Файл: Конструктивная трансформация склонности к риску как средство профилактики делинквентного поведения подростков.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 281
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Склонность к риску делинквентных подростков
1.1. Делинквентное поведение подростков и его причины
1.2. Склонность к риску как фактор делинквентного поведения
2.2. Анализ результатов исследования
3.1. Направления социальной работы по профилактике и коррекции делинквентного поведения
4.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
ГЛАВА 5. Группа антиобщественной направленности
и работа с ней через лидера группы
5.1. Характеристика группы антиобщественной направленности
5.2. Лидер группы как ключевой элемент
в работе с антиобщественной группой
5.3. Технологии работы с антиобщественной группой через ее лидера
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Исторический факультет
Кафедра социальной работы, педагогики и психологии
КОНСТРУКТИВНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СКЛОННОСТИ К РИСКУ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Выпускная квалификационная работа
Направление подготовки − 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата)
Выполнила:
Турлубаева Диана Дюсекеевна
студентка 4 курса группы ИОБ-701-О
_______ _______________
дата подпись
Научный руководитель:
Асмаковец Е.С.,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры социальной работы,
педагогики и психологии
_______ _______________
дата подпись
Омск 2021
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. Склонность к риску делинквентных подростков 6
1.1. Делинквентное поведение подростков и его причины 6
1.2. Склонность к риску как фактор делинквентного поведения 8
Выводы по Главе 1 12
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование склонности к риску делинквентных подростков 13
2.1. Организация и методы исследования 13
2.2. Анализ результатов исследования 13
Выводы по Главе 2 19
ГЛАВА 3. Программа профилактики делинвкентного поведения подростков посредством трансформации склонности к риску 20
3.1. Направления социальной работы по профилактике и коррекции делинквентного поведения 20
3.2. Обоснование программы 22
3.3. Содержание программы 23
Выводы по Главе 3 30
ГЛАВА 4. Программа профилактики делинквентных подростков, входящих в состав группы антиобщественной направленности 31
4.1. Эмпирическое исследование статуса делинквентных подростков, входящих в состав группы антиобщественной направленности 31
4.2. Программа профилактики делинквентного поведения подростков,входящих в состав группы антиобщественной направленности 35
4.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Выводы по Главе 4 49
ГЛАВА 5. Группа антиобщественной направленности 50
и работа с ней через лидера группы 50
5.1. Характеристика группы антиобщественной направленности 50
5.2. Лидер группы как ключевой элемент 52
в работе с антиобщественной группой 52
5.3. Технологии работы с антиобщественной группой через ее лидера 54
5.4. Оценка эффективности работы с антиобщественной группой 56
Выводы по Главе 5 59
Заключение 60
Список литературы 63
Список терминов 67
Введение
Делинквентное поведение несовершеннолетних было и остаётся одной из самых актуальных социально-правовых проблем российского общества. Несмотря на то, что государство предпринимает различные меры по профилактике правонарушений и наблюдается снижение подростковой преступности, но всё же удельный вес преступлений, совершаемых несовершеннолетними, остаётся весьма велик.
Исследование о конструктивной трансформации склонности к риску имеет большую актуальность, поскольку делинквентное поведение становится все более распространенным среди подростков и молодежи. Это может привести к различным проблемам в качестве жизни и влиять на будущее общества в целом.
Целью этого исследования является выявление методов профилактики делинквентного поведения с помощью конструктивной трансформации склонности к риску. Это значит, что рискованные поведенческие тенденции, которые могут привести к делинквенции, будут заменяться новыми, более конструктивными поведенческими моделями, которые не только предупреждают делинквентное поведение, но также способствуют развитию здоровых и позитивных образцов поведения.
Исследование нацелено на создание методологии, которая может быть применена в работе со специалистами, работающими с подростками, родителями и другими, которые взаимодействуют с подростками. Таким образом, данное исследование имеет практическую ценность в области профилактики делинквентного поведения среди подростков.
По данным правоохранительных органов России, в 2018 году было раскрыто 1088 тысячи преступлений, 43,6 тысячи из них совершено несовершеннолетними подростками [24].
Обращаясь ко внутренним факторам делинквентного поведения, В.Н. Иванов выделяет в качестве одного из внутренних факторов склонность к риску, т.е. стремление человека подвергаться опасности, получая при этом острые переживания и ощущения [14].
Исследования М. Цукермана показали, что стремление и желание рисковать возрастает в период подросткового возраста (с 9 до 14 лет) и идет на спад после 20 лет [21].
Все мнения имеют право на существование. В жизни подростка риск и риск может быть как конструктивным, проявляющимся, например, в занятиях спортом, с повышенным уровнем риска, так и деструктивным, связанным с принятием наркотических веществ или совершением преступлений.
Поэтому необходимо развивать направления социальной работы по профилактике и коррекции с делинквентного поведения подростков посредством конструктивной трансформации склонности к риску.
Объект выпускной квалификационной работы: склонность к риску делинквентных подростков.
Предмет выпускной квалификационной работы: профилактика и коррекция делинквентного поведения подростков посредством конструктивной трансформации склонности к риску.
Цель выпускной квалификационной работы: разработка программы профилактики и коррекции делинквентного поведения подростков посредством конструктивной трансформации склонности к риску.
Задачи:
1. Изучить особенности делинквентного поведения, его причины и виды;
2.Изучить склонность к риску делинквентных подростков;
3. Разработать и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление склонности к риску у делинквентных подростков;
4. Разработать программу профилактики и коррекции делинквентного поведения подростков посредством конструктивной трансформации склонности к риску.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, обобщение, сравнение.
Эмпирические: анкетирование, диагностика (методика М. Цукермана)
Практическая значимость программы определяется, прежде всего, его актуальностью и связана с возможностью использования основных положений и результатов исследования для предупреждения делинквентного поведения через коррекцию склонности к риску и поиска социально одобряемых способов её реализации.
ГЛАВА 1. Склонность к риску делинквентных подростков
1.1. Делинквентное поведение подростков и его причины
Особый интерес исследователями уделяется подростковой делинквентности [19].
Особое беспокойство вызывает тот факт, что, согласно данным МВД РФ, в период с января по июль 2018 года каждое двадцать седьмое преступление (3,7 %) совершается несовершеннолетними или при их соучастии. Всего выявлено 22 787 несовершеннолетних лица, совершивших преступления. При этом удельный вес в общем числе выявленных лиц составил 4,1 % [11].
В структуре преступности подростков доля тяжких и особо тяжких преступлении достаточно высокая по таким видам преступлении как: принуждение к сексуальным действиям, нанесение телесных повреждении, грабежи и кражи личного имущества [35].
Стоит заметить, что увеличивается число несовершеннолетних совершивших преступление в состоянии опьянения. Указанные факты свидетельствуют о необходимости коренного пересмотра концептуальных подходов к сопровождению подростков с делинквентным поведением и к профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних.
Делинквентное поведение подростков - это поведение, которое нарушает закон и/или социальные нормы и моральные требования общества. Оно может принимать различные формы - от проступков до серьезных правонарушений, таких как кражи, наркомания, насилие или грабежи.
Причин делинквентного поведения подростков существует множество. Некоторые из них:
1. Семейные проблемы: наличие насилия в семье, низкий уровень образования родителей, развод родителей, отсутствие поддержки со стороны семьи.
2. Проблемы в школе: учебные трудности, отсутствие поддержки со стороны учителей, конфликтные отношения с учителями и одноклассниками.
3. Общество: неблагоприятные условия жизни и работы в районах с неблагополучной социальной средой, наркотики и алкогольное пьянство, отсутствие перспектив на будущее.
4. Личностные проблемы: отсталость в развитии, психические и эмоциональные нарушения, стресс, неумение решать конфликты и проблемы социального взаимодействия.
5. Средневековая относительность: ограничения в жизни и образовании, плохие условия труда и жизни, отсутствие карьерных перспектив и низкая мотивация.
6. Неправильные модели поведения: агрессивные игры, жестокость по отношению к животным, просмотр насильственных фильмов, насилие в качестве элемента общения и другие вредные привычки.
Все меры должны направляться на повышение социально-жизненного уровня подростков, их занятости и образования, общения со сверстниками и социальной помощи для избегания делинквентного поведения.
Для предотвращения делинквентного поведения подростков необходимы комплексные меры, включающие в себя как индивидуальную, так и социальную работу с подростками.
Индивидуальная работа включает в себя консультирование, психотерапию и помощь в решении личных проблем подростков. Особое внимание должно уделяться развитию у подростков навыков решения проблем, повышению самооценки и самоконтроля, а также предоставлению доступных альтернатив делинквентному поведению.
Социальная работа включает в себя работу со средой, в которой подростки живут и учатся. Это может включать в себя организацию мероприятий для развития социальных навыков, улучшения образовательной среды и контроль за преступностью.
Также важно развитие и поддержка сильных социальных связей, как внутри семьи, так и в обществе. Это может включать в себя поддержку круга друзей, свободное время, которое можно провести вместе, и укрепление связи подростков с их семьей.
Наконец, успешная предотвращение делинквентного поведения подростков должна быть основана на научных исследованиях используемых методов, оценке их эффективности и дальнейшей корректировке.
Поэтому деликвентные подростки, как десоциализированные и дезадаптивные, характеризуются такими личностными особенностями