность продолжительное время выполнять физическую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и опосредованно влиять на спортивную специализацию называется общей выносливость. Специальной (специфической) выносливостью называется способность обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение времени, обусловленного требованиями избранного вида спорта.
Изучение литературных данных показывает, что большинство авторов пользуются приведенной формулировкой специальной выносливости.
Абсолютная противоположность отмечается по отношению к термину «общая выносливость». Во время становления отечественной теории выносливости русский ученый B.C. Фарфель (1949) отмечал, что выносливость всегда специфична, и критиковал разъясняющие ее термины: общую и специальную, скоростную и силовую, аэробную и анаэробную и т.д.
Многие физиологи разделили мнение B.C. Фарфеля о специфичности выносливости. В учебнике по спортивной физиологии они указывают, что выносливость человека всегда относительна, так как она относится к определенному виду деятельности. Выносливость специфична, так как проявляется у каждого человека при выполнении определенного специфического вида деятельности. В современное время данное мнение поддерживается.
Из вышеизложенного следует, что в современной системе подготовки спортсменов можно конкретно говорить лишь о специальной выносливости. При этом каждый взятый отдельно вид спорта или спортивная дисциплина имеют свою специфическую структуру отдельных компонентов (узких способностей) выносливости, которые обеспечивают проявление необходимой работоспособности в соревновательной и тренировочной деятельности [10].
Выносливость - это комплексное качество и большая часть ее компонентов являются общими для всех проявлений в разных спортивных дисциплинах. Долевое соотношение различных компонентов между собой определяет специфику выносливости в каждой спортивной дисциплине (у бегуна, пловца, лыжника, игровика, единоборца, гимнаста, стрелка, прыгуна).
Следовательно, специальная выносливость для каждой спортивной дисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие ее специфичность в конкретном виде соревновательной деятельности.
В качестве примера можно отметить, что в тяжелой атлетике, метаниях, гиревом спорте ведущими компонентами являются максимальная сила и емкость анаэробной алактатной системы энергообеспечения. В спринтерских дисциплинах определяющие компоненты - абсолютная скорость и емкость алактатной энергосистемы. Резистентность организма и личностные качества - главные компоненты в сложнокоординационных видах спорта. В тех видах спорта, где выносливость является ведущим качеством, включаются возможности всех энергосистем, экономизация и личностные качества. В спортивных играх и единоборствах основное - это энергетические возможности, резистентность и экономичность.
Большая часть из перечисленных выше компонентов выносливости имеют достаточно строгие критерии и надежно измеряются различными методами.
Изучая научно-методическую литературу, мы установили, что большинство специалистов полагают, что общая выносливость - это способность спортсмена выполнять продолжительную работу умеренной мощности [1, 6, 8,]. Некоторые ученые дополняют представленное определение требованием вовлечения в работу большей части мышечного аппарата [4, 5, 15, 18, 19], функционирующего в режиме аэробного энергообеспечения [4, 8, 15, 17], что способствует совершенствованию регуляции деятельности мышц, ЦНС, важнейших вегетативных функций организма - кровообращения, дыхания, обмена веществ и др. [6, 12, 18, 19].
Некоторые авторы связывают сущность общей выносливости с возможностями ее переноса с неспецифических видов деятельности на специфические [2, 4, 15, 18].
В ведущих учебниках по теории физической культуры и теории спорта общая выносливость определяется как совокупность функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности [15] или как способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающей положительное влияние на процесс становления специфических компонентов спортивного мастерства [17].
Способность длительно проявлять мышечные усилия сравнительно невысокой интенсивности (легкоатлетический бег и бег на коньках на дистанциях 5000 и 10000 м, плавание на дистанциях 800 и 1500 м, лыжные гонки и т. п.) также определяется как общая выносливость [11].
Необходимо отметить, что аэробные возможности организма юных спортсменов относятся к физиологической основе выносливости, в частности, к такому виду выносливости как общая выносливость. Под аэробными возможностями понимается максимально возможное потребление кислорода в литрах в минуту одним человеком. Этот показатель аэробных возможностей является общепринятым. Таким образом, взаимосвязь выработанной энергии и потребленного кислорода прямая, так, чем больше кислорода сможет потребитель спортсмен за одну единицу времени, тем больше энергии организм сможет выработать, и, соответственно, выполнить больший объем работы [11].
Отдельные спортивные занятия ориентированы на то, что результат в этих занятиях будет зависеть от выносливости спортсмена. В данном случае речь идѐт о специальной выносливости. Под специальной выносливостью понимается способность вырабатывания мышечных усилий в каждом отдельном упражнении, в зависимости от его специфики и сложности. Также, в данном случае, имеет место влияние продолжительности и характера выполняемого упражнения [14].
Также в теоретических источниках выделяют спринтерскую выносливость. Под спринтерской выносливостью понимается возможность в течение определѐнного количества времени, чаще до 1 минуты, выполнять определенные упражнения. К таким упражнениям можно отнести легкоатлетический бег на расстоянии от 100 до 400 м, также к спринтерской выносливости можно отнести выполнение упражнений на 500 м бег на коньках, плавание на 50 м, плавание на 100 метров, и так далее [22].
Необходимо отметить, что специальная выносливость характеризуется проявлением физиологических и психологических факторов у спортсмена. При этом, главным физиологическим фактором, который проявляется в специальной выносливости, является анаэробный фактор спортсмена.
С точки зрения выработки энергии, анаэробный фактор следует относить только лишь к показателю работоспособности спортсмена. При этом большинство авторов подчеркивают, что спортивный результат как итог специальной выносливости и работоспособности спортсмена зависит и от разных других факторов. Речь в данном случае идет как об уровне развития опорно-двигательного аппарата, об усилии отдельных психических процессов, о грамотном использовании спортивной техники выполнения отдельных упражнений; то есть речь идѐт об учете всех возможных факторов, которые способствуют выработке энергии в организме спортсмена, и, тем самым, приводит к высоким показателям в спортивной карьере [25].