Файл: Конструктивная трансформация склонности к риску как средство профилактики делинквентного поведения подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Склонность к риску делинквентных подростков

1.1. Делинквентное поведение подростков и его причины

1.2. Склонность к риску как фактор делинквентного поведения

Выводы по Главе 1

2.2. Анализ результатов исследования

Выводы по Главе 2

ГЛАВА 3. Программа профилактики делинвкентного поведения подростков посредством трансформации склонности к риску

3.1. Направления социальной работы по профилактике и коррекции делинквентного поведения

3.2. Обоснование программы

3.3. Содержание программы

Выводы по Главе 3

ГЛАВА 4. Программа профилактики делинквентных подростков, входящих в состав группы антиобщественной направленности

4.1. Эмпирическое исследование статуса делинквентных подростков, входящих в состав группы антиобщественной направленности

4.2. Программа профилактики делинквентного поведения подростков,входящих в состав группы антиобщественной направленности

4.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Выводы по Главе 4

ГЛАВА 5. Группа антиобщественной направленности

и работа с ней через лидера группы

5.1. Характеристика группы антиобщественной направленности

5.2. Лидер группы как ключевой элемент

в работе с антиобщественной группой

5.3. Технологии работы с антиобщественной группой через ее лидера

5.4. Оценка эффективности работы с антиобщественной группой

Выводы по Главе 5

Заключение

Список литературы

Список терминов

противостоять негативному влиянию среды, справляться со стрессами и выходить из сложных жизненных ситуаций конструктивным путём.

В результате, проведенного нами эмпирического исследования, нам удалось выявить высокий уровень склонности к риску у делинквентных подростков, заключенных в СИЗО-1 г.Омска и преобладание у законопослушных школьников Новоцарицынской СОШ уровня склонности к риску в пределах нормы. Это свидетельствует о том, что данный феномен развит у всех подростков, однако может иметь деструктивный и конструктивный характер, что предопределяет их поведение – делинквентное или законопослушное.

Все вышеизложенные факторы подтверждают необходимость организации и проведения специальной деятельности, направленной на конструктивную трансформацию склонности к риску несовершеннолетних правонарушителей. Так как, деструкция склонности к риску может выступать одним из факторов возникновения рецидива. А конструктивная трансформация склонности к риску сформирует у делинквентных подростков мотивацию, необходимую для конструктивной деятельности и включению в благоприятное социальное взаимодействие.


3.3. Содержание программы



На основании результатов исследования нами была разработана комплексная программа, направленная на профилактику и коррекцию делинквентного поведения подростков путем конструктивной трансформации склонности к риску.

Цель программы: конструктивная трансформация склонности к риску подростков с делинквентным поведением.

Деструктивная склонность к риску подростков может быть трансформирована в конструктивную посредством вовлечения подростков в социально-одобряемую сферу деятельности: спортивную и волонтерскую.

Задачи программы:

  1. Актуализировать личностные ресурсы и сформулировать жизненные цели подростков;

  2. Показать подросткам возможности реализации склонности к риску в социально одобряемых сферах деятельности;

  3. Создать условия для реализации склонности к риску в социально одобряемых сферах деятельности: спорт и волонтерство;

Целевая группа: ученики БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №124», состоящие на внутришкольном учете и на профилактическом учете в подразделении по работе с несовершеннолетними в отделе полиции № 6 в количестве 8 человек, в возрасте 16-17 лет.

Работа с подростками должна быть реализована в трех направлениях, соответствующих трем блокам программы:

1 Блок. Тренинг «Мои ресурсы»»: Актуализация личностных ресурсов и жизненных целей подростков; знакомство с возможностями реализации склонности к риску в социально одобряемых сферах деятельности;

2 Блок. «Спорт в моей жизни»: Создать условия для реализации склонности к риску в социально одобряемых сферах деятельности – спортивных занятиях.

3 Блок. «Волонтерская патриотическая деятельность»: Создать условия для реализации склонности к риску в социально одобряемых сферах деятельности – волонтерской деятельности.

Для возможности реализации склонности к риску в социально-одобряемых видах деятельности нами выбраны организации специализирующиеся: на физической подготовке – Спортивный клуб «Лига Стали»; на волонтерской деятельности – Народная дружина «Правопорядок».

Данные спортивные и волонтерские мероприятия способствуют повышению уровня рефлексии и самооценки подростка. Включение в социально одобряемых сферах деятельности позволяет безопасным путем удовлетворить возрастную потребность подростка в риске [46].



Для проведения спортивных и волонтерских мероприятий для подростков будут приглашены:

  • заслуженный мастер спорта РФ, двукратного чемпиона мира по кикбоксингу и общественного деятеля,

  • командир ОМООНД «Правопорядок», член ООО «Офицеры России», член ВООВ «Боевое братство», начальник штаба ОДО «МЧС волонтер».

Роль специальных гостей заключается в оказании помощи в организации и проведении мероприятий для подростков. А также наличие новых лиц и нового формата работы с делинквентными подростками будет способствовать повышению интереса и мотивации к данным видам деятельности.

В программе используются групповые спортивные занятия, волонтерская деятельность, тренинговые занятия, которые способствуют развитию у несовершеннолетних правонарушителей способностей познания себя и других людей, актуализации личностных ресурсов и жизненных целей

Этапы реализации программы:

1 этап – подготовительный: Диагностический, направлен на выявление уровня склонности к риску (методика М. Цукермана).

2 этап – основной: Формирующий, включает в себя тренинг, спортивные и волонтерские мероприятия, направленные на развитие у несовершеннолетнего конструктивные способы реализации склонности к рискованным действиям у подростков.

3 этап – заключительный: Диагностический (итоговая диагностика – анкетирование, цель которого – изучение происходящих изменений личностной и эмоционально-волевой сферах несовершеннолетних и видов деятельности, которыми делинквентные подростки готовы заниматься в дальнейшем (спорт, волонтерство). Образец анкеты представлен в Приложение 3.

Содержание программы:

Кадровый состав:

  • специалист по социальной работе;

  • педагог-психолог БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №124»;

  • инспектор ПДН Отдела полиции №6;

  • приглашенные специалисты: заслуженный мастер спорта РФ, двукратный чемпион мира по кикбоксингу и общественный деятель (К.А. Нурмаганбетов); командир ОМООНД «Правопорядок», член ООО «Офицеры России», член ВООВ «Боевое братство», начальник штаба ОДО «МЧС волонтер».

Целевая группа:

  • учащиеся БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №124», состоящие на внутришкольном учете и на профилактическом учете в подразделении по работе с несовершеннолетними в отделе полиции №6 в количестве 8 человек, в возрасте 16-17 лет.


Программа реализуется в форме тренинга, спортивных игр и турниров, обучающих мастер-классов и волонтерских мероприятий (Таблице 2).
Таблица 2

Содержание программы «Профилактика делинквентного поведения подростков посредством конструктивной трансформации склонности к риску»

Проводимые мероприятия

Даты проведения

Ответственный

1 Блок. Тренинг « Мои ресурсы»

Цель: актуализация личностных ресурсов и жизненных целей подростков; знакомство с возможностями реализации склонности к риску в социально одобряемых сферах деятельности;

Задачи:

  • Выявить личностные ресурсы и жизненные цели подростков.

  • Сформировать мотивацию и интерес к участию в спортивных и волонтерских мероприятиях.

  • Познакомить подростков с боевыми волонтерскими движениями и их деятельностью.

  • Познакомить с различными видами спорта и их спецификой.

Социально-психологический тренинг «Путь к себе»

01.07

05.07

02.08

04.08

Турлубаева Д.Д.

Встреча с заслуженным мастером спорта РФ, двукратным чемпионом мира по кикбоксингу и общественным деятелем

07.07


Нурмаганбетов К.А.

Встреча с командиром ОМООНД «Правопорядок», членом ООО «Офицеры России», членом ВООВ «Боевое братство», начальником штаба ОДО «МЧС волонтер»

09.07

Бабенко А.А.

2 Блок. « Спорт в моей жизни»:

Цель: создание условий для реализации склонности к риску подростков в социально одобряемых сферах деятельности – спортивных занятиях: помочь подросткам в поиске вида спорта для последующих занятий, укрепить здоровье,повысить уровень физической подготовки.

Задачи:

  • Познакомить подростков с различными видами спорта и их спецификой.

  • Способствовать повышению уровня физической подготовки (мышечная масса, координация движений, выносливость и т.д.).

  • Создать условия для формирования здоровой спортивной конкуренции: развитие чувства справедливости и уважения к сопернику;

  • Создать условия для развития воли к победе и упорства в достижении целей;

  • Способствовать выработки навыков саморегуляции..

Ознакомительные тренировки по кроссфиту

12.07

14.07

Нурмаганбетов К.А.


Ознакомительные тренировки по футболу.

19.07

Футбольный турнир среди подростков «Сила Сибири!»

21.07

Ознакомительные тренировки по кикбоксингу

26.07

28.07

3 Блок. «Волонтерская патриотическая деятельность»:

Цель: создание условий для реализации склонности к риску подростков в социально одобряемых сферах деятельности – боевой волонтерской деятельности, условий для повышения уровня военно-патриотической подготовки.

Задачи:

  • Познакомить подростков с боевыми волонтерскими движениями;

  • Способствовать выработке навыков защитника отечества:сбор и разбор автомата, строевая подготовка, оказание первой помощи;

  • Способствовать воспитанию командного духа и чувства патриотизма;

  • Приобщение к волонтерской деятельности - помощи людям в трудной жизненной ситуации.

Военно-тактическая игра «Готовы Родине служить!»

16.07

Бабенко А.А.


Патриотический марафон «Победа! Молодость! Весна!»

23.07

Участие в акции «Поможем вместе» совместно с сотрудниками детского сада № 127 (гуманитарная помощь многодетным, малообеспеченным семьям).

30.07



Занятия с подростками занятия проводятся 3 раза в неделю по 1-2-3 часа в течение месяца.

Принципы взаимодействия с подростками:

  • Добровольность – проведение занятий с учениками школы на основе их добровольного участия;

  • Сотрудничество и взаимоуважение – работа во взаимопонимании и уважении между учениками школы и специалистами, реализуемыми программу;

  • Принцип гуманизма – демократичное и справедливое отношение ко всем ученикам школы;

  • Практикоориентированность – информация, описанная в блоках и содержании программы должна быть реализована.


Ожидаемые результаты:

  • Трансформация деструктивной склонности к риску подростков в конструктивную;

  • Актуализация личностных ресурсов и жизненных целей подростков у подростков.


Критерии эффективности программы

  • Конструктивная трансформация склонности к риску подростков, участвующих в реализации программы;

  • Возможность выбора социально одобряемой деятельности – спорт, волонтерство.

Риски программы

Таблица 3

Риски

Предотвращение

Низкая мотивация подростков

Обеспечение ситуации личного выбора занятий; информирование подростка о преимуществах прохождения программы.

Закрытость подростков

Эмоциональная поддержка, уважительное и доброжелательное общение.

Ограниченность ресурсов в реализации программы

Заблаговременная договоренность с руководством учреждений о предоставлении помещений и необходимого инвентаря и оборудования, и специалистами для реализации мероприятий и занятий программы.

Отсутствие положительного результата

Детальный разбор причин неуспеха в виде рефлексивного анализа, а при необходимости повторение каких-либо занятий.


Ресурсы реализации программы: