Файл: Конструктивная трансформация склонности к риску как средство профилактики делинквентного поведения подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Склонность к риску делинквентных подростков

1.1. Делинквентное поведение подростков и его причины

1.2. Склонность к риску как фактор делинквентного поведения

Выводы по Главе 1

2.2. Анализ результатов исследования

Выводы по Главе 2

ГЛАВА 3. Программа профилактики делинвкентного поведения подростков посредством трансформации склонности к риску

3.1. Направления социальной работы по профилактике и коррекции делинквентного поведения

3.2. Обоснование программы

3.3. Содержание программы

Выводы по Главе 3

ГЛАВА 4. Программа профилактики делинквентных подростков, входящих в состав группы антиобщественной направленности

4.1. Эмпирическое исследование статуса делинквентных подростков, входящих в состав группы антиобщественной направленности

4.2. Программа профилактики делинквентного поведения подростков,входящих в состав группы антиобщественной направленности

4.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Выводы по Главе 4

ГЛАВА 5. Группа антиобщественной направленности

и работа с ней через лидера группы

5.1. Характеристика группы антиобщественной направленности

5.2. Лидер группы как ключевой элемент

в работе с антиобщественной группой

5.3. Технологии работы с антиобщественной группой через ее лидера

5.4. Оценка эффективности работы с антиобщественной группой

Выводы по Главе 5

Заключение

Список литературы

Список терминов


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

Исторический факультет

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии
КОНСТРУКТИВНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СКЛОННОСТИ К РИСКУ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Выпускная квалификационная работа

Направление подготовки − 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата)

Выполнила:

Турлубаева Диана Дюсекеевна

студентка 4 курса группы ИОБ-701-О

_______ _______________

дата подпись

Научный руководитель:

Асмаковец Е.С.,

кандидат психологических наук,

доцент кафедры социальной работы,

педагогики и психологии

_______ _______________

дата подпись
Омск 2021

Содержание




Введение 3

ГЛАВА 1. Склонность к риску делинквентных подростков 6

1.1. Делинквентное поведение подростков и его причины 6

1.2. Склонность к риску как фактор делинквентного поведения 8

Выводы по Главе 1 12

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование склонности к риску делинквентных подростков 13

2.1. Организация и методы исследования 13

2.2. Анализ результатов исследования 13

Выводы по Главе 2 19

ГЛАВА 3. Программа профилактики делинвкентного поведения подростков посредством трансформации склонности к риску 20

3.1. Направления социальной работы по профилактике и коррекции делинквентного поведения 20

3.2. Обоснование программы 22

3.3. Содержание программы 23

Выводы по Главе 3 30

ГЛАВА 4. Программа профилактики делинквентных подростков, входящих в состав группы антиобщественной направленности 31

4.1. Эмпирическое исследование статуса делинквентных подростков, входящих в состав группы антиобщественной направленности 31

4.2. Программа профилактики делинквентного поведения подростков,входящих в состав группы антиобщественной направленности 35

4.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42

Выводы по Главе 4 49

ГЛАВА 5. Группа антиобщественной направленности 50

и работа с ней через лидера группы 50

5.1. Характеристика группы антиобщественной направленности 50

5.2. Лидер группы как ключевой элемент 52

в работе с антиобщественной группой 52

5.3. Технологии работы с антиобщественной группой через ее лидера 54

5.4. Оценка эффективности работы с антиобщественной группой 56

Выводы по Главе 5 59

Заключение 60

Список литературы 63

Список терминов 67




Введение


Делинквентное поведение несовершеннолетних было и остаётся одной из самых актуальных социально-правовых проблем российского общества. Несмотря на то, что государство предпринимает различные меры по профилактике правонарушений и наблюдается снижение подростковой преступности, но всё же удельный вес преступлений, совершаемых несовершеннолетними, остаётся весьма велик.

Исследование о конструктивной трансформации склонности к риску имеет большую актуальность, поскольку делинквентное поведение становится все более распространенным среди подростков и молодежи. Это может привести к различным проблемам в качестве жизни и влиять на будущее общества в целом.

Целью этого исследования является выявление методов профилактики делинквентного поведения с помощью конструктивной трансформации склонности к риску. Это значит, что рискованные поведенческие тенденции, которые могут привести к делинквенции, будут заменяться новыми, более конструктивными поведенческими моделями, которые не только предупреждают делинквентное поведение, но также способствуют развитию здоровых и позитивных образцов поведения.

Исследование нацелено на создание методологии, которая может быть применена в работе со специалистами, работающими с подростками, родителями и другими, которые взаимодействуют с подростками. Таким образом, данное исследование имеет практическую ценность в области профилактики делинквентного поведения среди подростков.

По данным правоохранительных органов России, в 2018 году было раскрыто 1088 тысячи преступлений, 43,6 тысячи из них совершено несовершеннолетними подростками [24].

Обращаясь ко внутренним факторам делинквентного поведения, В.Н. Иванов выделяет в качестве одного из внутренних факторов склонность к риску, т.е. стремление человека подвергаться опасности, получая при этом острые переживания и ощущения [14].

Исследования М. Цукермана показали, что стремление и желание рисковать возрастает в период подросткового возраста (с 9 до 14 лет) и идет на спад после 20 лет [21].

Все мнения имеют право на существование. В жизни подростка риск и риск может быть как конструктивным, проявляющимся, например, в занятиях спортом, с повышенным уровнем риска, так и деструктивным, связанным с принятием наркотических веществ или совершением преступлений.



Поэтому необходимо развивать направления социальной работы по профилактике и коррекции с делинквентного поведения подростков посредством конструктивной трансформации склонности к риску.

Объект выпускной квалификационной работы: склонность к риску делинквентных подростков.

Предмет выпускной квалификационной работы: профилактика и коррекция делинквентного поведения подростков посредством конструктивной трансформации склонности к риску.

Цель выпускной квалификационной работы: разработка программы профилактики и коррекции делинквентного поведения подростков посредством конструктивной трансформации склонности к риску.

Задачи:

1. Изучить особенности делинквентного поведения, его причины и виды;

2.Изучить склонность к риску делинквентных подростков;

3. Разработать и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление склонности к риску у делинквентных подростков;

4. Разработать программу профилактики и коррекции делинквентного поведения подростков посредством конструктивной трансформации склонности к риску.

Методы исследования:

Теоретические: анализ, обобщение, сравнение.

Эмпирические: анкетирование, диагностика (методика М. Цукермана)

Практическая значимость программы определяется, прежде всего, его актуальностью и связана с возможностью использования основных положений и результатов исследования для предупреждения делинквентного поведения через коррекцию склонности к риску и поиска социально одобряемых способов её реализации.



ГЛАВА 1. Склонность к риску делинквентных подростков



1.1. Делинквентное поведение подростков и его причины


Особый интерес исследователями уделяется подростковой делинквентности [19].

Особое беспокойство вызывает тот факт, что, согласно данным МВД РФ, в период с января по июль 2018 года каждое двадцать седьмое преступление (3,7 %) совершается несовершеннолетними или при их соучастии. Всего выявлено 22 787 несовершеннолетних лица, совершивших преступления. При этом удельный вес в общем числе выявленных лиц составил 4,1 % [11].

В структуре преступности подростков доля тяжких и особо тяжких преступлении достаточно высокая по таким видам преступлении как: принуждение к сексуальным действиям, нанесение телесных повреждении, грабежи и кражи личного имущества [35].

Стоит заметить, что увеличивается число несовершеннолетних совершивших преступление в состоянии опьянения. Указанные факты свидетельствуют о необходимости коренного пересмотра концептуальных подходов к сопровождению подростков с делинквентным поведением и к профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних.

Делинквентное поведение подростков - это поведение, которое нарушает закон и/или социальные нормы и моральные требования общества. Оно может принимать различные формы - от проступков до серьезных правонарушений, таких как кражи, наркомания, насилие или грабежи.

Причин делинквентного поведения подростков существует множество. Некоторые из них:

1. Семейные проблемы: наличие насилия в семье, низкий уровень образования родителей, развод родителей, отсутствие поддержки со стороны семьи.

2. Проблемы в школе: учебные трудности, отсутствие поддержки со стороны учителей, конфликтные отношения с учителями и одноклассниками.

3. Общество: неблагоприятные условия жизни и работы в районах с неблагополучной социальной средой, наркотики и алкогольное пьянство, отсутствие перспектив на будущее.


4. Личностные проблемы: отсталость в развитии, психические и эмоциональные нарушения, стресс, неумение решать конфликты и проблемы социального взаимодействия.

5. Средневековая относительность: ограничения в жизни и образовании, плохие условия труда и жизни, отсутствие карьерных перспектив и низкая мотивация.

6. Неправильные модели поведения: агрессивные игры, жестокость по отношению к животным, просмотр насильственных фильмов, насилие в качестве элемента общения и другие вредные привычки.

Все меры должны направляться на повышение социально-жизненного уровня подростков, их занятости и образования, общения со сверстниками и социальной помощи для избегания делинквентного поведения.

Для предотвращения делинквентного поведения подростков необходимы комплексные меры, включающие в себя как индивидуальную, так и социальную работу с подростками.

Индивидуальная работа включает в себя консультирование, психотерапию и помощь в решении личных проблем подростков. Особое внимание должно уделяться развитию у подростков навыков решения проблем, повышению самооценки и самоконтроля, а также предоставлению доступных альтернатив делинквентному поведению.

Социальная работа включает в себя работу со средой, в которой подростки живут и учатся. Это может включать в себя организацию мероприятий для развития социальных навыков, улучшения образовательной среды и контроль за преступностью.

Также важно развитие и поддержка сильных социальных связей, как внутри семьи, так и в обществе. Это может включать в себя поддержку круга друзей, свободное время, которое можно провести вместе, и укрепление связи подростков с их семьей.

Наконец, успешная предотвращение делинквентного поведения подростков должна быть основана на научных исследованиях используемых методов, оценке их эффективности и дальнейшей корректировке.

Поэтому деликвентные подростки, как десоциализированные и дезадаптивные, характеризуются такими личностными особенностями