Файл: Конструктивная трансформация склонности к риску как средство профилактики делинквентного поведения подростков.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Склонность к риску делинквентных подростков
1.1. Делинквентное поведение подростков и его причины
1.2. Склонность к риску как фактор делинквентного поведения
2.2. Анализ результатов исследования
3.1. Направления социальной работы по профилактике и коррекции делинквентного поведения
4.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
ГЛАВА 5. Группа антиобщественной направленности
и работа с ней через лидера группы
5.1. Характеристика группы антиобщественной направленности
5.2. Лидер группы как ключевой элемент
в работе с антиобщественной группой
5.3. Технологии работы с антиобщественной группой через ее лидера
, как тревожность, и как следствие – агрессивность, враждебность, акцентуированность.
Основными типами делинквентного поведения являются: последовательно-криминогенный, ситуативно-криминогенный и ситуативный, которые так же можно рассматривать как этапы становления противозаконного поведения.
Так как преступное поведение характеризуется оппозиционным поведением обществу и закону в целом, подробнее рассмотрим склонность к риску как один из главных факторов противоправного поведения, который может выступать в качестве личностной особенности делинквентного подростка.
Многочисленные исследования (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, А.И. Караковский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн и др.) свидетельствуют, что психобиологические факторы, определяющие развитие психики подростка, взаимосвязаны с его индивидуально-психологическими особенностями формирования характера, его эмоционально-волевой и мотивационной сферами. Таким образом, отклоняющееся поведение несовершеннолетних формируется под влиянием психологических факторов [12].
Склонность к риску как психологическая личностная черта была определена М. Цукерманом, как потребность экспериментировать с необычными и сложными ощущениями на физическом и на социальном уровне, испытывая вкус к экспериментированию [43].
Склонность к экстремально-рискованному поведению выражается в таких чертах личности как:
Склонность к риску - это характерная черта личности, которая может способствовать различным формам делинквентного поведения. Согласно многим исследованиям, молодые люди, имеющие склонность к риску, более вероятно будут совершать правонарушения, употреблять наркотики, заниматься проституцией и другими формами делинквентного поведения.
Склонность к риску объясняется многими факторами, включая генетические, психологические и социальные. Одним из примеров является генетическая склонность к адреналиновым спортивным состязаниям, которая может стать причиной особенно высокой склонности к риску.
Психологические факторы, такие как нестабильность эмоций
, необдуманные решения, стремление к известности и уважению со стороны сверстников, могут также повышать склонность к риску. Этот феномен часто наблюдается у детей, страдающих отсутствием отца, которые в результате испытывают больший стресс.
Социальные факторы также могут способствовать склонности к риску. Внешняя обстановка, в которой растут подростки, могут сформировать поведение, нарушающее социальные нормы. Так, например, в бедных районах, где преступность выше по сравнению с другими районами, у детей возникает большая склонность к риску.
Для того чтобы понимать склонность к риску подростков, необходимо изучать не только определенные личностные характеристики, но и общий контекст их жизни. Например, если ребенок воспитывается в семье, где есть проблемы взаимоотношений, или если он в принципе не чувствует поддержки со стороны родителей и окружающих, он может быть склонен к риску.
Также стоит учитывать факторы окружения, такие как влияние сверстников и заинтересованность в определенной культуре. Например, подростки, занимающиеся делинквентным поведением, часто представляют собой членов организованных преступных групп, проявляющих сильную приверженность к системе своих ценностей.
Искоренение делинквентного поведения, связанного со склонностью к риску, требует комплексного подхода. Важное значение имеет воспитание в семье, создание условий для образования и трудоустройства, а также развитие навыков самоконтроля и управления стрессом, а также выработка социальной уверенности и самоуважения.
Один из методов борьбы с делинквентным поведением и склонностью к риску - предоставление подросткам возможности заниматься спортом и другими развлечениями, которые могут помочь обеспечить их чувство уважения к себе и другим, повысить их самооценку и самоуверенность. Также важно помочь подросткам развивать интересы, которые могут защитить их от связывания с группами, занимающимися делинквентным поведением.
Следует заметить, что проблема склонности к риску является сложной и может требовать долгосрочной работы со стороны общества. Однако для начала необходимо достаточно осознать эту проблему и открыто говорить о ней. Кроме того, необходимо обращать особое внимание на индивидуальные свойства каждого ребенка, чтобы понимать, какие риски могут существовать и как их можно предотвратить, вырабатывая у подростков крепкие личностные качества и положительные социальные связи.
Таким образом, под склонностью к риску подразумевается постоянное влечение, устойчивое стремление человека к рискованному поведению. Устойчивость такой психологической черты характера подростка как деструктивная склонность к принятию рискованных решений для достижения потенциальной награды, может послужить одним из главных факторов делинквентного (преступного) поведения.
Из исследования становится ясно, что склонность к риску является важным фактором, который способствует делинквентному поведению подростков. Этот феномен объясняется различными факторами, такими как генетика, психологические и социальные факторы.
Изучение целостного контекста жизни подростка показывает важность роли воспитания в семье, контекста окружения и влияния сверстников в формировании склонности к риску.
Для решения проблемы склонности к риску, связанной с делинквентным поведением подростков, необходим комплексный подход, включающий в себя образование, трудоустройство и развитие навыков самоконтроля и управления стрессом. Также важно да и возможность заниматься спортом и другими развлечениями, которые помогут подросткам повысить самооценку, самоуверенность и развить интересы, которые могут помочь защитить их от связывания с делинквентными группами.
В целом, исследование подчеркивает необходимость усилий со стороны общества для решения проблемы делинквентного поведения подростков и склонности к риску, а также важность повышения осведомленности на эту тему.
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование склонности к риску делинквентных подростков
2.1. Организация и методы исследования
Для выявления склонности к риску делинквентных подростков, нами было проведено эмпирическое исследование. Диагностика склонности к риску проводилась с помощью методики М. Цукермана «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» (См.: Приложение 1).
Методика М. Цукерамана позволяет определить склонность человека к экстремально-рискованному поведению, отражающей активные физические действия и асоциальное поведение. Оценка результатов формируется по 4 шкалам. По каждой шкале диапазон баллов от 0 до 10. Уровни выраженности исследуемых шкал: низкий; средний; высокий.
Исследование проводилось в период с октября по ноябрь 2019 года на базе Новоцарицынской СОШ и на базе ФКУ СИЗО – 1 г. Омска.
Выборка исследования – подростки одной возрастной категории (16-17 лет) в количестве 24-х человек: законопослушные и делинквентные (несовершеннолетние преступники) подростки.
Основными типами делинквентного поведения являются: последовательно-криминогенный, ситуативно-криминогенный и ситуативный, которые так же можно рассматривать как этапы становления противозаконного поведения.
Так как преступное поведение характеризуется оппозиционным поведением обществу и закону в целом, подробнее рассмотрим склонность к риску как один из главных факторов противоправного поведения, который может выступать в качестве личностной особенности делинквентного подростка.
1.2. Склонность к риску как фактор делинквентного поведения
Многочисленные исследования (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, А.И. Караковский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн и др.) свидетельствуют, что психобиологические факторы, определяющие развитие психики подростка, взаимосвязаны с его индивидуально-психологическими особенностями формирования характера, его эмоционально-волевой и мотивационной сферами. Таким образом, отклоняющееся поведение несовершеннолетних формируется под влиянием психологических факторов [12].
Склонность к риску как психологическая личностная черта была определена М. Цукерманом, как потребность экспериментировать с необычными и сложными ощущениями на физическом и на социальном уровне, испытывая вкус к экспериментированию [43].
Склонность к экстремально-рискованному поведению выражается в таких чертах личности как:
-
Поиск острых ощущений: предрасположенность к чрезвычайным происшествиям. -
Непереносимость однообразия: однообразие, выраженное в монотонной работе, повторяющиеся действия, регулярно на протяжении длительного времени. -
Поиск новых впечатлений: противостояние традиционным взглядам и правилам. Страсть к нововведениям и переменам. -
Неадаптивное стремление к трудностям: стремление находить и преодолевать трудности (потенциальные инициаторы конфликтов, их часто отвергают в разных коллективах, их можно назвать - «правдоискатели») [39].
Склонность к риску - это характерная черта личности, которая может способствовать различным формам делинквентного поведения. Согласно многим исследованиям, молодые люди, имеющие склонность к риску, более вероятно будут совершать правонарушения, употреблять наркотики, заниматься проституцией и другими формами делинквентного поведения.
Склонность к риску объясняется многими факторами, включая генетические, психологические и социальные. Одним из примеров является генетическая склонность к адреналиновым спортивным состязаниям, которая может стать причиной особенно высокой склонности к риску.
Психологические факторы, такие как нестабильность эмоций
, необдуманные решения, стремление к известности и уважению со стороны сверстников, могут также повышать склонность к риску. Этот феномен часто наблюдается у детей, страдающих отсутствием отца, которые в результате испытывают больший стресс.
Социальные факторы также могут способствовать склонности к риску. Внешняя обстановка, в которой растут подростки, могут сформировать поведение, нарушающее социальные нормы. Так, например, в бедных районах, где преступность выше по сравнению с другими районами, у детей возникает большая склонность к риску.
Для того чтобы понимать склонность к риску подростков, необходимо изучать не только определенные личностные характеристики, но и общий контекст их жизни. Например, если ребенок воспитывается в семье, где есть проблемы взаимоотношений, или если он в принципе не чувствует поддержки со стороны родителей и окружающих, он может быть склонен к риску.
Также стоит учитывать факторы окружения, такие как влияние сверстников и заинтересованность в определенной культуре. Например, подростки, занимающиеся делинквентным поведением, часто представляют собой членов организованных преступных групп, проявляющих сильную приверженность к системе своих ценностей.
Искоренение делинквентного поведения, связанного со склонностью к риску, требует комплексного подхода. Важное значение имеет воспитание в семье, создание условий для образования и трудоустройства, а также развитие навыков самоконтроля и управления стрессом, а также выработка социальной уверенности и самоуважения.
Один из методов борьбы с делинквентным поведением и склонностью к риску - предоставление подросткам возможности заниматься спортом и другими развлечениями, которые могут помочь обеспечить их чувство уважения к себе и другим, повысить их самооценку и самоуверенность. Также важно помочь подросткам развивать интересы, которые могут защитить их от связывания с группами, занимающимися делинквентным поведением.
Следует заметить, что проблема склонности к риску является сложной и может требовать долгосрочной работы со стороны общества. Однако для начала необходимо достаточно осознать эту проблему и открыто говорить о ней. Кроме того, необходимо обращать особое внимание на индивидуальные свойства каждого ребенка, чтобы понимать, какие риски могут существовать и как их можно предотвратить, вырабатывая у подростков крепкие личностные качества и положительные социальные связи.
Таким образом, под склонностью к риску подразумевается постоянное влечение, устойчивое стремление человека к рискованному поведению. Устойчивость такой психологической черты характера подростка как деструктивная склонность к принятию рискованных решений для достижения потенциальной награды, может послужить одним из главных факторов делинквентного (преступного) поведения.
Выводы по Главе 1
Из исследования становится ясно, что склонность к риску является важным фактором, который способствует делинквентному поведению подростков. Этот феномен объясняется различными факторами, такими как генетика, психологические и социальные факторы.
Изучение целостного контекста жизни подростка показывает важность роли воспитания в семье, контекста окружения и влияния сверстников в формировании склонности к риску.
Для решения проблемы склонности к риску, связанной с делинквентным поведением подростков, необходим комплексный подход, включающий в себя образование, трудоустройство и развитие навыков самоконтроля и управления стрессом. Также важно да и возможность заниматься спортом и другими развлечениями, которые помогут подросткам повысить самооценку, самоуверенность и развить интересы, которые могут помочь защитить их от связывания с делинквентными группами.
В целом, исследование подчеркивает необходимость усилий со стороны общества для решения проблемы делинквентного поведения подростков и склонности к риску, а также важность повышения осведомленности на эту тему.
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование склонности к риску делинквентных подростков
2.1. Организация и методы исследования
Для выявления склонности к риску делинквентных подростков, нами было проведено эмпирическое исследование. Диагностика склонности к риску проводилась с помощью методики М. Цукермана «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» (См.: Приложение 1).
Методика М. Цукерамана позволяет определить склонность человека к экстремально-рискованному поведению, отражающей активные физические действия и асоциальное поведение. Оценка результатов формируется по 4 шкалам. По каждой шкале диапазон баллов от 0 до 10. Уровни выраженности исследуемых шкал: низкий; средний; высокий.
Исследование проводилось в период с октября по ноябрь 2019 года на базе Новоцарицынской СОШ и на базе ФКУ СИЗО – 1 г. Омска.
Выборка исследования – подростки одной возрастной категории (16-17 лет) в количестве 24-х человек: законопослушные и делинквентные (несовершеннолетние преступники) подростки.