Файл: Конструктивная трансформация склонности к риску как средство профилактики делинквентного поведения подростков.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Склонность к риску делинквентных подростков
1.1. Делинквентное поведение подростков и его причины
1.2. Склонность к риску как фактор делинквентного поведения
2.2. Анализ результатов исследования
3.1. Направления социальной работы по профилактике и коррекции делинквентного поведения
4.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
ГЛАВА 5. Группа антиобщественной направленности
и работа с ней через лидера группы
5.1. Характеристика группы антиобщественной направленности
5.2. Лидер группы как ключевой элемент
в работе с антиобщественной группой
5.3. Технологии работы с антиобщественной группой через ее лидера
Список терминов
Делинквентное поведение – антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Конструктивная трансформация – благоприятное, плодотворное, рациональное изменение, преобразование вида, формы, существенных свойств чего либо.
Коррекция – система специальных и общепедагогичесских мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении детей и подростков.
Кроссфит – это система функциональных высокоинтенсивных тренировок, в основу которой включены элементы таких дисциплин, как тяжелая атлетика, гимнастика, аэробика, гиревой спорт, упражнения стронгменов и других видов спорта.
Отклоняющееся поведение – форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц (девиантов и делинквентов) в обществе.
Патология – болезненное отклонение от нормального состояния или процесса развития.
Подростковый возраст – период бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей в жизни индивида, период перехода индивида от детства к юношеству.
Правонарушение – неправомерное поведение, виновное противоправное общественно опасное деяние, противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным лицом или лицами.
Преступление – общественно опасное деяние, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.
Риск – категория, характеризующая поведение субъектов в условиях неопределенности при выборе оптимального решения из числа альтернативных на основе оценки вероятности достижения желаемого результата и степени отклонения от него.
Склонность к риску – стремление человека подвергаться опасности, получая при этом острые переживания и ощущения.
Социальная профилактика – сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.
Приложение 1
Методика «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению»
ФИО:
Укажите ваш пол: М / Ж
Укажите ваш возраст:
Наличие
родных братьев _______________ ……количество, возраст
родных сестер: ________________……количество, возраст
Инструкция: Перед вами утверждения, которые касаются разного рода поведенческих ориентации, связанных с потребностями в риске, новизне, экстремальности. Ваша задача – выбрать подходящий для вас вариант ответа и указать свой выбор в бланке ответов:
а) да, верно;
б) нет, неверно;
в) затрудняюсь ответить.
№ | Утверждения | Ответы | ||
А | В | С | ||
1 | В ситуации неясной обстановки я предпочитаю подождать, пока она прояснится, а не разведывать ее. | | | |
2 | Я хотел бы уйти далеко в море на небольшом, но надежном морском судне | | | |
3 | В работе я предпочитаю игнорировать все, что прямо не относится к делу. | | | |
4 | Меня привлекает путешествие по стране на попутных машинах. | | | |
5 | Мне неинтересно смотреть один и тот же фильм повторно. | | | |
6 | Я остерегаюсь еды, которую раньше не пробовал. | | | |
7 | Мой девиз: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». | | | |
8 | Я бы предпочел жить в такие периоды истории, которые насыщены переменами. | | | |
9 | Мне неприятно видеть экстравагантные прически. | | | |
10 | Мне бы хотелось прыгнуть с парашютом. | | | |
11 | Мне не нравятся люди, которые лезут на рожон. | | | |
12 | Я хотел бы покататься на спортивном мотоцикле. | | | |
13 | Я бы стал учиться управлять дельтапланом. | | | |
14 | Глупо стараться совершать безумные поступки только ради того, чтобы посмотреть, как на это прореагируют окружающие. | | | |
15 | Мне утомительно смотреть любительские фильмы и слайды. | | | |
16 | Люди, которые со мной не согласны, интересны мне меньше, чем единомышленники. | | | |
17 | Я люблю заплывать далеко от берега. | | | |
18 | Совершенно не представляю себя альпинистом. | | | |
19 | При прочих равных условиях я действую по линии наименьшего сопротивления. | | | |
20 | Мне нравится одеваться необычно | | | |
21 | Человеку надо время от времени менять работу, чтобы избежать застоя. | | | |
22 | У меня хватает терпения общаться с нудными и скучными людьми. | | | |
23 | В незнакомом городе я предпочитаю самостоятельно находить дорогу, а не пользоваться путеводителем. | | | |
24 | Я избегаю друзей, поступки которых непредсказуемы. | | | |
25 | Иногда мне хочется сделать что-нибудь пугающее. | | | |
26 | Мне хотелось бы пожить жизнью бродячих цыган, странствующих артистов. | | | |
27 | Я испытываю подъем сил, если при осуществлении какого-либо дела появляются серьезные препятствия. | | | |
28 | Мне тяжело уживаться в коллективе с занудой. | | | |
29 | Мне страшно нырять с высоты скалы | | | |
30 | Мне нравится подначивать людей к неразумному проявлению власти и деспотизма. | | | |
31 | Жаль тратить столько времени на сон. | | | |
32 | Я берусь за трудные задачи, только если меня вынуждают к этому обстоятельства. | | | |
33 | Я бы не решился попробовать препараты, вызывающие галлюцинации. | | | |
34 | Даже подумать не могу о спуске на горных лыжах с высокой горы. | | | |
35 | Я не люблю сочетания контрастных цветов и неправильных форм современной живописи. | | | |
36 | Человек, действия которого предсказуемы, – зануда. | | | |
37 | Я бы хотел понырять с аквалангом. | | | |
38 | Мне очень нравится преодолевать трудности. | | | |
39 | Правы те люди, которые выбирают непроторенные пути, чреватые возможной неудачей. | | | |
40 | Мне нравится слушать новую и необычную музыку. | | | |
Приложение 2
Результаты исследования склонности к риску делинквентных и законопослушных подростков
Респонденты | Возраст | Пол | Шкалы | |||||
ПООР | НО | ПНВ | НСТ | |||||
Законопослушные | 1 | Т.А. | 16 | м | 6 | 5 | 3 | 4 |
2 | Ч.М. | 16 | м | 4 | 2 | 1 | 6 | |
3 | Т.Д. | 16 | ж | 5 | 7 | 3 | 3 | |
4 | Т.А. | 16 | ж | 2 | 4 | 4 | 5 | |
5 | Л.М. | 16 | ж | 5 | 2 | 2 | 4 | |
6 | А.С. | 16 | м | 5 | 5 | 4 | 3 | |
7 | К.М | 16 | м | 4 | 3 | 3 | 7 | |
8 | Ш.С. | 16 | м | 5 | 4 | 3 | 6 | |
9 | А.М. | 16 | м | 3 | 1 | 1 | 2 | |
10 | К.В. | 16 | м | 2 | 4 | 2 | 5 | |
11 | Л.А. | 16 | м | 4 | 6 | 2 | 6 | |
12 | Г.Е. | 16 | ж | 4 | 4 | 1 | 5 | |
13 | Ш.А. | 16 | ж | 0 | 4 | 2 | 3 | |
14 | К.Ф. | 16 | м | 4 | 3 | 3 | 4 | |
15 | Т.А. | 16 | м | 7 | 3 | 3 | 5 | |
16 | Е.Е. | 16 | ж | 5 | 1 | 1 | 3 | |
17 | А.А. | 16 | ж | 3 | 6 | 3 | 2 | |
Делинквентные | 1 | К.М. | 16 | м | 6 | 6 | 8 | 5 |
2 | Г.А. | 17 | м | 7 | 5 | 9 | 6 | |
3 | Ц.Г. | 17 | м | 8 | 9 | 6 | 4 | |
4 | В.В. | 16 | м | 10 | 6 | 9 | 7 | |
5 | А.Е. | 16 | м | 9 | 6 | 6 | 7 | |
6 | Р.Т. | 17 | м | 9 | 4 | 5 | 6 | |
7 | Г.С. | 16 | м | 10 | 6 | 10 | 5 |
Приложение 3
Анкета обратной связи
ФИО: | |
Укажите ваш пол: М / Ж | |
Укажите ваш возраст: | |
Какое у вас на данный момент настроение? | |
Понравились ли занятия? | |
Какое мероприятие вам запомнилось больше всего? И почему? | |
Были ли трудности в выполнении задании? Если да, то какие? | |
Чем вы бы хотели заниматься? | |
Какие выводы вы сделали для себя? | |
Какие планы после окончания школы? | |
Приложение 4
Тренинг «Мои ресурсы»
Цель: актуализация личностных ресурсов и жизненных целей подростков; знакомство с возможностями реализации склонности к риску в социально одобряемых сферах деятельности.
Задачи:
-
Выявить личностные ресурсы и жизненные цели подростков. -
Сформировать мотивацию и интерес к участию в спортивных и волонтерских мероприятиях. -
Познакомить подростков с боевыми волонтерскими движениями и их деятельностью. -
Познакомить с различными видами спорта и их спецификой.
Тренинг состоит из 4 занятий. Занятия проводятся в начале и в конце основной части программы. Продолжительность одного занятия – 1 час
Занятия предполагают игровые и практические упражнения, тест, групповые дискуссии.
Место проведения занятий: БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №124».
Правила работы в группе:
1. Единая форма обращения друг к другу на «ты» или «вы» (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на «ты», включая ведущего. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников группы.
2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить о том, что волнует именно сейчас).